2.2 Проблемы правового регулирования в сфере охраны особо охраняемых природных территорий
На основании анализа нормативно- правовых актов регулирования сферы особо охраняемых территорий и экологической экспертизы выявлены некоторые пробелы в законодательстве РФ. В соответствии с п.3. ст.16 Федерального закона от 12.01.1996 № 8- ФЗ « О погреблении и похоронном деле» ( в редакции от 23 мая 20168) Создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы. Вопреки названного закона в соответствии со ст. 11 Федерального закона №174-ФЗ «Об экологической экспетртизе» к перечню объектов экологической экспертизы не относятся материалы создания новых мест погребления, реконструкции действующих мест погребления. На основании данного факта, предлагаю дополнить ст.11 Федерального закона №174-ФЗ «Об экологической экспетртизе» пунктом « 7.7) материалы создания новых мест погребения, реконструкции действующих мест погребения;».
Постановлением Правительства РФ от 19.02.2015 №138 утверждены Правила создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон.1
В частности, данным нормативным правовым актом установлен порядок создания охранных зон государственных природных заповедников, национальных и природных парков, памятников природы. Закреплено, как определяются режимы охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон.
Охранные зоны создаются в целях предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на вышеперечисленные объекты.
Земельные участки в границах охранной зоны не изымаются у их собственников (пользователей, владельцев, арендаторов) и используются последними с соблюдением установленного для таких участков особого режима.
Решения о создании охранных зон объектов федерального значения и об установлении их границ принимаются Минприроды России. Они не могут быть расположены в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Минимальная ширина охранной зоны государственного природного за-поведника или национального парка - 1 км.
Что касается региональных объектов, то решения о создании их охран-ных зон принимаются главой соответствующего субъекта Федерации.
Режим охранной зоны устанавливается соответствующим положением, которое утверждается органом государственной власти, принимающим решение о создании охранной зоны.
В границах охранных зон запрещается деятельность, оказывающая нега-тивное (вредное) воздействие на природные комплексы охраняемых объектов.
Границы охранных зон обозначаются на местности специальными пре-дупредительными аншлагами и информационными знаками. Сведения о них вносятся в государственный кадастр недвижимости.
В настоящее время в Липецкой области создано и фунцкционирует 188 особо охраняемая природныя территория (ООПТ), общей площадью 130594,71 га, из них 2 ООПТ – федерального значения ( заповедник «Галичья Гора» и Воронежский государственный природный биосферный заповедник) на площади 13558,4 га, 166 ООПТ – регионального значения (21 заказник и 145 памятников природы) на площади 116888,97 га, 20 ООПТ –местного значения на площади 147, 34 га. Таким образом, общая площадь ООПТ разных уровней в Липецкой области составляет более 6,0 %.
Особо охраняемые природные территории регионального значения созданы без изъятия земель у их собственников и владельцев, без изменения их категорий.
В соответствии сч.1 ст.52 Федерального закона от 10.01.2002 №7 –ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнений и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны.1
Согласно ч.1 ст. 33 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» задачами государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным Законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации требований в области охраны окружающей среды, касающихся: режима особо охраняемой природной территории; особого правового режима использования земельных участков, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий.
В силу п.п. 10 и 11 ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. Порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима их охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон устанавливается Правительством Российской Федерации. Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждено органом государственной власти, принимающим решение о ее создании.
Решения о создании охранных зон и об установлении их границ принимаются в отношении охранных зон природных парков и памятников природы регионального высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Постановлением Правительства РФ от 19.02.2015 № 138 утверждены Правила создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон.11
Вопреки вышеназванным требованиям законности до настоящего времени в Липецкой области соответствующие охранные зоны в отношении 145 особо охраняемых природных территорий регионального значения – памятников природы не созданы, положения о них не утверждены, что не только не позволяет должным образом организовать работу по предотвращению неблагоприятного антропогенного воздействия, но и препятствует реализации практики привлечения лиц, виновных в нарушении режимов, к установленной законом ответственности, установлению нормального режима хозяйственной деятельности.
Отсутствие охранных зон в отношении ООПТ регионального значения не позволяет обеспечить надлежащее соблюдение режима конкретной ООПТ, введение ограничений хозяйственной деятельности в границах охранных зон.
С другой стороны отсутствие объективных данных о границах охранной зоны ООПТ может нарушить не только права и интересы законных пользователей объектов недвижимости, фактически осуществляющих деятельность в их границах, но и повлечь их привлечение к различным видам ответственности.
