51. Развитие законодательства о гражданстве в Российской Федерации.
ЦАРСКАЯ РОССИЯ.
подданство, а не гражданство. Законодательство о подданстве сохраняло черты средневековых феодальных начал, не основывалось на юридических подданных. Подданство - политико-правовая связь физического лица и монарха
ИМПЕРСКАЯ РОССИЯ
подданные подразделялись на разряды с особым правовым статусом:
1)Природные подданные:
дворяне (потомственные и личные);
духовные лица (делились по вероисповеданиям);
городские обыватели (разбивались на группы: почетные граждане, купцы, мещане и цеховые);
сельские обыватели;
Природные подданные делились:
неподатные: (дворяне и почетные граждане) пользовались свободой передвижения и получали бессрочные паспорта для проживания на всей территории империи;
податные: (мещане и крестьяне) не обладали этими правами.
2)инородцы (евреи и восточные народы);
3)финляндские обыватели.
СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ
Декрет ВЦИК «об уничтожении сословий и гражданских чинов» 1917 г.
все сословия и сословные деления граждан, все гражданские чины уничтожаются, и устанавливается одно общее для всего населения России наименование - граждан Российской Республики.
Декрет ВЦИК "О приобретении прав российского гражданства" 1918 г.
местным Советам предоставлено право принимать в российское гр-во иностранцев, проживающих в пределах РСФСР. Их списки публиковались для всеобщего сведения.
Конституция РСФСР 1918
Всероссийский съезд Советов и ВЦИК стал издавать общие постановления о приобретении и утрате прав российского гр-ва и о правах иностранцев на территории Республики.
Конституция СССР 1924 г
установлено единое союзное гр-во для граждан союзных республик.
Положение о союзном гражданстве 1924 г
Положение о гр-ве СССР 1930 и 1931 г
Особенность гр-ва этого периода:
граждане СССР – все лица, проживающие в пределах СССР, если они не имели док-в принадлежности к иностранному гр-ву (институт апатридов отсутствовал).
гр-во республике было формальным (не было пр определения). Фактически только гр-во СССР.
лишение гр-ва: лица, без разрешения ГО покинувшие тер-рию СССР после октября 1917г (первая волна эмиграции – «философский пароход»).
не было права свободного инициативного выезда из СССР, не допускалось проживание за границей.
органы, уполномоченные решать вопросы приема, выхода и лишения гр-ва: Президиум ЦИК СССР, республик. Возможно было по приговору суда.
упрощенный порядок приобретения и выхода их гр-ва в отношении лиц:
иностранцев – рабочих и крестьян – для трудовых занятий (пользовались всеми полит правами гражданина СССР),
иностранцев – рабочих и крестьян – пользующиеся правом полит убежища вследствие преследования их за революционно-освободительную д-ть.
лиц, меняющих гр-во в связи с вступлением в брак.
Закон о гражданстве СССР 1938 г.
Новые положения
1. Изменилась принадлежность к гр-ву:
все лица, состоявшие к 7 ноября 1917 г. в подданстве бывшей Российской империи и не утратившие советского гражданства;
лица, которые приобрели, советское гражданство в установленном законом порядке.
остальные – лбг (апатриды).
2. Иной порядок решения вопросов о выходе из гр-ва и о его лишении - Исключительная компетенция Президиума Верховного Совета СССР.
Многочисленные акты, связанные с решением отд вопросов приобретения гр-ва СССР и восстановления в гр-ве:
указы Президиума верховного Совета СССР "О порядке приобретения гражданства СССР гражданами Литовской, Латвийской и Эстонской Советских Социалистических Республик" (1940 г.),
"О восстановлении в гражданстве СССР жителей Бессарабии и о приобретении советского гражданства жителями Северной Буковины" (1941 г.),
"О восстановлении в гражданстве СССР подданных бывшей Российской империи, а также лиц, утративших советское гражданство, проживающих на территории Маньчжурии" (1945 г.).
Закон о гр-ве СССР 1978
Нововведения:
1.закреплялись законодательные права республик в сфере гражданства.
2.граждане СССР –
лица, состоявшие в гр-ве СССР на день вступления в силу Закона,
лица, приобретшие гр-во СССР в соответсвии с Законом.
3.за лицами, проживающими за границей, сохранялось гр-во СССР (их защита),
4.дети, имеющие постоянное место жительство в СССР – ГРАЖДАНЕ СССР.
5.возможностьть восстановления в гр-ве СССР.
6.лишение гр-ва – только в искл случаях. Также было выдворение из страны.
7.появилась норма о превалирующем значении международного договора над Законом.
Закон о гр-ве СССР 1990 г.
