44. Правовое регулирование приватизации гос имущества в агропромышленном комплексе.
Приватизация (от латинского pivatus - частный) означает преобразование гос и муниципальной собственности в частную Имущество, находящееся в гос или муниципальной собственности, говорится в ст 217 ГК РФ, м б передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации гос и муниципального имущества Следовательно, приватизация - это не обычная гражданско-правовая сделка, влекущая переход права гос или муниципальной собственности в частную, а особый процесс движения имущества, происходящий в установленных законом формах и порядке
В ФЗ от 21 декабря 2001 г «О приватизации гос и муниципального имущества»1 дается следующее определение приватизации под приватизацией гос и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц
Определены в Законе (ст 2) и основные принципы приватизации такого имущества Приватизация гос и муниципального имущества основывается на признании равенства (курсив здесь и далее - авт. Н.В.) покупателей гос и муниципального имущества и открытости деятельности органа гос власти, органа местного самоуправления. Установлен и такой принцип приватизации, как отчуждение гос и муниципального имущества в собственность граждан и юридических лиц исключительно на возмездной основе - за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций! открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится гос или муниципальное имущество.
Определены не только принципы, но и способы приватизации гос и муниципального имущества. Таковыми согласно ст. 13 Закона являются:
- преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
- продажа гос или муниципального имущества на аукционе;
- продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
- продажа гос или муниципального имущества на конкурсе;
- продажа за пределами территории РФ акций открытых акционерных обществ, находящихся в гос собственности;
- продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
- продажа гос или муниципального имущества посредством публичного предложения;
- продажа гос или муниципального имущества без объявления цены;
- внесение гос или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
- продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.
Действие настоящего Закона не распространяется на приватизацию земли (за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы) и другие природные ресурсы Их отчуждение регулируется иными фед законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
Приватизация гос и муниципального имущества в агропромышленном комплексе имеет свою специфику, что обусловливает ее особое правового регулирование. Данная специфика предопределена главным образом особенностями сельскохозяйственного производства, своеобразием возникающих здесь отношений.
Земля как специфический объект приватизации выступает постоянным фактором всякого производства и общества в целом, их пространственным базисом, а в сельском хозяйстве - еще и главным средством производства. Сельские жители связаны с землей и в быту и на производстве. Поэтому при приватизации земли на селе необходимо исходить не только из производственных и экономических потребностей, но и из других факторов, в том числе и социальных.
Как предусмотрено Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. «О приватизации гос и муниципального имущества», его действие не распространяется на приватизацию земли и природных ресурсов. Приватизация земли, как и других природных ресурсов, регулируется особым законодательством. Приватизация земли, являющейся главным средством сельскохозяйственного производства, играет первостепенную роль в становлении и развитии частного сектора в сельском хозяйстве, формировании и укреплении крестьянских (фермерских) хозяйств, с\х производственных кооперативов, товариществ и обществ.
Особенности приватизации в агропромышленном комплексе имеют место не только применительно к земле, но и в определении самого круга гос с\х предприятий, подлежащих приватизации. Так, основной до недавнего времени вид гос с\х предприятий - совхоз - не подлежит приватизации. Согласно ст. 12 ранее действовавшей Конституции РСФСР совхозы были признаны собственниками закрепленного за ними имущества (за исключением земли). Это конституционное положение, появившееся в декабре 1990 г., выделило совхозы из прочей массы гос с\х предприятий и сблизило их с колхозами и другими производственными кооператива на селе, которые всегда признавались собственниками принадлежащего им имущества. Таким образом, «первый акт» приватизации применительно к совхозам можно считать состоявшимся еще до принятия Закона от 3 июля 1991 г. «О приватизации гос и муниципальных предприятий в РФ» (утратил силу в связи с принятием Фед закона «О приватизации гос имущества и об основах приватизации муниципального имущества»), положившего начало широкомасштабной приватизации гос и муниципального имущества в нашей стране. Что же касается других гос с\х предприятий, то их виды, как и особенности приватизации, определяются, как правило, в специальных нормативных актах
Согласно действующему законодательству к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена, отнесены водохозяйственные и мелиоративные системы и сооружения, организации по надзору за мелиоративным состоянием земель, государственные семенные инспекции, селекциогибридные центры, лаборатории по сортоиспытанию с\х культур, сортоиспытательные станции и участки, льносеменоводческие и коноплеводческие станции, проектно-изыскательские центры и станции агрохимической службы, хозяйства по производству ценных и анад-ромных видов рыб, государственные конюшни и др.