Фактически на территории региона контрольно-надзорными полномочиями по обеспечению соблюдения режима ООПТ регионального значения наделены Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области и Управление по охране и использованию объектов животного мира и водных биоресурсов Липецкой области.
Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» не содержит обязательных требований по созданию охранных зон у памятников природы, устанавливая лишь возможность их создания для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий.
«Правила создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2015 № 138, вступили в действие 04.03.2015. Создание охранной зоны памятника природы возможно только после установления границ самого памятника природы в координатном режиме. Вместе с тем, сведения о границах всех особо охраняемых природных территорий (далее – ООПТ) регионального значения вносились в Единый государственный реестр недвижимости до конца 2018 года.
Охранные зоны создаются на прилегающих к ООПТ земельных участках и водных объектах. Процесс создания охранных зон достаточно длительный.
При создании охранной зоны (согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 19.02.2015 № 138) должен учитываться ряд факторов, в том числе:
1) природно-климатические условия и социально-экономическое развитие территории;
2) категории земель на территории, планируемой для создания охранной зоны, их разрешенное использование, материалы территориального планирования;
3) нахождение на территории, планируемой для создания охранной зоны, земель населенных пунктов, промышленных, транспортных и иных хозяйственных объектов, месторождений и проявлений полезных ископаемых, линейных объектов и инженерных коммуникаций, земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного и индивидуального жилищного строительства, размещение на такой территории кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
4) состояние природных комплексов и объектов на территории, планируемой для включения в охранную зону, и др.
Решение о создании охранной зоны памятника природы регионального значения и об установлении его границ принимается руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации только после согласования данного вопроса:
1) с органом местного самоуправления (если предполагается, что создаваемая охранная зона памятника природы регионального значения будет полностью или частично находиться в границах земельных участков, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования);
2) с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (если планируется включение в границы создаваемой охранной зоны памятника природы регионального значения земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности);
3) с Министерством транспорта Российской Федерации (если предполагается, что в границах создаваемой охранной зоны памятника природы регионального значения будут полностью или частично находиться земельные участки, на которых размещены объекты транспортной инфраструктуры федерального значения, либо предназначенные для реконструкции и строительства таких объектов в соответствии со схемой территориального планирования Российской Федерации и (или) документацией по планировке территории).
Охранные зоны памятников природы регионального значения не могут находится в границах: особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения; охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения.
Необходимо отметить, что из существующих 145 памятников природы 49 полностью либо частично входят в границы заказников регионального значения, а также граничат с ними, что исключает соответственно полностью или частично возможность формирования охранных зон для данных памятников природы.
24 памятника природы регионального значения – это парки (в том числе территории бывших барских усадеб), расположенные в границах населенных пунктов и используемые местным населением для рекреации. В этой связи целесообразно не создавать охранные зоны таких памятников природы, а внести соответствующие изменения в правила благоустройства населенных пунктов применительно к территориям, прилегающим к памятникам природы (при наличии необходимости предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий и с учетом исторически сложившейся специфики застройки и зонирования территорий).
Около 40 памятников природы регионального значения – водные объекты. Согласно ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации (от 03.06.2006 № 74-ФЗ) к береговой линии (границам водного объекта) примыкают водоохранные зоны, на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются также прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Ширина водоохранных зон и прибрежных защитных полос устанавливаются в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации. Следовательно, на примыкающих к водным объектам территориях, федеральным законодательством уже установлен режим особой охраны, ограничивающий неблагоприятное антропогенное воздействие.1
Решение о создании охранной зоны памятника природы регионального значения должно включать сведения об установлении ее границ и утверждать положение о ней.
Сведения о границах охранных зон подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии со статьёй 10 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», следовательно, должны быть определены в координатном режиме.
По предварительной оценке на полевые геодезические работы по определению координат поворотных точек охранных зон региональных памятников природы, а также на организацию и проведение государственной экологической экспертизы нормативных правовых актов по утверждению их границ и режимов требуются затраты не менее 10 млн. рублей.
В то же время ООПТ регионального значения по многолетним периодическим оценкам биологов находятся в удовлетворительном состоянии (по материалам обследований ООПТ 2013-2018 годов, в том числе подготовленных при сборе сведений для ведения регионального кадастра ООПТ), при этом внешние негативные факторы по отношению к памятникам природы весьма однообразны – стихийная рекреация, повреждение растительного покрова в разных видах, несанкционированные свалки. Следовательно, более рациональным и эффективным было бы рассматривать проблему защиты ООПТ от неблагоприятных антропогенных воздействий ни с точки зрения создания охранных зон ООПТ, а с точки зрения соблюдения существующего режима охраны для каждой ООПТ.
