logo
agr

44. Правовое регулирование приватизации гос имущества в агропромышленном комплексе.

Приватизация (от латинского pivatus - частный) означает преоб­разование гос и муниципальной собственности в част­ную Имущество, находящееся в гос или муниципальной собственности, говорится в ст 217 ГК РФ, м б передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в поряд­ке, предусмотренном законами о приватизации гос и муниципального имущества Следовательно, приватизация - это не обычная гражданско-правовая сделка, влекущая переход права гос или муниципальной собственности в частную, а особый процесс движения имущества, происходящий в установленных зако­ном формах и порядке

В ФЗ от 21 декабря 2001 г «О приватизации гос и муниципального имущества»1 дается следующее опре­деление приватизации под приватизацией гос и муници­пального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юри­дических лиц

Определены в Законе (ст 2) и основные принципы приватизации такого имущества Приватизация гос и муниципального имущества основывается на признании равенства (курсив здесь и далее - авт. Н.В.) покупателей гос и муниципального имущества и открытости деятельности органа гос власти, органа местного самоуправления. Установлен и такой прин­цип приватизации, как отчуждение гос и муниципаль­ного имущества в собственность граждан и юридических лиц исклю­чительно на возмездной основе - за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций! откры­тых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится гос или муниципальное имущество.

Определены не только принципы, но и способы приватизации гос и муниципального имущества. Таковыми согласно ст. 13 Закона являются:

- преобразование унитарного предприятия в открытое акционер­ное общество;

- продажа гос или муниципального имущества на аукционе;

- продажа акций открытых акционерных обществ на специализи­рованном аукционе;

- продажа гос или муниципального имущества на конкурсе;

- продажа за пределами территории РФ ак­ций открытых акционерных обществ, находящихся в гос собственности;

- продажа акций открытых акционерных обществ через организа­тора торговли на рынке ценных бумаг;

- продажа гос или муниципального имущества по­средством публичного предложения;

- продажа гос или муниципального имущества без объявления цены;

- внесение гос или муниципального имущества в ка­честве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;

- продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

Действие настоящего Закона не распространяется на приватиза­цию земли (за исключением отчуждения земельных участков, на ко­торых расположены объекты недвижимости, в том числе имущест­венные комплексы) и другие природные ресурсы Их отчуждение регулируется иными фед законами и принятыми в соот­ветствии с ними нормативными правовыми актами.

Приватизация гос и муниципального имущества в агропромышленном комплексе имеет свою специфику, что обуслов­ливает ее особое правового регулирование. Данная специфика предопределена главным образом особенностями сельскохозяйственного производства, своеобразием возникающих здесь отношений.

Земля как специфический объект приватизации выступает посто­янным фактором всякого производства и общества в целом, их прост­ранственным базисом, а в сельском хозяйстве - еще и главным сред­ством производства. Сельские жители связаны с землей и в быту и на производстве. Поэтому при приватизации земли на селе необходимо исходить не только из производственных и экономических потребно­стей, но и из других факторов, в том числе и социальных.

Как предусмотрено Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. «О приватизации гос и муниципального имущества», его действие не распространяется на приватизацию земли и природ­ных ресурсов. Приватизация земли, как и других природных ресур­сов, регулируется особым законодательством. Приватизация земли, являющейся главным средством сельскохозяйственного производст­ва, играет первостепенную роль в становлении и развитии частного сектора в сельском хозяйстве, формировании и укреплении крестьян­ских (фермерских) хозяйств, с\х производствен­ных кооперативов, товариществ и обществ.

Особенности приватизации в агропромышленном комплексе име­ют место не только применительно к земле, но и в определении само­го круга гос с\х предприятий, под­лежащих приватизации. Так, основной до недавнего времени вид гос с\х предприятий - совхоз - не подлежит приватизации. Согласно ст. 12 ранее действовавшей Кон­ституции РСФСР совхозы были признаны собственниками закреп­ленного за ними имущества (за исключением земли). Это конституци­онное положение, появившееся в декабре 1990 г., выделило совхозы из прочей массы гос с\х предприятий и сблизило их с колхозами и другими производственными кооперати­ва на селе, которые всегда признавались собственниками принадле­жащего им имущества. Таким образом, «первый акт» приватизации применительно к совхозам можно считать состоявшимся еще до при­нятия Закона от 3 июля 1991 г. «О приватизации гос и муниципальных предприятий в РФ» (утратил си­лу в связи с принятием Фед закона «О приватизации гос имущества и об основах приватизации муниципального имущества»), положившего начало широкомасштабной приватизации гос и муниципального имущества в нашей стране. Что же касается других гос с\х пред­приятий, то их виды, как и особенности приватизации, определяются, как правило, в специальных нормативных актах

Согласно действующему законодательству к объектам, находя­щимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена, отнесены водохозяйственные и мелиоративные системы и со­оружения, организации по надзору за мелиоративным состоянием зе­мель, государственные семенные инспекции, селекциогибридные цен­тры, лаборатории по сортоиспытанию с\х культур, сортоиспытательные станции и участки, льносеменоводческие и ко­ноплеводческие станции, проектно-изыскательские центры и станции агрохимической службы, хозяйства по производству ценных и анад-ромных видов рыб, государственные конюшни и др.