Определены также объекты и предприятия, находящиеся в федеральной собственности, приватизация которых осуществляется по решению Правительства РФ. Выделены также объекты и предприятия, находящиеся в федеральной собственности, приватизация которых осуществляется по решению фед органа по управлению государственным имуществом с учетом мнения отраслевых министерств и ведомств, среди которых промысловые, охотничьи и лесоохотничьи хозяйства, зоообъединения, зообазы, зоокомбинаты, зверосовхозы (зверофермы).
Положением о порядке продажи гос предприятий-должников, утвержденным Указом Президента РФ от 2 июня 1994 г., было предусмотрено, что решение о продаже предприятий-должников, находящихся в гос собственности, для которых установлены ограничения в приватизации, осуществляется в порядке, определенном Гос программой приватизации. При этом запрещено осуществлять продажу федеральных гос предприятий, отнесенных к разделам 2.2 и 2.3 Гос программы приватизации (племенные и конные заводы, племенные хозяйства, промысловые, охотничьи хозяйства, зоообъединения и др.). Продажа таких предприятий м б осуществлена только Правительством РФ, а по государственным предприятиям, отнесенным к разделу 2.4 этой Программы (предприятия малой энергетики, использующие энергию малых рек, солнца, ветра, геотермальных источников, автомобильные дороги общего пользования и др.) - соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ, если до момента принятия решения о запрещении продажи предприятия-должника было принято решение о погашении просроченной кредиторской задолженности указанного предприятия денежными средствами либо государственными краткосрочными обязательствами.
Особо урегулирован порядок реформирования кооперативно-гос (государственно-кооперативных) предприятий в АПК. При реформировании таких предприятий и их объединений в АПК оценка имущества предприятия, объединения производится по состоянию его балансовой стоимости за отчетный квартал, предшествующий дате оценки. Определение стоимости основных фондов осуществляется по остаточной стоимости, рассчитанной путем уменьшения величины их первоначальной (балансовой) стоимости на величину износа, исчисленную по данным бухгалтерского учета на момент оценки. При определении доли государства учитывается имущество, в том числе финансовые средства и долгосрочные финансовые вложения, и имущественные права, полученные предприятием, объединением в порядке правопреемства от органов гос власти и управления при реорганизации или ликвидации; имущество, созданное за счет бюджетных источников финансирования.
В уставный капитал обществ, создаваемых в порядке преобразования указанных предприятий и их объединений, не включается имущество, для которого установлен особый режим приватизации (жилищный фонд, объекты социально-культурного значения). В уставном капитале таких обществ кооперативная доля пайщиков разделяется между республиканскими, краевыми, областными обществами, создаваемыми в порядке преобразования республиканских, краевых и областных объединений, пропорционально их вкладам, внесенным при организации соответствующего фед объединения, и передается им в виде акций (сертификатов акций).
