§ 2. Трудовое право как функция социального государства
1. Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7).
Таким образом, Россия, как и многие зарубежные государства, принимает на себя обязанность проводить активную социальную политику, направленную на развитие личности, достижение благосостояния, социальной защиты и безопасности граждан.
Доктрина социального государства с момента своего возникновения в качестве основной идеи выдвигала приверженность интересам и правам личности. Социальная защищенность, благополучие и создание условий для развития человека признаются важнейшей задачей государства. Оно по отношению к своим гражданам выступает как субъект социальной защиты.
Современные представления о социальном государстве базируются на его характерных признаках, к числу которых относятся:
- доступность социальной поддержки государства для всех членов общества;
- наличие социального законодательства;
- обеспечение занятости;
- существование системы социального обеспечения, включающей социальную поддержку за счет бюджетных средств;
- принятие государством ответственности за уровень благосостояния своих граждан;
- наличие гражданского общества <1>.
--------------------------------
<1> См.: Калашников С.В. Очерки теории социального государства. М.: Экономика, 2006. С. 84 - 86.
Социальное государство выполняет специфические функции, осуществление которых имеет целью создать систему социальной защиты в самом широком смысле слова, сгладить социальное неравенство. В частности, осуществляется государственное регулирование трудовых отношений, социальное обеспечение граждан, обеспечение доступного здравоохранения и образования, содействие полной занятости и защита от безработицы, предоставление социальных услуг.
Анализируя функции социального государства, обычно делают акцент на социальной политике в узком смысле слова - социальном обеспечении, оказании государственной помощи, обеспечении доступного образования и здравоохранения и т.п. Однако деятельность социального государства в немалой степени связана с признанием и созданием системы гарантий прав человека в сфере труда. Часть 2 ст. 7 Конституции РФ прямо указывает на такие задачи Российского государства, как охрана труда и установление гарантированного минимального размера оплаты труда.
Охрана труда в конституционном контексте означает обязанность государства создать и развивать законодательство, направленное на защиту жизни, здоровья, достоинства работника в процессе трудовой деятельности, обеспечение достойных условий труда, в том числе его оплаты. Социальное государство характеризуется наличием законодательства о труде и занятости. Таким образом, создание и развитие трудового права можно рассматривать как одну из функций социального государства. В свою очередь, развитие законодательства определяется целями правового социального государства, которые дают ориентиры для деятельности законодателя. Как справедливо отмечают авторы комментария к Конституции РФ, "возведение принципа социального государства в ранг конституционной нормы требует от законодательной власти при рассмотрении законопроектов в социальной сфере ориентироваться не столько на показатели экономической целесообразности и политические интересы временного характера, сколько на положения Основного Закона государства, гарантирующего благополучие личности" <1>.
--------------------------------
<1> Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л.А. Окунькова. М.: Юристъ, 2002. С. 69, 70.
Принцип социального государства, получивший развитие в гл. 2 Конституции РФ, выступает основой незыблемости конституционных трудовых прав (ст. ст. 30, 37) и основных положений трудового законодательства.
Создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ), немыслимо без соблюдения признанных международным сообществом прав человека, добрую половину которых составляют права в сфере труда. Признание и создание гарантий реализации основных прав человека признаки социального государства.
2. Основное содержание и перспективы развития трудового права как самостоятельной отрасли определяются целями социального государства и общепризнанными правами человека в сфере труда.
Это находит отражение прежде всего в формулировании целей и принципов трудового законодательства. В соответствии со ст. 1 ТК целями трудового законодательства являются:
1) установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан;
2) создание благоприятных условий труда;
3) защита прав и интересов работников и работодателей.
Эти цели согласуются с конституционными положениями об охране труда.
Основные принципы правового регулирования общественных отношений, отнесенных к предмету трудового права, сформулированы на основе общепризнанных прав человека в сфере труда <1>. Такой подход обеспечивает создание гарантий реализации этих прав при вступлении в трудовое правоотношение и осуществлении трудовой деятельности. Права и свободы человека в сфере труда определяют смысл и содержание трудового законодательства, а также направления его совершенствования.
--------------------------------
<1> См.: § 2 главы III учебника.
В качестве функции социального государства трудовое право выполняет важную социальную задачу, обеспечивая социальную защиту работников и способствуя поддержанию социальной стабильности в обществе <1>.
--------------------------------
<1> См.: § 3 настоящей главы учебника.
- 1. Нормативные правовые и иные акты
- 2. Официальные издания
- Глава I. Трудовое право в современном обществе
- § 1. Труд: его значение в общественном развитии
- § 2. Трудовое право как функция социального государства
- § 3. Понятие и социальное назначение трудового права
- Глава II. Предмет и метод трудового права
- § 1. Предмет трудового права
- § 2. Метод трудового права
- Глава III. Принципы трудового права
- § 1. Понятие и значение принципов трудового права
- § 2. Общая характеристика принципов трудового права
- Глава IV. Источники трудового права
- § 1. Понятие и виды источников трудового права
- § 2. Система источников трудового права
- § 3. Общая характеристика нормативных правовых актов
- § 4. Нормативные соглашения
- § 1. Понятие и принципы социального партнерства
- 2. Принципами социального партнерства признаются:
- § 2. Стороны социального партнерства. Участие органов
- 2. Участие органов государственной власти и органов местного самоуправления в системе социального партнерства.
- § 3. Система и формы социального партнерства
- § 4. Коллективный договор
- § 5. Соглашение
- Глава VI. Трудовой договор
- § 1. Понятие и значение трудового договора
- § 2. Содержание трудового договора
- § 3. Виды трудового договора
- § 4. Заключение трудового договора
- § 5. Отдельные виды трудовых договоров
- 1. Трудовой договор о работе по совместительству.
- 2. Трудовые договоры с надомниками.
- § 6. Изменение трудового договора
- § 7. Прекращение трудового договора
- Глава VII. Рабочее время
- § 1. Понятие рабочего времени и его продолжительность
- § 2. Работа за пределами установленной продолжительности
- § 3. Режим рабочего времени
- § 4. Учет рабочего времени
- Глава VIII. Время отдыха
- § 1. Понятие и виды времени отдыха
- § 2. Ежегодные оплачиваемые отпуска
- § 3. Порядок предоставления и использования
- § 4. Отпуска без сохранения заработной платы
- Глава IX. Заработная плата
- § 1. Социально-экономическое и правовое содержание
- § 2. Правовое регулирование заработной платы
- § 3. Государственные гарантии по оплате труда
- § 4. Система оплаты труда
- § 5. Стимулирование достижения высоких результатов труда
- Глава X. Гарантии и компенсации
- § 1. Понятие гарантий и компенсаций
- § 2. Гарантии и компенсации при направлении работников
- § 3. Гарантии и компенсации работникам при исполнении ими
- § 4. Гарантии и компенсации работникам,
- § 5. Другие гарантии
- Глава XI. Трудовой распорядок. Дисциплина труда
- § 1. Понятие дисциплины труда и ее обеспечение
- § 2. Правовое регулирование трудового распорядка
- § 3. Поощрения за труд
- § 4. Дисциплинарная ответственность
- 2. Принято различать общую и специальную дисциплинарную ответственность.
- Глава XII. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников
- § 1. Правовое регулирование системы обучения персонала
- § 2. Ученический договор
- Глава XIII. Материальная ответственность сторон трудового договора
- § 1. Понятие и условия материальной ответственности
- § 2. Материальная ответственность работодателя
- § 3. Материальная ответственность работника
- Глава XIV. Охрана труда
- § 1. Понятие охраны труда. Основные направления
- § 2. Государственные нормативные требования охраны труда
- § 3. Обязанности работодателя по обеспечению
- 3. Работодатель обязан:
- § 4. Организация охраны труда
- § 5. Обеспечение прав работников на охрану труда
- § 6. Расследование и учет несчастных случаев
- Глава XV. Трудовые споры
- § 1. Понятие и виды трудовых споров
- § 2. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров
- § 3. Виды и порядок разрешения коллективных трудовых споров
- Глава XVI. Защита трудовых прав работников
- § 1. Государственный надзор и контроль за соблюдением
- § 2. Защита трудовых прав работников
- § 3. Самозащита работниками своих трудовых прав
- § 4. Ответственность работодателей за нарушение трудового
- Глава XVII. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников
- § 1. Общие положения
- § 2. Особенности регулирования труда женщин,
- § 3. Особенности регулирования труда работников
- § 4. Особенности регулирования труда лиц, работающих в
- § 5. Особенности регулирования труда
- Примерный трудовой договор с руководителем федерального государственного
- § 6. Особенности регулирования труда работников,