2.3 Осуществление экологического надзора в области охраны особо охраняемых природных территорий
Согласно статье 33 федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» на особо охраняемых природных территориях федерального значения, государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. 1
Задачами государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации требований в области охраны окружающей среды, касающихся:
а) режима особо охраняемой природной территории;
б) особого правового режима использования земельных участков, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий;
в) режима охранных зон особо охраняемых природных территорий.
На особо охраняемых природных территориях федерального значения государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении им федерального государственного экологического надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды.
На особо охраняемых природных территориях регионального значения государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении ими регионального государственного экологического надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
На особо охраняемых природных территориях местного значения уполномоченными органами местного самоуправления осуществляется муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.
На особо охраняемых природных территориях федерального и регионального значения, управление которыми осуществляется государственными учреждениями, государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляется также должностными лицами указанных государственных учреждений, являющимися государственными инспекторами в области охраны окружающей среды.
Постановлением от 28 июня 2018 г. № 422 в Липецкой области утвержден «Порядок осуществления регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий», который устанавливает механизм осуществления исполнительным органом государственной власти Липецкой области в сфере экологии и природных ресурсов регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий Липецкой области.
Государственный надзор осуществляется посредством:
1) организации и проведения проверок выполнения обязательных требований;
2) принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;
3) систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами на особо охраняемых природных территориях;
4) проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований;
5) проведения мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Управление при осуществлении государственного надзора взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами исполнительной власти Липецкой области, органами местного самоуправления по вопросам, входящим в их компетенцию, органами прокуратуры, а также с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами.
К отношениям, связанным с организацией и проведением государственного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ), Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Федеральный закон № 33-ФЗ), Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ).
К отношениям, связанным с организацией и проведением государственного надзора, организацией и проведением проверок граждан, применяются положения Федерального закона № 33-ФЗ, Федерального закона № 7-ФЗ, а также законодательства об административных правонарушениях Российской Федерации.
Государственный надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области в соответствии со статьями 9 - 13 и 14 Федерального закона № 294-ФЗ, Федеральным законом № 33-ФЗ.
Законодательством Российской Федерации устанавливается уголовная ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий. Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на их восстановление.
Так, в рамках проведения внеплановой проверки в 2018 году выявлены работы по строительству тепломагистрали на территории особо охраняемой природной территории регионального значения – государственного природного зоологического заказника «Липецкий» с причинением ущерба в размере 950 тыс. рублей особо охраняемой природной территории. По материалам проверки принято решение о возбуждении уголовного дела по ст. 262 УК РФ (нарушение режима особо охраняемых природных объектов).
В соответствии с п.п. 6.1, 6.2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ, для проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, за исключением особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов в границах особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, проектная документация представляется в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на проведение государственной экспертизы проектной документации.
В свою очередь, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на проведение государственной экспертизы проектной документации, направляет представленную застройщиком или техническим заказчиком проектную документацию объектов, указанных в подпункте 4.1 статьи 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», на государственную экологическую экспертизу в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на проведение государственной экологической экспертизы.
Должностные лица органов и государственных учреждений, осуществляющих государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий имеют право:
а) запрашивать и получать информацию и документы, связанные с соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях;
б) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора (государственного учреждения) о назначении проверки посещать расположенные на особо охраняемых природных территориях здания, помещения, сооружения и иные подобные объекты, проводить их обследования, а также проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;
в) выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда животным, растениям и окружающей среде, соблюдения режимов особо охраняемых природных территорий;
г) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
д) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушением законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;
е) предъявлять иски физическим и юридическим лицам о взыскании в пользу государственных природных заповедников и национальных парков средств в счет возмещения ущерба, нанесенного природным комплексам и объектам государственных природных заповедников и национальных парков вследствие нарушений установленного режима государственных природных заповедников и национальных парков.