Имеет определенные особенности и приватизация имущества при преобразовании предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции и других обслуживающих сельское хозяйство предприятий. Указ Президента РФ от 20 декабря 1994 г. «Об особенностях приватизации предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, производственно-техническому обслуживанию и материально-техническому обеспечению агропромышленного комплекса» было предусмотрено реформирование таких предприятий путем преобразования их в акционерные общества открытого типа (независимо от численности работников и стоимости основных фондов). Льготы членам трудового коллектива и приравненным к ним лицам предоставляются по первому варианту в соответствии с Основными положениями программы приватизации гос и муниципальных предприятий в РФ после 1 июля 1994 года. Остальные акции реализуются сельскохозяйственным товаропроизводителям сырьевой зоны приватизируемого предприятия. Порядок продажи акций по закрытой подписке сельскохозяйственным товаропроизводителям определен Положением о продаже по закрытой подписке акций акционерных обществ, созданных при приватизации предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, производственно-техническому обслуживанию и материально-техническому обеспечению агропромышленного комплекса. Все акции, продаваемые сельскохозяйственным товаропроизводителям, согласно данному Положению, являются обыкновенными, а не привилегированными. Акции, реализуемые по закрытой подписке сельскохозяйственным товаропроизводителям, продаются по номинальной стоимости.
Объекты социальной сферы и инженерной инфраструктуры колхозов и совхозов могут передаваться местным органам в собственность. При этом обязательным условием передачи объектов образования и культуры является использование их по целевому назначению.
Особые условия приватизации отдельных видов с\х предприятий установлены законодательством в дополнение к общему порядку и обусловлены необходимостью сохранения их прежней специализации, функций и определения порядка использования гос собственности. При приватизации племенных и конных заводов, гос семенных инспекций и лабораторий, гос конюшен, ипподромов и других предприятий, предусмотренных п 20, 21, 22 и 23 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации гос с\х предприятий, в которых средняя стоимость имущества превышает 20 установленных законодательством минимальных размеров месячной оплаты труда, трудовым коллективам передается безвозмездно сверх данного уровня имущество, созданное за счет собственных средств предприятия. Передача в собственность трудовым коллективам имущества гос племенных заводов, ипподромов, конюшен и т.п. осуществляется по решению Министерства гос имущества РФ с согласия Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ и Российской академии с\х наук. Обязательным условием реорганизации таких хозяйств является сохранение выполнения ими производственной функции по основной специализации для обеспечения продолжения селекционно-племенной работы, производства высококачественных сортовых семян и посадочного материала. В связи с этим выделение имущества, в том числе земли, обеспечивающего выполнение названных функций, в натуре при выходе из состава хозяйства не допускается. Эти положения должны быть закреплены в уставе создаваемого предприятия.
Передача в собственность трудовым коллективам учебно-опытных, учебно-производственных, опытно-производственных и других хозяйств (предприятий) высших и средних специальных с\х учебных заведений, научно-исследовательских институтов, совхозов-техникумов, совхозов-колледжей, опытных хозяйств машиноиспытательных станций, опытно-селекционных станций, ботанических садов осуществляется по решению Министерства гос имущества РФ с согласия Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, Российской академии с\х наук и других заинтересованных министерств и ведомств (по подчиненности).
Имущество указанных хозяйств, созданных за счет бюджетных источников, образует государственную долю их капитала Соответствующий пакет акций может передаваться фондом имущества в доверительное управление (траст) заведению или научно-исследовательскому учреждению для обеспечения их деятельности На указанные акции дивиденды не начисляются. Земельные участки таких хозяйств не подлежат изъятию и перераспределению в процессе приватизации. Опытные поля (участки) научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, а также земли природно-заповедного значения передаются создаваемым предприятиям в бессрочное (постоянное) пользование, а не в собственность. Такая передача производится по договорам, в которых предусматриваются обязанности по сохранению режима их использования.
Имеются и другие особенности приватизации указанной категории хозяйств, предусмотренные действующим законодательством.
Следует иметь в виду, что предусмотренные действующим законодательством льготы для с\х товаропроизводителей при приватизации гос предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции и агросервису во многих случаях не были реализованы из-за крайне бедственного финансового положения многих из них, а также по ряду других причин. В этой связи в Федеральной целевой программе стабилизации и развития АПП в РФ на 1996-2000 гг. было предусмотрено в качестве проблемы особой важности в реформировании АПК преодоление локального монополизма перерабатывающих и обслуживающих этот комплекс предприятий, организация работы по передаче сельскохозяйственным товаропроизводителям акций приватизированных предприятий, а также вторая эмиссия акций ранее приватизированных предприятий с размещением контрольного пакета акций среди с\х товаропроизводителей. Одним из направлений смягчения местного монополизма перерабатывающих, обслуживающих предприятий агропромышленного комплекса является продажа контрольного пакета акций этих предприятий сельскохозяйственным товаропроизводителям на льготных условиях.
