Особенности связей с общественностью в политике и государственном управлении (комаровский в.С., Горохов в.М.)
Из книги: Связи с общественностью в политике и государственном управлении / под ред. В.С. Комаровского. – М.: Изд-во РАГС, 2001.
Выше мы уделили немало внимания сходству связей с общественностью в бизнесе и политике, в бизнесе и государственном управлении.
Теперь обратим внимание на другую сторону - существенное различие связей с общественностью, существующее в этих сферах. Еще раз отметим важнейшую особенность современного понимания сущности РR, как составной части системы управления. Именно в этом направлении следует искать интересующие нас различия.
В государствах с рыночной экономикой конкуренция, спрос и предложение господствуют и решающим образом определяют отношения экономических субъектов даже при наличии определенных элементов государственного регулирования экономики. В политике и государственном управлении рыночные отношения тоже имеют место, но не являются ни определяющими, ни господствующими. Так, уже упомянутая ситуация выборов отчасти может быть объяснена в рамках маркетинговых теорий, а отчасти - нет. Например, в Австрии участие в голосовании на выборах является обязательным, а неучастие - административно наказуемым. Административная же регуляция, как известно, - антипод рыночной регуляции.
Сущностную основу различий регуляции и управления в бизнесе и государственном секторе предельно ясно, на наш взгляд, сформулировал американский политолог Дж. Гордон в книге «Государственное управление в Америке»: если в частном секторе эффективность управления измеряется прибылью или се отсутствием, то в государственном управлении - политической поддержкой граждан или отсутствием таковой. Соответственно, конечной целью налаживания связей с общественностью для коммерческих структур является удержание (расширение) спроса на предлагаемые фирмой товары и услуги, изменение их качества. номенклатуры и т.п. в соответствии с запросами покупателя. Фирма, таким образом, преследует прежде всего свои частные интересы. То, что она стремится при этом соблюдать интересы клиента, объединений граждан, государства (например, не ухудшать экологию места расположения фирмы), принципиально не меняет существа дела. Не изменяет принципиально существа дела и то обстоятельство, что партнером службы по связям с общественностью (напоминаем, что для краткости мы употребляем термин РR-службы) коммерческой организации (РR-службы, выполняющей заказ организации) могут быть как клиенты, представляющие исключительно частные интересы (реальные и потенциальные покупатели), так и общественные или государственные организации. В любом случае представление интересов идет от частного интереса организации (фирмы), равно как и согласование интересов.
Ситуацию можно представить так, как показано на схеме 1.
Фирма PR Общественность
Общественность
Фирма PR
Частные, общественные или государственные интересы Фирма PR Общественность
Частные, общественные или государственные интересы
Частные, общественные или государственные интересы Частные, общественные или государственные интересы Различные частные интересы
Схема 1. PR в коммерческой сфере
Классический пример действии РR-служб по продвижению товаров группы фирм описан в книге «Связь с общественностью: случаи из международной практики» (пер. с англ. «Нестор-Центр», 1996) в статье «Знак льва» символ качества и надежности». Суть проблемы в следующем: в Британии в конце 80-х гг. в связи с начавшимся укоренением в сознании потребителей мнения, что многие производимые игрушки опасны для здоровья детей. Британская ассоциация производителей игрушек (БАНИ) попросила одно РR-агентство исправить ситуацию и укрепить имидж фирм. входящих в ассоциацию. Агентство поставило перед собой следующие задачи:
проинформировать потенциальных покупателей о высоких стандартах безопасности, существующих в БАПИ;
донести до потенциального покупателя сведения о пользе игрушек для социализации детей и развития у них воображения;
сделать качественную продукцию БАПИ легко отличимой от других производителей игрушек.
Адресатами обращений агентства были покупатели, СМИ, различного рода ассоциации, работники министерств и ведомств, занимающиеся этой проблемой. Кампания прошла успешно, цель была достигнута, спрос на игрушки БАПИ возрос, ее отношения с ассоциацией потребления и соответствующими структурами власти улучшились.
Аналогично проходила РR-компания для британской фирмы, производящей краски. Ее результат: с помощью РR компания установила прямую связь со многими группами населения, сделала товар в глазах потребителей более привлекательным и укрепила свои позиции на рынке бытовой химии.
В отличие от описанных ситуаций, деятельность РR-служб структур государственной власти связана с представлением различных сторон, компонентов, составляющих государственных интересов. Соответственно партнер, к которому она обращается выступает не как индивид - потребитель товара (услуг), а как гражданин, ассоциированный в какую-либо организацию, или индивидуальный политический субъект. Государственные интересы носят всеобщий характер. Ни одна из структур власти не имеет право отождествлять их с собственными интересами. В противном случае происходит приватизация самого государства, что, к сожалению, в той или иной мере имеет место в современной российской действительности.
PR
Гос. структура PR Общественность
Общественность
Гос. структура PR
- Хрестоматия
- Раздел 1. Связи с общественностью как компонент государственного и муниципального управления. 2
- Раздел 2. СОстояние, условия и перспективы развития рr в россии 53
- Раздел 3. Структура и направления работы служб связей с общественностью в органах государственного управления. 91
- Особенности связей с общественностью в политике и государственном управлении (комаровский в.С., Горохов в.М.)
- Гос. Структура
- Место пр в органах государственной власти. (Чумиков а.Н., Бочаров м.П.)
- Правительство (Сэм блэк)
- Организационное построение правительственной службы пр
- Местные органы власти
- Государственная коммуникация: теоретическая модель и региональная практика (Громова т.Н.)
- Принципы коммуникации, лежащие в основе правительственных пр (Почепцов г.Г.)
- Правовые и этические основы деятельности pr-служб в органах власти и управления (Казанцев н.М.)
- Публично-правовой процесс
- Общественность
- Практика публичных отношений
- Раздел 2. СОстояние, условия и перспективы развития рr в россии Цивилизованные отношения государства и гражданского общества - основа успешной деятельности рr-служб (комаровский в.С.)
- Государственная информационная политика и ее роль в деятельности pr-служб (Нисневич ю.А.)
- «Электронное правительство» в XXI веке (Вершинин м.С.)
- Открытость и демократичность государственной службы как фактор эффективности связей с общественностью (Комаровский в.С.)
- Задачи и функции пресс-служб и пресс-центров государственных учреждений
- Взаимодействие пресс-служб со средствами массовой информации
- Структура и кадры пресс-служб
- Информация из пресс-службы
- Критерии эффективности работы пресс-служб