1. Каждый имеет право на жизнь.
2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
ПРАВО НА ЖИЗНЬ — основное, неотъемлемое (принадлежащее от рождения) и неотчуждаемое право, гарантирующее и защищающее одну из основополагающих ценностей личности и общества — человеческую жизнь, недопустимость ее произвольного лишения.
Право на жизнь — это личное, абсолютное, естественное и неотчуждаемое право каждого человека.
Согласно международно-правовым документам, в частности принятой 4 ноября 1950 г. в рамках Совета Европы Конвенции о защите прав человека и основных свобод (п. 1 ст. 2), П.на ж. не включает запрещения смертной казни. Указывается лишь, что наказание в виде смертной казни может быть вынесено только на основании закона.
Кроме того, Конвенция (п. 2 ст. 2) предусматривает три исключения — случаи лишения жизни человека, которые не рассматриваются как умышленное лишение жизни и как нарушение данной статьи Конвенции, поскольку являются результатом применения силы, не более чем абсолютно необходимой:
а) для защиты любого лица от незаконного насилия;
б) для осуществления законного ареста или предотвращения побега лица, задержанного на законных основаниях;
в) в случае действий, предусмотренных законом, для подавления, в соответствии с законом, бунта или мятежа.
Впервые П. на ж. было закреплено в российской Конституции после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина 22 ноября 1991 г. Юридическое содержание данного права, закрепленного в Конституции (ст. 20), заключается в формуле: "никто не может быть произвольно лишен жизни". Из этой формулы вытекает комплекс обязательств государства по обеспечению права на жизнь. Это прежде всего отказ государства от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, проведение миролюбивой внешней политики; целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия террористическими организациями и обеспечение всеми его (государства) возможностями безопасной среды существования личности. Важное значение имеют общегосударственные мероприятия в сфере здравоохранения, надлежащее медицинское обслуживание, организация службы скорой помощи, борьба с наркоманией, предупреждение детской смертности, охрана труда, профилактика дорожно-транспортных происшествий, обеспечение пожарной безопасности и др. Обеспечение П. на ж. напрямую связано также с сохранением и восстановлением природной среды обитания человека, охраной животного мира, атмосферного воздуха, иных природных объектов, обеспечением комплекса мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и др.
С расширением гарантий П. на ж. связаны конкретизирующие нормы КРФ, значительно сужающие возможности применения смертной казни. Эта мера наказания сохраняется временно впредь до ее отмены (ч. 2 ст. 20 КРФ), она может применяться на основании ФЗ лишь в качестве исключительной меры только за особо тяжкие преступления против жизни и предполагает предоставление обвиняемому права на рассмотрение его дела с участием присяжных заседателей.
Наказание в виде смертной казни предусмотрено пятью статьями УК РФ: за убийство (ст. 105); за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277); за посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295); за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317); за геноцид (ст. 357).
Вступление России в Совет Европы выдвинуло на повестку дня вопрос об отмене смертной казни, так как это прямо предусмотрено Протоколом № 6 от 28 апреля 1983 г. к Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. статья 1 указанного Протокола устанавливает: "Смертная казнь отменяется. Никто не может быть ни приговорен к этому наказанию, ни казнен". Из ст. 2 Протокола № 6 к Конвенции следует, что введение смертной казни разрешается государствам — участникам Конвенции только за преступления, совершенные во время войны либо при неизбежной угрозе войны. Для России условием вступления в Совет Европы является отмена законом смертной казни в течение 3 лет с момента вступления. До принятия такой законодательной нормы Россия обязывается ввести мораторий на исполнение приговоров о смертной казни. На реализацию данного обязательства направлен Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. "О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы". В соответствии с изменениями, внесенными в январе 1998 г. в ст. 184 и 185 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, Президент РФ может помиловать всех без исключения осужденных к смерти, даже если они и не обращаются с просьбой о помиловании. Это означает, что законодательные нормы, связанные с применением смертной казни, перестают действовать. Кроме того, постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г. содержит прямое указание о том, что применение смертной казни как вида уголовного наказания возможно только судом присяжных заседателей. Поскольку такие суды созданы лишь в отдельных субъектах РФ, то применение смертной казни и юридически, и фактически невозможно.
- 1.Высшая юридическая сила и прямое действие Конституции рф.
- 2. Гарантии равенства парламентских партий при освещении их деятельности в средствах массовой информации.
- 3. Гарантии равенства прав и свобод человека и гражданина.
- 4. Государственная поддержка политических партий.
- 5. Государственное регулирование миграционных процессов. Миграционный учет иностранных граждан, лиц без гражданства в рф.
- 6. Гражданство детей при изменении гражданства родителей.
- 7. Источники конституционного права рф.
- 8) Конституционное .Закрепление принципа многопартийности и его реализация.
- 9. Конституционное закрепление принципов экономической системы и форм собственности в рф
- 10. Конституционно-правовая ответственность
- Субъекты конституционно-правовой ответственности:
- 11. Конституционно-правовые нормы
- 12. Конституционно-правовые отношения
- Народ рф и образующие его нации и народности России, жители субъектов( ст. 68)
- Граждане рф, их группы и собрания лиц без гражданства и иностранцы)
- Органы местного самоуправления
- По способу индивидуализации субъектов
- В зависимости от функций норм, на основе которых возникают конституционно-правовые отношения:
- 13. Международные договоры рф, договоры между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов рф как источники конституционного права.
- 14. Место конституционного права в системе права рф.
- 15. Обеспечение верховенства Конституции рф и федерального законодательства.
- 16. Обеспечение доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
- 5. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на:
- 17. Общественная палата рф: порядок формирования и задачи.
- 3. Отзыв члена Общественной палаты не допускается.
- 18. Ограничения прав и свобод человека и гражданина в условиях режима чрезвычайного положения.
- 19. Определение результатов референдума Российской Федерации. Вступление в силу и юридическая сила решения, принятого на референдуме Российской Федерации.
- 20. Основания правомерного ограничения прав и свобод.
- 21. Основания, условия и порядок приобретения гражданства Российской Федерации.
- 2 Порядка:
- 22. Основные обязанности граждан Российской Федерации
- 23. Основы конституционного строя рф как государственно-правовой институт. Основы конст.Строя как гос-прав.Институт.
- 24. Особенности порядка изменения ст. 65 Конституции рф.
- 25. Охрана неприкосновенности жилища. Проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан.
- 26. Пересмотр Конституции Российской Федерации: понятие, процедура.
- 27. Политические права и свободы граждан Российской Федерации.
- 28. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации.
- Глава VI. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации
- 29. Понятие и предмет конституционного права как отрасли права.
- 30. Понятие и принципы гражданства рф.
- 31. Понятие и сущность конституции.
- 32. Понятие основных (конституционных) прав и свобод человека и гражданина.
- 33. Порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию.
- 34. Порядок назначения референдума рф. Вопросы референдума рф.
- 35. Порядок принятия и вступления в силу поправок к Конституции рф.
- 36. Порядок создания, реорганизации и ликвидации общественных объединений.
- Глава II. Создание общественных объединений, их реорганизация и (или) ликвидация.
- 37. Право граждан на объединение. Организационно-правовые формы общественных объединений.
- 38. Право граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
- 1. Каждый, кто законно находится на территории рф, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
- 2. Каждый может свободно выезжать за пределы рф. Гражданин рф имеет право беспрепятственно возвращаться в рф.
- 39. Право граждан Российской Федерации на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления. Порядок рассмотрения обращений
- 40. Право на жизнь: содержание и гарантии. Мораторий на применение смертной казни.
- 1. Каждый имеет право на жизнь.
- 41. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
- 42. Право на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека
- 43. Право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию. Гарантии свободы массовой информации. Свобода массовой информации и гарантии ее реализации в рф.
- 44. Правовая охрана Конституции Российской Федерации.
- 1. В конституционной практике рф сложились следующие правовые формы (способы) охраны Конституции:
- 45.Правовая регламентация порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирований
- 2) Добровольность участия в публичном мероприятии.
- 46. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
- 47. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации.
- 48. Правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности.
- 49. Прекращения гражданства. Фз "о гражданстве рф" от 2002 г.
- 50. Принципы правового статуса личности
- 8) Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью.
- 9) Единство прав и обязанностей
- 51. Развитие законодательства о гражданстве в Российской Федерации.
- 54. Свобода совести. Правовые основы организации религиозных объединений.
- 55. Система гарантий прав и свобод человека и гражданина.
- 56. Система конституционного права как отрасли и как науки.
- 57. Создание, реорганизация и ликвидация политических партий в Российской Федерации.
- 58. Структура Конституции Российской Федерации.
- 59. Суверенитет Российской Федерации. Охрана государственного суверенитета.
- 60. Толкование Конституции Российской Федерации.
- 61. Уполномоченный по правам человека: порядок назначения, правовой статус, формы деятельности.
- 62. Федеральные законы и федеральные конституционные законы как источники конституционного права.
- 63. Формы непосредственной демократии в Российской Федерации.
- 64. Экономические, социальные и культурные права граждан рф.
- 65.Этапы развития Конституции Российской Федерации.
- 66. Юридические свойства Конституции Российской Федерации.
- 7. Легитимность