logo search
Природопользование на ООПТ

Введение

Актуальность темы диссертационного исследования. Сохранение и восстановление естественных экологических систем, является приоритетным

направлением на современном этапе развития государства и общества. В свое время создание и развитие особо охраняемых природных территорий разного уровня и режима в субъектах Российской Федерации, является одной из основных задач в сфере сохранения и восстановления окружающей среды Российской Федерации, формирование качественной среды обитания населения. За последнее время приняты важные нормативно-правовые акты в сфере организационно-правового обеспечения природопользования. Тем не менее нормативно-правовая база в сфере образования и функционирования региональных и местных особо охраняемых природных территорий нуждается в развитии. Правовой институт особо охраняемых природных территорий представляется очень важным при выработке форм публичного поведения в обществе с точки зрения их ориентированности на сохранение природоресурсного потенциала. Данный институт находится на уровне развития в Российском экологическом праве. Его положение среди других институтов экологического права и роль в регулировании общественных отношений до конца не определены, о чем свидетельствует характер поправок, вносимых в законодательные акты об особо охраняемых природных территориях и судебная практика высших судов. В то же время регулируемая сфера общественных отношений данным разделом экологического права ориентирована на сохранение ключевых элементов природной среды, от которых зависит не только реализация конституционных прав, но и существование человека в целом. В этом и заключается актуальность настоящего исследования.

Степень научной разработанности темы. Проблемы правового регулирования института особо охраняемых природных территорий современной правовой наукой до настоящего времени комплексно не исследовались. Правовое регулирование института особо охраняемых природных территорий в большинстве случаев рассматривалось вне контекста системного правоприменения с другими отраслями права. Существующие научные работы, монографии, учебные пособия, научные статьи по вопросу правового регулирования особо охраняемых природных территорий рассматривают эту проблему в основном с точки зрения отдельных разделов действующего законодательства об особо охраняемых природных территориях, но не формулируют основного понятия – особо охраняемой природной территории одновременно с точки зрения экологической и других отраслей права, а также природной специфики.

Актуальность и недостаточность исследования проблем правового регулирования данного института обусловили выбор темы, постановку цели и задач диссертационного исследования.

Объектом диссертационного исследования правоотношения в сфере природопользования на особо охраняемых природных территориях, регулируемые экологической отраслью законодательства.

Предметом исследования является система и содержание нормативных правовых актов действующего законодательства Российской Федерации и международных нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере особо охраняемых природных территорий.

Цели и задачи исследования. Целью исследования является изучение вопроса нормотворчества в рамках выработки эффективной государственной политики в сфере природопользования на особо охраняемых природных территориях.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1) изучить законодательство об особо охраняемых природных территориях в системе экологического права в контексте его исторического развития;

2) рассмотреть виды категорий особо охраняемых природных территорий;

3) выявить специфику правового режима национальных парков;

4) описать механизм и особенности правового регулирования сферы охраны особо охраняемых природных территорий;

5) проанализировать проблемы современного законодательства Российской Федерации в сфере охраны особо охраняемых природных территорий;

6) рассмотреть осуществление экологического надзора в области охраны особо охраняемых природных территорий;

7) определить основу регулирования публичных правоотношений в сфере особо охраняемых природных территорий;

8) раскрыть направление государственной политики в сфере охраны особо охраняемых природных территорий;

9) исследовать стратегические задачим развития государственной политики в сфере охраны особо охраняемых природных территорий

Методологическая основа исследования. В процессе написания диссертационного исследования использовались диалектический, формально-логический, сравнительно-правовой методы исследования, общенаучные и частнонаучные приемы, включая системный подход; метод анализа и синтеза.

Теоретическая база диссертационного исследования. Теоретическую базу исследования составили труды таких ученых, как: Е.А. Галиновской, Д.Н. Бахраха, А.И. Стахова, А.Б. Зеленцова, Б.В. Ерофеева, В.И. Коробкина, В.В. Петрова, и других.

Нормативно-правовая основа диссертационного исследования. В качестве нормативной базы работы использовались Конституция Российской Федерации, международные конвенции и соглашения, федеральное законодательство, подзаконные акты, содержащие нормы, регулирующие публично-правовые отношения в сфере особо охраняемых природных территорий.

