Земельный контроль и надзор: понятие, виды.
Действие организационно-правового механизма обеспечения требований земельного права и провозглашение гарантий земельных прав не принесут ожидаемых результатов без постоянного регулярного разноуровневого контроля за использованием и охраной земель всеми физическими и юридическими лицами — земельного контроля. В течение XX в. функции государственного земельного контроля исполнял собственник земель — государство. В период рыночных реформ он продолжает быть эффективным средством контроля исполнения земельно-правовых требований.
Задачи земельного контроля. В задачи земельного контроля входят:
— проверка соблюдения требований земельного законодательства и нормативов качества окружающей среды;
— проверка выполнения мероприятий и соблюдения требований по рациональному использованию и охране земель (в том числе государственный контроль за воспроизводством плодородия земель сельскохозяйственного назначения) организациями независимо от организационно-правовой формы, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами.
На реализацию указанных задач ориентирован общественный и муниципальный, а также производственный контроль за использованием и охраной земель.
Каждый из этих видов контроля имеет специфические функции и адекватные средства их реализации, занимает свое место в защите земельных прав физических и юридических лиц, обеспечении выполнения ими своих земельных обязанностей.
Муниципальный и общественный земельный контроль
Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.
Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга полномочия органов местного самоуправления на осуществление земельного контроля за использованием земель и установление порядка его осуществления, предусмотренные пунктами выше, могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти этих субъектов Российской Федерации.
Общественный земельный контроль осуществляется органами территориального общественного самоуправления, другими общественными организациями (объединениями), гражданами за соблюдением установленного порядка подготовки и принятия исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, решений, затрагивающих предусмотренные ЗемельнымКодексом права и законные интересы граждан и юридических лиц, а также за соблюдением требований использования и охраны земель.
Формы общественного земельного контроля. Общественный земельный контроль может осуществляться в самых различных формах, в том числе не предусмотренных законодательством, поскольку создание демократического социального государства предполагает инициативу, поиск и разнообразие форм участия граждан в управлении обществом и государством. Граждане могут сообщать в государственные и муниципальные органы о правонарушениях в области охраны земель и окружающей среды, участвовать в проверках, пикетах и иных уличных мероприятиях, а также в проведении государственного земельного надзора.
Международные общественные организации участвуют в природоохранной деятельности и общественном земельном контроле на территории РФ в различных формах —это деятельность Гринписа, филиала Всемирного фонда дикой природы, проведение форумов и конгрессов по обеспечению биоразнообразия при их моральной и материальной поддержке особо охраняемых природных территорий некоторых аспектов научной экологической деятельности.
Производственный земельный контроль
Производственный земельный контроль осуществляется собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка в ходе осуществления хозяйственной деятельности на земельном участке.
Лицо, использующее земельный участок, обязано предоставить сведения об организации производственного земельного контроля в специально уполномоченный орган государственного земельного контроля в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Субъекты и направления производственного земельного контроля.
Производственный земельный контроль должен осуществляться землеобладателем или по его поручению созданной им земельной, землеустроительной, агрохимической, мелиоративной, экологической и иными службами предприятия, учреждения, организации. Цель такого контроля — проверка соблюдения нормативов качества землепользования, охраны земли и окружающей среды, выполнения требований земельного и тесно связанного с ним иного экологического законодательства, планов и мероприятий по охране земли, природы, оздоровлению окружающей среды.
Производственный (внутриведомственный, внутрипроизводственный) контроль организуется собственником, владельцем, пользователем, арендатором земельного участка или находящегося на нем предприятия и не должен подвергаться подробному, конкретному законодательному регулированию, поскольку землеобладатель отвечает перед обществом за состояние своего земельного участка и связанной с ним окружающей среды, выполнение требований земельного и иного экологического законодательства, за соблюдение нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ.
Каким именно образом землеобладатель, предприятие выполняет свой экологический долг перед обществом — то проблема прежде всего самого предприятия и владельца земельного участка: он может проводить производственный земельный контроль самостоятельно либо возложить обязанности по охране земли и окружающей среды на должностных лиц предприятия, создать специальную службу или лабораторию по охране окружающей среды, установить систему поощрений и наказаний в области землепользования и охраны среды и т.п.
Государственный земельный надзор - понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных земельным законодательством, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
- Оглавление
- Понятие земельных общественных отношений как предмета земельного права. Метод земельного права.
- Система земельного права.
- Земельное право как отрасль права и его соотношение с другими отраслями права.
- Земельное право как отрасль науки и учебная дисциплина.
- Правовое регулирование земельных отношений с 1861 по 1917 гг. (земельная реформа 1861 г., столыпинская реформа).
- Правовое регулирование земельных отношений по советскому земельному праву.
