3.2 Направление государственной политики в сфере охраны особо охраняемых природных территорий
Для улучшения экологической обстановки и качества окружающей среды реализуется государственная программа Липецкой области «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов Липецкой области».
Для того, чтобы улучшить состояние природной среды, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, создания системы обращения с отходами производства и потребления и во исполнение Закона Липецкой области от 25 декабря 2006 № 10-ОЗ «Стратегия социально-экономического развития Липецкой области до 2020 года» администрацией Липецкой области принято Постановление от 19 декабря 2012 года № 524 об утверждении государственной программы Липецкой области «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов Липецкой области». Ответственным исполнителем программы является Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области. Данная программа включает в себя следующие подпрограммы.1
Подпрограмма 1. «Охрана окружающей среды Липецкой области».
Подпрограмма 2. «Обращение с отходами на территории Липецкой области»
Подпрограмма 3 «Развитие водохозяйственного комплекса Липецкой области».
Подпрограмма 4 «Развитие и использование минерально-сырьевой базы Липецкой области»
Подпрограмма 5 «Охрана, воспроизводство и рациональное использование объектов животного мира Липецкой области».
Осуществление подпрограмм имеет большой вклад в достижение цели «Улучшение состояния окружающей природной среды, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, создание системы обращения с отходами производства и потребления» программы.
Улучшение состояния окружающей природной среды, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, создание системы обращения с отходами производства и потребления является целью программы.
Основными задачами государственной программы следует понимать во-первых, охрану и улучшение состояния окружающей среды в Липецкой области, во – вторых, создание системы обращения с отходами на территории Липецкой области, в – третьих, обеспечение защищенности населения и объектов экономики от чрезвычайных ситуаций и негативного воздействия вод, восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения, в-четвертых, воспроизводство минерально-сырьевой базы Липецкой области, рациональное использование и охрана недр, в –пятых, обеспечение сохранения и рационального использования объектов животного мира.
Исполнение этих задач отражается в таких показателях как: в улучшении благосостояния окружающей среды по оценке населения Липецкой области; в доли населения области, находящегося под системой обращения с отходами, к общей численности населения области; в доли гидротехнических сооружений, в том числе бесхозяйных, имеющих безопасное техническое состояние, в общем числе гидротехнических сооружений, в том числе бесхозяйных; в доли выполненных работ по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов в рамках природоохранных мероприятий; в долях гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние; в численности населения, проживающего в непосредственной близости к участкам водных объектов, экологические условия проживания которого улучшены в результате выполнения природоохранных мероприятий; в воспроизводстве запасов твердых полезных ископаемых; в численностьи наиболее ценной в охотхозяйственном отношении группы диких копытных животных.
Целевые индикаторы и показатели задач государственной программы определены для того, чтобы беспечить:1 1) наблюдаемость значения индикаторов в течение времени осуществления государственной программы;
2) охват всех наиболее значимых результатов реализации государственной программы;
3) минимизацию количества индикаторов ;
4) наличие государственного статистического наблюдения и методик расчета значений индикаторов
В перечень состава целевых индикаторов и показателей задач программы включены индикаторы, которые отражают изменение состояния окружающей среды по основным компонентам природной среды, которые подтвергаются самому высокому негативному воздействию, и индикаторы, которые характеризуют воспроизводство и рациональное использование общераспространенных полезных ископаемых.
Перечень индикаторов и показателей носит открытый характер и предусматривает возможность изменения в случаях утраты информативности показателя, изменения приоритетов государственной политики.
Значения соответствующих целевых индикаторов и показателей задач государственной программы определяются в соответствии с прогнозом индикаторов и показателей стратегии социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года.
Ожидаемыми результатами осуществления государственной программы следующие являются следующие показатели:
1) уменьшение объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферу ;
2) сокращение объема сбросов загрязненных сточных вод;
3) увеличение доли использованных и обезвреженных отходов
4) численность месторождений общераспространенных полезных ископаемых.;
5) улучшение качества состояния окружающей среды по оценке населения Липецкой области;
6) повышение доли населения области, охваченного системой обращения с отходами;
7) повышение доли гидротехнических сооружений, в том числе бесхозяйных;
12) повышение численности наиболее ценной в охотхозяйственном отношении группы диких копытных животных до 7307 особей.
На территории области расположены 188 особо охраняемых природных территорий федерального, областного и местного значения. Особо охраняемые природные территории являются в области основным инструментом эффективного сохранения биоразнообразия и составляют около 6% от общей площади области.
Растительный мир области представлен 1438 таксонами, 328 видами растений, занесенных в список редких. Кроме того, на территории области произрастает 38 видов грибов и 32 вида лишайников, занесенных в Красную книгу области.
В Липецкой области примерно обитают 5532 вида животных, из них 196 редких находятся под угрозой исчезновения. Происходит рост негативного антропогенного воздействия на объекты животного мира и среду их обитания. В результатеизменений условий обитания диких животных уменьшаются их ареалы, снижается численность популяций и нарушается биологическое разнообразие.
