logo search
Глава 2 АВТОРСКОЕ ПРАВО

Согласованные комплексные меры по борьбе с нарушениями авторских и смежных прав

Функции защиты объектов интеллектуальной собст венности, предупреждения и пресечения нарушений ав торских и смежных прав возложены на ряд правоохрани тельных и контролирующих органов в соответствии с их компетенцией, в том числе на органы и подразделения Министерства внутренних дел, Государственного тамо женного комитета, Федеральной службы налоговой поли ции, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Антимонопольного комитета и др.

Реализуя свои полномочия в указанной сфере, они обеспечивают и комплексные меры, направленные на со гласованность действий различных ведомств, обмен ин формацией и накопленным опытом. Это нашло отраже ние, в частности, в совместном письме МВД РФ, ГТК РФ, ФСНП РФ от 11. 06. 96 г. «О мерах по обеспечению сохранности объектов интеллектуальной собственности», в котором предложена методика действий по выявлению и пресечению правонарушений, связанных с авторскими и смежными правами, четко определены конкретные за дачи каждой службы, а также меры по совершенствова нию взаимодействия.

Каковы возможности налоговой полиции, налоговой службы и органов Антимонопольного комитета в выявлении и пресечении правонарушений

в сфере авторских и смежных прав?

Органы налоговой полиции и налоговой службы имеют широкие возможности и полномочия по защите объектов интеллектуальной собственности в части выяв ления организаций, предприятий и отдельных лиц, изго тавливающих или реализующих контрафактные экземпля ры объектов авторского и смежных прав и, естественно, скрывающих при этом полученные незаконным путем до ходы от налогообложения. Для этого они наделены соот ветствующими полномочиями. В частности, в соответст вии со ст. 11 Закона РФ «О федеральных органах нало говой полиции» от 24. 06. 93 г., органам налоговой поли ции для выполнения возложенных на них задач предо ставлено право:

— беспрепятственно входить в любые производствен ные, складские, торговые и иные помещения независимо от форм собственности и места их нахождения, исполь зуемые налогоплательщиками для извлечения доходов, и обследовать их;

— составлять протоколы об административных право нарушениях в пределах их компетенции, осуществлять ад министративное задержание и др.

В защите объектов интеллектуальной собственности указанные органы могут эффективно использовать дейст вующее законодательство о налоговых правонарушениях и преступлениях, в частности ст. 156-1 КоАП РСФСР «Ук лонение от подачи декларации о доходах». Она определяет ответственность за уклонение от подачи декларации о до ходах от занятия кустарно-ремесленным промыслом, дру гой индивидуальной трудовой деятельностью, либо об иных доходах, облагаемых подоходным налогом, либо не своевременную подачу декларации или включение в нее заведомо искаженных данных.

Очевидно, что юридические и физические лица, зани мающиеся производством и реализацией контрафактной продукции, не могут официально заявить о своей деятель ности, следовательно, могут укрывать объемы работ и до ходы от них. Нередко предприятия, производя и реализуя продукцию в соответствии с нормами авторского права и смежных прав, параллельно производят и реализуют контрафактную, или производят и реализуют легальных изделий больше, чем заказывали правообладатели, и именно эта часть продукции не указывается в отчетах, а в налоговые органы представляются заведомо искаженные данные.

В защите объектов интеллектуальной собственности от пиратства активную роль занимают и органы Антимоно польного комитета, которые в этой деятельности опира ются на положения Закона РФ «О конкуренции и огра ничении монополистической деятельности на товарных рынках» (в редакции от 25. 05. 95 г. № 83-ФЗ). Статья 10 этого закона запрещает недобросовестную конкуренцию (любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствую щих субъектов, которые противоречат положениям дейст вующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справед ливости и могут причинить или причинили убытки дру гим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации) и определяет некоторые ее формы, в том числе:

— введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товаров;

— продажа товаров с незаконным использованием ре зультатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, ин дивидуализации продукции, выполнения работ, услуг.

Таким образом, законодательно определена функция защиты интеллектуальной собственности путем пресече ния недобросовестной конкуренции.

Для выполнения этой функции антимонопольные ор ганы имеют право давать обязательные для исполнения предписания в пределах своей компетенции, принимать решения о наложении штрафов за невыполнение предпи саний, ставить вопрос об административной и уголовной ответственности. В целях полноты проверки обоснован ности решений ГАК РФ своим письмом № НФ/ 3792 от 04. 09. 97 г. информировал свои территориальные органы, что «при необходимости проведения литературоведческой экспертизы произведений ГАК России рекомендует обра щаться в Институт языкознания. Российской Академии наук, а также к специалистам филологических факульте тов университетов».