3.1 Регулирование публичных правоотношений в сфере особо охраняемых природных территорий
Регулирование публичных правоотношений в сфере особо охраняемых природных территорий имеет целью защитить природные объекты и комплексы от антропогенного воздействия.
Закон от 21 июля 2003 года № 61- ОЗ « Об особо охраняемых природных территориях Липецкой области» регулирует отношения в области организации, охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, биологического и ландшафтного разнообразия, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, формирования экологической культуры населения.1 Данный закон утверждает порядок создания ООПТ областного значения. В соответствии с которым, решение об образовании особо охраняемых природных территорий местного значения принимают органы местного самоуправления.
Положение об особо охраняемых природных территориях местного значения утверждается органами местного самоуправления. В положении об особо охраняемых природных территориях местного значения определяются границы и режим охраны особо охраняемых природных территорий.
Границы особо охраняемых природных территорий обозначаются в натуре просеками, аншлагами установленного образца, указываются в картах землеустройства, лесных картах.
В настоящее время увеличение потребностей человека неуклонно увеличивает нагрузку на окружающую природную среду, поскольку она является, в конечном счете, источником всех средств удовлетворения ма-териальных потребностей. В связи с невозможностью остановки роста экономики необходимо продумать эффективный способ охраны природной
среды. Для этого устанавливается режим особой охраны, ограничивающий возможности использования отдельно взятой территории или акватории. Формулируемый в рамках данного режима перечень запрещаемых или предписываемых видов деятельности является основой для определения допустимых форм публичного поведения.
Режим особой охраны устанавливается, исходя из природных особенностей конкретной особо охраняемой природной территории. Эффективность мер, направленных на охрану природы, то есть и характер публичных правоотношений, будет напрямую зависеть от понимания этих особенностей. Поскольку главной целью является сохранение среды обитания для человека, необходимо понимать при каких условиях эта цель может быть достигнута. Сохранение компонентов природной среды, в том числе редких видов растительного и животного мира, рассматривая их по отдельности, не представляется эффективным, поскольку фито- и биоценотические взаимосвязи между ними весьма устойчивы, а, следовательно, и их природная взаимозависимость. Таким образом, охране подлежит, прежде всего, экосистема, как минимальная средообразующая единица природной среды. Такой подход будет называться экосистемным.
В зависимости от характера экосистемы и ее компонентов целесообразно либо полностью изолировать ее от антропогенного воздействия, либо допустить хозяйственную деятельность в определенной степени. Исходить надо из того, что угрожает или может угрожать экосистеме. Выявление фактических и потенциальных угроз, а также их источников, их формально-правовая кодификация с учетом классификации и кодирования видов экономической деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами при регистрации.
Особо охраняемые природные территории представляют собой комплекс сложных экологических или экосистемных взаимосвязей, обеспечиваемых большим количеством видов флоры и фауны. Многие из таких видов в силу разных лимитирующих факторов являются редкими или исчезающими. Ситуация усложняется тем, что многие из них относятся к мигрирующим видам – птицы, рыбы. В результате, здоровье экосистемы в одном регионе зависит от ресурсопотребления, влияющего на отдельные ее компоненты, в другом. Например, один из представителей отряда карпообразных рыб – черноморская шемая (Alburnus mento) занесен в Красную книгу Российской Федерации и Липецкой области. Мигрировать в Липецкую область начал после создания Цимлянского водохранилища. Катастрофическое снижение численности в Азово-Черноморском регионе обусловлено, главным образом, строительством гидротехнических сооружений, в результате чего были перекрыты миграционные нерестовые пути1.
В отдельных случаях вид бывает занесен только в региональную Красную книгу, в других регионах допускается его добыча: серый журавль, лебеди (кликун, шипун), некоторые другие представители отряда гусеобразных. Ввиду того, что миграция птиц происходит по территории нескольких государств, важную роль в их охране играет международное право. Одним из таких документов являются Конвенции об охране перелетных птиц и птиц, находящихся под угрозой исчезновения, и среды их обитания. Такие соглашения были заключены правительством СССР с Японией, США, Индией. Данными конвенциями установлен запрет на добычу ряда птиц, определены меры их охраны и предусмотрен обмен информацией об их миграции. Важное международное экологическое значение имеет ратифицированная СССР в 1976 году Рамсарская Конвенция по охране водноболотных угодий, учитывая существенные экологические функции водноболотных угодий как регуляторов водного режима и в качестве местообитаний, обеспечивающих существование характерной флоры и фауны.
В целях повышения эффективности деятельности по охране редких и
находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов в 2004 году приказом Минприроды РФ утверждается Стратегия их сохранения. Данный документ аккумулировал основные положения ратифицированных международных актов, включая рекомендации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся в 1992 году в Рио-де-Жанейро.
Определяя научные основы сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животного и растительного мира, Стратегия указывает на приоритет популяционного принципа сохранения видового разнообразия и способа сохранения указанных объектов в природной среде обитания.1 Главными мерами, направленными на сохранение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов, являются:
1) сохранение популяций в естественной среде обитания;
2) сохранение и восстановление природной среды обитания, реконструкция биотопов;
3) восстановление утраченных популяций.
Представляется также очень важным законодательно установить взаимосвязь между региональными Красными книгами. В Красную книгу Российской Федерации не могут входить все виды, признанные редкими во всех субъектах РФ. В то же время, охотничьи виды для одного региона являются редкими для другого, например, по причине естественной границы ареала обитания. Необходимо создание межрегиональной Красной книги, которая нормативно будет отличаться от Красной книги РФ возможностью использования, с учетом его естественной способности поддерживать свою численность в условиях современной экологической ситуации, а также участия конкретного вида в экосистемных взаимосвязях другого региона. Из изложенного следует, что сохранение экосистемных взаимосвязей как внутри, так и между различными экосистемами должно являться основой нормативного правового регулирования сферы особо охраняемых природных территорий. Для этого необходима «инкорпорация» закономерностей экологических взаимосвязей в формально-правовое пространство.
При реализации политики сохранения не просто экологических систем, а их совокупностей в составе природных комплексов, в том числе на межрегиональном уровне позволит сохранить здоровую природную среду в масштабах государства, а, следовательно, будет свидетельствовать об эффекивности нормативного правового регулирования сферы особо охраняемых природных территорий.
- Липецк – 2019 Содержание
- Глава 1. Основы регулирования природопользования на особо охраняемых природных территриях 9
- 1.3. Правовой режим национальных и природных парков 24
- Глава 3. Пути совершенствования государственой политики в сфере природопользования особо охраняемых природных территорий 56
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы регулирования природопользования на особо охраняемых природных территориях
- 1.1 Законодательство рф в сфере особо охраняемых природных
- Территорий
- 1.2 Категории особо охраняемых природных территорий.
- 1.3 Правовой режим особо охраняемых природных территорий
- Глава 2. Проблемы нормотворчества и правопримения законодательства об особо охраняемых природных территориях
- 2.1 Механизм и особенности правового регулирования в сфере охраны особо охраняемых природных территорий
- 2.2 Проблемы правового регулирования в сфере охраны особо охраняемых природных территорий
- Глава 3. Пути совершенствования государственой политики в сфере природопользования особо охраняемых природных территорий.
- 3.1 Регулирование публичных правоотношений в сфере особо охраняемых природных территорий
- 3.2 Направление государственной политики в сфере охраны особо охраняемых природных территорий
- 3.3 Стратегические задачи развития государственной политики в сфере природопользования на особо охраняемых природных территориях
- Заключение
- Список использованных источников Нормативно-правовые акты:
- Монографии, научные сборники, учебники, энциклопедии, словари:
- Научные статьи и другие публикации периодических изданий
- Диссертации:
- Судебная практика:
- Источники статистических данных и электронные ресурсы: