logo
Земелька

Рассмотрение земельных споров. Порядок передачи земельного спора на рассмотрение в третейский суд.

Земельные споры возникают по поводу земли в связи с:

- отказом предоставления земельного участка,

- его изъятием,

- ограничением прав на землю,

- нарушением границ землепользования,

- самовольным занятием и в других случаях, когда нарушено субъективное право лица.

Спор может возникнуть и в связи с тем, что лицо заблуждалось в отношении своего действительного права.

Сторонами в земельном споре являются:

- исполнительный орган государственной власти либо орган местного самоуправления, с одной стороны, и физическое либо юридическое лицо, с другой стороны, при отказе в предоставлении земельного участка, изъятии, ограничении или прекращении прав административно-правовым актом властного органа;

- граждане и юридические лица по спорам между собой в связи с нарушением границ землепользования, самовольным занятием земли, созданием помех в осуществлении правомочий по владению, пользованию и распоряжению земельным участком.

Споры о признании прав на землю рассматриваются судами в порядке искового производства как споры о праве гражданском. В качестве ответчика выступает администрация государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, обладающего правом распоряжения землей в соответствии со статьями 10 и 11 Земельного кодекса РФ, во втором случае - лицо, нарушившее земельные права потерпевшей стороны.

Из анализа норм ЗК РФ можно сделать вывод, что в судах подлежат рассмотрению, в частности, следующие иски и споры о праве на землю:

- в связи с отказом в предоставлении земельного участка в собственность гражданам и юридическим лицам из государственного и муниципального земельного фонда (статьи 15, 36);

- в связи с изъятием или отказом в предоставлении служебного земельного надела (ст. 24);

- спор о земельном участке при переходе права собственности на недвижимость (ст. 35);

- спор о земельном участке при продаже его с торгов (аукциона, конкурса) и признании права на землю (ст. 38);

- иск о признании права на землю при разрушении здания, строения, сооружения при условии начала восстановления их в течение трех лет (ст. 39);

- споры о признании прав на земельные участки при принудительном прекращении прав на землю по основаниям, предусмотренным статьями 44 - 48, 51, 54 ЗК РФ, статьями 284 - 286 ГК РФ;

- спор по иску исполнительного органа государственной власти либо органа местного самоуправления о принудительном изъятии (выкупе) земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статьями 49, 55 ЗК РФ, статьи 279 - 283 ГК РФ).

Судебному рассмотрению подлежат также споры, возникающие из договоров по поводу земли: купли-продажи, мены, аренды, ипотеки, дарения, сервитута и др. Следует иметь в виду, что, помимо ЗК РФ и ГК РФ, названные виды земельного оборота регулируются ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

При определении подсудности споров, связанных с земельными правоотношениями, следует учитывать правила родовой подсудности. В соответствии со статьей 23 ГПК РФ дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на день подачи заявления, дела об определении порядка пользования земельными участками подсудны мировому судье.

Территориальная подсудность земельных споров в большинстве случаев является исключительной и определяется по правилам статьи 30 ГПК РФ - иски о правах на земельные участки подсудны суду по месту нахождения земельного участка.

Остальные требования подсудны судам по общему правилу, закрепленному в статье 28 ГПК РФ, - по месту жительства ответчика, а требования к организации - по месту нахождения организации.

Исковые заявления оплачиваются государственной пошлиной. Требования о признании неправомерным отказа местной администрации в предоставлении земельного участка, об устранении препятствий в пользовании земельным участком, об определении порядка пользования земельным участком оплачиваются государственной пошлиной как требования неимущественного характера.

предусмотрена возможность передачи земельных споров до принятия дела к производству судом на рассмотрение третейского суда. Порядок образования и деятельности третейских судов, находящихся на территории Российской Федерации, регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации".

В соответствии со статьей 5 указанного Закона спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения. Третейское соглашение может быть заключено сторонами в отношении всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением. Третейское соглашение о разрешении спора по договору, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (договор присоединения), действительно, если такое соглашение заключено после возникновения оснований для предъявления иска. Третейское соглашение в отношении спора, который находится на разрешении в суде общей юрисдикции или арбитражном суде, может быть заключено до принятия решения по спору компетентным судом.

Третейский суд принимает решение большинством голосов. Решение излагается в письменном виде, в нем указываются время и место постановления решения, состав третейского суда; третейская запись, на основании которой действовал суд; наименование всех участников спора; предмет спора; причины, по которым суд принял решение; постановление третейского суда. Решение подписывается всеми судьями и участниками спора. Решение третейского суда, не исполненное добровольно, может быть исполнено в принудительном порядке на основании исполнительного листа, который выдается судом общей юрисдикции. В том случае, если судья отказывает в выдаче исполнительного листа, спор может быть решен в суде по заявлению заинтересованной в этом стороны (см. ст. ст. 45 - 46 Закона о третейских судах).

В то же время практика показывает, что, несмотря на все преимущества рассмотрения дел третейскими судами, стороны при земельных спорах выбирают в основном процедуру их рассмотрения компетентными "государственными" судами. Происходит это потому, что до сих пор контрагенты друг другу не доверяют. Стороны спора не могут положиться на добросовестность друг друга как в подборе судей, так и в выборе процедуры рассмотрения спора, что ведет к невозможности заключения третейского соглашения. Кроме того, такая процедура требует значительных материальных затрат, а это не всем доступно.