Нововведения:
появился Президент СССР – нужно было союзное зак-во о гр-ве,
первые шаги демократизации пр регулирования отношений гр-ва,
число статей (старый – 29, новые – 51 статья)
впервые дано определение гр-ва как политико-правовой связи лица и советского гос-ва,
подчеркивалась взаимная обязанность гражданина и гос-ва,
зафиксировано право на гражданство каждого человека в СССР,
недопустимость произвольного лишения гр-ва (хотя лишение законом было предусмотрено) или право изменить гр-во.
впервые упомянуто о гр-ве автономной республики.
раскрыты принципы гр-ва,
зафиксировано непризнание гражданином СССР принадлежности к гр-ву иностр. гос-ва.
определены полномочия Президента СССР по вопросам гр-ва.
Закон о гражданстве РСФСР 1991 г.
Нововведения:
граждане РФ – все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на тер-рии ФР на день вступления в силу Закона, если в теч-е года они не заявили о своем нежелании состоять в гр-ве РФ. (автоматическое признание гр-ва РФ)
полное отрицание воз-ти лишения гр-ва и запрета любому гражданину РФ изменить свое гр-во,
задача Закона – осуществление норм и принципов международного права в сфере гр-ва и прав человека
воз-ть двойного гр-ва (если есть договор с РФ), недопустимость ущемления в правах таких лиц.
РФ поощряет приобретение российского гр-ва лбг
признание института почетного гражданства,
воз-ть наряду с Законом прямого применения международных договоров РФ,
подробная регламентация упрощенного порядка решения вопросов гр-ва (в порядке регистрации).
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЗ "О гражданстве РФ" 2002 г.
52. РФ – светское государство.
Статья 14 Конституции устанавливает, что РФ - светское государство.
Светским государством считается государство, в кот.не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в нем, не вправе оказывать влияния на государственный строй, на деятельность гос. и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования ( отделение школы от государства)
Принципы светского государства:
Недопустимость установления общеобязательной религии или идеологии
Правовое равенство религиозных объединений
Отделение религиозных объединений от государства.
Принцип отделения религиозных объединений от государства.
На основании конституционного принципа отделения религиозных объединений от государства последнее:
Не вмешиваться в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания.
Не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других гос.органов, госуд.учрежедний и органов МСУ
Не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит настоящему ФЗ
Обеспечивает светский характер образования в госуд.и мниципальных образовательных учреждениях.
Религиозное объединение в соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства:
Создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институциональной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям;
Не выполняет функции органов госуд.власти, других госуд.органов, госуд.учреждений и органов МСУ
Не участвует в выборах в органы государственной власти и органы МСУ
Не участвует в деятельности политический партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь.
Светский характер органов государственной власти:
Должностные лица органов госуд.власти, других государственных органов и органов МСУ не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии. ( ФЗ " О свободе и о религиозных объединениях)
Светский характер образования.
Государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях( ФЗ " О свободе совести и о религиозных объединениях")
Право на свободное мировоззренческое самоопределение.
Свобода мысли, убеждений и вероисповедания (свобода совести), включая право не исповедовать никакой религии и не подвергаться кому-либо принуждению, ущемляющему свободу, иметь или принимать религию и убеждения по своему выбору.
Свобода выражения своего мнения – включая право придерживаться своего мнения, право искать, получать, и распространять всякого рода информацию и идеи независимо от государственных границ устно и письменно, или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору.
Право на защиту от дискриминации – включая право на равенство независимо от отношения к религии, национальности или расе или мировоззренческих взглядов, на защиту от геноцида и дискриминации по признаку отношения к религии, национальности или расы или мировоззренческих взглядов, на защиту от пропаганды неполноценности граждан по признаку отношения к религии, национальности или расе или мировоззренческих взглядов.
Право на национально-культурную и религиозную идентичность – включая право на сохранение национальной культуры, на культурное развитие, на доступ к культурным ценностям и на участие в культурной жизни, право народа на самоопределение и свободное установление и осуществление своего культурного развития.
Обобщенные положения:
Религиозные организации отделены от государства, и не вправе выполнять ни политические, ни юридические функции, не могут вмешиваться в дела государства;
Государство не вправе контролировать отношения своих граждан к религии;
Светский характер образования — отделение школы от церкви;
Государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность, если не нарушается действующее законодательство;
Религиозные организации не выполняют по поручению государства никаких юридических функций;
Государство не оказывает ни одной из конфессий, ни материальной, ни финансовой, ни какой-либо иной помощи;
Конфессии занимаются лишь деятельностью, связанной с удовлетворением религиозных потребностей населения, не вмешиваясь в политическую жизнь страны;
Государство охраняет законную деятельность религиозных объединений, обеспечивая равенство всех религиозных организаций перед законом.
53. РФ – социальное государство.
Конституция провозглашает Россию социальным государством.
Социальное государство – это государство, в котором государственная власть ограничивается правами человека и гражданина, а установленный государственно-правовой порядок обеспечивает всеобщую свободу, формальное равенство и господство права.
Социальная сущность складывается из:
1)ограничений государственной власти РФ социально-экономическими правами граждан РФ
2)невмешательство государства в рыночную экономику, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством: общие направления экономической политики, ограничения монополий в экономической деятельности, производстве..
Социальные гарантии в РФ устанавливаются в целях обеспечения в РФ общественного благополучия, благосостояния граждан РФ. В связи с этим РФ гарантирует выплату социального содержания нуждающимся членам общества в силу их состояния здоровья и материальной обеспеченности. Социальное содержание в виде установленных ФЗ пособий и иных выплат может предоставляться как работающим гражданам, так и не работающим(если отсутствие работы у лица связано с безработицей, болезнью, инвалидностью и т.д.)
Социальные пособия могут быть:
1)по временной нетрудоспособности
2)по безработице
3) семьям
4) по беременности и родом
Государственное соц.обеспечение -установленные федеральным законодательством РФ в целях осуществления заботы государства о гражданах государственные пенсии и соц.пособия.
В соответствии со ст. 7 Конституции России: «Российская Федерация – это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».
Положение о социальном государстве ввиду его общественной важности отнесено к основам конституционного строя страны и находит своё развитие в других конституционных нормах. К ним следует отнести целый ряд социальных прав, гарантированных в следующих статьях 2 главы КРФ. Вторая глава КРФ конкретизирует и развивает положения ст. 2 и 7 о человеке, его правах и свободах как высшей ценности. Это право на жизнь (ст. 20 КРФ), на труд и его оплату (ч. 1 – 4 ст. 37), на отдых (ч. 5 ст. 37), на защиту материнства, детства и семьи (ст. 38 КРФ), на социальное обеспечение (ст. 39), на жилище (ст. 40)), на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), на экологическую безопасность (ст. 4), на образование (ст. 43), на участие и доступ к культурной жизни (ст. 44), и главное: «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, места жительства» (п. 2 ст. 19).
Обладание правами и свободами, на которые не может посягать государство, делает человека самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться в качестве достойного члена общества. Вместе с тем отношения личности и государства не исчерпываются обязанностью государства не посягать на права человека. Современное государство, провозгласившее себя через Основной закон в качестве социального государства, должно не только воздерживаться от произвола, но и активно обеспечивать реализацию прав человека, выполнять определённые социальные обязанности.
Важно отметить, что Конституция признаёт права и свободы как основные, не предусматривая их деления на более или менее значимые. Тем самым подтверждается их равноценность. В то же время возможна условная классификация прав человека по их предмету или содержанию
Важнейшая функция социального государства - охрана здоровья граждан и обеспечение населения медицинской помощью посвящена 41 статья Конституции Российской Федерации. В которой установлено: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В РФ финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной системы здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию».
Право на образование установлено в ст. 43 Конституции Российской Федерации, согласно которой государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Перечисленные выше и другие статьи второй главы Конституции Российской Федерации, являются конкретным правовым выражением социального государства, его нормативным содержанием. Установленные в них принципы получили дальнейшее развитие в ряде российских законов и подзаконных актов. К таким документам относятся следующие нормативно-правовые акты.
1. В сфере регулирования труда и обеспечения трудовых прав граждан и социального страхования:
– ТК РФ. Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ;
– ФЗ от 16.07.1999, № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;
2. В сфере реализации государственных гарантий в отношении отдельных категорий граждан:
– ФЗ от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
– ФЗ от 10.05.2010 № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности».
3. В сфере пенсионного обеспечения:
– ФЗ от 15.12.2001, № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;
– ФЗ от 07.05.1998, № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»;
– ФЗ от 15.12.2001 №, 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
4. В сфере реализации прав граждан на жилище:
– Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ;
– Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
5. В сфере здравоохранения:
– Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1.
6. В сфере образования:
– Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3366-1.
7. В сфере государственной поддержки деятельности социально-ориентированных организаций:
– Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
- 1.Высшая юридическая сила и прямое действие Конституции рф.
- 2. Гарантии равенства парламентских партий при освещении их деятельности в средствах массовой информации.
- 3. Гарантии равенства прав и свобод человека и гражданина.
- 4. Государственная поддержка политических партий.
- 5. Государственное регулирование миграционных процессов. Миграционный учет иностранных граждан, лиц без гражданства в рф.
- 6. Гражданство детей при изменении гражданства родителей.
- 7. Источники конституционного права рф.
- 8) Конституционное .Закрепление принципа многопартийности и его реализация.
- 9. Конституционное закрепление принципов экономической системы и форм собственности в рф
- 10. Конституционно-правовая ответственность
- Субъекты конституционно-правовой ответственности:
- 11. Конституционно-правовые нормы
- 12. Конституционно-правовые отношения
- Народ рф и образующие его нации и народности России, жители субъектов( ст. 68)
- Граждане рф, их группы и собрания лиц без гражданства и иностранцы)
- Органы местного самоуправления
- По способу индивидуализации субъектов
- В зависимости от функций норм, на основе которых возникают конституционно-правовые отношения:
- 13. Международные договоры рф, договоры между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов рф как источники конституционного права.
- 14. Место конституционного права в системе права рф.
- 15. Обеспечение верховенства Конституции рф и федерального законодательства.
- 16. Обеспечение доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
- 5. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на:
- 17. Общественная палата рф: порядок формирования и задачи.
- 3. Отзыв члена Общественной палаты не допускается.
- 18. Ограничения прав и свобод человека и гражданина в условиях режима чрезвычайного положения.
- 19. Определение результатов референдума Российской Федерации. Вступление в силу и юридическая сила решения, принятого на референдуме Российской Федерации.
- 20. Основания правомерного ограничения прав и свобод.
- 21. Основания, условия и порядок приобретения гражданства Российской Федерации.
- 2 Порядка:
- 22. Основные обязанности граждан Российской Федерации
- 23. Основы конституционного строя рф как государственно-правовой институт. Основы конст.Строя как гос-прав.Институт.
- 24. Особенности порядка изменения ст. 65 Конституции рф.
- 25. Охрана неприкосновенности жилища. Проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан.
- 26. Пересмотр Конституции Российской Федерации: понятие, процедура.
- 27. Политические права и свободы граждан Российской Федерации.
- 28. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации.
- Глава VI. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации
- 29. Понятие и предмет конституционного права как отрасли права.
- 30. Понятие и принципы гражданства рф.
- 31. Понятие и сущность конституции.
- 32. Понятие основных (конституционных) прав и свобод человека и гражданина.
- 33. Порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию.
- 34. Порядок назначения референдума рф. Вопросы референдума рф.
- 35. Порядок принятия и вступления в силу поправок к Конституции рф.
- 36. Порядок создания, реорганизации и ликвидации общественных объединений.
- Глава II. Создание общественных объединений, их реорганизация и (или) ликвидация.
- 37. Право граждан на объединение. Организационно-правовые формы общественных объединений.
- 38. Право граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
- 1. Каждый, кто законно находится на территории рф, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
- 2. Каждый может свободно выезжать за пределы рф. Гражданин рф имеет право беспрепятственно возвращаться в рф.
- 39. Право граждан Российской Федерации на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления. Порядок рассмотрения обращений
- 40. Право на жизнь: содержание и гарантии. Мораторий на применение смертной казни.
- 1. Каждый имеет право на жизнь.
- 41. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
- 42. Право на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека
- 43. Право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию. Гарантии свободы массовой информации. Свобода массовой информации и гарантии ее реализации в рф.
- 44. Правовая охрана Конституции Российской Федерации.
- 1. В конституционной практике рф сложились следующие правовые формы (способы) охраны Конституции:
- 45.Правовая регламентация порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирований
- 2) Добровольность участия в публичном мероприятии.
- 46. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
- 47. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации.
- 48. Правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности.
- 49. Прекращения гражданства. Фз "о гражданстве рф" от 2002 г.
- 50. Принципы правового статуса личности
- 8) Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью.
- 9) Единство прав и обязанностей
- 51. Развитие законодательства о гражданстве в Российской Федерации.
- 54. Свобода совести. Правовые основы организации религиозных объединений.
- 55. Система гарантий прав и свобод человека и гражданина.
- 56. Система конституционного права как отрасли и как науки.
- 57. Создание, реорганизация и ликвидация политических партий в Российской Федерации.
- 58. Структура Конституции Российской Федерации.
- 59. Суверенитет Российской Федерации. Охрана государственного суверенитета.
- 60. Толкование Конституции Российской Федерации.
- 61. Уполномоченный по правам человека: порядок назначения, правовой статус, формы деятельности.
- 62. Федеральные законы и федеральные конституционные законы как источники конституционного права.
- 63. Формы непосредственной демократии в Российской Федерации.
- 64. Экономические, социальные и культурные права граждан рф.
- 65.Этапы развития Конституции Российской Федерации.
- 66. Юридические свойства Конституции Российской Федерации.
- 7. Легитимность