- 1. Определение ап и его место в системе российского права.
- 2. Сущность теории частного и публичного ап.
- 3. Частноправовые и публично правовые начала в российском аграрном праве.
- 4. Предмет, аграрная политика и аграрное законодательство - основа формирования аграрного рынка.
- 5. Принципы ап. Юридические гарантии свободы аграрного предпринимательства.
- 6. Аграрная и земельная реформы в России: направления и этапы.
- 7. Основные тенденции в развитии аграрного законодательства субъектов рф.
- 8. Понятие, особенности и классификация источников ап.
- 9. Конституция рф - основной источник ап.
- 10. Законы апп в системе источников ап.
- 11. Закон «о качестве и безопасности пищевых продуктов» - источник ап.
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Полномочия рф в области обеспечения кач/ безопасности пищ.Продуктов
- Глава III. Гос. Регул. В области обеспечения кач/безоп.Пищевых продуктов
- Глава IV. Общие требования к обеспечению кач./ безопасности пищевых продуктов
- Глава V. Ответственность за нарушение настоящего фед закона
- Глава VI. Заключительные положения
- 12. Закон рф «о ветеринарии» - источник ап.
- Раздел I. Общие положения
- Раздел II. Гос. Ветеринарная служба рф, ведомственная ветеринарно -санитарная и прои водственная ветер.Службы
- Раздел III. Гос. Ветер.И ведомственный ветер.-санитарный надзор
- Раздел IV. Общие требования по предупреждению и ликвидации болезней животных и обеспечению безопасности в ветеринарном отношении продуктов животноводства
- 13. Законотворчество субъектов рф в свете Фед закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
- Глава II. Особенности оборота зем. Участков из земель с/х назначения
- Глава III. Особенности оборота долей в праве общей собственности на зем. Участки из земель с/х назначения
- Глава IV. Переходные и заключительные положения
- 14. Закон рф «о плате за землю» - источник ап.
- Раздел I. Общие положения
- Раздел II. Плата за земли с/х назначения
- Раздел III. Плата за земли нес/х назначения
- Раздел IV. Льготы по взиманию платы за землю
- Раздел V. Порядок установления и взимания платы за землю
- Раздел VII. Нормативная цена земли
- 15. Указ Президента рф от 7 марта 1996 г. «о реализации конституционных прав граждан на землю».
- 16. Указ Президента рф от 27 октября 1993 года «о регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России».
- 17. Локальные нормативные акты - источники ап.
- 19. Развитие законодательства о земельном рынке 1990-2002 годы.
- 20. Развитие правового регулирования аренды земель сельскохозяйственного назначения 1990-2002 годы.
- 21. Правовое регулирование купли-продажи и аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения.
- 22. Лизинг в сфере апп.
- 23. Судебная практика по спорам, связанных с применением законодательства о земельной реформе.
- 24. Правовое регулирование трудовых отношений в сельском хозяйстве.
- 25. Правовое регулирование продовольственного рынка в целях его стабилизации.
- 26. Правовые основы формирования и развития продовольственного рынка.
- 27. Порядок формирования гос продовольственных фондов через систему гос заказов.
- 28. Правовое обеспечение деятельности оптовых продовольственных рынков.
- 29. Правовое регулирование договорных отношений в сфере реализации сельскохозяйственной продукции.
- 30. Договоры в сфере материально-технического снабжения и производственного, научно-технического и информационного обслуживания сельского хозяйства.
- По сфере производственно-хозяйственной деятельности
- 31. Правовое регулирование Общего аграрного рынка стран снг.
- 32. Правовое регулирование продовольственного рынка и присоединения России к вто.
