86. Преобразование отношений земельной собственности и землепользования в Китае.
В результате реформы сельского хозяйства в Китае на смену народным коммунам пришла система семейного подряда, раздача земли крестьянским подворьям, получила широкое развитие так называемая «сельская индустрия», давшая рабочие места миллионам сельских тружеников и весомый прирост промышленной продукции. Данная модель реформирования земельных и аграрных отношений представляет особый интерес, поскольку дала ощутимый результат - быстрый рост сельскохозяйственной продукции и значительную прибавку промышленной продукции за счет «сельской индустрии».
Суть реформ в Китае состояла по существу в приватизации земли. Отдельные крестьяне и крестьянские семьи получили длительные контракты на пользование землей. Право владения землей стало наследуемым. После выполнения обязательных поставок государству коллективным хозяйствам было разрешено оставшуюся часть продукции продавать на свободном рынке. Стимулирующая роль государства состояла в том, что оно платило фиксированные цены за норму выпуска, а за выработку сверхнормативной сельскохозяйственной продукции гарантировало более высокие цены. При этом закупочные цены в сельскохозяйственном производстве постоянно повышались. Открытая дорога фермерству аренда земли, а также право договариваться о ценах на произведенную продукцию все это обеспечило и более высокие урожаи, и доходы крестьян. Сегодня Китай уже способен сам прокормить себя хлебом новые стимулы побуждают крестьян добиваться больших в сфере животноводства, птицеводства. Реформы привели к развитию промышленности на селе. В прошедшем десятилетии там возникло около 80 млн. рабочих мест. В этом процессе проявились предпринимательские качества китайского крестьянина.
Этапы реформы:
Первая фаза: 1978-1984 годы.
Аграрная реформа началась с роспуска народных коммун и введения так называемой “системы сельской ответственности”. Система сельской ответственности сохраняет коллективную собственность на землю, но земля разделенная на участки может обрабатываться крестьянами индивидуально. Эта система позволила крестьянам оставлять себе весь доход после выплаты установленных договором обязательств, а именно, сельскохозяйственного налога и коллективной доли. Эта реформа реализовала социалистический принцип распределения по труду и в значительной мере усилила заинтересованность крестьян в увеличении производства. В 1979 году были существенно подняты закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, вследствие чего производство сельскохозяйственной продукции, и в первую очередь зерна, очень быстро выросло.
Вторая фаза: 1984-1988 годы.
После того, как в производстве сельскохозяйственной продукции, и прежде всего зерна, были достигнуты столь крупные успехи, Правительство ликвидировало существовавшую долгие годы систему принудительных закупок с\х продуктов и ввело договорную систему. При этом правительство покупает определенный договором объем продукции по установленной государством цене, а та часть продукции, которая превышает этот объем, может быть свободно реализована на рынке. Тем самым была введена так называемая “система цен двойной колеи”, то есть сосуществование фиксированных и рыночных цен. Но данная реформа снизила заинтересованность крестьян в производстве сельскохозяйственной продукции. Это снижение произошло потому, что в условиях высоких урожаев рыночная цена упала ниже уровня установленной государством закупки. В результате урожай зерна в 1985 году был меньше предыдущего, и некоторое время продолжалось сокращение сельскохозяйственного производства.
Третья фаза: 1988-1997годы.
Когда во второй половине 1988 года начался период аустеритарной (жесткой) политики правительства, помимо прочего, она вызвала кредитные ограничения, которые затронули сельские промышленные предприятия и привели многие из них к банкротству. В результате отток рабочей силы в несельскохозяйственные секторы сократился и, напротив, возник феномен обратного притока в сельское хозяйство. Кроме того, правительство приняло меры к оживлению сельского хозяйства, и как результат повторного повышения закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, производство стало расти.
Четвертая фаза: с 1997 года по настоящее время.
Полная либерализация торговли сельскохозяйственными продуктами.
Другой вариант
Именно специфика Китая пока ориентирует на гос владение землей, тем более что семейные наделы таковы, что нужно объединить до 10-15 и более участков, чтобы иметь настоящее высокотоварное хозяйство. К сложившейся структуре землевладения и землепользования приспособлена инфраструктура сельского хозяйства. В этих условиях нельзя торопиться с концентрацией земли у одних за счет землепользования других.
