§ 6. Расследование и учет несчастных случаев
на производстве и профессиональных заболеваний
1. Необходимость расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлена Трудовым кодексом в целях защиты законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (членов семьи погибших), выявления лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, а также разработки мер по устранению причин производственного травматизма.
Несчастный случай на производстве - событие, в результате которого работник получил травму, острое отравление, тепловой удар, ожог, поражение электрическим током или другое повреждение здоровья, повлекшие за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату трудоспособности либо его смерть.
Профессиональным заболеванием считается хроническое или острое заболевание работника, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности.
Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве определен ст. ст. 227 - 231 ТК.
1.1. В соответствии со ст. 227 ТК расследованию подлежат несчастные случаи, произошедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности:
1) при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы, в том числе во время установленных перерывов, а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства и одежды;
2) выполнения других предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом или по окончании работы;
3) при выполнении работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни;
4) при следовании к месту работы или с работы на предоставленном работодателем либо на личном транспортном средстве (в случае использования личного транспортного средства в производственных (служебных) целях);
5) при следовании к месту служебной командировки и обратно, во время служебных поездок на общественном или служебном транспорте, а также при следовании к месту выполнения работы (поручения) и обратно, в том числе пешком;
6) при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, в том числе действий, направленных на предотвращение катастрофы, аварии или несчастного случая;
7) при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель-сменщик на транспортном средстве, проводник или механик рефрижераторной секции в поезде, член бригады почтового вагона и другие);
8) при работе вахтовым методом во время междусменного отдыха, а также при нахождении на судне (воздушном, морском, речном) в свободное от вахты и судовых работ время и др.
1.2. Обязанность по организации расследования обстоятельств несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний возложена на работодателей (ст. ст. 212, 228 ТК).
Большое значение для расследования несчастного случая и его предотвращения имеет порядок извещения о таком случае. Трудовым кодексом предусмотрены:
1) единый порядок сообщения по установленной форме при групповом несчастном случае (два человека и более), тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом как для работодателей - юридических лиц, так и физических лиц, вступивших в трудовые отношения с работниками;
2) порядок извещения о несчастных случаях на судне, находящемся в плавании (независимо от его ведомственной (отраслевой) принадлежности);
3) порядок направления работодателями извещения по установленной форме о несчастных случаях, которые по прошествии времени перешли в категорию тяжелых несчастных случаев или несчастных случаев со смертельным исходом (ст. 228.1 ТК).
Обязанность извещения о несчастном случае возлагается на работодателя.
По общему правилу работодатель обязан в течение суток направить извещение по установленной форме:
а) в государственную инспекцию труда;
б) в прокуратуру;
в) в орган исполнительной власти субъекта РФ и (или) орган местного самоуправления по месту государственной регистрации работодателя;
г) работодателю, направившему работника, с которым произошел несчастный случай;
д) в территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу;
е) в исполнительный орган страховщика по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
ж) в соответствующее территориальное объединение организаций профсоюзов.
Капитан судна обязан незамедлительно известить работодателя (судовладельца) о несчастном случае на судне, а если судно находится в заграничном плавании - также соответствующее консульство РФ. То есть, имея современные средства связи, капитан должен сообщить о нечастном случае после того, когда стала понятна картина несчастного случая.
Только о несчастных случаях, которые по прошествии времени перешли в категорию тяжелых несчастных случаев или несчастных случаев со смертельным исходом, работодатель обязан известить в течение трех суток после получения сведений об этом.
Форма извещения о групповом несчастном случае (тяжелом несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом) установлена Постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях" <1>.
--------------------------------
<1> БНА РФ. 2003. N 2.
1.3. В соответствии со ст. 229 ТК для расследования несчастного случая на производстве в организации работодатель создает комиссию в составе не менее трех человек. В ее состав включаются:
1) специалист по охране труда (лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда);
2) представители работодателя;
3) представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников;
4) уполномоченный по охране труда.
Комиссию возглавляет работодатель (его представитель), а в случаях, предусмотренных Кодексом, - должностное лицо соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
Состав комиссии утверждается приказом (распоряжением) работодателя, если иное не предусмотрено Кодексом. Лица, на которых непосредственно возложено обеспечение соблюдения требований охраны труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включаются.
1.3.1. Для расследования несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом в состав комиссии помимо указанных выше лиц включаются:
1) государственный инспектор труда;
2) представители органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления (по согласованию);
3) представитель территориального объединения организаций профсоюзов;
4) представители исполнительного органа страховщика (при расследовании указанных несчастных случаев с застрахованными).
Возглавляет такую комиссию, как правило, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Пострадавший работник вправе принимать личное (или через представителя) участие в расследовании произошедшего с ним несчастного случая. По требованию пострадавшего или в случае смерти пострадавшего по требованию лиц, состоявших на иждивении пострадавшего, либо лиц, состоявших с ним в близком родстве или свойстве, в расследовании несчастного случая может также принимать участие их законный представитель или иное доверенное лицо. Законный представитель или иное доверенное лицо, не участвовавшие в расследовании, имеют право ознакомиться с его материалами.
1.3.2. В расследовании несчастного случая на производстве у работодателя - физического лица принимают участие:
1) указанный работодатель или уполномоченный его представитель;
2) доверенное лицо пострадавшего;
3) специалист по охране труда, который может привлекаться к расследованию несчастного случая и на договорной основе из организации, где такие специалисты имеются.
1.3.3. В соответствии с ч. ч. 5 - 8 ст. 229 ТК существуют особенности формирования комиссий по расследованию несчастных случаев, происшедших:
- с лицом, направленным для выполнения работы к другому работодателю и участвовавшим в его производственной деятельности;
- с лицом, выполнявшим работу на территории другого работодателя;
- с лицом, выполнявшим по поручению работодателя работу на выделенном в установленном порядке участке другого работодателя;
- с работником при выполнении работы по совместительству.
Несчастные случаи, происшедшие с указанными лицами, расследуются комиссией, образованной соответственно:
1) работодателем, у которого произошел несчастный случай;
2) работодателем, по поручению которого выполнялась работа;
3) работодателем, производящим эту работу;
4) работодателем, предоставившим работу по совместительству.
В состав таких комиссий включаются соответственно:
1) работодатель, направивший пострадавшего на работу к другому работодателю;
2) работодатель, за которым закреплена территория;
3) представитель работодателя, на территории которого проводилась работа.
Работодатель, проводивший расследование несчастного случая, происшедшего с работником при выполнении работы по совместительству, с письменного согласия работника может информировать о результатах расследования работодателя по месту основной работы пострадавшего.
1.3.4. Расследование несчастного случая, происшедшего в результате катастрофы, аварии или иного повреждения транспортного средства, проводится комиссией, образуемой и возглавляемой работодателем (его представителем), с обязательным использованием материалов расследования, проведенного соответствующим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, органами дознания, органами следствия и владельцем транспортного средства.
1.3.5. В особом порядке формируются комиссии по расследованию несчастных случаев на объектах использования атомной энергии, в организациях или на объектах, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, а также комиссии по расследованию группового несчастного случая.
При несчастном случае, возникшем в связи с нарушениями в работе, которые влияют на обеспечение ядерной, радиационной и технической безопасности на объектах использования атомной энергии, в состав комиссии также включается представитель территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере безопасности при использовании атомной энергии. При несчастном случае, происшедшем в организации или на объекте, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, состав комиссии утверждается руководителем соответствующего территориального органа. Возглавляет комиссию представитель этого органа.
При групповом несчастном случае с числом погибших пять человек и более в состав комиссии помимо перечисленных лиц включаются: представители федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и общероссийского объединения профессиональных союзов.
Возглавляет комиссию руководитель государственной инспекции труда - главный государственный инспектор труда соответствующей государственной инспекции труда или его заместитель по охране труда, а при расследовании несчастного случая, происшедшего в организации или на объекте, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, - руководитель этого территориального органа.
1.4. Сроки расследования несчастных случаев дифференцированы в зависимости от тяжести несчастных случаев и от обстоятельств, способных оказывать влияние на ход расследования (от времени, когда работодателю стало известно о несчастном случае, или времени наступления нетрудоспособности у пострадавшего и других обстоятельств).
При получении пострадавшим (пострадавшими) легких повреждений здоровья расследование должно проводиться комиссией в течение трех дней.
Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней.
