logo search
АП ответы экзамен

Раскройте систему органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

В отличие от правосудия система органов, осуществля­ющих административно-юрисдикционную деятельность, характеризуется множественностью субъектов, что объяс­няется многообразием и распространенностью администра­тивных правонарушений. В связи с этим практически невозможно сосредоточить рассмотрение дел об админи­стративных правонарушениях в каком-либо одном органе без ущерба для основных преимуществ административного процесса - его оперативности, быстроты и простоты.

Система органов, рассматривающих дела об админист­ративных правонарушениях, отличается неоднородностью субъектов этой деятельности. Ряд органов, входящих в данную систему, создан специально для разрешения дел об административных правонарушениях (например, админи­стративные комиссии), другие органы выполняют юрисдикционные полномочия наряду с осуществлением своих основных функций (например, сельские, поселковые ис­полнительные комитеты), у третьих, как правило, конт­рольно-надзорных органов, эта деятельность занимает существенный объем работы', поскольку в этом состоит их функциональное назначение (например, многочисленные государственные инспекции).

Система органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, строится по тер­риториальному и отраслевому принципу.

К территориальным органам, функционирующим в пределах того или иного административно-территориаль­ного деления, относятся прежде всего административные комиссии (Примерное положение об административной комиссии: Утв. по­становлением Совета Министров РБ от 21 сен­тября 2001 г. № 1396.) Они наделены наиболее широкими полномочи­ями по рассмотрению дел об административных правонару­шениях. Районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних; районные (городские) суды (судьи) и др.

Отраслевые органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, непосредственно свя­заны с отраслями гос управления. Этим органам присуща не только отраслевая специализация в рассмотрении конкретных дел, но и четкая иерархичность юрисдикционной подведомственности. Так, за нарушение правил охоты полномочны рассматривать соответствую­щие дела и налагать административные взыскания руково­дители республиканских, областных и районных органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил охоты.

Отраслевой принцип на практике сочетается с территориальным. Обычно орган (должностное лицо) осуществляет свои полномочия не только в рамках какой-л. Отрасли, но и на определенной территории. Однако органы межтерриториального действия осуществляют свои надзорные и юрисдикционные полномочия на территории, границы которой не совпадают с административно-территориальным делением, напр. Органы железнодорожного транспорта, медицинские службы Министерства обороны РБ и др.

В систему органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях входят в соответствии со ст.1 Гл.3 раздела 2 ПИКоАП:

Статья 3.1. Суд, орган, ведущий административный процесс, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

1. Дела об административных правонарушениях рассматриваются:

1) районным (городским) судом;

2) хозяйственным судом;

3) сельским, поселковым исполнительным комитетом;

4) административной комиссией районного (городского) исполнительного комитета или администрации района в городе;

5) районной (городской), районной в городе комиссией по делам несовершеннолетних;

6) органами внутренних дел;

7) органами Комитета гос контроля РБ ;

8) Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте РБ ;

9) органами гос пожарного надзора Министерства по чрезвычайным ситуациям РБ ;

10) органами гос санитарного надзора;

11) органами пограничной службы РБ ;

12) таможенными органами;

13) налоговыми органами;

14) Департаментом ценовой политики Министерства экономики РБ ;

15) органами Министерства финансов РБ и финансовыми управлениями (отделами) местных исполнительных и распорядительных органов;

16) органами Национального банка РБ ;

17) органами Министерства транспорта и коммуникаций РБ ;

18) органами железнодорожного транспорта;

19) органами Министерства лесного хозяйства РБ ;

20) органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ ;

21) Департаментом по ценным бумагам Министерства финансов РБ ;

22) органами гос энергетического и газового надзора Министерства энергетики РБ ;

23) органами Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты РБ ;

24) органами Министерства сельского хозяйства и продовольствия РБ ;

25) органами государственной безопасности;

26) государственными природоохранными учреждениями, осуществляющими управление заповедниками и национальными парками;

27) органами Министерства юстиции РБ .

2. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов, ведущих административный процесс, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, в случаях, установленных настоящим Кодексом.

3. Дела об административных правонарушениях, рассмотрение которых относится к компетенции районного (городского) суда и в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственные секреты, рассматриваются единолично судьей областного (Минского городского) суда.