4. Предмет, аграрная политика и аграрное законодательство - основа формирования аграрного рынка.
Формирование АП РФ как комплексной отрасли права прежде всего обусловлено особенностями сельского хозяйства как отрасли народного хозяйства страны. Есть особенности земледелия, которые абсолютно неустранимы, и именно наличие особенностей с/х производства обуславливают выделение АП в системе российского права. Особенности:
наличие ряда самостоятельных форм организаций сельскохозяйственного производства, базирующихся на различных формах собственности (частная, государственная и муниципальная).
использование земли в качестве основного средства производства:
естественное плодородие, воспроизводство флоры и фауны
пространственная ограниченность земли
постоянство местонахождения
ее незаменимость
разнообразие местных почвенных и природных климатических условий, оказывающих существенное влияние на специализацию хозяйства.
многоотраслевой характер значительного числа с\х предприятий.
несовпадение рабочего периода с периодом производства, что обуславливает сезонность сельскохозяйственного труда
Вопрос о предмете дискуссионен с 70х гг., когда стала формироваться данная отрасль права. Сделан вывод о существовании в правовой системе наряду с основными (традиционными) отраслями также комплексных отраслей права; а общественные правоотношения, складывающиеся в сфере сельскохозяйственной деятельности – признаются аграрными правоотношениями.
Предметом АП, как и любой другой отрасли права, является определенный круг общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли права.
Деятельность по производству сельскохозяйственной продукции, как правило, не выделена в нормативных актах особо и упоминается в единой связи с переработкой, транспортировкой, хранением и реализацией сельскохозяйственной продукции, чем подчеркивается их органическая связь и отнесение их практически к одному роду деятельности, а возникающие здесь отношения - к единому предмету новой формирующейся отрасли российского права - аграрному праву.
Другие виды деятельности должны носить «подчиненный» характер к указанным видам деятельности фермерских хозяйств. Только при таком подходе эти хозяйства могут быть отнесены к собственно сельскохозяйственным формированиям, а возникающие в указанной сфере отношения - к предмету АП.
Важным составным элементом предмета АП являются отношения в социальной сфере села, правовому регулированию которых ранее не уделялось должного внимания.
Исходя из отечественного и зарубежного законодательства можно сделать вывод о том, что современное АП охватывает две взаимосвязанных между собой сферы регулирования:
традиционная область аграрных отношений, складывающихся в сфере собственно сельскохозяйственной деятельности при обработке земли, производства продукции растениеводства и животноводства
вторая область отношений включает в себя деятельность, связанную с переработкой с/х продукции и производством продовольствия.
Аграрная политика. В числе субъективных факторов обуславливающих формирование АП РФ следует указать на политический критерий, политическую заинтересованность государства в развитии и совершенствовании правового регулирования общественных отношений в сельском хозяйстве. Эти задачи решаются в рамках аграрной политики государства. АП прежде всего направлено на правовое регулирование реализации государственной аграрной политики. Это приоритетные задачи в области аграрных отношений.
Свою аграрную политику Россия, объявившая о легализации частной собственности в 90г, (З-н «О земельной реформе») ориентировала на то, чтобы гарантировать право выкупа и передачи в собственность трудовых коллективов основных гос фондов.
Законодатель отказался от введения более 60 лет назад принципа неприкосновенности земельного массива и закрепил свободный выход работников колхозов и совхозов с правом получения земельной доли имущественного пая для создания крестьянского и фермерского хозяйства.
На всех этапах развития российского государства оно было заинтересовано в развитии собственного сельского хозяйства, разрабатывало программы реформирования аграрного сектора экономики и принимало меры по сохранению продовольственной безопасности страны.
По мнению Гордеева есть 4 наиважнейшие задачи, которые необходимо решить:
поддержание достаточного объема производства с/х продукции с нарастающим технологическим уровнем.
поддержание стабильных цен, то есть с/х производитель должен быть уверен, что цены будут стабильные
обеспечение стабильности доходов
социальная политика (программа «О социальном развитии села»)
Аграрное законодательство. Для формирования АП имеется и такой юридический критерий – наличие законодательства, в виде достаточно большой совокупности актов аграрного законодательства.