Несчастный случай, о котором не было своевременно сообщено работодателю или в результате которого нетрудоспособность у пострадавшего наступила не сразу, расследуется по заявлению пострадавшего или его доверенного лица в течение 1 месяца со дня поступления указанного заявления.
В случае необходимости проведения дополнительной проверки обстоятельств несчастного случая, получения соответствующих медицинских и иных заключений указанные сроки могут быть продлены председателем комиссии, но не более чем на 15 дней.
Если в установленные сроки завершить расследование несчастного случая невозможно в связи с необходимостью рассмотрения его обстоятельств в организациях, осуществляющих экспертизу, органах дознания, органах следствия или в суде, то решение о продлении срока расследования несчастного случая принимается по согласованию с этими организациями, органами либо с учетом принятых ими решений.
1.5. В ходе расследования комиссия (государственный инспектор труда, самостоятельно проводящий расследование) выявляет и опрашивает очевидцев несчастного случая, лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, получает необходимую информацию от работодателя и по возможности объяснения от пострадавшего и делает соответствующие выводы.
1.5.1. По требованию комиссии или государственного инспектора труда, самостоятельно проводящего расследование несчастного случая, работодатель за счет собственных средств обязан обеспечить выполнение мероприятий, указанных в ч. ч. 2 и 3 ст. 229.1 ТК. В частности, работодатель обеспечивает:
1) выполнение технических расчетов, проведение лабораторных исследований, испытаний, других экспертных работ и привлечение в этих целях специалистов-экспертов;
2) фотографирование и (или) видеосъемку места происшествия и поврежденных объектов;
3) составление планов, эскизов, схем;
4) предоставление транспорта, служебного помещения, средств связи, а также средств индивидуальной защиты.
1.5.2. В зависимости от характера и обстоятельств несчастного случая для расследования понадобятся различные материалы. Конкретный перечень материалов расследования несчастного случая определяется председателем комиссии (государственным инспектором труда, самостоятельно проводящим расследование). В частности, в него могут быть включены:
1) приказ (распоряжение) о создании комиссии по расследованию несчастного случая;
2) планы, эскизы, схемы, протокол осмотра места происшествия, фото- и видеоматериалы;
3) документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и вредных производственных факторов;
4) выписки из журналов регистрации инструктажей по охране труда и протоколов проверки знания пострадавшими требований охраны труда;
5) протоколы опросов очевидцев и должностных лиц, объяснения пострадавших;
6) экспертные заключения специалистов, результаты технических расчетов, лабораторных исследований и испытаний;
7) медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего, или причине его смерти, нахождении пострадавшего в момент несчастного случая в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
8) копии документов, подтверждающих выдачу пострадавшему средств индивидуальной защиты;
9) выписки из ранее выданных работодателю и касающихся предмета расследования предписаний об устранении выявленных нарушений требований охраны труда (ч. 3 ст. 229.2 ТК).
Перечень материалов расследования, предусмотренный ч. 3 ст. 229.2 ТК, не является исчерпывающим. Для расследования несчастного случая могут быть использованы и иные материалы.
1.5.3. В ходе расследования факта несчастного случая комиссия или государственный инспектор труда, самостоятельно проводящий расследование несчастного случая, на основании собранных материалов:
- устанавливают обстоятельства и причины несчастного случая, а также лиц, допустивших нарушения охраны труда;
- определяют, были ли действия (бездействие) пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с работодателем либо участием в его производственной деятельности;
- в необходимых случаях решают вопрос о том, каким работодателем осуществляется учет несчастного случая;
- вырабатывают предложения по устранению выявленных нарушений, причин несчастного случая и предупреждению аналогичных несчастных случаев;
- квалифицируют несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством.
Комиссия (государственный инспектор труда, самостоятельно проводящий расследование) должна провести квалификацию несчастного случая в зависимости от его связи с производством. Перечень несчастных случаев, не связанных с производством, дан в ч. 6 ст. 229.2 ТК. Квалифицироваться как несчастный случай, не связанный с производством, могут: смерть вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденная в установленном порядке соответственно медицинской организацией, органами следствия или судом; смерть или повреждение здоровья, единственной причиной которых явилось по заключению медицинской организации алкогольное, наркотическое или иное токсическое опьянение (отравление) пострадавшего, не связанное с нарушениями технологического процесса, в котором используются технические спирты, ароматические, наркотические и иные токсические вещества; несчастный случай, происшедший при совершении пострадавшим действий (бездействия), квалифицированных правоохранительными органами как уголовно наказуемое деяние.
Кроме этого, комиссия (государственный инспектор труда, самостоятельно проводящий расследование) должна определить, является ли несчастный случай страховым.
Страховой случай - это подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию.
Если в результате расследования несчастного случая с застрахованным будет установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, то с учетом заключения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа комиссия (государственный инспектор труда) устанавливает степень вины застрахованного в процентах.
1.6. По каждому несчастному случаю, квалифицированному по результатам расследования как несчастный случай на производстве, вызвавшему необходимость перевода пострадавшего в соответствии с медицинским заключением на другую работу, потерю им трудоспособности на срок не менее одного дня либо его смерть, согласно ст. 230 ТК оформляется акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1 в двух экземплярах на русском языке либо на русском языке и государственном языке республики, входящей в состав Российской Федерации.
При групповом несчастном случае на производстве акт о несчастном случае на производстве составляется на каждого пострадавшего отдельно. При несчастном случае на производстве с застрахованным составляется дополнительный экземпляр акта. В акте о несчастном случае на производстве должны быть подробно изложены обстоятельства и причины несчастного случая, а также указаны лица, допустившие нарушения требований охраны труда.
Если комиссия (государственный инспектор труда) при расследовании несчастного случая установила, что грубая неосторожность застрахованного способствовала возникновению вреда или увеличению вреда, причиненного его здоровью, в акте указывается степень вины застрахованного в процентах, установленная по результатам расследования несчастного случая на производстве.
Акты о производственном травматизме составляются по определенной форме. Формы этих документов:
1) акт о несчастном случае на производстве (форма Н-1);
2) акт о расследовании группового несчастного случая (тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом);
3) заключение государственного инспектора труда -
утверждены Постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73 <1>.
--------------------------------
<1> БНА РФ. 2003. N 2.
Несчастные случаи, квалифицированные как несчастные случаи, не связанные с производством, в том числе групповые, тяжелые несчастные случаи или несчастные случаи со смертельным исходом, также оформляются актом о расследовании соответствующего несчастного случая по установленной форме.
Содержание акта должно соответствовать выводам комиссии (государственного инспектора труда), проводившей расследование. После завершения расследования акт о несчастном случае на производстве подписывается всеми лицами, проводившими расследование, утверждается работодателем (его представителем) и заверяется печатью.
В трехдневный срок после завершения расследования несчастного случая на производстве работодатель (его представитель) обязан выдать один экземпляр утвержденного им акта о несчастном случае на производстве пострадавшему (его законному представителю или иному доверенному лицу), а при несчастном случае на производстве со смертельным исходом - лицам, состоявшим на иждивении погибшего, либо лицам, состоявшим с ним в близком родстве или свойстве (их законному представителю или иному доверенному лицу), по их требованию.
Второй экземпляр указанного акта вместе с материалами расследования хранится в течение 45 лет работодателем (его представителем), осуществляющим по решению комиссии учет данного несчастного случая на производстве.
При страховых случаях третий экземпляр акта о несчастном случае на производстве и копии материалов расследования работодатель (его представитель) в трехдневный срок после завершения расследования несчастного случая на производстве направляет в исполнительный орган страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).
При несчастном случае на производстве, происшедшем с лицом, направленным для выполнения работы к другому работодателю и участвовавшим в его производственной деятельности (ч. 5 ст. 229 ТК), работодатель (его представитель), у которого произошел несчастный случай, направляет копию акта о несчастном случае на производстве и копии материалов расследования по месту основной работы (учебы, службы) пострадавшего.
При расследовании группового несчастного случая, тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом один экземпляр акта о расследовании вместе с копиями материалов расследования в трехдневный срок после представления работодателю направляется в прокуратуру, в которую сообщалось о данном несчастном случае. Копии указанного акта вместе с копиями материалов расследования направляются:
- в соответствующую государственную инспекцию труда и территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, - по несчастным случаям на производстве, происшедшим в организациях или на объектах, подконтрольных этому органу;
- в исполнительный орган страховщика - при страховом случае (ч. 2 ст. 230.1 ТК).
При несчастных случаях, повлекших за собой тяжелые повреждения здоровья (в том числе групповых) либо смерть пострадавшего, копии актов направляются председателем комиссии на каждого пострадавшего в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (Роструд), и в соответствующее территориальное объединение профессиональных союзов для проведения анализа состояния и причин производственного травматизма в России и разработки предложений по его профилактике (ч. 3 ст. 230.1 ТК).
Работодатель (его представитель) обязан по окончании периода временной нетрудоспособности пострадавшего направить в соответствующую государственную инспекцию труда (а в необходимых случаях - в территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности) сообщение установленной формы о последствиях несчастного случая и мерах, принятых в целях предупреждения несчастных случаев на производстве (ч. 4 ст. 230.1 ТК).
Результаты расследования каждого несчастного случая рассматриваются работодателем с участием профсоюзного либо иного уполномоченного работниками представительного органа для принятия решений, направленных на устранение причин травматизма и предупреждение возможных несчастных случаев на производстве.
Акты по форме Н-1 регистрируются в журнале регистрации несчастных случаев на производстве по форме, установленной Минтрудом России. Оформленные актами несчастные случаи включаются в статистический отчет организации о временной нетрудоспособности и травматизме на производстве.
1.7. Надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве осуществляет федеральная инспекция труда (ст. 356 ТК).
Разногласия по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев, непризнания работодателем (его представителем) факта несчастного случая, отказа в проведении расследования несчастного случая и составлении соответствующего акта, несогласия пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), а при несчастных случаях со смертельным исходом - лиц, состоявших на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лиц, состоявших с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), с содержанием этого акта рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, решения которых могут быть обжалованы в суд. Подача жалобы не является основанием для невыполнения работодателем (его представителем) решений государственного инспектора труда (ст. 231 ТК).
При выявлении сокрытого несчастного случая на производстве, поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), лица, состоявшего на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лица, состоявшего с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), о несогласии их с выводами комиссии по расследованию несчастного случая, а также при получении сведений, объективно свидетельствующих о нарушении порядка расследования, государственный инспектор труда проводит дополнительное расследование несчастного случая независимо от срока давности несчастного случая, как правило, с привлечением профсоюзного инспектора труда, а при необходимости - представителей соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, и исполнительного органа страховщика (ст. 229.1 ТК).
По результатам расследования государственный инспектор труда составляет заключение, а также выдает предписание, которые являются обязательными для исполнения работодателем (уполномоченным им представителем).
Государственный инспектор труда имеет право обязать работодателя (уполномоченного им представителя) составить новый акт о несчастном случае на производстве, если имеющийся акт оформлен с нарушениями или не соответствует материалам расследования несчастного случая. В этом случае прежний акт о несчастном случае на производстве признается утратившим силу на основании решения работодателя (уполномоченного им представителя) или государственного инспектора труда.
1.8. Особенности расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, например несчастных случаев, происшедших на находящихся в плавании рыбопромысловых или иных морских, речных и других судах независимо от их отраслевой принадлежности; при эксплуатации опасных производственных объектов, поднадзорных Ростехнадзору; в организациях железнодорожного транспорта; в организациях с особым режимом охраны (организации Вооруженных Сил РФ, органы пограничной службы) и в других организациях предусмотрены Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденным Постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73.
2. Расследование профессиональных заболеваний производится в соответствии с Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 N 967 <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2000. N 52 (ч. II). Ст. 5149.
2.1. В соответствии с названным Положением расследованию профессионального заболевания должно предшествовать установление наличия профессионального заболевания. В этом процессе принимают участие:
1) учреждение здравоохранения по месту жительства или по месту прикрепления работника, устанавливающее предварительный диагноз острого или хронического профессионального заболевания;
2) орган государственного санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляющий надзор за объектом, на котором возникло профессиональное заболевание. При получении сообщения о профессиональном заболевании этот орган выясняет обстоятельства возникновения заболевания и составляет санитарно-гигиеническую характеристику условий труда работника, необходимую для установления окончательного диагноза заболевания;
3) специализированное лечебно-профилактическое учреждение или его подразделение (центр профессиональной патологии, клиника профессиональных заболеваний и др.), устанавливающее на основании обследований, сведений о результатах предварительных и периодических медицинских осмотров, санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника и других данных заключительный диагноз и дающее соответствующее медицинское заключение. Медицинское заключение о наличии профессионального заболевания выдается работнику (под расписку) и направляется в Фонд социального страхования РФ, а также в учреждение здравоохранения, направившее больного на обследование.
2.2. В течение 10 дней с даты получения извещения об установлении заключительного диагноза профессионального заболевания работодатель обязан организовать расследование обстоятельств и причин возникновения у работника профессионального заболевания и создать для этих целей комиссию. В состав комиссии входят:
1) представитель работодателя;
2) специалист по охране труда;
3) представитель учреждения здравоохранения, профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа.
Возглавляет работу комиссии главный врач органа государственного санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляющий надзор за объектом, на котором возникло профессиональное заболевание. В расследовании могут принимать участие и другие специалисты, а также заболевший.
В процессе расследования комиссия опрашивает сослуживцев работника, лиц, допустивших нарушение санитарно-эпидемиологических правил, получает необходимую информацию от работодателя и заболевшего, исследует документы, представляемые комиссии в соответствии с Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний.
Рассмотрев материалы расследования и документы, комиссия устанавливает обстоятельства и причины профессионального заболевания работника, определяет лиц, допустивших нарушения санитарно-эпидемиологических правил, и предлагает меры по устранению причин возникновения и предупреждению профессиональных заболеваний.
Если комиссией установлено, что грубая неосторожность заболевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, то с учетом заключения профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа комиссия, как и при расследовании несчастных случаев, устанавливает степень вины заболевшего (в процентах).
2.3. По результатам расследования комиссия составляет акт о случае профессионального заболевания по форме, установленной названным выше Положением. В акте подробно излагаются обстоятельства и причины профессионального заболевания. Акт подписывается членами комиссии, утверждается главным врачом указанного органа государственного санитарно-эпидемиологического надзора и заверяется печатью этого органа. В трехдневный срок после утверждения акт должен быть выдан заболевшему работнику.
Формы других документов, используемых при расследовании профессиональных заболеваний, и более детальные правила расследования указанных заболеваний закреплены в Инструкции о порядке применения Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний, введенной в действие Приказом Минздрава России от 28.05.2001 N 176 <1>.
--------------------------------
<1> БНА РФ. 2001. N 33.
Профессиональные заболевания учитываются органом государственного санитарно-эпидемиологического надзора, проводившим расследование. Акт о случае профессионального заболевания вместе с материалами расследования хранится в течение 75 лет в архиве данного органа и в организации, где проводилось расследование этого случая профессионального заболевания.
Акты о несчастных случаях и акты о профессиональных заболеваниях подтверждают факты повреждения здоровья, причиненного работникам при исполнении ими трудовых обязанностей, а также гражданам, выполняющим работу по гражданско-правовому договору, и являются основанием для возмещения им вреда в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности, устанавливаемой учреждениями медико-социальной экспертизы в процентах.
3. Вред, причиненный работникам в результате несчастных случаев или профессиональных заболеваний при исполнении ими своих трудовых обязанностей, возмещается в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" <1> Фондом социального страхования РФ за счет средств, формируемых из страховых взносов работодателей. Этот вред возмещается в виде:
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3803.
1) пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием в размере 100% среднего заработка за весь период временной нетрудоспособности застрахованного, до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности;
2) страховых выплат - единовременной и ежемесячных - застрахованному либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти;
3) оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованного, на его медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
Возмещение застрахованному морального вреда, причиненного в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, осуществляется причинителем вреда (работодателем). Моральный вред возмещается в денежной форме.
Непосредственно причинителем вреда (работодателем, а не страховщиком) решаются вопросы возмещения вреда, причиненного гражданам повреждением их здоровья, когда с ними заключался гражданско-правовой договор, в соответствии с которым на работодателя не возлагалась обязанность уплачивать взносы с вознаграждения или авторского гонорара, полагающихся за выполненную работу. В этих случаях вопрос решается в соответствии с гражданским законодательством (гл. 59 ГК).
- 1. Нормативные правовые и иные акты
- 2. Официальные издания
- Глава I. Трудовое право в современном обществе
- § 1. Труд: его значение в общественном развитии
- § 2. Трудовое право как функция социального государства
- § 3. Понятие и социальное назначение трудового права
- Глава II. Предмет и метод трудового права
- § 1. Предмет трудового права
- § 2. Метод трудового права
- Глава III. Принципы трудового права
- § 1. Понятие и значение принципов трудового права
- § 2. Общая характеристика принципов трудового права
- Глава IV. Источники трудового права
- § 1. Понятие и виды источников трудового права
- § 2. Система источников трудового права
- § 3. Общая характеристика нормативных правовых актов
- § 4. Нормативные соглашения
- § 1. Понятие и принципы социального партнерства
- 2. Принципами социального партнерства признаются:
- § 2. Стороны социального партнерства. Участие органов
- 2. Участие органов государственной власти и органов местного самоуправления в системе социального партнерства.
- § 3. Система и формы социального партнерства
- § 4. Коллективный договор
- § 5. Соглашение
- Глава VI. Трудовой договор
- § 1. Понятие и значение трудового договора
- § 2. Содержание трудового договора
- § 3. Виды трудового договора
- § 4. Заключение трудового договора
- § 5. Отдельные виды трудовых договоров
- 1. Трудовой договор о работе по совместительству.
- 2. Трудовые договоры с надомниками.
- § 6. Изменение трудового договора
- § 7. Прекращение трудового договора
- Глава VII. Рабочее время
- § 1. Понятие рабочего времени и его продолжительность
- § 2. Работа за пределами установленной продолжительности
- § 3. Режим рабочего времени
- § 4. Учет рабочего времени
- Глава VIII. Время отдыха
- § 1. Понятие и виды времени отдыха
- § 2. Ежегодные оплачиваемые отпуска
- § 3. Порядок предоставления и использования
- § 4. Отпуска без сохранения заработной платы
- Глава IX. Заработная плата
- § 1. Социально-экономическое и правовое содержание
- § 2. Правовое регулирование заработной платы
- § 3. Государственные гарантии по оплате труда
- § 4. Система оплаты труда
- § 5. Стимулирование достижения высоких результатов труда
- Глава X. Гарантии и компенсации
- § 1. Понятие гарантий и компенсаций
- § 2. Гарантии и компенсации при направлении работников
- § 3. Гарантии и компенсации работникам при исполнении ими
- § 4. Гарантии и компенсации работникам,
- § 5. Другие гарантии
- Глава XI. Трудовой распорядок. Дисциплина труда
- § 1. Понятие дисциплины труда и ее обеспечение
- § 2. Правовое регулирование трудового распорядка
- § 3. Поощрения за труд
- § 4. Дисциплинарная ответственность
- 2. Принято различать общую и специальную дисциплинарную ответственность.
- Глава XII. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников
- § 1. Правовое регулирование системы обучения персонала
- § 2. Ученический договор
- Глава XIII. Материальная ответственность сторон трудового договора
- § 1. Понятие и условия материальной ответственности
- § 2. Материальная ответственность работодателя
- § 3. Материальная ответственность работника
- Глава XIV. Охрана труда
- § 1. Понятие охраны труда. Основные направления
- § 2. Государственные нормативные требования охраны труда
- § 3. Обязанности работодателя по обеспечению
- 3. Работодатель обязан:
- § 4. Организация охраны труда
- § 5. Обеспечение прав работников на охрану труда
- § 6. Расследование и учет несчастных случаев
- Глава XV. Трудовые споры
- § 1. Понятие и виды трудовых споров
- § 2. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров
- § 3. Виды и порядок разрешения коллективных трудовых споров
- Глава XVI. Защита трудовых прав работников
- § 1. Государственный надзор и контроль за соблюдением
- § 2. Защита трудовых прав работников
- § 3. Самозащита работниками своих трудовых прав
- § 4. Ответственность работодателей за нарушение трудового
- Глава XVII. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников
- § 1. Общие положения
- § 2. Особенности регулирования труда женщин,
- § 3. Особенности регулирования труда работников
- § 4. Особенности регулирования труда лиц, работающих в
- § 5. Особенности регулирования труда
- Примерный трудовой договор с руководителем федерального государственного
- § 6. Особенности регулирования труда работников,