logo search
УМП Правоведение

5. Государственная тайна

Институт государственной тайны является одним из важнейших инструментов, с помощью которых обеспечивается безопасность государства и достигается защищенность национальных интересов страны.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне» под государственной тайной понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Для защиты указанных категорий сведений формируется система защиты государственной тайны, представляющая собой совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений и их носителей, а также мероприятий, проводимых названным органами и направленных на предотвращение утечки информации и несанкционированного доступа к ней.

Ст. 5 указанного Закона определяет перечень сведений, составляющих государственную тайну. К ним, в частности, относятся сведения:

- военной области - о содержании стратегических и оперативных планов; о планах строительства Вооруженных Сил РФ, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники; о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей;

- области экономики, науки и техники - о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям; о силах и средствах гражданской обороны; об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках вооружения, военной техники и другой оборонной продукции; об объемах запасов, добычи, передачи и потребления стратегических видов полезных ископаемых;

- области внешней политики и экономики - о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности РФ, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства; о финансовой политике в отношении иностранных государств, а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

- области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения; о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими такую деятельность; о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими.

Круг сведений, составляющих государственную тайну, конкретизируется в Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденном Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г.

Меры по защите государственной тайны относятся к мерам государственного принуждения. Их можно разделить на две группы:

- профилактические меры, в основном административно-предупредительные;

- меры ответственности.

Устанавливается три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну:

Для лиц, допущенных к государственной тайне, могут быть установлены ограничения следующих конституционных прав:

- права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре при оформлении допуска гражданина к государственной тайне;

- права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения;

- права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне.