8) Конституционное .Закрепление принципа многопартийности и его реализация.
Демократия в Российской Федерации осуществляется на основе принципа политического многообразия.
Принцип политического многообразия (плюрализма) означает создание возможностей оказывать влияние на политический процесс всем социально-политическим или иным организациям, деятельность которых имеет политический аспект и находится в рамках Конституции.
Политический плюрализм способствует повышению эффективности народовластия, вовлечению в политическую деятельность широких слоев населения, легализует конституционную политическую оппозицию, создает условия для преодоления апатии народа и отчуждения его от власти, порожденных годами тоталитаризма.
Предварительным условием признания принципа политического плюрализма в нашем обществе стала ликвидация монополии КПСС на политическую власть. Ликвидация этой монополии открыла дорогу не только к признанию принципа политического плюрализма, но и к его реализации прежде всего путем постепенного создания в Российской Федерации многопартийной системы.
Становление принципа политического плюрализма, способствующее демократизации общества, не имеет ничего общего с попытками ввести "многовластие", нарушить стабильность в обществе или навязать ему эгоистические цели отдельных социальных групп, вызвать распад социального управления и анархию.
Преимущества принципа политического плюрализма могут быть в полной мере раскрыты только в рамках конституционности. То есть для реализации принципа политического плюрализма необходимо, чтобы все социально-политические структуры, способные в полной мере гарантировать право граждан на объединение в общественные организации и защитить конституционные устои нашего общества посредством исключения в судебном порядке из общественной жизни политических организаций, угрожающих этим устоям, функционировали на четкой правовой, прежде всего конституционной, основе.
В Российской Федерации, указывается в Конституции РФ (ст. 13), признаются политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Политический плюрализм - это свобода политических мнений и политических действий, что проявляется в деятельности независимых объединений граждан. Вот почему надежная конституционно-правовая защита политического плюрализма - предпосылка не только реализации принципа народовластия, но и функционирования правового государства.
Для реализации принципа политического плюрализма важно определение правового статуса политических партий, других общественных объединений и массовых движений, участвующих в политическом процессе и составляющих институционную основу политического плюрализма. Они должны иметь в этом процессе все необходимые права, соответствующие юридически закрепленным обязанностям государства и его органов.
Одно из наиболее важных мест в институционной основе политического плюрализма занимают политические партии, выражающие политическую волю своих членов и содействующие выражению политической воли гражданского общества. Партии являются важнейшим элементом политической системы любого демократического государства. Без них сегодня практически невозможно само осуществление государственной власти. В Российской Федерации общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение в политические партии и особенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий, регулируются Федеральным законом от 11 июля 2001 г. "О политических партиях"
Согласно этому закону (ст. 3) политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Партийные системы современных демократических стран весьма разнообразны, что объясняется социальными, национальными, историческими, религиозными и иными особенностями, свойственными каждому государству.
Необходимость многопартийности в демократических странах и ее специфические черты обусловлены прежде всего тем, что социальной основой многопартийности является само общество, состоящее из различных социальных слоев и групп с противоречивыми интересами. И чем сложнее социальная структура общества, тем больше причин для образования различных политических партий. Кроме того, многопартийность в демократическом обществе обусловлена наличием в нем конкурирующих группировок, которые борются между собой за влияние в парламентских и других выборных органах, за то, чтобы провести своих сторонников на выборные должности.
Политические партии имеют программные документы, публикуемые для всеобщего сведения. Политические партии вправе выдвигать кандидатов в депутаты, вести предвыборную агитацию, пользоваться государственными средствами массовой информации.
В представительных органах государственной власти и местного самоуправления разрешается создание организационных структур (фракций) политических партий. В других государственных органах и органах местного самоуправления, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации создание организационных структур политических партий не допускается.
Политический плюрализм - это не только возможность состоять в любой действующей в рамках Конституции РФ партии, но и не состоять ни в какой партии, быть беспартийным. Такая возможность гарантирует равные права гражданам на участие в политическом процессе, независимо от их партийной принадлежности.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1.Высшая юридическая сила и прямое действие Конституции рф.
- 2. Гарантии равенства парламентских партий при освещении их деятельности в средствах массовой информации.
- 3. Гарантии равенства прав и свобод человека и гражданина.
- 4. Государственная поддержка политических партий.
- 5. Государственное регулирование миграционных процессов. Миграционный учет иностранных граждан, лиц без гражданства в рф.
- 6. Гражданство детей при изменении гражданства родителей.
- 7. Источники конституционного права рф.
- 8) Конституционное .Закрепление принципа многопартийности и его реализация.
- 9. Конституционное закрепление принципов экономической системы и форм собственности в рф
- 10. Конституционно-правовая ответственность
- Субъекты конституционно-правовой ответственности:
- 11. Конституционно-правовые нормы
- 12. Конституционно-правовые отношения
- Народ рф и образующие его нации и народности России, жители субъектов( ст. 68)
- Граждане рф, их группы и собрания лиц без гражданства и иностранцы)
- Органы местного самоуправления
- По способу индивидуализации субъектов
- В зависимости от функций норм, на основе которых возникают конституционно-правовые отношения:
- 13. Международные договоры рф, договоры между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов рф как источники конституционного права.
- 14. Место конституционного права в системе права рф.
- 15. Обеспечение верховенства Конституции рф и федерального законодательства.
- 16. Обеспечение доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
- 5. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на:
- 17. Общественная палата рф: порядок формирования и задачи.
- 3. Отзыв члена Общественной палаты не допускается.
- 18. Ограничения прав и свобод человека и гражданина в условиях режима чрезвычайного положения.
- 19. Определение результатов референдума Российской Федерации. Вступление в силу и юридическая сила решения, принятого на референдуме Российской Федерации.
- 20. Основания правомерного ограничения прав и свобод.
- 21. Основания, условия и порядок приобретения гражданства Российской Федерации.
- 2 Порядка:
- 22. Основные обязанности граждан Российской Федерации
- 23. Основы конституционного строя рф как государственно-правовой институт. Основы конст.Строя как гос-прав.Институт.
- 24. Особенности порядка изменения ст. 65 Конституции рф.
- 25. Охрана неприкосновенности жилища. Проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан.
- 26. Пересмотр Конституции Российской Федерации: понятие, процедура.
- 27. Политические права и свободы граждан Российской Федерации.
- 28. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации.
- Глава VI. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации
- 29. Понятие и предмет конституционного права как отрасли права.
- 30. Понятие и принципы гражданства рф.
- 31. Понятие и сущность конституции.
- 32. Понятие основных (конституционных) прав и свобод человека и гражданина.
- 33. Порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию.
- 34. Порядок назначения референдума рф. Вопросы референдума рф.
- 35. Порядок принятия и вступления в силу поправок к Конституции рф.
- 36. Порядок создания, реорганизации и ликвидации общественных объединений.
- Глава II. Создание общественных объединений, их реорганизация и (или) ликвидация.
- 37. Право граждан на объединение. Организационно-правовые формы общественных объединений.
- 38. Право граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
- 1. Каждый, кто законно находится на территории рф, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
- 2. Каждый может свободно выезжать за пределы рф. Гражданин рф имеет право беспрепятственно возвращаться в рф.
- 39. Право граждан Российской Федерации на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления. Порядок рассмотрения обращений
- 40. Право на жизнь: содержание и гарантии. Мораторий на применение смертной казни.
- 1. Каждый имеет право на жизнь.
- 41. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
- 42. Право на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека
- 43. Право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию. Гарантии свободы массовой информации. Свобода массовой информации и гарантии ее реализации в рф.
- 44. Правовая охрана Конституции Российской Федерации.
- 1. В конституционной практике рф сложились следующие правовые формы (способы) охраны Конституции:
- 45.Правовая регламентация порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирований
- 2) Добровольность участия в публичном мероприятии.
- 46. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
- 47. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации.
- 48. Правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности.
- 49. Прекращения гражданства. Фз "о гражданстве рф" от 2002 г.
- 50. Принципы правового статуса личности
- 8) Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью.
- 9) Единство прав и обязанностей
- 51. Развитие законодательства о гражданстве в Российской Федерации.
- 54. Свобода совести. Правовые основы организации религиозных объединений.
- 55. Система гарантий прав и свобод человека и гражданина.
- 56. Система конституционного права как отрасли и как науки.
- 57. Создание, реорганизация и ликвидация политических партий в Российской Федерации.
- 58. Структура Конституции Российской Федерации.
- 59. Суверенитет Российской Федерации. Охрана государственного суверенитета.
- 60. Толкование Конституции Российской Федерации.
- 61. Уполномоченный по правам человека: порядок назначения, правовой статус, формы деятельности.
- 62. Федеральные законы и федеральные конституционные законы как источники конституционного права.
- 63. Формы непосредственной демократии в Российской Федерации.
- 64. Экономические, социальные и культурные права граждан рф.
- 65.Этапы развития Конституции Российской Федерации.
- 66. Юридические свойства Конституции Российской Федерации.
- 7. Легитимность