Эмпирическая основа диссертационного исследования. Эмпирической основой работы послужили материалы правоприменительной, судебной практики. Исследованы нормативные правовые акты советского и современного периодов, регулирующие сферу особо охраняемых природных территорий, судебные акты высших судов, судов округов, апелляционной и первой инстанции.

На защиту выносятся следующие теоретические положения, выводы, предложения и рекомендации, являющиеся новыми или имеющие элементы научной новизны:

На основании анализа проблем нормативного правового регулирования сферы особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации автором обоснованы следующие выводы. Нормативное правовое регулирование не в полной мере отвечает биологическим и экологическим особенностям окружающей природной среды, в связи с чем, предлагается следующее.

1. В Федеральном законе «Об особо охраняемых природных территориях»:

1) в преамбуле:

слова «Особо охраняемые природные территории - участки земли,

водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны» дополнить словами «, обусловленный внутренними и внешними экологическими взаимосвязями, а также существующими лимитирующими факторами.»;

2) из статьи 2 исключить абзацы 2 и 3 пункта 14.

2. В Федеральном законе «Об охране окружающей среды»:

1) пункт 3 статьи 63.1 дополнить абзацем 17 следующего содержания: «государственного мониторинга объектов растительного мира»;

2) пункт 1 статьи 60 после слов «Красная книга Российской Федерации» дополнить словами: «межрегиональная Красная книга мигрирующих видов» и принять соответствующий подзаконный акт, определяющий условия включения видов в данный перечень.

3. В Федеральный закон «О кадастровой деятельности»:

1) пункт 4.1 статьи 1 после слов «помещений,» дополнить словами «зон, не являющихся объектами землеустройства, сведения о которых подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости».

4. В Лесном кодексе РФ:

1) в части 4 статьи 11 слово «землях» исключить, слово «территорий» заменить словом «территориях»;

2) часть 3 статьи 23 изложить в следующей редакции:

«3. Лесничества и лесопарки также располагаются:

1) на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса;

2) на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса;

3) на особо охраняемых природных территориях, на которых расположены леса»;

3) в части 5 статьи 30 , части 2 статьи 52, части 2 статьи 60.1, части 4 статьи 76, части 4 статьи 77, пунктах 36, 37, 40 статьи 81, пунктах 41.2, 41.3, 41.4, 41.6 статьи 81, пунктах 7.1, 7.3 статьи 82, части 3 статьи 87, части 3 статьи 89 слово «землях» исключить, слово «территорий» заменить словом «территориях».

5. В Федеральном Законе «Об экологической экспертизе» дополнить статью 11 следующим пунктом:

«7.7) материалы создания новых мест погребения, реконструкции действующих мест погребения;»..

6.Автором обосновано, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.02.2015 №138 создание охранных зон ООПТ на территории Липецкой области является нерациональным и неэффективным, в связи с тем, что ООПТ регионального значения по многолетним периодическим оценкам находятся в удовлетворительном состоянии (по материалам обследований ООПТ 2013-2018 годов, в том числе подготовленных при сборе сведений для ведения регионального кадастра ООПТ), при этом внешние негативные факторы по отношению к памятникам природы весьма однообразны – стихийная рекреация, повреждение растительного покрова в разных видах, несанкционированные свалки. Следовательно, более рациональным и эффективным было бы рассматривать проблему защиты ООПТ от неблагоприятных антропогенных воздействий ни с точки зрения создания охранных зон ООПТ, а с точки зрения соблюдения существующего режима охраны для каждой ООПТ.

7. Автором доказано, что осуществление государственного экологического надзора на особо охраняемых природных территориях необходимо для выявления и пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами, в целях сохранения режима особо охраняемых природных объектов.

Апробация результатов диссертационного исследования. Диссертация обсуждена на кафедре «Административное и финансовое право» Липецкого филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской федерации». Основные научные и практические итоги диссертационного исследования нашли отражение в 3 публикациях.

Полученные исследовательские результаты докладывались на XIV очной межрегиональной научно-практической конференции «Современные тенденции развития России: путь к эффективности» (Липецк,  20 апреля 2017) заочной научно-практической конференции «Новые стратегические направления в правовом регулировании деятельности публичной власти» (Липецк, 02 октября 2017 года).

Структура диссертации. Единству целей и задач диссертационного исследования подчинена и структура работы, последовательность изложения материала, состоящего из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения, списка использованных источников.