Государства как основные субъекты международного права
Государство является основным субъектом международного права, так как обладает первоначальной правосубъектностью. Государства обладают наибольшим объемом международных прав и обязанностей.
Государства имеют следующие признаки: аппарат власти и управления, территория, население и суверенитет.
Суверенитет определяется в теории права следующим образом: это юридическое выражение самостоятельности государства, верховенства и неограниченности его власти внутри страны, а также независимости и равноправия во взаимоотношениях с другими государствами. Суверенитет государства имеет международно-правовой и внутренний аспекты.
Международно-правовой аспект суверенитета означает, что международное право рассматривает в качестве своего субъекта и участника международных отношений не государственные органы или отдельные должностные лица, а государство в целом. Все международно-правовые значимые действия, совершенные уполномоченными на то должностными лицами государства, считаются совершенными от имени этого государства.
Внутренний аспект суверенитета предполагает территориальное верховенство и политическую независимость государственной власти внутри страны и за рубежом.
Основу международно-правового статуса государства составляют права, которые перечислены в различных международно-правовых источниках. К таковым относятся: право на суверенное равенство, право на самооборону, право на участие в создании международно-правовых норм, право на участие в международных организациях. Так, в Декларации о принципах международного права 1970 г. говорится, что каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств и соблюдать принципы международного права. Из правовой природы суверенитета вытекает также, что ни одна обязанность не может быть возложена на государство без его согласия на возложение данного обязательства.
Внешнеполитические интересы РФ
Период, прошедший после рокового 1991 года показал, что формирование новой демократической и в то же время подлинно национальнойвнешнеполитической стратегии происходит весьма болезненно. Новая Россия, возникшая на обломках СССР, долго, во всяком случае, в течение не менее пяти лет (1991–1995) не могла четко определиться со своими ролью и местом в мировой политике, что негативным образом сказывалось на ее способности влиять на ход международных событий. Курс, при котором национальная специфика внешнеполитического интереса оставалась размытой и подчиненной абстрактной задаче международной солидарности демократических государств, не позволял ни начать серьезный разговор с потенциальными партнерами, ни проводить взвешенную линию по отношению к возможным противникам. Российские международные контрагенты в эти годы по существу не шли дальше принятия политических деклараций о партнерстве, что никак не говорило об отношении к России как к серьезному партнеру, а скорее свидетельствовало о настороженном к ней отношении со стороны внешнего мира. Правда, из Москвы настойчиво звучали призывы к партнерству с промышленно развитыми или т.н. «цивилизованными» странами, однако у нее не было четких представлений ни о целях, ни об оптимальных его формах. Интерес же развитой части международного сообщества к Российской Федерации в основном был окрашен в двусмысленные тона: все более или менее четко знали, чем не должна быть новая Россия, но не имели конструктивных идей и соображений о том, чем она может и должна быть, обретя свою национальную идентичность. Однако вряд ли стоило упрекать в этом Запад, поскольку извне никто, конечно, не мог объяснить нам нашу роль в мировой политике.
В 1991–1995 гг. внешняя политика России носила реактивный (в смысле ответный) характер. Однако эти пять лет не пропали даром. Сегодня новая Россия значительно продвинулась в осознании национальных интересов, а, следовательно, и приоритетов внешней политики. А это, в свою очередь, позволяет говорить о потенциальных друзьях, союзниках, партнерах и, естественно, оппонентах.
Это хорошо не только для России, политика которой отныне из реактивной постепенно превращается в «агрессивную» (в смысле активную), но и для всего мира, поскольку эта политика становится гораздо более предсказуемой.
Во всяком случае, похоже, что сегодня российская дипломатия оставила нелепые претензии на возможность полного совпадения интересов России и всех развитых членов мирового сообщества, и, наконец, начала стремиться к тому, чтобы четко заявлять о наличии у нее специфических национальных интересов в сфере международной политики. Как показала практика, «стыдливое умолчание» этих интересов и реактивное следование за Западом беспокоит и сам Запад, представители которого воспринимают это как пугающий признак новой, теперь уже посткоммунистической непредсказуемости.
