logo
КП ОТВЕТЫ=))

62. Федеральные законы и федеральные конституционные законы как источники конституционного права.

В заключенном 31 марта 1992 года Федеративном договоре впервые был закреплен термин «федеральный закон», который впоследствии нашел свое отражение в тексте Конституции 1978 года (в ред. 1992 г.), где он употреблялся в нескольких значениях. Однако нормативных правовых актов с наименованием «федеральный закон» не было издано вплоть до принятия КРФ 1993 года.

В первые годы после принятия КРФ 1993 года принцип верховенства федерального закона как источника конституционного права России неоднократно нарушался. В настоящее время продолжается процесс становления конституционного законодательства. Вместе с тем остается ряд нерешенных вопросов, связанных с проблемой определения критериев общественных отношений, которые могут быть урегулированы на уровне федерального закона, с надлежащим раскрытием положений КРФ посредством федеральных законов, обеспечением принципа верховенства федерального закона и установлением соответствующего места федерального закона в системе источников конституционного права России.

Понятие «федеральный закон» в узком значении- один из видов законов, принимаемых на федеральном уровне. При этом вместо понятия «федеральный закон» в широком смысле в теории конституционного права предлагается использовать термин «общефедеральные законы», в число которых будут входить Конституция Российской Федерации, законы о поправках к ней, федеральные конституционные законы и федеральные законы. Только в этом случае к толкованию термина «федеральный закон» может быть применен единый подход.

В правовой системе РФ выделяются следующие виды законов:

Также среди действующих федеральных законов как источников конституционного права России предлагается выделить следующие виды:

Признаки федерального закона как источника конституционного права:

Общественные отношения, входящие в предмет правового регулирования федерального закона как источника конституционного права России обусловлены предметом конституционного права и составляют две группы:

  1. общественные отношения, регулирующие только сферу конституционного права (отношения, связанные с обеспечением основных прав и свобод человека и гражданина, с организацией системы органов государственной власти и местного самоуправления, с проведением выборов и референдумов, а также отношения, направленные на регулирование территориального устройства государства);

2) общественные отношения, составляющие сферу регулирования конституционного права и других отраслей права. В связи с чем выделяются федеральные законы как источники конституционного права России, которые содержат преимущественно нормы конституционного права, а также федеральные законы, которые содержат нормы как конституционного права, так и других отраслей права.

Федеральные конституционные законы в отличие от федеральных законов могут быть приняты только по определенным наиболее важным вопросам, которые указаны в КРФ. Некоторые ученые полагают, что по иным наиболее важным конституционным вопросам, не указанным в тексте КРФ как вопросы регулирования ФКЗ, Федеральное Собрание Российской Федерации должно принимать федеральные законы. Однако другие полагают, что перечень федеральных конституционных законов, содержащийся в статьях Конституции, не является исчерпывающим, ибо немалая часть конституционных отношений, требующих более высокого уровня правового регулирования, чем обычными федеральными законами, остается за пределами вошедших в этот перечень федеральных конституционных законов. Кроме того, в будущем может возникнуть проблема актуализации Конституции. Ее стабильности в этом случае будет способствовать именно использование института федеральных конституционных законов.

Федеральные конституционные законы продолжают и развивают Конституцию, персонифицируют субъектов властвования, учреждают государственные органы и определяют их компетенцию и порядок деятельности, определяют пределы государственной власти и гарантии единства и целостности государства, стабильности ее субъектного состава.

Федеральные конституционные законы характеризуются следующим рядом признаков, отличающим их от обычных федеральных законов:

Виды ФЗ как источников конституционного права могут быть выделены, исходя из присущих им признаков.

Определяются следующие основания классификации федеральных законов:

К федеральным законам как источникам конституционного права России могут быть применены и другие классификации, характерные для любых иных законов (например, по сроку действия во времени, в зависимости от круга лиц, в зависимости от целевого назначения и другие); (по формально-содержательному критерию), которая учитывает принцип федерализма, позволяет избежать коллизионности законодательных положений, выдержать строгую иерархию актов в системе законодательства, учитывая предмет и объем правового регулирования.

Использование кодексов в качестве разновидности федеральных законов как источников конституционно права является нетипичным в РФ в отличие от ряда зарубежных государств и пока что отсутствует.