Определены также объекты и предприятия, находящиеся в феде­ральной собственности, приватизация которых осуществляется по ре­шению Правительства РФ. Выделены также объекты и предприятия, находящиеся в федеральной собственности, приватизация которых осуществляется по решению фед органа по управлению государственным имуществом с учетом мнения отраслевых министерств и ведомств, среди которых промысловые, охотничьи и лесоохотничьи хозяйства, зоообъединения, зообазы, зоокомбинаты, зверосовхозы (зверофермы).

Положением о порядке продажи гос предприятий-должников, утвержденным Указом Президента РФ от 2 июня 1994 г., было предусмотрено, что решение о продаже предприятий-должников, находящихся в гос собствен­ности, для которых установлены ограничения в приватизации, осу­ществляется в порядке, определенном Гос программой приватизации. При этом запрещено осуществлять продажу феде­ральных гос предприятий, отнесенных к разделам 2.2 и 2.3 Гос программы приватизации (племенные и конные заводы, племенные хозяйства, промысловые, охотничьи хозяйства, зоообъединения и др.). Продажа таких предприятий м б осу­ществлена только Правительством РФ, а по госу­дарственным предприятиям, отнесенным к разделу 2.4 этой Програм­мы (предприятия малой энергетики, использующие энергию малых рек, солнца, ветра, геотермальных источников, автомобильные дороги общего пользования и др.) - соответствующим органом исполнитель­ной власти субъекта РФ, если до момента приня­тия решения о запрещении продажи предприятия-должника было принято решение о погашении просроченной кредиторской задол­женности указанного предприятия денежными средствами либо госу­дарственными краткосрочными обязательствами.

Особо урегулирован порядок реформирования кооперативно-гос (государственно-кооперативных) предприятий в АПК. При реформировании таких предприятий и их объединений в АПК оценка имущества предприятия, объединения производится по состоянию его балансовой стоимости за отчетный квартал, предшествующий дате оценки. Определение стоимости основ­ных фондов осуществляется по остаточной стоимости, рассчитанной путем уменьшения величины их первоначальной (балансовой) стоимо­сти на величину износа, исчисленную по данным бухгалтерского учета на момент оценки. При определении доли государства учитывается имущество, в том числе финансовые средства и долгосрочные финансо­вые вложения, и имущественные права, полученные предприятием, объединением в порядке правопреемства от органов гос власти и управления при реорганизации или ликвидации; имущество, созданное за счет бюджетных источников финансирования.

В уставный капитал обществ, создаваемых в порядке преобразова­ния указанных предприятий и их объединений, не включается имуще­ство, для которого установлен особый режим приватизации (жилищ­ный фонд, объекты социально-культурного значения). В уставном капитале таких обществ кооперативная доля пайщиков разделяется между республиканскими, краевыми, областными обществами, созда­ваемыми в порядке преобразования республиканских, краевых и обла­стных объединений, пропорционально их вкладам, внесенным при ор­ганизации соответствующего фед объединения, и передается им в виде акций (сертификатов акций).

Имеет определенные особенности и приватизация имущества при преобразовании предприятий по первичной переработке сельскохозяй­ственной продукции и других обслуживающих сельское хозяйство предприятий. Указ Президента РФ от 20 декабря 1994 г. «Об особенностях приватизации предприятий по первичной пе­реработке сельскохозяйственной продукции, производственно-техни­ческому обслуживанию и материально-техническому обеспечению аг­ропромышленного комплекса» было предусмотрено реформирование таких предприятий путем преобразования их в акционерные общества открытого типа (независимо от численности работников и стоимости ос­новных фондов). Льготы членам трудового коллектива и приравненным к ним лицам предоставляются по первому варианту в соответствии с Ос­новными положениями программы приватизации гос и муниципальных предприятий в РФ после 1 июля 1994 года. Остальные акции реализуются сельскохозяйственным това­ропроизводителям сырьевой зоны приватизируемого предприятия. По­рядок продажи акций по закрытой подписке сельскохозяйственным то­варопроизводителям определен Положением о продаже по закрытой подписке акций акционерных обществ, созданных при приватизации предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продук­ции, производственно-техническому обслуживанию и материально-техническому обеспечению агропромышленного комплекса. Все акции, продаваемые сельскохозяйственным товаропроизводителям, согласно данному Положению, являются обыкновенными, а не привилегирован­ными. Акции, реализуемые по закрытой подписке сельскохозяйствен­ным товаропроизводителям, продаются по номинальной стоимости.