В 1998 г. Стратегия внешней политики России была сформулирована Председателем Правительства РФ Е.М. Примаковым следующим образом: «защита в широком плане, широким фронтом государственно-национальных интересов России с помощью диверсификации и активизации внешней политики и при одновременном стремлении не скатиться к конфронтации». При этом перед МИДом были поставлены конкретные задачи: 1) сохранение территориальной целостности; 2) плановое вхождение в мировое хозяйство в качестве равноправного участника; 3) противодействие негативному влиянию извне на СНГ; 4) способствование реструктуризации промышленности главным образом через экспорт вооружений; 5) продвижение российского капитала за рубеж . Эти идеи получили затем развитие в Концепции внешней политики РФ 2000 года, утвержденной Президентом РФ В. Путиным.
Поворот, произошедший во внешней политике в конце ХХ века, имел крайне важное значение, как для самой России, так и для всего мира. Взаимоотношения России с другими странами в целом, как представляется, стали более стабильными и сбалансированными. Подтвердилась старая истина: только глубоко осознанные и четко сформулированные национальные интересы могут быть прочным строительным материалом для сотрудничества, для жизнеспособной и юридически оформленной системы партнерских связей.
Не вступая в конфронтацию ни с одним государством или союзом государств, Россия начала гораздо спокойнее и вместе с тем тверже отстаивать на мировой арене свои национальные интересы. При этом она стала стремиться к тому, чтобы ее национальная безопасность была состыкована с системами региональной и международной безопасности в формирующемся новом мировом порядке . Российским политикам и впредь важно никогда не забывать английского лорда Пальмерстона, который говорил про свою страну: «У нас нет постоянных друзей и постоянных врагов. У нас есть постоянные интересы».
Национальные интересы России в их внешнеполитическом измерении в современных условиях можно разделить на три основные категории.
Важнейший национальный интерес Российской Федерации на глобальном уровне состоит в ее активном и полноправном участии в построении такой системы международных отношений, в которой ей отводилось бы место, в наибольшей степени соответствующее ее политическому, экономическому и интеллектуальному потенциалу, военно-политическим и внешнеэкономическим возможностям и потребностям.
Важнейшие национальные интересы Российской Федерации на региональном уровне сводятся к обеспечению стабильного и безопасного международного окружения, а также к продвижению и закреплению ее военно-политических и экономических позиций на мировой арене на основе использования механизмов регионального сотрудничества.
Важнейшие национальные интересы Российской Федерации на субрегиональном уровне (постсоветском пространстве) состоят в развитии всесторонних взаимовыгодных связей со странами СНГ и участие в развитии интеграционных процессов между ними на взаимной основе, что является важнейшей предпосылкой не только региональной, но и международной безопасности
- 1. Понятие, особенности и функции современного международного права.
- Понятие и функции международного права. Система международного права
- Сущность международного права.
- 2. Система мп и её основные элементы. Кодификация отраслей мп.
- Система международного права. Институты и отрасли международного права
- Понятие и классификация норм международного права
- 3. История развития мп и отличительные черты отдельных периодов.
- Возникновение международного права и его периодизация.
- 4. Международно-правовая доктрина. Теории международного права в трудах российских ученых.
- 5. Современное международное право, тенденции его развития.
- 6. Мпп и мчп: вопросы взаимодействия
- Соотношение международного публичного и частного права
- Соотношение и взаимодействие мпп и мчп
- Отличие международного права от международного частного права.
- 7. Понятие, классификация, иерархия международно-правовых норм. Эффективность норм мп.
- Понятие и классификация норм международного права
- 8. Процесс создания норм мп. Общая характеристика источников мп и их взаимодействие в процессе правового регулирования.
- Источники международного права, их общая характеристика и соотношение
- 9. Международный договор как источник мп. Венская конвенция о праве международных договоров.
- Заключение международного договора
- Вступление в силу международного договора
- Недействительность международных договоров
- Международные конференции как средство многосторонней дипломатии
- Международный договор: понятие, виды
- Стадии заключения международных договоров
- Форма и структура международных договоров
- Недействительность, прекращение и приостановление действия международных договоров
- Заключение договоров
- Оговорки
- Вступление в силу договоров и их временное применение
- Соблюдение, применение и толкование договоров Соблюдение и применение договоров
- Толкование договоров
- Договоры и третьи государства
- Поправки к договорам и изменение договоров
- Недействительность, прекращение и приостановление действия договоров
- Недействительность договоров
- Прекращение договоров и приостановление их действия
- Процедура
- Последствия недействительности, прекращения договора или приостановления его действия
- Депозитарии, уведомления, исправления и регистрация
- 10. Международный обычай как источник мп. Формирование международно-правовых обычаев.
- Понятие
- Формы санкционирования государством обычных норм
- 11. Акты, принимаемые международными межправительственными организациями. Пределы обязательности.
- 12. Соотношение международного и внутригосударственного права: теории и механизм взаимодействия.
- Соотношение международного и национального права
- Соотношение международного и внутригосударственного права: теоретические аспекты
- Теория инкорпорации
- Теория трансформации
- Дуализм
- 12. Понятие и особенности основных принципов международного права. Установление системы принципов в международных договорах.
- Основные принципы международного права
- Система основных принципов международного права
- 14. -19 Принципы принцип неприменения силы и угрозы силой
- Принцип разрешения международных споров мирными средствами
- Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств
- Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом
- Принцип равноправия и самоопределения народов
- Принцип суверенного равенства государств
- Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву
- Принцип нерушимости государственных границ
- Принцип территориальной целостности государств
- Принцип уважения прав человека и основных свобод
- Основные принципы международного права
- 20. Понятие и виды субъектов мп. Международная правосубъектность.
- Понятие и виды субъектов международного права. Правосубъектность
- Субъекты международного права понятие, виды, содержание
- Международная правосубъектность государств
- Международная правосубъектность наций и народов, борющихся за независимость
- Международная правосубъектность международных организаций
- Международная правосубъектность государствоподобных образований
- 21. Государство – основной субъект мп. Внешнеполитические интересы рф.
- Государства как основные субъекты международного права
- 22. Международная деятельность субъектов федерации. Правовое регулирование международных и внешнеэкономических связей субъектов рф. Участие субъектов Российской Федерации в международных отношениях
- Правовое регулирование международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации
- 23. Институт признания в мп, юридические последствия признания. Теории и доктрины признания государств и правительств.
- Понятие и сущность признания государств
- Признание правительств. Признание de jure и de facto
- Признание, его виды и юридические последствия. Правопреемство в международном праве
- 24. Правопреемство в мп: Объекты и теории
- Понятие и сущность правопреемства государств
- Правопреемство государств
- 25. Правопреемство государств в отношении международных договоров
- 26. Правопреемство государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов
- 27. Прекращение ссср и вопросы правопреемства.
- 28. Международные организации как субъект мп: признаки и виды. Функции международных организаций.
- Понятие и классификация международных организаций
- Понятие «права международных организаций»
- Понятие и источники права международных организаций и конференций
- Компетенция, полномочия и функции международной организации
- 29. Оон: история создания, цели деятельности и система оон.
- Организация объединенных наций. Цели и принципы
- Организация Объединенных Наций
- Организация Объединенных Наций
- Органы Организации Объединенных Наций
- 30. Генеральная Ассамблея оон: состав, порядок работы, компетенция, комитеты, виды и юридическая сила актов.
- 31. Совет безопасности оон: состав, полномочия по обеспечению международного мира и безопасности, порядок принятия и юридическая сила решений.
- 32. Международный суд оон: состав, порядок образования, компетенция. Порядок рассмотрения споров и принятия решения.
- Разрешения международных споров
- 33. Специализированные учреждения оон: правовая основа и направления деятельности (на примере отельных специализированных учреждений)
- 34. Проблемы и основные реформирования оон.
- Реформа оон
- Проблемы реформирования
- Участие стран в миротворческих операциях
- 35. Региональные международные организации: общая характеристика, понятие, признаки, особенности.
- Региональные международные организации (общая характеристика)
- 36. Обсе: создание, структура и основные направления деятельности.
- Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
- Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
- 37: Нато: создание структура и основные направления деятельности.
- Организация Североатлантического договора (нато) и Организация американских государств
- 38. Содружество Независимых Государств: создание, структура и основные направления деятельности.
- Членство в Содружестве Независимых Государств
- Органы Содружества Независимых Государств
- Сотрудничество государств Содружества в сфере экономики
- 39. Заключение международного договора. Право на участие в международном договоре. Действие международного договора во времени и пространстве.
- Стороны в международных договорах
- Стадии заключения международных договоров
- Действие международных договоров во времени и в пространстве, по кругу лиц
- Понятие и виды международных договоров
- Заключение международных договоров
- Действие договоров
- Заключение, исполнение и прекращение международных договоров Российской Федерации
- Влияние войны на международные договоры
- Недействительность, прекращение и приостановление действия международных договоров
- 44. Вопросы разоружения в современном международном праве.
- Разоружение. Меры контроля за разоружением
- Меры по предотвращению гонки вооружений и разоружению
- 45. Меры доверия в международном праве. Договор по открытому небу 1992.
- Меры укрепления доверия, международный контроль
- История
- Основные элементы договора
- Участники договора
- Выполнение договора
- 46. Международное экономическое право: характеристики отрасли.
- Международное экономическое право
- Международное экономическое право
- 47. Международные экономические организации (мвф, Всемирный Банк, вто). Вступление России в вто.
- Специализированные международные экономические организации
- Международно-правовое сотрудничество в области валютных и финансовых отношений
- Международные экономические организации
- Цели и задачи
- Виды и направления деятельности
- Мобилизация денежных средств
- Кредиты
- Другие услуги
- Направления (сферы) деятельности
- Управление деятельностью банка
- Россия и вто
- История вступления России в вто Переговоры
- Условия присоединения
- Ратификация
- Критика вступления России в вто
- Попытка проведения референдума против вступления в вто
- 48. Международное воздушное право: понятия, источники и принципы.
- Международное воздушное право. Международные полеты в пределах государственной территории, полеты над открытым морем
- Понятие и источники международного воздушного права
- 49. Виды воздушного пространства и их правовой режим. Виды воздушного пространства и их правовой режим. Концепция «открытого неба»
- Правовой статус воздушного пространства
- 50. Правовое регулирование международных воздушных сообщений (коммерческие права).
- Режим полетов в суверенном воздушном пространстве
- Режим полетов в международном воздушном пространстве
- 51. Понятие, принципы, источники международного права окружающей среды.
- Международно-правовая охрана окружающей среды: понятие и принципы
- Понятие и источники международного права охраны окружающей среды
- 52. Программа оон по окружающей среде (юнеп). Взаимодействие межправительственных и неправительственных организаций по вопросам охраны окружающей среды.
- Структура
- Исполнительный директор
- Международные Года юнеп
- Реформирование юнеп
- Известные международные проекты
- Таяние ледников
- 53. Роль международных конференций в развитии международного права окружающей среды.
- 54. Международно-правовая охрана Мирового океана, климата, озонового слоя и биологического разнообразия. Конвенции.
- Международно-правовая охрана Мирового океана
- Международно-правовая охрана воздушной среды, климата, озонового слоя
- Международно-правовая защита животного и растительного мира
- Международно-правовая охрана Мирового океана
- 55. Мирные средства разрешения международных споров. Посредничество и добрые услуги как первоначальные механизмы разрешения международных споров.
- Непосредственные переговоры, посредничество, добрые услуги
- 56. Разрешения межгосударственных споров в рамках международных организаций (на примере оон и снг)
- 57. Разрешение споров в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.
- 58. Международный арбитраж, следственные и примирительные комиссии.
- 59. Международный механизм защиты прав человека на универсальном уровне (оон).
- 60. Международное гуманитарное право: история развития, понятия и источники.
- Международное гуманитарное право
- 61. Сфера применения и принципы международного гуманитарного права.
- Международное гуманитарное право и сфера его применения
- 62. Начало войны и его правовые последствия. Ограничения на средства и методы ведения военных действий.
- Правовые последствия начала войны
- Запрещенные средства и методы ведения войны
- Участники вооруженных конфликтов
- Правовой режим военного плена
- Нейтралитет в войне
- Военная оккупация
- Понятие жертв войны. Комбатанты и некомбатанты
- Начало войны и его правовые последствия. Театр войны
- Ограничение средств и методов ведения войны
- 63. Окончание войны и его международно-правовые последствия. Перемирие, капитуляция, мирный договор.