Особое значение федерального закона как источника конституционного права России заключается в его непосредственной направленности на реализацию положений КРФ. Принятие федерального закона может быть обусловлено указанием на это в тексте КРФ Федерации или необходимостью конкретизации положений КРФ.

Федеральные законы как источники конституционного права России выступают также правовым средством развития положений КРФ, отражая в своем содержании определенный смысл конституционных положений, учитывая, в том числе, политическую ситуацию в стране. Таким образом, не внося поправок в КРФ, посредством изменения содержания федеральных законов, может меняться и характер отношений, входящих в предмет конституционного права России.

Подчеркивается, что в случае возникновения коллизий приоритет перед положениями федеральных законов будет иметь надлежащим образом ратифицированный и опубликованный международный договор Российской Федерации. Для предотвращения противоречий между ратифицированными международными договорами Российской Федерации и федеральными законами целесообразно публиковать текст международного договора Российской Федерации одновременно с публикацией федерального закона о его ратификации.

Федеральные законы как источники конституционного права России, принятые в сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, являются приоритетной формой правового регулирования разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерацией и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, обладающие юридической силой федерального закона, являются исключением из общего правила правового регулирования разграничения полномочий по предметам совместного ведения.

Одной из проблем является регулирование на уровне указов Президента и постановлений Правительства общественных отношений, которые, исходя из их особой значимости, должны быть закреплены на уровне федерального закона как источника конституционного права. Особое внимание обращается на то, что основной формой правового регулирования общественных отношений, связанных с реализацией конституционных прав и свобод человека и гражданина, должны быть федеральные законы, а не указы Президента или постановления Правительства, как это иногда происходит на практике. Такой вывод следует исходя из смысла положений Конституции Российской Федерации, а также из особой значимости указанных отношений.

ПРОБЛЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОСИИ, СВЯЗАННЫЕ С ФЗ:

Отмечается, что важной проблемой является своевременное принятие постановлений Правительства, направленных на обеспечение исполнения федеральных законов. Кроме того, следует исключить случаи передачи Правительством своих полномочий на уровень федеральных органов исполнительной власти, если их осуществление в соответствии с федеральным законом возложено непосредственно на само Правительство Российской Федерации

Одной из проблем является необходимость унификации на уровне будущего федерального закона о нормативных правовых актах основных правовых определений, которые по-разному трактуются в аналогичных законах субъектов Российской Федерации. Еще одной проблемой является несоответствие законов субъектов Российской Федерации смыслу положений некоторых федеральных законов как источников конституционного права (в качестве примера - соотношение Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и законов субъектов Российской Федерации в сфере проведения публичных мероприятий). Указанное явление обусловливается тем, что отсутствует единство в механизме приведения законов субъектов Российской Федерации в соответствие с федеральными законами, что требует соответствующего законодательного регулирования. Зачастую, сама редакция федеральных законов и наличие в них противоречивых положений не способствует эффективному приведению в соответствие с ними законов субъектов Российской Федерации. Кроме того, определенное влияние на указанное обстоятельство оказывает фактор нестабильности федерального законодательства. В связи с этим следует более тщательно и продуманно подходить к разработке проектов федеральных законов.

Необходимо, чтобы в законах субъектов Российской Федерации не уменьшался объем гарантий прав и свобод, закрепляемых на уровне федеральных законов, что не всегда соблюдается на практике.

В современных условиях наблюдается определенная тенденция регулирования федеральными законами как источниками конституционного права России некоторых вопросов, относящихся к ведению субъектов Российской Федерации. При этом зачастую у субъектов Российской Федерации не остается простора для своего собственного правового регулирования. Использование основ законодательства по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в качестве разновидности федерального закона как источника конституционного права России будет способствовать более эффективному правовому регулированию в сфере совместного ведения.

Процессы централизации в конституционном праве не всегда имеют отрицательное значение и направлены на ограничение собственной сферы правового регулирования субъектов Российской Федерации. В ряде случаев целесообразно на уровне федерального закона как источника конституционного права России закреплять общественные отношения, которые в современных условиях регулируются законами субъектов Российской Федерации. Так, представляется справедливым предложение обеспечить непосредственно на уровне Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» единый подход к определению квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы в Российской Федерации.