Значительное число правовых норм аграрного законодательства при всей его нынешней проблемности – носят унифицированный характер, учитывают специфику и особенности с/х производства, с/х деятельности в целом и являются по характеру и содержанию нормами АП в собственном смысле этих слов.
- 1. Определение ап и его место в системе российского права.
- 2. Сущность теории частного и публичного ап.
- 3. Частноправовые и публично правовые начала в российском аграрном праве.
- 4. Предмет, аграрная политика и аграрное законодательство - основа формирования аграрного рынка.
- 5. Принципы ап. Юридические гарантии свободы аграрного предпринимательства.
- 6. Аграрная и земельная реформы в России: направления и этапы.
- 7. Основные тенденции в развитии аграрного законодательства субъектов рф.
- 8. Понятие, особенности и классификация источников ап.
- 9. Конституция рф - основной источник ап.
- 10. Законы апп в системе источников ап.
- 11. Закон «о качестве и безопасности пищевых продуктов» - источник ап.
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Полномочия рф в области обеспечения кач/ безопасности пищ.Продуктов
- Глава III. Гос. Регул. В области обеспечения кач/безоп.Пищевых продуктов
- Глава IV. Общие требования к обеспечению кач./ безопасности пищевых продуктов
- Глава V. Ответственность за нарушение настоящего фед закона
- Глава VI. Заключительные положения
- 12. Закон рф «о ветеринарии» - источник ап.
- Раздел I. Общие положения
- Раздел II. Гос. Ветеринарная служба рф, ведомственная ветеринарно -санитарная и прои водственная ветер.Службы
- Раздел III. Гос. Ветер.И ведомственный ветер.-санитарный надзор
- Раздел IV. Общие требования по предупреждению и ликвидации болезней животных и обеспечению безопасности в ветеринарном отношении продуктов животноводства
- 13. Законотворчество субъектов рф в свете Фед закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
- Глава II. Особенности оборота зем. Участков из земель с/х назначения
- Глава III. Особенности оборота долей в праве общей собственности на зем. Участки из земель с/х назначения
- Глава IV. Переходные и заключительные положения
- 14. Закон рф «о плате за землю» - источник ап.
- Раздел I. Общие положения
- Раздел II. Плата за земли с/х назначения
- Раздел III. Плата за земли нес/х назначения
- Раздел IV. Льготы по взиманию платы за землю
- Раздел V. Порядок установления и взимания платы за землю
- Раздел VII. Нормативная цена земли
- 15. Указ Президента рф от 7 марта 1996 г. «о реализации конституционных прав граждан на землю».
- 16. Указ Президента рф от 27 октября 1993 года «о регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России».
- 17. Локальные нормативные акты - источники ап.
- 19. Развитие законодательства о земельном рынке 1990-2002 годы.
- 20. Развитие правового регулирования аренды земель сельскохозяйственного назначения 1990-2002 годы.
- 21. Правовое регулирование купли-продажи и аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения.
- 22. Лизинг в сфере апп.
- 23. Судебная практика по спорам, связанных с применением законодательства о земельной реформе.
- 24. Правовое регулирование трудовых отношений в сельском хозяйстве.
- 25. Правовое регулирование продовольственного рынка в целях его стабилизации.
- 26. Правовые основы формирования и развития продовольственного рынка.
- 27. Порядок формирования гос продовольственных фондов через систему гос заказов.
- 28. Правовое обеспечение деятельности оптовых продовольственных рынков.
- 29. Правовое регулирование договорных отношений в сфере реализации сельскохозяйственной продукции.
- 30. Договоры в сфере материально-технического снабжения и производственного, научно-технического и информационного обслуживания сельского хозяйства.
- По сфере производственно-хозяйственной деятельности
- 31. Правовое регулирование Общего аграрного рынка стран снг.
- 32. Правовое регулирование продовольственного рынка и присоединения России к вто.