- Международно-правовые последствия окончания войны
- История
- История
- 64. Право международной безопасности: понятие, системы, цели. Концепция национальной безопасности рф.
- Понятие права международной безопасности
- Понятие и источники права международной безопасности
- 65. Универсальная и региональная системы коллективной безопасности.
- Универсальная система коллективной безопасности
- Региональные системы коллективной безопасности
- 66. Договор о запрещении испытания ядерного оружия в трёх средах 1963 г. Проблема всеобщего запрещения ядерных испытаний.
- 67. Конвенция о запрещении химического оружия 1993. Контрольный механизм её реализации.
- История
- Организация по запрещению химического оружия (озхо)
- Ключевые пункты Конвенции
- Ключевые организации стран-участниц
- Классификация химикатов
- Запасы химического оружия в мире
- Сроки уничтожения
- Ход уничтожения
- ]Запасы Ирака
- Финансирование
- Известные заводы по производству
- Оставленное и старое химическое оружие
- Выполнение Конвенции в России
- Выполнение Конвенции в сша
- 68. Виды территорий по международному праву. Территории с особым режимом. Территориальные споры. Территория в международном праве: понятие, объекты регулирования, виды территорий
- Государственная территория: понятие и виды
- Понятие и виды территорий в международном праве
- Государственная территория
- 69. Состав и юридическая природа государственной территории. Изменение принадлежности государственной территории.
- Изменение границ и территориальные споры
- 70. Правовой режим Арктики. Юридический статус морских пространств.
- Правовой режим Арктики
- Внутренние воды – вид морских пространств.
- Государственная граница
- Государственные границы
- 72. Международные реки. Правовой режим Дуная.
- Международные и пограничные озера и реки
- Международные реки
- Международно-правовой режим судоходства по реке Дунай
- 73. Международно-правовой режим Антарктики.
- Правовой режим антарктики
- 74. Международно-правовые вопросы гражданства.
- Международно-правовые вопросы гражданства
- 75 Право убежища: понятия, виды, международно-правовое регулирование
- Право политического убежища
- Право убежища
- Международно-правовой режим беженцев и вынужденных переселенцев
- 76. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. И факультативные протоколы к нему
- Структура пакта
- Факультативные протоколы
- 77. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.
- Каталог прав
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека
- 78. Конвенции о запрещении геноцида 1948 г. И апартеида 1973 г.: содержание и механизм реализации. Конвенции о запрещении геноцида и апартеида. Конвенция о запрещении пыток
- Конвенция о запрещении геноцида 1948 года и апартеида 1973 года: содержание и механизм реализации
- 79. Механизм защиты прав человека в рамках Совета Европы Механизмы защиты прав человека
- Международные стандарты прав человека. Международные процедуры и механизмы защиты прав человека
- Рассмотрение индивидуальных петиций. Международная защита прав человека как отрасль международного права
- Защита прав человека в законодательстве рф
- 80. Международное морское право: история развития, понятие и источники. Значение Конвенции оон по морскому праву.
- Понятие и источники международного морского права
- Международное морское право
- Внутренние воды
- Территориальное море
- Прилежащая зона
- Исключительная экономическая зона
- Континентальный шельф
- Архипелажные воды
- Проливы, используемые для международного судоходства Открытое море
- Международный район морского дна
- 81. Международный трибунал по морскому праву.
- 82. Внутренние воды, «исторические воды»: понятие, правовой режим. Юрисдикция прибрежного государства.
- Внутренние морские воды. Территориальное море. Открытое море
- 83. Территориальное море: понятие, отсчёт ширины, правовой режим. Законодательство рф о территориальном море.
- 84. Исключительная экономическая зона: понятие, ширина, правовой режим. Фз «об исключительной экономической зоне» 1998 г.
- Исключительная экономическая зона, континентальный шельф, открытое море
- 85. Континентальный шельф: понятие, отсчёт, правовой режим. Закон о Континентальном шельфе 1995.
- Континентальный шельф
- Международно-правовой режим континентального шельфа
- 86. Открытое море: понятие, правовой режим, свободы открытого моря.
- Правовой режим открытого моря
- 87. Международные проливы: понятие и право транзитного прохода. Конвенция о режиме Черноморских проливов. 1936 г.
- Международные проливы
- История
- Основные положения конвенции
- Значение конвенции
- 88. Правовой режим Международного Района морского дна. Международный орган по морскому дну и Предприятие.
- Международный район морского дна
- История
- Деятельность момд
- 89. Международные каналы. Правовой режим отдельных каналов.
- Международные каналы и проливы, их правовой режим
- 90. Понятие и источники права внешних сношений. Органы внешних сношений государств. Их правовой статус (на примере рф)
- Внутренние и зарубежные органы внешних сношений государств
- Понятие и источники права внешних сношений
- Органы внешних сношений государств
- Посольство Российской Федерации
- 91. Понятие, виды и функции дипломатических представительств. Персонал. Порядок назначения и прекращение функций главы дипломатического представительства.
- Дипломатические представительства
- 92 Дипломатические привилегии и иммунитеты. Дипломатические привилегии и иммунитеты
- 93. Консульские учреждения: понятия, функции. Классы консулов.
- Консульские представительства
- 94. Порядок назначения консулов. Почётный консул.
- 95. Консульские привилегии и иммунитеты, их отличие от дипломатических привилегий и иммунитетов.
- Консульские привилегии и иммунитеты.
- 96. Представительства государств при международных организациях. Постоянные представительства государств при международных организациях
- 97. Международно-правовая ответственность: понятие и проблемы квалификации. Основания международно-правовой политики. Понятие и основания международно-правовой ответственности
- Международно-правовая ответственность. Понятие и виды
- Формы реализации международно-правовой ответственности
- Виды и формы международно-правовой ответственности
- Основания возникновения международно-правовой ответственности и случаи освобождения от нее.
- 98. Международно-правовая ответственность государств. Особенности ответственности международных организаций.
- Виды и формы международной правовой ответственности государств
- Особенности ответственности международных организаций
- Виды и формы международно-правовой ответственности государств
- Ответственность международных организаций
- 99. Состав и виды международных правонарушений. Примеры.
- Виды международных правонарушений
- 100. Обстоятельства, освобождающие от международно-правовой ответственности.
- Обстоятельства, исключающие противоправность. Ответственность за правомерную деятельность
- 101. Виды, формы и механизм реализации международно-правовой ответственности.
- 102. Международная уголовная ответственность физических лиц: особенности как субъекта, характеристика международных преступлений.
- 103. Уставы международных трибуналов по Югославии и Руанде: причины создания, правовые основания деятельности, юрисдикция и структура.
- История
- Полномочия
- Деятельность
- Критика
- 104. Международный уголовный суд: правовые основы деятельности, юрисдикция, структура.
- Государства-участники
- Состав суда
- Компетенция Составы преступлений
- Территория и гражданство
- Порядок возбуждения дел
- Функционирование суда
- 105. Ответственность за вредные последствия правомерной деятельности.
- 106. Международное сотрудничество государств в борьбе с преступностью.
- Сотрудничество и обмен информацией в борьбе с отдельными видами преступлений
- 107. Преступления международного характера: понятия, классификация, общая характеристика на примере нескольких деяний.
- Преступления международного характера
- 108. Правовая помощь по уголовным делам. Выдача преступников в международном праве.
- 109. Борьба с международным терроризмом (в том числе на основе анализа отдельных конвенций)
- 111. Роль международных организаций в борьбе с преступностью. Интерпол, Европол.
- Международная организация уголовной полиции (Интерпол)
- Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
- История
- Структура
- Интерпол в России
- История
- Организация Цели, задачи и финансирование
- Европол в России
- Критика Европола
- Европол и скандалы
- 112. Понятие, источники и принципы международного космического права.
- Международное космическое право. Правовой режим космического пространства и небесных тел
- 113. Международно-правовой режим космического пространства, небесных тел и правовой статус космических объектов.
- Правовой статус космонавтов
- Правовой статус космических объектов и космонавтов
- Международные космические организации
- 114. Международно-правовая ответственность в космическом праве.