- 33. Правовое регулирование залога зерна по складским сертификатам.
- 34. Гос регулирование сельского хозяйства : понятие, содержание, методы и формы.
- 35. Государственный контроль и лицензирование торговой деятельности на рынке зерна.
- 36. Правовой статус органов, осуществляющих государственный контроль и гос управление сельским хозяйством.
- 37. Общая характеристика законодательства о государственном регулировании сельского хозяйства.
- 38. Административно-правовые методы гос регулирования сельского хозяйства.
- 39. Экономические методы гос регулирования сельским хозяйством.
- Глава III Гос регулирование кредитования, расчетов и страхования в сфере апп
- Глава IV Гос регулирование внешнеэкономической деятельности в сфере апп
- Глава V Государственная поддержка развития науки и осуществления научной деятельности в сфере апп
- Глава VI Гос регулирование развития социальной сферы села
- Глава VII Вступление в силу настоящего Фед закона
- 40. Правовое регулирование безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.
- 19.07.97 N 109-фз «о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» (в ред. Фз от 29.06.2004 n 58-фз)
- 41. Правовой статус Фед министерства сельского хозяйства.
- 42. Гос регулирование плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
- 42. Гос регулирование плодородия земель с/х назначения
- 16.07.98 N 101-фз «о госрегулировании обеспечения плодородия земель с/х назначения» (в ред. Фз от 22.08.2004 n 122-фз)
- 43. Правовое регулирование селекционной деятельности.
- 6.08.93 Года n 5605-1 закон «о селекционных достижениях»
- 44. Правовое регулирование приватизации гос имущества в агропромышленном комплексе.
- 45. Государственная регистрация сделок с земельными участками и прав собственности на сельскохозяйственную недвижимость.
- 46. Законодательное закрепление права частной собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения: 1990-2002 годы.
- 49. Публично-правовой режим оборота земель сельскохозяйственного назначения.
- 50. Особенности оборота долей в праве общей собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения.
- 51. О собственности юридических лиц на земельные участки сельскохозяйственного назначения.
- 53. Законодательство субъектов рф о собственности на землю.
- 54. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства и его правосубъектность.
- 55. Правовой режим земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств.
- 57. Состав, порядок создания и государственной регистрации крестьянского хозяйства.
- Глава 5. Члены фермерского хозяйства
- 58. Правовой режим имущества крестьянского (фермерского) хозяйства.
- 65. Организационно-правовые формы управления сельскохозяйственным кооперативом.
- Глава V. Органы управления кооперативом
- 69. Понятие, социально-экономическая природы и юридическая характеристика личного подсобного хозяйства. Граждане, ведущие лпх - субъекты ап.
- Глава I. Общие положения
- Глава IV. Порядок участия должника в программе
- Глава V. Порядок определения условий проведения реструктуризации долгов
- Глава VI. Соглашение о реструктуризации долгов
- Глава VII. Контроль за исполнением обязательств, принятых на себя должником в рамках соглашения о реструктуризации его долгов
- Глава VIII. Последствия признания соглашения о реструктуризации долгов расторгнутым
- Глава IX. Заключительные положения
- 75. Понятие ответственности за нарушение аграрного законодательства. Имущественная ответственность по аграрному праву.
- 77. Общая характеристика зарубежного законодательства о земельной и аграрной реформах.
- 78. Зарубежный правовой опыт регулирования сделок с земельными участками и конституционная теория социальных функций земельной собственности.
- 81. Правовое регулирование сделок с земельными участками в Германии.
- 82. Преобразование отношений земельной собственности и землепользования в восточных землях в Германии.
- 83. Преобразование отношений земельной собственности и землепользования в странах Восточной Европы.
- 85. Участники рыночных аграрных отношений по законодательству стран Восточной Европы.
- 84. Участники рыночных аграрных отношений по законодательству Китая.
- 86. Преобразование отношений земельной собственности и землепользования в Китае.
- 88. Ограничения прав земельных собственников в зарубежном законодательстве.