- Правовое регулирование земельных отношений в период проведения земельной реформы с 1991 г. По настоящее время (правовое обеспечение двух этапов земельной реформы).
- Понятие и система источников земельного права.
- Конституционные основы земельного права.
- Закон как источник земельного права. Земельный кодекс 2001 г.
- Указы Президента рф как источники земельного права. Постановления Правительства рф как источники земельного права.
- Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации как источники земельного права.
- Понятие земельных правоотношений. Виды земельных правоотношений.
- Объекты и субъекты земельных правоотношений.
- Земельные обязанности граждан. Земельные права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства.
- Обязанности государства, органов местного самоуправления по обеспечению земельных прав граждан и их объединений.
- Основания возникновения земельных правоотношений.
- Гражданско-правовые договоры и иные сделки как основания возникновения и прекращения прав на землю.
- Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства.
- Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
- Основания изменения и прекращения земельных правоотношений.
- Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
- Реквизиция и конфискация земельного участка.
- Прекращение права на земельный участок в случае совершения земельного правонарушения.
- Отказ от права на земельный участок.
- Понятие земельных прав и обязанностей граждан, как элемента содержания земельных правоотношений и как элемента правового статуса личности. Система земельных прав граждан и их объединений.
- Право собственности на землю и другие природные ресурсы.
- Формы собственности на землю. Право частной собственности на землю.
- Право муниципальной собственности на землю.
- Понятие и виды прав на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков.
- Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками.
- Пожизненное наследуемое владение земельными участками.
- Ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитут).
- Аренда земельных участков.
- Безвозмездное срочное пользование земельными участками.
- Правовая охрана земель: понятие, цели.
- Правовое регулирование консервации земель.
- Правовые основы мелиорации земель.
- Понятие мелиорации земель как системы мер по коренному улучшению земель. Типы и вид мелиорации земель.
- Порядок проведения мелиорации земель по действующему законодательству.
- Глава VI. Порядок проведения мелиорации земель
- Организационный механизм в сфере использования и охраны земель: понятие и содержание.
- Государственный мониторинг земель.
- Государственный кадастр недвижимости. Государственный кадастровый учет земельных участков.
- Государственная регистрация прав на земельные участки и сделок с ними.
- Землеустройство.
- Земельный контроль и надзор: понятие, виды.
- Государственный земельный надзор: субъекты, их полномочия, порядок осуществления.
- Перевод земель из одной категории в другую.
- Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии рф.
- Полномочия Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в сфере использования и охраны земель.
- Понятие экономического механизма в сфере использования и охраны земель.
- Методы экономического регулирования в сфере использования и охраны земель.
- Правовые основы платы и налога на землю.
- Оценка земельных участков.
- Арендная плата за землю.
- Кадастровая стоимость земельного участка. Порядок проведения кадастровой оценки земель.
- Гарантии прав на землю.
- Защита земельных прав.
- Возмещение убытков, причиненных нарушением прав на землю.
- Рассмотрение земельных споров. Порядок передачи земельного спора на рассмотрение в третейский суд.
- Понятие юридической ответственности за земельные правонарушения. Основания юридической ответственности за земельные правонарушения.
- Понятие и виды земельных правонарушений.
- Возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями.
- Административная ответственность за земельные правонарушения.
- Уголовная ответственность за земельные правонарушения.
- Роль и место правоохранительных органов в обеспечении охраны земель.
- Деятельность судов общей юрисдикции в сфере охраны и использования земель.
- Основные принципы международного сотрудничества в области охраны земельных ресурсов.
- Международные природоохранительные организации. Международные конференции по охране окружающей среды и устойчивому развитию.
- Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения.
- Особенности оборота земель сельскохозяйственного использования.
- Правовое регулирование использования земель сельскохозяйственного назначения для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
- Правовое регулирование использования земель сельскохозяйственного назначения для ведения личного подсобного хозяйства и крестьянского (фермерского) хозяйства.
- Понятие и состав земель населенных пунктов.
- Территориальное зонирование: понятие и содержание.
- Виды и содержание градостроительной документации.
- Правовой режим земель, входящих в пригородные зоны.
- Понятие и общая характеристика правового режима земель особо охраняемых территорий и объектов.
- Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий.
- Государственные природные заповедники
- Национальные парки
- Природные парки
- Государственные природные заказники
- Правовой режим земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
- Правовой режим земель рекреационного назначения.
- Правовой режим природоохранного назначения.
- Правовой режим земель историко-культурного назначения.
- Правовой режим особо ценных земель.
- Понятие и состав земель лесного фонда.
- Правовое обеспечение охраны и защиты земель лесного фонда.
- Правовой режим земель, предоставленных для пользования недрами.
- Понятие и общая характеристика правового режима земель водного фонда, приоритета охраны водных объектов перед их использованием.