- 33. Правовое регулирование залога зерна по складским сертификатам.
- 34. Гос регулирование сельского хозяйства : понятие, содержание, методы и формы.
- 35. Государственный контроль и лицензирование торговой деятельности на рынке зерна.
- 36. Правовой статус органов, осуществляющих государственный контроль и гос управление сельским хозяйством.
- 37. Общая характеристика законодательства о государственном регулировании сельского хозяйства.
- 38. Административно-правовые методы гос регулирования сельского хозяйства.
- 39. Экономические методы гос регулирования сельским хозяйством.
- Глава III Гос регулирование кредитования, расчетов и страхования в сфере апп
- Глава IV Гос регулирование внешнеэкономической деятельности в сфере апп
- Глава V Государственная поддержка развития науки и осуществления научной деятельности в сфере апп
- Глава VI Гос регулирование развития социальной сферы села
- Глава VII Вступление в силу настоящего Фед закона
- 40. Правовое регулирование безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.
- 19.07.97 N 109-фз «о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» (в ред. Фз от 29.06.2004 n 58-фз)
- 41. Правовой статус Фед министерства сельского хозяйства.
- 42. Гос регулирование плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
- 42. Гос регулирование плодородия земель с/х назначения
- 16.07.98 N 101-фз «о госрегулировании обеспечения плодородия земель с/х назначения» (в ред. Фз от 22.08.2004 n 122-фз)
- 43. Правовое регулирование селекционной деятельности.
- 6.08.93 Года n 5605-1 закон «о селекционных достижениях»
- 44. Правовое регулирование приватизации гос имущества в агропромышленном комплексе.
- 45. Государственная регистрация сделок с земельными участками и прав собственности на сельскохозяйственную недвижимость.
- 46. Законодательное закрепление права частной собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения: 1990-2002 годы.
- 49. Публично-правовой режим оборота земель сельскохозяйственного назначения.
- 50. Особенности оборота долей в праве общей собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения.
- 51. О собственности юридических лиц на земельные участки сельскохозяйственного назначения.
- 53. Законодательство субъектов рф о собственности на землю.
- 54. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства и его правосубъектность.
- 55. Правовой режим земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств.
- 57. Состав, порядок создания и государственной регистрации крестьянского хозяйства.
- Глава 5. Члены фермерского хозяйства
- 58. Правовой режим имущества крестьянского (фермерского) хозяйства.
- 65. Организационно-правовые формы управления сельскохозяйственным кооперативом.
- Глава V. Органы управления кооперативом
- 69. Понятие, социально-экономическая природы и юридическая характеристика личного подсобного хозяйства. Граждане, ведущие лпх - субъекты ап.
- Глава I. Общие положения
- Глава IV. Порядок участия должника в программе
- Глава V. Порядок определения условий проведения реструктуризации долгов
- Глава VI. Соглашение о реструктуризации долгов
- Глава VII. Контроль за исполнением обязательств, принятых на себя должником в рамках соглашения о реструктуризации его долгов
- Глава VIII. Последствия признания соглашения о реструктуризации долгов расторгнутым
- Глава IX. Заключительные положения
- 75. Понятие ответственности за нарушение аграрного законодательства. Имущественная ответственность по аграрному праву.
- 77. Общая характеристика зарубежного законодательства о земельной и аграрной реформах.
- 78. Зарубежный правовой опыт регулирования сделок с земельными участками и конституционная теория социальных функций земельной собственности.
- 81. Правовое регулирование сделок с земельными участками в Германии.
- 82. Преобразование отношений земельной собственности и землепользования в восточных землях в Германии.
- 83. Преобразование отношений земельной собственности и землепользования в странах Восточной Европы.
- 85. Участники рыночных аграрных отношений по законодательству стран Восточной Европы.
- 84. Участники рыночных аграрных отношений по законодательству Китая.
- 86. Преобразование отношений земельной собственности и землепользования в Китае.
- 88. Ограничения прав земельных собственников в зарубежном законодательстве.