logo
Природопользование на ООПТ

1.2 Категории особо охраняемых природных территорий.

Правовое положение и режим природопользования на особо охраняемых территориях и объектах устанавливается ФЗ от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Земельным кодексом РФ, Лесном кодексом РФ, Постановлением Правительства РФ от 19 октября 1996 г. № 1249 «О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий», Приказом Минприроды России от 19 маарта 2012 г. № 69 «О ведении государственного кадастра особо охраняемых природных территорий» и некоторыми другими НПА.

Законодательством предусмотрено 7 категорий особо охраняемых природных территорий в зависимости от режима охраны и статуса находящихся на данной территории природоохранных учреждений: государственные природные заповедники, в том числе биосферные; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады.

Решением органов власти могут устанавливаться и другие виды особо охраняемых территорий. Например, территории, на которых находятся зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и др.

Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Территории государственных природных заповедников и национальных парков имеют федеральное значение. Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут иметь федеральное значение, либо региональное значение. Природные парки имеют региональное значение. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут объявляться особо охраняемыми природными территориями местного значения. В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.

В соответствии с ФЗ № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» можно выделить следующие особенности их создания и развития:1

Для принятии решения о создании особо охраняемых природных территорий должны учитываться:

а) значение территории для сохранения биологического разнообразия,;

б) количество в границах территории участков природных ландшафтов и культурных ландшафтов, которые представляют собой особую эстетическую, научную и культурную ценность;

в) число в границах территории геологических, минералогических и палеонтологических объектов, которые представляют собой особую научную, культурную и эстетическую ценность;

г) число в границах территории уникальных природных комплексов и объектов, которые представляют собой научную, культурную и эстетическую ценность.

2.Категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения могут устанавливаться Законами субъектов Российской Федерации могут и иными нормативными актами.

3. Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение, а так же находиться в собственности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

4. Природные заповедники и национальные парки должны относиться к особо охраняемым природным территориям федерального значения., между тем природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения или особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки относятся к особо охраняемым природным территориям регионального значения.

5. Согласовывать решение о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны обязаны органы государственной власти субъектов РФ.

6. Субъекты Российской Федерации могут реализовывать финансирование исполнения расходных обязательств Российской Федерации, которые возникают при осуществлении полномочий, которые связанны с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения, из бюджетов субъектов Российской Федерации.

7. Органы местного самоуправления могут создавать особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, которые находятся в собственности соответствующего муниципального образования. При условии, когда создаваемая особо охраняемая природная территория будет занимать более чем пять процентов от общей площади земельных участков, которые находятся в собственности муниципального образования, тогда решение о создании особо охраняемой природной территории орган местного самоуправления согласовывает с органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

8. Органы местного самоуправления могут решать  предусмотренные Федеральным законом  « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов особо охраняемых природных территорий, которые расположены в пределах населенных пунктов поселения, городского округа, в соответствии с положениями об особо охраняемых природных территориях.

В Российской Федерации устанавливается в единый, общий правовой режим природопользования, охраны природы и отдельных природных ресурсов, некоторые территории и объекты имеют особый режим.

На основе проведения анализа законодательства можно определить три категории особо охраняемых территорий: экологически неблагополучные территории (зоны чрезвычайной экологической ситуации, зоны экологического бедствия); разного рода санитарные и защитные зоны (санитарно-защитные зоны, создаваемые между предприятиями и жилыми домами; водоохранные зоны (полосы) рек, озер и водохранилищ; округа санитарной (горно-санитарной) охраны курортов и лечебно-оздоровительных местностей; зоны санитарной охраны источников водоснабжения; запретные полосы лесов по берегам водных объектов и др.) и особо охраняемые природные территории в собственном смысле. Каждая из названных категорий имеет свой правовой режим, определяемый с учетом целей, для которых соответствующие территории объявляются особо охраняемыми.

Одновременно, при учреждении того или иного вида особо охраняемых природных территорий планируется удовлетворение определенных общественных интересов. Рассмотрим их применительно к отдельным видам таких территорий. В соответствии со ст. 2 Закона «Об особо охраняемых природных территориях» с учетом особенностей режима этих территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие виды указанных территорий.1

Природные заповедники, в том числе биосферные. Особо охраняемые природные комплексы и объекты на территории заповедника должны иметь природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды. Природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, которые имеют цель сохранения и изучения естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.

Природные заповедники образуются в целях осуществления научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения способов рационального природопользования, которые не разрушают окружающую среду и не истощают биологические ресурсы.

Задачами природных заповедников являются:

1) реализация охраны природных территорий для сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии;

2) организация и осуществление научных исследований;

3) организация экологического надзора в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей природной среды;

4) экологическое просвещение;

5) участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов;

6) содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей природной среды.

Следующая категория особо охраняемых природных территорий -национальные парки, которые являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории и акватории которых включают в себя природные объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

Задачами национальных парков являются возлагаются :

1) охрана природных объектов, уникальных и эталонных природных участков и комплексов;

2) сохранение историко-культурных объектов;

3) экологическое просвещение населения;

4) создание условий для регулируемого туризма и отдыха;

5) исследование и включение научных способов охраны природы и экологического просвещения;

6) проведение экологического мониторинга;

7) преобразование нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.

Следующей категорией особо охраняемых природных территорий являются  природные парки, которые представляют собой  природоохранные восстановительные  учреждения, которые находятся в ведении субъектов Российской Федерации, территории или акватории которых включают в себя природные объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначенные для использования в природоохранных, просветительских и восстановительных целях.

Задачами природных парков являются:

1) поддержание природной окружающей среды, природных ландшафтов;

2) выработка условий для отдыха, в том числе и массового, а также сохранение рекреационных ресурсов;

3) исследование и включение эффективных способов охраны природы и поддержка экологического баланса в условиях восстановительного использования территорий природных парков.

Еще одной из существующих категорий особо охраняемых природных территорий является государственные природные заказники, представляющие собой территорию или акваторию, которые имеют особое значение для поддержания природных комплексов и их объектов и восстановление экологического баланса. Государственные природные заказники имеют различный профиль, в том числе могут быть:

1) комплексными или ландшафтными, которые предназначены для поддержания и возрождения природных объектов или природных ландшафтов;

2) биологическими или ботаническими и зоологическими, которые предназначены для поддержания и возрождения редких видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;

3) палеонтологическими, которые предназначены для сохранения ископаемых объектов;

4) гидрологическими или болотными, озерными, речными и морскими, которые предназначены для поддержания и возрождения ценных водных объектов и экологических систем;

5) геологическими, которые предназначены для поддержания ценных объектов и комплексов неживой природы,

Так же особый правовой режим особо охраняемых природных территорий имеют памятники природы, которые представляют собой уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные объекты, а также комплексы естественного и искусственного происхождения.

 Дендрологические парки и ботанические сады представляют собой природоохранные учреждения, задачами которых являются создание особых коллекций растений для целей поддержания разнообразия и обогащения растительного мира, а также реализации научной, учебной и просветительской деятельности.

 Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения растения и животные, так же относятся к природным объектам особой охраны. Главная цель сохранения биологического разнообразия - их охрана.