Должностные лица органов и государственных учреждений, уполномоченные на осуществление государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при проведении мероприятий по контролю на особо охраняемых природных территориях также имеют право:
а) запрашивать в целях проверки у граждан, находящихся на территориях государственных природных заповедников и национальных парков, разрешение на право пребывания на указанных особо охраняемых природных территориях;
б) запрашивать в целях проверки у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей документы на право осуществления природопользования и иной деятельности на прилегающих к территориям государственных природных заповедников и национальных парков территориях охранных зон;
в) задерживать на территориях государственных природных заповедников, национальных парков и их охранных зон граждан, нарушивших законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, и доставлять указанных граждан в правоохранительные органы;
г) производить на территориях государственных природных заповедников, национальных парков и их охранных зон досмотр транспортных средств, личных вещей граждан;
д) изымать у граждан, нарушивших законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства и соответствующие документы.
Органы, осуществляющие государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, в соответсвии со ст 23.25 КоАП РФ рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2, статьей 7.4 ), статьей 7.6 , статьями 7.7 - 7.10 , частью 1 статьи 7.11, статьями 8.5 - 8.9, статьями 8.12 - 8.14 , частью 1 статьи 8.16, статьями 8.17 и 8.18, статьей 8.21, статьями 8.25 - 8.36, частями 1, 1.1, 2 и 3 статьи 8.37 статьей 8.38 ,статьей 8.39, статьей 8.45.1настоящего Кодекса.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов имеют право:
1) главный государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды, его заместители;
2) главные государственные инспектора в области охраны окружающей среды по субъектам Российской Федерации, их заместители;
3) главные государственные инспектора субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, их заместители;
5) руководители государственных учреждений, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения, главные государственные инспектора в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях федерального значения, их заместители;
6) руководители государственных учреждений, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление особо охраняемыми природными территориями, - главные государственные инспектора в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях регионального значения, их заместители.
Должностные лица исполнительного органа власти субъекта РФ вправе:
1) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа начальника Управления о назначении проверки, а также в процессе административного расследования посещать и обследовать особо охраняемые природные территории;
2) выносить предостережения, а также выдавать обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений;
3) проводить необходимые расследования, организовывать в установленном порядке проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок по вопросам государственного надзора;
4) запрашивать и получать на основании письменных мотивированных запросов информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований;
5) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушением обязательных требований;
6) рассматривать дела об административных правонарушениях в области осуществления государственного надзора, применять штрафные санкции в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
7) передавать в случае необходимости материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении установленного законодательством порядка охраны и использования особо охраняемых природных территорий, в компетентные органы для рассмотрения вопроса о привлечении таких лиц к ответственности;
8) осуществлять иные права, предусмотренные Федеральным законом № 294-ФЗ и Федеральным законом № 33-ФЗ.
Сроки и последовательность административных процедур при осуществлении государственного надзора устанавливаются административным регламентом, разрабатываемым и утверждаемым Управлением в соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ и постановлением администрации Липецкой области от 09 августа 2011 года № 282 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций исполнительными органами государственной власти Липецкой области, Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти Липецкой области, Порядка проведения экспертизы проектов административных регламентов предоставления государственных услуг».
- Липецк – 2019 Содержание
- Глава 1. Основы регулирования природопользования на особо охраняемых природных территриях 9
- 1.3. Правовой режим национальных и природных парков 24
- Глава 3. Пути совершенствования государственой политики в сфере природопользования особо охраняемых природных территорий 56
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы регулирования природопользования на особо охраняемых природных территориях
- 1.1 Законодательство рф в сфере особо охраняемых природных
- Территорий
- 1.2 Категории особо охраняемых природных территорий.
- 1.3 Правовой режим особо охраняемых природных территорий
- Глава 2. Проблемы нормотворчества и правопримения законодательства об особо охраняемых природных территориях
- 2.1 Механизм и особенности правового регулирования в сфере охраны особо охраняемых природных территорий
- 2.2 Проблемы правового регулирования в сфере охраны особо охраняемых природных территорий
- Глава 3. Пути совершенствования государственой политики в сфере природопользования особо охраняемых природных территорий.
- 3.1 Регулирование публичных правоотношений в сфере особо охраняемых природных территорий
- 3.2 Направление государственной политики в сфере охраны особо охраняемых природных территорий
- 3.3 Стратегические задачи развития государственной политики в сфере природопользования на особо охраняемых природных территориях
- Заключение
- Список использованных источников Нормативно-правовые акты:
- Монографии, научные сборники, учебники, энциклопедии, словари:
- Научные статьи и другие публикации периодических изданий
- Диссертации:
- Судебная практика:
- Источники статистических данных и электронные ресурсы: