§ 4. Ответственность работодателей за нарушение трудового
законодательства и иных нормативных правовых актов,
содержащих нормы трудового права
1. В соответствии с ч. 2 ст. 22 ТК работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели - физические лица, виновные в нарушении трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, согласно ст. 362 ТК несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены Трудовым кодексом и иными федеральными законами <1>.
--------------------------------
<1> В Трудовой кодекс включены и другие статьи об ответственности за нарушение требований законодательства о труде: об ответственности сторон социального партнерства за уклонение от участия в коллективных переговорах, за невыполнение обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением, и другие действия (ст. ст. 54, 55), а также за уклонение представителей работодателя от участия в примирительных процедурах и невыполнение соглашения, достигнутого в результате примирительной процедуры (ст. 416).
Ответственность за нарушение правовых норм - это юридическая ответственность. Такая ответственность устанавливается государством и выражается в обязанности должностного лица претерпеть предусмотренное законодательством наказание (личные или имущественные лишения) за противоправное и виновное действие (бездействие).
Противоправным признается поведение должностного лица, когда он, применяя трудовое законодательство, нарушает права работника, например привлекает работника к сверхурочной работе без его согласия в случаях, когда такое согласие необходимо в силу закона. Противоправное поведение является виновным, если должностное лицо действовало умышленно или по неосторожности.
2. Согласно ст. 419 ТК лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности, а также к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.
2.1. Дисциплинарная ответственность выражается в применении к лицам, допустившим виновное, противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них трудовых обязанностей, в том числе обязанности по соблюдению законодательства о труде, мер взыскания, предусмотренных Трудовым кодексом, другими федеральными законами либо уставами и положениями о дисциплине, утверждаемыми Правительством РФ в соответствии с федеральными законами.
К дисциплинарной ответственности может быть привлечен лишь работник, который состоит с организацией в трудовых отношениях.
Дисциплинарные взыскания налагаются работодателем (руководителем) организации. Другие должностные лица могут применять их только в случаях, если такие полномочия им предоставлены соответствующими документами (уставом организации, приказом руководителя и др.) <1>.
--------------------------------
<1> О дисциплинарной ответственности см. § 4 главы XI учебника.
Привлечение к дисциплинарной ответственности может иметь место как по инициативе работодателя (руководителя) (ст. 193 ТК), так и в соответствии с обязательными для исполнения предписаниями государственных инспекторов труда (ст. 357 ТК). Кроме того, работодатель обязан рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, его заместителями законов и иных нормативных правовых актов о труде, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах рассмотрения представительному органу работников в недельный срок.
В случае если факты нарушений подтвердились, работодатель обязан применить к руководителю организации, его заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения (ст. 195 и ч. 2 ст. 370 ТК).
2.2. Материальную ответственность работодатель несет перед работниками за материальный ущерб, причиненный им в результате незаконного лишения их возможности трудиться. Так, согласно ст. 234 ТК работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате:
- незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу;
- отказа работодателя от исполнения или несвоевременного исполнения решения органа по рассмотрению трудовых споров или государственного инспектора труда о восстановлении работника на прежней работе;
- задержки работодателем выдачи работнику трудовой книжки, внесения в трудовую книжку неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения работника.
В силу ст. 236 ТК при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в определенном размере.
2.3. Гражданско-правовая ответственность работодателя перед работниками за нарушение трудового законодательства имеет место в тех случаях, когда он за указанное нарушение несет ответственность по нормам не трудового, а гражданского законодательства. Например, в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в его пользу денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом в денежной форме на основании ст. ст. 151 и 1101 ГК.
2.4. Административная ответственность - это мера государственного принуждения в виде административного наказания за совершение административного правонарушения: противоправного, виновного действия (бездействия), применяемого в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Наиболее распространенными административными правонарушениями в сфере труда являются посягательства на трудовые права граждан. К указанным правонарушениям относятся любые нарушения трудовых прав работников, предоставленных им Конституцией РФ, Трудовым кодексом, другими законами, а также предусмотренных коллективными договорами, соглашениями и трудовыми договорами (например, необоснованный отказ в заключении трудового договора, перевод работника на другую постоянную работу без его согласия, привлечение беременной женщины или лица моложе 18 лет к ночным и сверхурочным работам, отказ работникам в выдаче молока или лечебно-профилактического питания на работах с вредными условиями труда; поручение работнику выполнения задания без предварительного проведения полагающегося инструктажа по охране труда либо нарушение других требований охраны труда).
За совершение административных правонарушений в сфере занятости могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:
- предупреждение;
- административный штраф;
- дисквалификация;
- административное приостановление деятельности.
Нарушение законодательства о труде и охране труда согласно ст. 5.27 КоАП влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 тыс. до 5 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1 тыс. до 5 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет. К должностным лицам организаций относятся руководители и другие работники, совершившие указанные нарушения в связи с выполнением ими организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды, а также в других случаях, указанных в ст. 3.12 КоАП.
Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных Особенной частью КоАП, если менее строгий вид административного наказания не может обеспечить достижение цели административного наказания. Названный вид административного наказания устанавливается на срок до 90 суток. Исполнение данного наказания может быть досрочно прекращено судьей, если устранены обстоятельства, послужившие основанием для его назначения.
Административная ответственность, привлечение к которой осуществляется должностными лицами федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда, установлена в соответствии с КоАП:
ст. 5.28 - за уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения;
ст. 5.29 - непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения;
ст. 5.30 - необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения;
ст. 5.31 - нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению;
ст. 5.32 - уклонение работодателя или его представителя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах;
ст. 5.33 - невыполнение обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры;
ст. 5.34 - увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки;
ст. 5.40 - принуждение к участию или к отказу от участия в забастовке путем насилия или угроз применения насилия либо с использованием зависимого положения принуждаемого;
ч. 1 ст. 5.42 - отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты;
ч. 2 ст. 5.42 - необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного;
ст. 5.44 - сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
За совершение указанных правонарушений предусмотрено наложение административного штрафа.
Административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов и субъекты такой ответственности предусмотрены ст. 9.1 КоАП.
Меры государственного принуждения в виде административного наказания предусмотрены и за многие другие административные правонарушения, например за ввод в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющих объектов без разрешения органов, осуществляющих государственный надзор на указанных объектах (ст. 9.9 КоАП); за нарушение правил пользования топливом и энергией, правил устройства, эксплуатации топливо-энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки (ст. 9.11 КоАП) и др.
Административная ответственность в сфере труда установлена также за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта (ст. ст. 6.3 и 6.4 КоАП).
2.5. Уголовная ответственность заключается в том, что лицо, виновное в совершении преступления, обязано понести наказание - меру государственного принуждения, назначаемую по приговору суда, заключающуюся в лишении или ограничении его прав и свобод.
Уголовная ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, установлена Уголовным кодексом, например:
ст. 136 - за нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина;
ст. 143 - за нарушение правил охраны труда;
ст. 145 - за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет;
ст. 145.1 - за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат и за другие нарушения.
Субъектом указанного нарушения может быть лишь руководитель организации, работодатель - физическое лицо (ст. 145.1 УК).
В статьях 215, 216 - 218 УК предусмотрена ответственность соответственно за нарушения: правил безопасности на объектах атомной энергетики; правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ; правил безопасности на взрывоопасных объектах; правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий.
Субъектами названных преступлений могут быть как руководители организаций и другие работники, на которых возложена обязанность по обеспечению соблюдения правил безопасности, так и лица, обязанные соблюдать эти правила.
