logo search
agr

38. Административно-правовые методы гос регулирования сельского хозяйства.

Формы и методы управления находятся во взаимосвязи и дополняют друг друга. Формы отражают содержательную сторону и определяют, что именно делается в процессе управления. Методы определяют как, какими способами осуществляется это управление.

Головным органом управления агропромышленным комплексом, осуществляющим гос регулирование АПК, обеспечива­ющим единство системы органов гос управления АПК, взаимодействие и координацию их деятельности, является Минис­терство сельского хозяйства АПП.

Постановлением Правительства АПП от 7 апреля 2004 г. «Вопросы Министерства сельского хозяйства АПП» в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» установлено, что Министерство сельского хозяйства РФ является фе­деральным органом исполнительной власти, осуществляющим функ­ции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, устойчивого развития сельских территорий, а также изучения, сохранения, воспро­изводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологических ресурсов и среды их обитания. Министерство сельского хозяйства РФ осуществляет в пределах своих полномочий координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Фед агентства по сельскому хозяйству и Фед агентства по рыболовству.

Гос регулирование в республиках, краях, областях и автономных образованиях осуществляется министерствами, управлениями (департаментами) сельского хозяйства, комитетами (депар­таментами) продовольствия городов Москвы и Санкт-Петербурга, уп­равлениями (отделами) сельского хозяйства районов.

Кооперативные, акционерные агропромышленные объединения, фирмы, комбинаты, концерны, корпорации, созданные на доброволь­ной основе соответствующими сельскохозяйственными товаропроиз­водителями, во взаимодействии с органами исполнительной власти координируют деятельность хозяйств и предприятий-учредителей, представляют и защищают их интересы. Значительную роль в регу­лировании и координации деятельности с\х това­ропроизводителей призваны играть органы местного самоуправле­ния. Они должны быть независимыми от государства. Вместе с тем государство может делегировать им выполнение определенных гос функций по регулированию агропромышленного ком­плекса с выделением необходимых средств из фед бюджета.

Каковы контрольно-инспекционные службы и их роль в регулировании сельского хозяйства?

Значительную роль в регулировании сельского хозяйства играют государственные контрольно-инспекционные органы (службы) в цент­ре и на местах. .Таковыми в настоящее время являются Государствен­ная агрохимическая инспекция, Государственная инспекция по защи­те растений, Государственная комиссия по испытанию и регистрации химических и биологических средств защиты растений, Государствен­ная инспекция по закупкам и качеству сельскохозяйственной продук­ции, Главная государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники и др.

Правовой статус тех или иных гос служб определя­ется соответствующими нормативными актами. Так, Законом АПП от 14 мая 1993 г. «О ветеринарии» определены зада­чи и правовой статус государственной ветеринарной службы.

Вместе с тем правовой статус гос с\х служб еще недостаточно определен и нуждается в существен­ном обновлении.