Отходя от системы коммун, с 1979 года начались экономические преобразования в сельскохозяйственном секторе. Суть этих реформ состояла по существу в приватизации земли. Отдельные крестьяне и крестьянские семьи получили длительные контракты на пользование землей. Право владения землей стало наследуемым. После выполнения обязательных поставок государству коллективным хозяйствам было разрешено оставшуюся часть продукции продавать на свободном рынке. Изменилась роль государства как центрального планирующего и руководящего органа. Теперь крестьянин сам решал, что и сколько производить при условии выполнения контрактных обязательств. По оценкам Всемирного банка, за 10 лет чистый душевой доход крестьян с поправкой на инфляцию вырос на 260%, в валовая продукция сельского хозяйства за этот период удвоилась. Возросло производство зерна, несмотря на 10-процентно сокращение посевных площадей. Количество кооперативов и частных предприятий увеличилось на 1162,25%и достигло 18686 тыс. Занятость в частном секторе сельскохозяйственной экономики возросла на 222% и составила 98 млн. человек. К 1984 году основная проблема снабжения продуктами питания была решена. Выпуск продуктов питания возрастал на 6,9% в год, производство зерновых – на 7,4%. Стимулирующая роль государства состояла в том, что оно платило фиксированные цены за норму выпуска, а за выработку сверхнормативной сельскохозяйственной продукции гарантировало более высокие цены. При этом закупочные цены в сельскохозяйственном производстве постоянно повышались. Открытая дорога фермерству – аренда земли, а также право договариваться о ценах на произведенную продукцию – все это обеспечило и более высокие урожаи, и доходы крестьян. Сегодня Китай уже способен сам прокормить себя хлебом новые стимулы побуждают крестьян добиваться больших в сфере животноводства, птицеводства.
Реформы привели к развитию промышленности на селе. В прошедшем десятилетии там возникло около 80 млн. рабочих мест. В этом процессе проявились предпринимательские качества китайского крестьянина.
В 1978-1979 годах были созданы специальные экономические зоны провинции Гаундун и Фуцзянь. Их достижения основываются на комбинации относительно низкой заработной платы и большого трудолюбия местных жителей с “ноу-хау” зарубежных китайцев, маркетингом, охватывающим весь мир, и готовностью делать инвестиции. Кроме того, относительно низкие ставки налогов в специальных экономических зонах, хороший климат для инвестиций и тысячекратно подтвержденные успехи совместных предприятий, уже давно привели к созданию в КНР совместных китайско-американских, канадских, японских, австралийских и немецких предприятий.
87. Правовое регулирование аренды с\х земель в США.
- 1. Определение ап и его место в системе российского права.
- 2. Сущность теории частного и публичного ап.
- 3. Частноправовые и публично правовые начала в российском аграрном праве.
- 4. Предмет, аграрная политика и аграрное законодательство - основа формирования аграрного рынка.
- 5. Принципы ап. Юридические гарантии свободы аграрного предпринимательства.
- 6. Аграрная и земельная реформы в России: направления и этапы.
- 7. Основные тенденции в развитии аграрного законодательства субъектов рф.
- 8. Понятие, особенности и классификация источников ап.
- 9. Конституция рф - основной источник ап.
- 10. Законы апп в системе источников ап.
- 11. Закон «о качестве и безопасности пищевых продуктов» - источник ап.
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Полномочия рф в области обеспечения кач/ безопасности пищ.Продуктов
- Глава III. Гос. Регул. В области обеспечения кач/безоп.Пищевых продуктов
- Глава IV. Общие требования к обеспечению кач./ безопасности пищевых продуктов
- Глава V. Ответственность за нарушение настоящего фед закона
- Глава VI. Заключительные положения
- 12. Закон рф «о ветеринарии» - источник ап.
- Раздел I. Общие положения
- Раздел II. Гос. Ветеринарная служба рф, ведомственная ветеринарно -санитарная и прои водственная ветер.Службы
- Раздел III. Гос. Ветер.И ведомственный ветер.-санитарный надзор
- Раздел IV. Общие требования по предупреждению и ликвидации болезней животных и обеспечению безопасности в ветеринарном отношении продуктов животноводства
- 13. Законотворчество субъектов рф в свете Фед закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
- Глава II. Особенности оборота зем. Участков из земель с/х назначения
- Глава III. Особенности оборота долей в праве общей собственности на зем. Участки из земель с/х назначения
- Глава IV. Переходные и заключительные положения
- 14. Закон рф «о плате за землю» - источник ап.
- Раздел I. Общие положения
- Раздел II. Плата за земли с/х назначения
- Раздел III. Плата за земли нес/х назначения
- Раздел IV. Льготы по взиманию платы за землю
- Раздел V. Порядок установления и взимания платы за землю
- Раздел VII. Нормативная цена земли
- 15. Указ Президента рф от 7 марта 1996 г. «о реализации конституционных прав граждан на землю».
- 16. Указ Президента рф от 27 октября 1993 года «о регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России».
- 17. Локальные нормативные акты - источники ап.
- 19. Развитие законодательства о земельном рынке 1990-2002 годы.
- 20. Развитие правового регулирования аренды земель сельскохозяйственного назначения 1990-2002 годы.
- 21. Правовое регулирование купли-продажи и аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения.
- 22. Лизинг в сфере апп.
- 23. Судебная практика по спорам, связанных с применением законодательства о земельной реформе.
- 24. Правовое регулирование трудовых отношений в сельском хозяйстве.
- 25. Правовое регулирование продовольственного рынка в целях его стабилизации.
- 26. Правовые основы формирования и развития продовольственного рынка.
- 27. Порядок формирования гос продовольственных фондов через систему гос заказов.
- 28. Правовое обеспечение деятельности оптовых продовольственных рынков.
- 29. Правовое регулирование договорных отношений в сфере реализации сельскохозяйственной продукции.
- 30. Договоры в сфере материально-технического снабжения и производственного, научно-технического и информационного обслуживания сельского хозяйства.
- По сфере производственно-хозяйственной деятельности
- 31. Правовое регулирование Общего аграрного рынка стран снг.
- 32. Правовое регулирование продовольственного рынка и присоединения России к вто.
- 33. Правовое регулирование залога зерна по складским сертификатам.
- 34. Гос регулирование сельского хозяйства : понятие, содержание, методы и формы.
- 35. Государственный контроль и лицензирование торговой деятельности на рынке зерна.
- 36. Правовой статус органов, осуществляющих государственный контроль и гос управление сельским хозяйством.
- 37. Общая характеристика законодательства о государственном регулировании сельского хозяйства.
- 38. Административно-правовые методы гос регулирования сельского хозяйства.
- 39. Экономические методы гос регулирования сельским хозяйством.
- Глава III Гос регулирование кредитования, расчетов и страхования в сфере апп
- Глава IV Гос регулирование внешнеэкономической деятельности в сфере апп
- Глава V Государственная поддержка развития науки и осуществления научной деятельности в сфере апп
- Глава VI Гос регулирование развития социальной сферы села
- Глава VII Вступление в силу настоящего Фед закона
- 40. Правовое регулирование безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.
- 19.07.97 N 109-фз «о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» (в ред. Фз от 29.06.2004 n 58-фз)
- 41. Правовой статус Фед министерства сельского хозяйства.
- 42. Гос регулирование плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
- 42. Гос регулирование плодородия земель с/х назначения
- 16.07.98 N 101-фз «о госрегулировании обеспечения плодородия земель с/х назначения» (в ред. Фз от 22.08.2004 n 122-фз)
- 43. Правовое регулирование селекционной деятельности.
- 6.08.93 Года n 5605-1 закон «о селекционных достижениях»
- 44. Правовое регулирование приватизации гос имущества в агропромышленном комплексе.
- 45. Государственная регистрация сделок с земельными участками и прав собственности на сельскохозяйственную недвижимость.
- 46. Законодательное закрепление права частной собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения: 1990-2002 годы.
- 49. Публично-правовой режим оборота земель сельскохозяйственного назначения.
- 50. Особенности оборота долей в праве общей собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения.
- 51. О собственности юридических лиц на земельные участки сельскохозяйственного назначения.
- 53. Законодательство субъектов рф о собственности на землю.
- 54. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства и его правосубъектность.
- 55. Правовой режим земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств.
- 57. Состав, порядок создания и государственной регистрации крестьянского хозяйства.
- Глава 5. Члены фермерского хозяйства
- 58. Правовой режим имущества крестьянского (фермерского) хозяйства.
- 65. Организационно-правовые формы управления сельскохозяйственным кооперативом.
- Глава V. Органы управления кооперативом
- 69. Понятие, социально-экономическая природы и юридическая характеристика личного подсобного хозяйства. Граждане, ведущие лпх - субъекты ап.
- Глава I. Общие положения
- Глава IV. Порядок участия должника в программе
- Глава V. Порядок определения условий проведения реструктуризации долгов
- Глава VI. Соглашение о реструктуризации долгов
- Глава VII. Контроль за исполнением обязательств, принятых на себя должником в рамках соглашения о реструктуризации его долгов
- Глава VIII. Последствия признания соглашения о реструктуризации долгов расторгнутым
- Глава IX. Заключительные положения
- 75. Понятие ответственности за нарушение аграрного законодательства. Имущественная ответственность по аграрному праву.
- 77. Общая характеристика зарубежного законодательства о земельной и аграрной реформах.
- 78. Зарубежный правовой опыт регулирования сделок с земельными участками и конституционная теория социальных функций земельной собственности.
- 81. Правовое регулирование сделок с земельными участками в Германии.
- 82. Преобразование отношений земельной собственности и землепользования в восточных землях в Германии.
- 83. Преобразование отношений земельной собственности и землепользования в странах Восточной Европы.
- 85. Участники рыночных аграрных отношений по законодательству стран Восточной Европы.
- 84. Участники рыночных аграрных отношений по законодательству Китая.
- 86. Преобразование отношений земельной собственности и землепользования в Китае.
- 88. Ограничения прав земельных собственников в зарубежном законодательстве.