2. Понятие и предмет информационного права
Потребности общественного развития побуждают государство не только развивать и совершенствовать правовое регулирование сложившихся сфер человеческого бытия, но и устанавливать правила поведения в новых областях деятельности. К одной из таких новых областей относится и информационная, которая активно развивается и выступает не только в качестве духовного, но и материального процесса обмена, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами интеллектуального труда.
Информационное право — это система правовых норм, регулирующих на комплексной основе дозволений, позитивных обязываний и запретов область общественных отношений по поиску, получению, передаче, производству и распространению информации и производных от нее продуктов, а также смежных с ними отношений, признанных действующим законодательством информационными.
Ядром предметной области информационного права выступают общественные отношения, возникающие по поводу поиска, получения, передачи, производства и распространения информации. Данная группа общественных отношений является важнейшим, но не единственным элементом, образующим предмет информационного права. К ней тесно примыкают иные группы отношений, возникающих по поводу информации. Среди них следует выделить отношения, связанные с созданием, преобразованием и потреблением информации; отношения, возникающие при создании и использовании информационных технологий, информационном обмене, а также отношения, складывающиеся по поводу управления информационными процессами, информатизацией и обеспечением информационной безопасности. При определении структуры предметной области информационного права следует исходить из конституционной нормы, провозглашающей право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию (ч. 4 ст. 29 Конституции РФ).
Взаимосвязь публичных и частных начал в регулировании общественных отношений, возникающих по поводу информации, свидетельствует не только о разносторонности правового регулирования этих отношений, но и о том, что информационное право следует рассматривать как целостное образование, регламентирующее специфический и сравнительно новый вид отношений. Своего специфического метода правового регулирования информационное право не имеет; для него характерны оба базовых универсальных метода — императивный и диспозитивный.
Вполне естественно предположить, что предметная область информационного права будет содержательно изменяться и изменяться путем включения в нее новых групп общественных отношений, которые возникнут в информационной сфере.
Информационное право занимает самостоятельное место в системе российского права как комплексная отрасль, объединяющая в предметной области регулирования однородную группу общественных отношений, тесно взаимодействует с профилирующими отраслями права и прежде всего конституционным, гражданским и административным правом.
Источниками информационного права являются различные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты, посвященные прямому или опосредованному регулированию отношений, объектом которых является информация, производные от нее продукты и связанная с ними деятельность.
В Конституции Российской Федерации впервые в российской законодательной практике провозглашены информационные права и свободы, к которым можно отнести:
- гарантии на передачу информации;
- гарантии защиты информации;
- систему гарантий на получение информации в государственных органах;
- гарантии свободы творчества;
- гарантии охраны собственности на информацию;
- гарантии свободы перемещения информации и информационных услуг.
Закрепленное в ч. 4 ст. 29 Конституции право на информацию можно условно разделить на три субъективных права, конкретизируемых в других её статьях:
- свободно искать и получать информацию;
- производить информацию;
- передавать и распространять информацию.
Помимо закрепления права на информацию Конституция содержит также нормы, указывающие, в каких случаях данное право может быть ограничено. Существует два основания ограничения права на информацию:
- в случае, когда информация нарушает тайну личности, то есть направлена на распространение личных данных о человеке, которые он не желает распространять;
- потенциальная или реальная опасность информации для общества и государства.
Конституция относит информацию и связь к исключительному ведению Российской Федерации, поэтому основные нормативные акты, регулирующие информационные правоотношения, должны приниматься на федеральном уровне.
Ряд положений, касающихся отдельных аспектов информационных правоотношений, содержится в кодифицированных актах: Гражданском и Уголовном кодексах и Кодексе об административных правонарушениях. Однако в целом информационное право не является кодифицированным, что представляет достаточно серьезную проблему, связанную с разбросанностью его норм по нескольким десяткам законодательных актов. Среди правовых актов федеральных органов приоритет имеют федеральные законы.
Основным источником информационного права является Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Данным Законом регулируются три группы взаимосвязанных между собой отношений, складывающихся при:
- осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;
- применении информационных технологий;
- обеспечении защиты информации.
Видное место среди законов, регулирующих отношения в информационной сфере, занимает Закон РФ «О средствах массовой информации», представляющий собой комплексный нормативный акт, регламентирующий отношения, возникающие в процессе организации и функционирования средств массовой информации.
Особое место среди нормативных актов, регулирующих отношения по поводу информации, принадлежит Закону РФ «О государственной тайне». Данным нормативным правовым актом регламентируются отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.
Федеральный закон «О связи» устанавливает правовую основу деятельности в области связи, осуществляемой под юрисдикцией Российской Федерации, определяет полномочия органов государственной власти по регулированию этой деятельности, а также права и обязанности физических и юридических лиц, участвующих в деятельности, осуществляемой в области связи.
К законам, регулирующим информационные отношения, относится и Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи». Его целью является обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах.
Отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности в целях обеспечения баланса интересов обладателей информации, составляющей коммерческую тайну, и других участников отношений регулируются Федеральным законом «О коммерческой тайне».
В круг нормативных правовых актов того же уровня может быть включен еще ряд Федеральных законов: «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в Российской Федерации», «Об обязательном экземпляре документов», «О персональных данных», «О рекламе», «О библиотечном деле», «Об архивном деле в Российской Федерации», «О почтовой связи», «О естественных монополиях».
Среди федеральных актов информационного законодательства выделяются подзаконные нормативные правовые акты, в числе которых ведущая роль принадлежит указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.
- Введение
- Тема №1. Предмет, метод, задачи правоведения. Общество, государство, политическая власть: понятие и их соотношение
- Понятие, предмет, метод, задачи правоведения
- 2. Взаимодействие общества и государства. Сущность государства
- Тема №2. Теории происхождения государства. Понятие, признаки, функции и формы государства
- 1. Теории происхождения государства
- 2. Понятие и признаки государства
- 3. Основные функции государства
- 4. Форма государства
- Тема №3. Право: понятие, признаки, функции, источники. Система права
- 1. Понятие и признаки и функции права
- 2. Понятие и виды источника права
- 3. Нормативно-правовые акты как источник права
- Тема№4. Понятие системы права и отрасли права. Правовые системы
- Система права и правовые системы
- Отрасли права
- Тема №5. Правовые отношения
- Понятие, признаки правоотношения
- 2. Структура правоотношений: субъекты, объекты, содержание
- 3. Юридические факты
- Тема №6. Правонарушения
- Понятие, признаки правонарушения
- Состав правонарушения
- 3. Виды правонарушений
- 4. Юридическая ответственность
- Тема №7. Основы конституционного права
- Конституция Российской Федерации: понятие и основное содержание
- 2. Основы конституционного строя
- 3. Федеративное устройство России
- 4. Организация государственной власти Российской Федерации
- 5. Принципы организации местного самоуправления
- 6. Права и свободы человека и гражданина по Конституции Российской Федерации
- Тема №8. Основы гражданского и наследственного права
- 1. Понятие, предмет, источники гражданского права
- Гражданское правоотношение
- 3. Субъекты гражданского права
- 4. Сделки
- 5. Право собственности
- 6. Обязательства и договоры
- 7. Гражданско-правовая ответственность
- 8. Наследственное право
- Тема №9. Основы семейного права
- 1. Понятие семейного права
- 2. Институт брака
- 3. Права и обязанности родителей и детей
- 4. Алиментные обязательства членов семьи
- Тема №10. Основы трудового права
- 1. Трудовой договор
- 2. Порядок устройства на работу (заключение трудового договора)
- 3. Рабочее время и время отдыха
- 4. Дисциплинарная ответственность работника
- Тема №11. Основы административного права
- 1. Понятие, предмет, источники административного права
- 2. Субъекты административного права
- 3. Государственная служба: понятие, принципы
- 4. Административное правонарушение: понятие, признаки, виды, состав
- 5. Административная ответственность и административное наказание
- Тема №12. Основы уголовного права
- 1. Понятие, предмет уголовного права
- 2. Понятие и характеристика уголовного кодекса
- 3. Уголовная ответственность и преступление
- 4. Обстоятельства, учитывающиеся при назначении наказания
- 5. Освобождение от уголовной ответственности
- Тема №13. Основы экологического права
- 2. Источники экологического права
- 3. Экологические права граждан
- 4. Право природопользования
- 5. Экологическое нормирование и экспертиза
- 6. Лицензирование природопользования и охраны окружающей среды
- 7. Особо охраняемые природные территории
- 8. Экологический контроль
- 9. Ответственность за экологические правонарушения
- Тема 14. Основы информационного права
- 1. Понятие и признаки информации
- 2. Понятие и предмет информационного права
- 3. Персональные данные
- 4.Электронная цифровая подпись
- 5. Государственная тайна
- 6. Коммерческая тайна
- 7. Ответственность за правонарушения в информационной сфере
- Содержание
- Светлана Алексеевна Мункуева
- 670013. Г.Улан-Удэ, ул.Ключевская, 40в.