Главные приоритеты государственной политики в сфере охраны окружающей среды и природопользования излагаются в Законе Липецкой области от 25 декабря 2006 года № 10-ОЗ »Стратегия социально - экономического развития Липецкой области до 2020 года». В сфере охраны окружающей среды приоритеты государственной политики направлены на сохранение и улучшение экологической обстановки в области, улучшение качества природной среды и экологических условий проживания общества. Поэтому главной целью государственной политики в сфере экологии является улучшение экологической обстановки и качества окружающей среды.1
Основными приоритетами являются сокращение негативного воздействия на окружающую среду, совершенствование объема водопотребления, использование вторичных ресурсов, обезвреживание и утилизация отходов производства и потребления, развитие особо охраняемых природных территорий регионального значения и сохранение биологического разнообразия.
Восполнение ресурсами осуществление государственной программы выполняется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета в пределах лимитов финансирования.
Для создания условия достижений целей в осуществлении государственной программы участвуют средства федерального бюджета, местных бюджетов и средства внебюджетных источников,
При осуществлении государственной программы выделяются две группы риска при ее реализации. 1. Финансово-экономические, которые связанны с кризисными явлениями в экономике, приводящие к уменьшению объемов финансирования мероприятий за счет бюджетов Российской Федерации, а так же сокращением финансирования юридическими лицами природоохранных мероприятий. 2. Риски, которые связанны с несвоевременным принятием нормативно-правовых актов по направлениям реализации государственной программы.
Для управления рисками с целью оптимизаци их влияния на достижение целей государственной программы можно отнести:
1) Планирование и прогнозирование. Риск отсутствия ожидаемых конечных результатов государственной программы является характерным при исполнении долгосрочных программ, и на его оптимизацию направлены меры по подготовке работ, в том числе подготовке плана осуществления государственной программы.1
Ответственный исполнитель предлагает свои замечания о внесении изменений в перечень и состав мероприятий, сроки их осуществления, а также в объемы бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий.
2) Применение правовых методов влияния, которые способствуют достижению целей государственной программы.
Для понижения финансово-экономических и рисков, которые связаны с сокращением финансирования юридическими лицами природоохранных мероприятий, и неисполнением природоохранного законодательства, запланирован ряд мероприятий по проведению проверок хозяйствующих субъектов в сфере охраны окружающей среды.
Мониторинг реализации государственной программы ориентирован на раннее выявление возникновения проблем и нарушений хода осуществления государственной программы от запланированного. Объектом мониторинга являются индикатор и показатели государственной программы , ход осуществления основных мероприятий государственной программы.
Наблюдение за реализацией государственной программы проводится на данных от официального статистического наблюдения, годовых отчетов о ходе осуществления и оценке эффективности государственной программы, докладов ответственного исполнителя о ходе осуществления государственной программы.
Животный мир - это наиболее беззащитный компонент природной окружающей среды, его состояние определяется состоянием окружающей среды. В итоге рационального использования животного мира выступает организатором разумного пользования окружающей средой. Главный вид использования животного мира является охота. На сегодняшний день ведение охотничьего хозяйства невозможно без помощи популяциям охотничьих животных со стороны человека. Производство охоты позволяют осуществить только интенсивные биотехнические мероприятия вместе с эффективной охраной. Значительную трансформированность в ситуации высокой антропогенной нагрузки на популяции диких животных и водные биоресурсы, а также их местообитаний, необходимо введение в действие комплекса компенсирования отрицательного воздействия, без этого в современных условиях животный мир безнадежно обречен на деградацию.
На территории Липецкой области площадь охотничьих угодий составляет около 2269,6 тыс. га, из них 930,7 тыс. га общедоступных охотничьих угодий; 1231,8 тыс. га предоставленных в пользование территорий; 151 тыс. га в 17 государственных заказниках областного значения. Только малая часть территории обладает высокими показателями, остальная представлена землями сельскохозяйственного назначения, где показатели гнездозащитности и кормопригодности для объектов животного мира очень малы. Воспроизводство животных на этих территориях приближается к минимальному числу. С учетом изъятия группы приплода в осуществлении деятельности охоты, а также гибели животных сохранение численности особей, которые являются объектами периодического использования в Липецкой области, является сложным процессом.
Проблемы решения этого вопроса определяется основными направлениями основными из которых являются:1
1) быстрый рост негативного антропогенного воздействия как на объекты животного мира, так и на среду их обитания;
2) недостаток взаимосвязанной нормативной правовой базы, направленной на рациональное использование охотничьих ресурсов, в том числе внутренние противоречия Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»подзаконным нормативным актам, в результате чего появляется необходимость в формировании регионального законодательства в рассматриваемой области;
3) уменьшение мест обитания объектов животного мира, в целях увеличения эффекта самовоспроизводства объектов животного мира.
Необходимо продолжить работы по расширению сети особо охраняемых природных территорий, являющихся зонами расселения диких животных, на смежные с ними территории. Так же требуется создание угодий, недоступных для охоты.
Липецкая область одна из самых обеспеченных водными ресурсами регионов в России. Достаточно разнообразен состав ихтиофауны и представлен преимущественно фитофильными видами , реофильные виды тоже встречаются, но наиболее многочисленно семейство карповых.
Необходимо проведение мероприятий по воспроизводству, охране водных биоресурсов и среды их обитания в рыбохозяйственных водоемах Липецкой области с целью обогащения состава ихтиофауны, повышения рыбопродуктивности и получения биомелиоративного эффекта.
Уполномоченные исполнительные органы субъекта Российской Федерации обладают только полномочиями по охране водных биоресурсов на особо охраняемых природных территориях регионального значения, в которые включены акватории рек Дон, Воронеж и Матырское водохранилище. Поэтому охрана водных ресурсов водоемов Липецкой области, включая акватории особо охраняемых природных территорий регионального значения, является главной задачей управления по охране, использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов Липецкой области.
Таким образом, решение вопроса, конечной целью которого является осуществление устойчивого существования животного мира и водных биоресурсов параллельно с устойчивым их использованием, зависит от разработки широкого круга вопросов в биологической, охотохозяйственной, правовой и финансовой сферах.
Рисками осуществления программы «Охрана, воспроизводство и рациональное использование объектов животного мира Липецкой области» являются: увеличенный рост негативного антропогенного воздействия как на объекты животного мира, так и на среду их обитания , что не дает увеличить воспроизводство и довести численность наиболее ценной в охотхозяйственном отношении группы диких копытных животных до ожидаемых результатов;отрицательный абиотический фактор, т.е. природные и погодные катаклизмы не дадут провести воремя и качественно заготовку кормов и таким образом увеличить воспроизводство животных; административный фактор, т.е. недостаточная проработанность нормативно-правовой базы всего природоохранного элемента.
Главное мероприятие программы «Охрана, воспроизводство и рациональное использование объектов животного мира Липецкой области». Разработка схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Липецкой области.
Осуществление данного мероприятия реализуется путем проведения территориального охотустройства на территории Липецкой области.
Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы «Охрана, воспроизводство и рациональное использование объектов животного мира Липецкой области»1 Общий прогнозный объем финансовых средств для реализации подпрограммы в 2014 - 2020 годах составит 475209,44 тыс. рублей., в том числе:
2018 г. - 71024,17 тыс. рублей, в том числе областной бюджет - 63638,27 тыс. руб., федеральный бюджет - 7385,9 тыс.руб.; 2019 г. - 65962,1 тыс. рублей, в том числе областной бюджет - 58376,6 тыс. руб., федеральный бюджет - 7585,5тыс.руб.; 2020 г. - 66141,9 тыс. рублей, в том числе областной бюджет - 58376,6 тыс. руб., федеральный бюджет - 7765,3 тыс. рублей.
Итогом осуществления программы будет считаться сокращение к 2020 году отрицательного воздействия на окружающую природную среду, рациональное использование природных ресурсо. Эффективность осуществления программы рассматривается по индикаторам и показателям задач, которые характеризуют изменения состояния окружающей среды, сохранение природных экосистем, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов.
- Липецк – 2019 Содержание
- Глава 1. Основы регулирования природопользования на особо охраняемых природных территриях 9
- 1.3. Правовой режим национальных и природных парков 24
- Глава 3. Пути совершенствования государственой политики в сфере природопользования особо охраняемых природных территорий 56
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы регулирования природопользования на особо охраняемых природных территориях
- 1.1 Законодательство рф в сфере особо охраняемых природных
- Территорий
- 1.2 Категории особо охраняемых природных территорий.
- 1.3 Правовой режим особо охраняемых природных территорий
- Глава 2. Проблемы нормотворчества и правопримения законодательства об особо охраняемых природных территориях
- 2.1 Механизм и особенности правового регулирования в сфере охраны особо охраняемых природных территорий
- 2.2 Проблемы правового регулирования в сфере охраны особо охраняемых природных территорий
- Глава 3. Пути совершенствования государственой политики в сфере природопользования особо охраняемых природных территорий.
- 3.1 Регулирование публичных правоотношений в сфере особо охраняемых природных территорий
- 3.2 Направление государственной политики в сфере охраны особо охраняемых природных территорий
- 3.3 Стратегические задачи развития государственной политики в сфере природопользования на особо охраняемых природных территориях
- Заключение
- Список использованных источников Нормативно-правовые акты:
- Монографии, научные сборники, учебники, энциклопедии, словари:
- Научные статьи и другие публикации периодических изданий
- Диссертации:
- Судебная практика:
- Источники статистических данных и электронные ресурсы: