62. Федеральные законы и федеральные конституционные законы как источники конституционного права.
В заключенном 31 марта 1992 года Федеративном договоре впервые был закреплен термин «федеральный закон», который впоследствии нашел свое отражение в тексте Конституции 1978 года (в ред. 1992 г.), где он употреблялся в нескольких значениях. Однако нормативных правовых актов с наименованием «федеральный закон» не было издано вплоть до принятия КРФ 1993 года.
В первые годы после принятия КРФ 1993 года принцип верховенства федерального закона как источника конституционного права России неоднократно нарушался. В настоящее время продолжается процесс становления конституционного законодательства. Вместе с тем остается ряд нерешенных вопросов, связанных с проблемой определения критериев общественных отношений, которые могут быть урегулированы на уровне федерального закона, с надлежащим раскрытием положений КРФ посредством федеральных законов, обеспечением принципа верховенства федерального закона и установлением соответствующего места федерального закона в системе источников конституционного права России.
Понятие «федеральный закон» в узком значении- один из видов законов, принимаемых на федеральном уровне. При этом вместо понятия «федеральный закон» в широком смысле в теории конституционного права предлагается использовать термин «общефедеральные законы», в число которых будут входить Конституция Российской Федерации, законы о поправках к ней, федеральные конституционные законы и федеральные законы. Только в этом случае к толкованию термина «федеральный закон» может быть применен единый подход.
В правовой системе РФ выделяются следующие виды законов:
Конституция как Основной закон,
закон о поправках в Конституцию РФ,
федеральный конституционный закон,
федеральный закон,
закон субъекта РФ.
Также среди действующих федеральных законов как источников конституционного права России предлагается выделить следующие виды:
основы законодательства,
общие принципы регулирования,
основные гарантии, которые по своей сути являются кодифицированными законами,
федеральные законы тематической направленности (некодифицированные),
еще отдельный вид федерального закона - это федеральный закон о ратификации международного договора Российской Федерации, который может быть условно отнесен к источникам конституционного права, так как он представляет собой по сути форму выражения согласия Российской Федерации на обязательное исполнение ею международного договора
Признаки федерального закона как источника конституционного права:
нормативность;
особый порядок принятия (парламентом Российской Федерации или на референдуме);
принятие как по предметам ведения Российской Федерации, так и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов;
верховенство;
особый предмет правового регулирования.
Общественные отношения, входящие в предмет правового регулирования федерального закона как источника конституционного права России обусловлены предметом конституционного права и составляют две группы:
общественные отношения, регулирующие только сферу конституционного права (отношения, связанные с обеспечением основных прав и свобод человека и гражданина, с организацией системы органов государственной власти и местного самоуправления, с проведением выборов и референдумов, а также отношения, направленные на регулирование территориального устройства государства);
2) общественные отношения, составляющие сферу регулирования конституционного права и других отраслей права. В связи с чем выделяются федеральные законы как источники конституционного права России, которые содержат преимущественно нормы конституционного права, а также федеральные законы, которые содержат нормы как конституционного права, так и других отраслей права.
Федеральные конституционные законы в отличие от федеральных законов могут быть приняты только по определенным наиболее важным вопросам, которые указаны в КРФ. Некоторые ученые полагают, что по иным наиболее важным конституционным вопросам, не указанным в тексте КРФ как вопросы регулирования ФКЗ, Федеральное Собрание Российской Федерации должно принимать федеральные законы. Однако другие полагают, что перечень федеральных конституционных законов, содержащийся в статьях Конституции, не является исчерпывающим, ибо немалая часть конституционных отношений, требующих более высокого уровня правового регулирования, чем обычными федеральными законами, остается за пределами вошедших в этот перечень федеральных конституционных законов. Кроме того, в будущем может возникнуть проблема актуализации Конституции. Ее стабильности в этом случае будет способствовать именно использование института федеральных конституционных законов.
Федеральные конституционные законы продолжают и развивают Конституцию, персонифицируют субъектов властвования, учреждают государственные органы и определяют их компетенцию и порядок деятельности, определяют пределы государственной власти и гарантии единства и целостности государства, стабильности ее субъектного состава.
Федеральные конституционные законы характеризуются следующим рядом признаков, отличающим их от обычных федеральных законов:
Обладают более высокой юридической силой по сравнению с федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами.
Принимаются только по вопросам, прямо указанным Конституцией РФ.
Принимаются в более сложном порядке, нежели обычные федеральные законы;
Президент РФ не имеет в отношении федеральных конституционных законов права вето, а лишь промульгирует и публикует их.
Виды ФЗ как источников конституционного права могут быть выделены, исходя из присущих им признаков.
Определяются следующие основания классификации федеральных законов:
по способу принятия (парламентом Российской Федерации, на общефедеральном референдуме);
в зависимости от того, по каким предметам ведения они приняты (принятые в сфере ведения Российской Федерации, в сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов);
исходя из характера общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования федеральных законов (регулирующие только сферу конституционного права, регулирующие сферу как конституционного права, так и других отраслей права);
по количеству содержания норм конституционного права (содержащие по преимуществу нормы конституционного права, содержащие нормы как конституционного права, так и иных отраслей права).
К федеральным законам как источникам конституционного права России могут быть применены и другие классификации, характерные для любых иных законов (например, по сроку действия во времени, в зависимости от круга лиц, в зависимости от целевого назначения и другие); (по формально-содержательному критерию), которая учитывает принцип федерализма, позволяет избежать коллизионности законодательных положений, выдержать строгую иерархию актов в системе законодательства, учитывая предмет и объем правового регулирования.
Использование кодексов в качестве разновидности федеральных законов как источников конституционно права является нетипичным в РФ в отличие от ряда зарубежных государств и пока что отсутствует.
Особое значение федерального закона как источника конституционного права России заключается в его непосредственной направленности на реализацию положений КРФ. Принятие федерального закона может быть обусловлено указанием на это в тексте КРФ Федерации или необходимостью конкретизации положений КРФ.
Федеральные законы как источники конституционного права России выступают также правовым средством развития положений КРФ, отражая в своем содержании определенный смысл конституционных положений, учитывая, в том числе, политическую ситуацию в стране. Таким образом, не внося поправок в КРФ, посредством изменения содержания федеральных законов, может меняться и характер отношений, входящих в предмет конституционного права России.
Подчеркивается, что в случае возникновения коллизий приоритет перед положениями федеральных законов будет иметь надлежащим образом ратифицированный и опубликованный международный договор Российской Федерации. Для предотвращения противоречий между ратифицированными международными договорами Российской Федерации и федеральными законами целесообразно публиковать текст международного договора Российской Федерации одновременно с публикацией федерального закона о его ратификации.
Федеральные законы как источники конституционного права России, принятые в сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, являются приоритетной формой правового регулирования разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерацией и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, обладающие юридической силой федерального закона, являются исключением из общего правила правового регулирования разграничения полномочий по предметам совместного ведения.
Одной из проблем является регулирование на уровне указов Президента и постановлений Правительства общественных отношений, которые, исходя из их особой значимости, должны быть закреплены на уровне федерального закона как источника конституционного права. Особое внимание обращается на то, что основной формой правового регулирования общественных отношений, связанных с реализацией конституционных прав и свобод человека и гражданина, должны быть федеральные законы, а не указы Президента или постановления Правительства, как это иногда происходит на практике. Такой вывод следует исходя из смысла положений Конституции Российской Федерации, а также из особой значимости указанных отношений.
ПРОБЛЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОСИИ, СВЯЗАННЫЕ С ФЗ:
Отмечается, что важной проблемой является своевременное принятие постановлений Правительства, направленных на обеспечение исполнения федеральных законов. Кроме того, следует исключить случаи передачи Правительством своих полномочий на уровень федеральных органов исполнительной власти, если их осуществление в соответствии с федеральным законом возложено непосредственно на само Правительство Российской Федерации
Одной из проблем является необходимость унификации на уровне будущего федерального закона о нормативных правовых актах основных правовых определений, которые по-разному трактуются в аналогичных законах субъектов Российской Федерации. Еще одной проблемой является несоответствие законов субъектов Российской Федерации смыслу положений некоторых федеральных законов как источников конституционного права (в качестве примера - соотношение Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и законов субъектов Российской Федерации в сфере проведения публичных мероприятий). Указанное явление обусловливается тем, что отсутствует единство в механизме приведения законов субъектов Российской Федерации в соответствие с федеральными законами, что требует соответствующего законодательного регулирования. Зачастую, сама редакция федеральных законов и наличие в них противоречивых положений не способствует эффективному приведению в соответствие с ними законов субъектов Российской Федерации. Кроме того, определенное влияние на указанное обстоятельство оказывает фактор нестабильности федерального законодательства. В связи с этим следует более тщательно и продуманно подходить к разработке проектов федеральных законов.
Необходимо, чтобы в законах субъектов Российской Федерации не уменьшался объем гарантий прав и свобод, закрепляемых на уровне федеральных законов, что не всегда соблюдается на практике.
В современных условиях наблюдается определенная тенденция регулирования федеральными законами как источниками конституционного права России некоторых вопросов, относящихся к ведению субъектов Российской Федерации. При этом зачастую у субъектов Российской Федерации не остается простора для своего собственного правового регулирования. Использование основ законодательства по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в качестве разновидности федерального закона как источника конституционного права России будет способствовать более эффективному правовому регулированию в сфере совместного ведения.
Процессы централизации в конституционном праве не всегда имеют отрицательное значение и направлены на ограничение собственной сферы правового регулирования субъектов Российской Федерации. В ряде случаев целесообразно на уровне федерального закона как источника конституционного права России закреплять общественные отношения, которые в современных условиях регулируются законами субъектов Российской Федерации. Так, представляется справедливым предложение обеспечить непосредственно на уровне Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» единый подход к определению квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы в Российской Федерации.
- 1.Высшая юридическая сила и прямое действие Конституции рф.
- 2. Гарантии равенства парламентских партий при освещении их деятельности в средствах массовой информации.
- 3. Гарантии равенства прав и свобод человека и гражданина.
- 4. Государственная поддержка политических партий.
- 5. Государственное регулирование миграционных процессов. Миграционный учет иностранных граждан, лиц без гражданства в рф.
- 6. Гражданство детей при изменении гражданства родителей.
- 7. Источники конституционного права рф.
- 8) Конституционное .Закрепление принципа многопартийности и его реализация.
- 9. Конституционное закрепление принципов экономической системы и форм собственности в рф
- 10. Конституционно-правовая ответственность
- Субъекты конституционно-правовой ответственности:
- 11. Конституционно-правовые нормы
- 12. Конституционно-правовые отношения
- Народ рф и образующие его нации и народности России, жители субъектов( ст. 68)
- Граждане рф, их группы и собрания лиц без гражданства и иностранцы)
- Органы местного самоуправления
- По способу индивидуализации субъектов
- В зависимости от функций норм, на основе которых возникают конституционно-правовые отношения:
- 13. Международные договоры рф, договоры между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов рф как источники конституционного права.
- 14. Место конституционного права в системе права рф.
- 15. Обеспечение верховенства Конституции рф и федерального законодательства.
- 16. Обеспечение доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
- 5. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на:
- 17. Общественная палата рф: порядок формирования и задачи.
- 3. Отзыв члена Общественной палаты не допускается.
- 18. Ограничения прав и свобод человека и гражданина в условиях режима чрезвычайного положения.
- 19. Определение результатов референдума Российской Федерации. Вступление в силу и юридическая сила решения, принятого на референдуме Российской Федерации.
- 20. Основания правомерного ограничения прав и свобод.
- 21. Основания, условия и порядок приобретения гражданства Российской Федерации.
- 2 Порядка:
- 22. Основные обязанности граждан Российской Федерации
- 23. Основы конституционного строя рф как государственно-правовой институт. Основы конст.Строя как гос-прав.Институт.
- 24. Особенности порядка изменения ст. 65 Конституции рф.
- 25. Охрана неприкосновенности жилища. Проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан.
- 26. Пересмотр Конституции Российской Федерации: понятие, процедура.
- 27. Политические права и свободы граждан Российской Федерации.
- 28. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации.
- Глава VI. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации
- 29. Понятие и предмет конституционного права как отрасли права.
- 30. Понятие и принципы гражданства рф.
- 31. Понятие и сущность конституции.
- 32. Понятие основных (конституционных) прав и свобод человека и гражданина.
- 33. Порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию.
- 34. Порядок назначения референдума рф. Вопросы референдума рф.
- 35. Порядок принятия и вступления в силу поправок к Конституции рф.
- 36. Порядок создания, реорганизации и ликвидации общественных объединений.
- Глава II. Создание общественных объединений, их реорганизация и (или) ликвидация.
- 37. Право граждан на объединение. Организационно-правовые формы общественных объединений.
- 38. Право граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
- 1. Каждый, кто законно находится на территории рф, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
- 2. Каждый может свободно выезжать за пределы рф. Гражданин рф имеет право беспрепятственно возвращаться в рф.
- 39. Право граждан Российской Федерации на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления. Порядок рассмотрения обращений
- 40. Право на жизнь: содержание и гарантии. Мораторий на применение смертной казни.
- 1. Каждый имеет право на жизнь.
- 41. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
- 42. Право на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека
- 43. Право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию. Гарантии свободы массовой информации. Свобода массовой информации и гарантии ее реализации в рф.
- 44. Правовая охрана Конституции Российской Федерации.
- 1. В конституционной практике рф сложились следующие правовые формы (способы) охраны Конституции:
- 45.Правовая регламентация порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирований
- 2) Добровольность участия в публичном мероприятии.
- 46. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
- 47. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации.
- 48. Правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности.
- 49. Прекращения гражданства. Фз "о гражданстве рф" от 2002 г.
- 50. Принципы правового статуса личности
- 8) Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью.
- 9) Единство прав и обязанностей
- 51. Развитие законодательства о гражданстве в Российской Федерации.
- 54. Свобода совести. Правовые основы организации религиозных объединений.
- 55. Система гарантий прав и свобод человека и гражданина.
- 56. Система конституционного права как отрасли и как науки.
- 57. Создание, реорганизация и ликвидация политических партий в Российской Федерации.
- 58. Структура Конституции Российской Федерации.
- 59. Суверенитет Российской Федерации. Охрана государственного суверенитета.
- 60. Толкование Конституции Российской Федерации.
- 61. Уполномоченный по правам человека: порядок назначения, правовой статус, формы деятельности.
- 62. Федеральные законы и федеральные конституционные законы как источники конституционного права.
- 63. Формы непосредственной демократии в Российской Федерации.
- 64. Экономические, социальные и культурные права граждан рф.
- 65.Этапы развития Конституции Российской Федерации.
- 66. Юридические свойства Конституции Российской Федерации.
- 7. Легитимность