logo
Земелька

Земельный контроль и надзор: понятие, виды.

Действие организационно-правового механизма обеспечения требований земельного права и провозглашение гарантий земельных прав не принесут ожидаемых результатов без постоянного регулярного разноуровневого контроля за использованием и охраной земель всеми физическими и юридическими лицами — земельного контроля. В течение XX в. функции государственного земельного контроля исполнял собственник земель — государство. В период рыночных реформ он продолжает быть эффективным средством контроля исполнения земельно-правовых требований.

Задачи земельного контроля. В задачи земельного контроля входят:

— проверка соблюдения требований земельного законодательства и нормативов качества окружающей среды;

— проверка выполнения мероприятий и соблюдения требований по рациональному использованию и охране земель (в том числе государственный контроль за воспроизводством плодородия земель сельскохозяйственного назначения) организациями независимо от организационно-правовой формы, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами.

На реализацию указанных задач ориентирован общественный и муниципальный, а также производственный контроль за использованием и охраной земель.

Каждый из этих видов контроля имеет специфические функции и адекватные средства их реализации, занимает свое место в защите земельных прав физических и юридических лиц, обеспечении выполнения ими своих земельных обязанностей.

Муниципальный и общественный земельный контроль

Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.

Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга полномочия органов местного самоуправления на осуществление земельного контроля за использованием земель и установление порядка его осуществления, предусмотренные пунктами выше, могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти этих субъектов Российской Федерации.

Общественный земельный контроль осуществляется органами территориального общественного самоуправления, другими общественными организациями (объединениями), гражданами за соблюдением установленного порядка подготовки и принятия исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, решений, затрагивающих предусмотренные ЗемельнымКодексом права и законные интересы граждан и юридических лиц, а также за соблюдением требований использования и охраны земель.

Формы общественного земельного контроля. Общественный земельный контроль может осуществляться в самых различных формах, в том числе не предусмотренных законодательством, поскольку создание демократического социального государства предполагает инициативу, поиск и разнообразие форм участия граждан в управлении обществом и государством. Граждане могут сообщать в государственные и муниципальные органы о правонарушениях в области охраны земель и окружающей среды, участвовать в проверках, пикетах и иных уличных мероприятиях, а также в проведении государственного земельного надзора.

Международные общественные организации участвуют в природоохранной деятельности и общественном земельном контроле на территории РФ в различных формах —это деятельность Гринписа, филиала Всемирного фонда дикой природы, проведение форумов и конгрессов по обеспечению биоразнообразия при их моральной и материальной поддержке особо охраняемых природных территорий некоторых аспектов научной экологической деятельности.

Производственный земельный контроль

Производственный земельный контроль осуществляется собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка в ходе осуществления хозяйственной деятельности на земельном участке.

Лицо, использующее земельный участок, обязано предоставить сведения об организации производственного земельного контроля в специально уполномоченный орган государственного земельного контроля в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Субъекты и направления производственного земельного контроля.

Производственный земельный контроль должен осуществляться землеобладателем или по его поручению созданной им земельной, землеустроительной, агрохимической, мелиоративной, экологической и иными службами предприятия, учреждения, организации. Цель такого контроля — проверка соблюдения нормативов качества землепользования, охраны земли и окружающей среды, выполнения требований земельного и тесно связанного с ним иного экологического законодательства, планов и мероприятий по охране земли, природы, оздоровлению окружающей среды.

Производственный (внутриведомственный, внутрипроизводственный) контроль организуется собственником, владельцем, пользователем, арендатором земельного участка или находящегося на нем предприятия и не должен подвергаться подробному, конкретному законодательному регулированию, поскольку землеобладатель отвечает перед обществом за состояние своего земельного участка и связанной с ним окружающей среды, выполнение требований земельного и иного экологического законодательства, за соблюдение нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ.

Каким именно образом землеобладатель, предприятие выполняет свой экологический долг перед обществом — то проблема прежде всего самого предприятия и владельца земельного участка: он может проводить производственный земельный контроль самостоятельно либо возложить обязанности по охране земли и окружающей среды на должностных лиц предприятия, создать специальную службу или лабораторию по охране окружающей среды, установить систему поощрений и наказаний в области землепользования и охраны среды и т.п.

Государственный земельный надзор - понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных земельным законодательством, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.