Объекты социальной сферы и инженерной инфраструктуры кол­хозов и совхозов могут передаваться местным органам в собствен­ность. При этом обязательным условием передачи объектов образова­ния и культуры является использование их по целевому назначению.

Особые условия приватизации отдельных видов с\х предприятий установлены законодательством в дополнение к общему порядку и обусловлены необходимостью сохранения их прежней специализации, функций и определения порядка использо­вания гос собственности. При приватизации племенных и конных заводов, гос семенных инспекций и лаборато­рий, гос конюшен, ипподромов и других предприятий, предусмотренных п 20, 21, 22 и 23 Положения о реорганизации колхо­зов, совхозов и приватизации гос с\х предприятий, в которых средняя стоимость имущества превышает 20 установленных законодательством минимальных размеров месячной оплаты труда, трудовым коллективам передается безвозмездно сверх данного уровня имущество, созданное за счет собственных средств предприятия. Передача в собственность трудовым коллективам иму­щества гос племенных заводов, ипподромов, конюшен и т.п. осуществляется по решению Министерства гос имущества РФ с согласия Министерства сельско­го хозяйства и продовольствия РФ и Российской академии с\х наук. Обязательным условием реор­ганизации таких хозяйств является сохранение выполнения ими про­изводственной функции по основной специализации для обеспечения продолжения селекционно-племенной работы, производства высоко­качественных сортовых семян и посадочного материала. В связи с этим выделение имущества, в том числе земли, обеспечивающего выполне­ние названных функций, в натуре при выходе из состава хозяйства не допускается. Эти положения должны быть закреплены в уставе созда­ваемого предприятия.

Передача в собственность трудовым коллективам учебно-опытных, учебно-производственных, опытно-производственных и других хо­зяйств (предприятий) высших и средних специальных с\х учебных заведений, научно-исследовательских институтов, совхозов-техникумов, совхозов-колледжей, опытных хозяйств ма­шиноиспытательных станций, опытно-селекционных станций, ботани­ческих садов осуществляется по решению Министерства гос имущества РФ с согласия Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, Российской академии с\х наук и других заинтересо­ванных министерств и ведомств (по подчиненности).

Имущество указанных хозяйств, созданных за счет бюджетных источников, образует государственную долю их капитала Соответст­вующий пакет акций может передаваться фондом имущества в дове­рительное управление (траст) заведению или научно-исследователь­скому учреждению для обеспечения их деятельности На указанные акции дивиденды не начисляются. Земельные участки таких хо­зяйств не подлежат изъятию и перераспределению в процессе прива­тизации. Опытные поля (участки) научно-исследовательских учреж­дений и учебных заведений, а также земли природно-заповедного значения передаются создаваемым предприятиям в бессрочное (по­стоянное) пользование, а не в собственность. Такая передача произво­дится по договорам, в которых предусматриваются обязанности по со­хранению режима их использования.

Имеются и другие особенности приватизации указанной категории хозяйств, предусмотренные действующим законодательством.

Следует иметь в виду, что предусмотренные действующим законо­дательством льготы для с\х товаропроизводителей при приватизации гос предприятий по первичной пере­работке сельскохозяйственной продукции и агросервису во многих слу­чаях не были реализованы из-за крайне бедственного финансового по­ложения многих из них, а также по ряду других причин. В этой связи в Федеральной целевой программе стабилизации и развития АПП в РФ на 1996-2000 гг. было предусмотрено в качестве проблемы особой важности в реформирова­нии АПК преодоление локального монополизма перерабатывающих и обслуживающих этот комплекс предприятий, организация работы по передаче сельскохозяйственным товаропроизводителям акций прива­тизированных предприятий, а также вторая эмиссия акций ранее при­ватизированных предприятий с размещением контрольного пакета ак­ций среди с\х товаропроизводителей. Одним из направлений смягчения местного монополизма перерабатывающих, об­служивающих предприятий агропромышленного комплекса является продажа контрольного пакета акций этих предприятий сельскохозяй­ственным товаропроизводителям на льготных условиях.