- 1. Нормативные правовые и иные акты
- 2. Официальные издания
- Глава I. Трудовое право в современном обществе
- § 1. Труд: его значение в общественном развитии
- § 2. Трудовое право как функция социального государства
- § 3. Понятие и социальное назначение трудового права
- Глава II. Предмет и метод трудового права
- § 1. Предмет трудового права
- § 2. Метод трудового права
- Глава III. Принципы трудового права
- § 1. Понятие и значение принципов трудового права
- § 2. Общая характеристика принципов трудового права
- Глава IV. Источники трудового права
- § 1. Понятие и виды источников трудового права
- § 2. Система источников трудового права
- § 3. Общая характеристика нормативных правовых актов
- § 4. Нормативные соглашения
- § 1. Понятие и принципы социального партнерства
- 2. Принципами социального партнерства признаются:
- § 2. Стороны социального партнерства. Участие органов
- 2. Участие органов государственной власти и органов местного самоуправления в системе социального партнерства.
- § 3. Система и формы социального партнерства
- § 4. Коллективный договор
- § 5. Соглашение
- Глава VI. Трудовой договор
- § 1. Понятие и значение трудового договора
- § 2. Содержание трудового договора
- § 3. Виды трудового договора
- § 4. Заключение трудового договора
- § 5. Отдельные виды трудовых договоров
- 1. Трудовой договор о работе по совместительству.
- 2. Трудовые договоры с надомниками.
- § 6. Изменение трудового договора
- § 7. Прекращение трудового договора
- Глава VII. Рабочее время
- § 1. Понятие рабочего времени и его продолжительность
- § 2. Работа за пределами установленной продолжительности
- § 3. Режим рабочего времени
- § 4. Учет рабочего времени
- Глава VIII. Время отдыха
- § 1. Понятие и виды времени отдыха
- § 2. Ежегодные оплачиваемые отпуска
- § 3. Порядок предоставления и использования
- § 4. Отпуска без сохранения заработной платы
- Глава IX. Заработная плата
- § 1. Социально-экономическое и правовое содержание
- § 2. Правовое регулирование заработной платы
- § 3. Государственные гарантии по оплате труда
- § 4. Система оплаты труда
- § 5. Стимулирование достижения высоких результатов труда
- Глава X. Гарантии и компенсации
- § 1. Понятие гарантий и компенсаций
- § 2. Гарантии и компенсации при направлении работников
- § 3. Гарантии и компенсации работникам при исполнении ими
- § 4. Гарантии и компенсации работникам,
- § 5. Другие гарантии
- Глава XI. Трудовой распорядок. Дисциплина труда
- § 1. Понятие дисциплины труда и ее обеспечение
- § 2. Правовое регулирование трудового распорядка
- § 3. Поощрения за труд
- § 4. Дисциплинарная ответственность
- 2. Принято различать общую и специальную дисциплинарную ответственность.
- Глава XII. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников
- § 1. Правовое регулирование системы обучения персонала
- § 2. Ученический договор
- Глава XIII. Материальная ответственность сторон трудового договора
- § 1. Понятие и условия материальной ответственности
- § 2. Материальная ответственность работодателя
- § 3. Материальная ответственность работника
- Глава XIV. Охрана труда
- § 1. Понятие охраны труда. Основные направления
- § 2. Государственные нормативные требования охраны труда
- § 3. Обязанности работодателя по обеспечению
- 3. Работодатель обязан:
- § 4. Организация охраны труда
- § 5. Обеспечение прав работников на охрану труда
- § 6. Расследование и учет несчастных случаев
- Глава XV. Трудовые споры
- § 1. Понятие и виды трудовых споров
- § 2. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров
- § 3. Виды и порядок разрешения коллективных трудовых споров
- Глава XVI. Защита трудовых прав работников
- § 1. Государственный надзор и контроль за соблюдением
- § 2. Защита трудовых прав работников
- § 3. Самозащита работниками своих трудовых прав
- § 4. Ответственность работодателей за нарушение трудового
- Глава XVII. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников
- § 1. Общие положения
- § 2. Особенности регулирования труда женщин,
- § 3. Особенности регулирования труда работников
- § 4. Особенности регулирования труда лиц, работающих в
- § 5. Особенности регулирования труда
- Примерный трудовой договор с руководителем федерального государственного
- § 6. Особенности регулирования труда работников,