logo
Глава 2 АВТОРСКОЕ ПРАВО

Какие права у изготовителя аудиовизуального произведения?

Изготовителем аудиовизуального произведения при знается физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность (в том числе и фи нансовые обязательства) за изготовление такого произве дения. В ряде стран изготовителем или его полномочным представителем является продюсер (англ, producer — про изводить, создавать) — владелец или глава (или их дове ренное лицо) фирмы, компании, организующий постанов ку аудиовизуального произведения (выполняя функции директора-распорядителя) и осуществляющий финансо вый контроль над ней; часто продюсер является и режис сером-постановщиком.

Отношения изготовителя аудиовизуального произведе ния с его авторами (режиссер-постановщик, автор сцена рия, композитор) и иными членами творческого коллек тива, как правило, основаны на договорах (трудовых, авторских и др.).

Заключение договора на создание аудиовизуального произведения влечет за собой передачу авторами этого произведения изготовителю аудиовизуального произведе ния исключительных прав на воспроизведение, распро странение, публичное исполнение, сообщение по кабелю для всеобщего сведения, передачу в эфир или любое дру гое публичное сообщение аудиовизуального произведе ния, а также на субтитрирование и дублирование текста аудиовизуального произведения, если иное не предусмот рено в договоре.

Исключительные права производителя на использова ние произведения сохраняются на все время действия ав торского права, если иное не предусмотрено авторским договором.

Изготовитель аудиовизуального произведения вправе при любом использовании этого произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указа ния.

В чем заключается авторское право на произведение,

созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания?

В России, в отличие от законодательства многих стран, авторское право на произведение, созданное в по рядке выполнения служебных обязанностей или служеб ного задания работодателя (служебное произведение), принадлежит непосредственному автору служебного про изведения. В частности, автор пользуется правом на имя, правом на защиту репутации и т. д. Работодатель не может без согласия автора вносить изменения в произве дение, обнародовать его.

Вместе с тем исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное. В связи с этим автор не может без согласия рабо тодателя передать созданное им произведение для исполь зования другим лицам. В то же время работодатель вправе использовать это произведение как в своих целях, так и давать разрешение на его использование иным лицам. Он также имеет право на титульном листе или в выходных данных указывать наименование и символ организации, в которой создано произведение.

Наряду с этим в договор с автором могут быть внесе ны и некоторые ограничения в использовании исключи тельных прав работодателя по данному произведению: сокрашенный срок действия прав на служебное произведе ние, сфера и порядок его использования и др.

Размер авторского вознаграждения, в том числе допол нительного к заработной плате, за каждый вид использо вания служебного произведения и порядок его выплаты устанавливаются договором между автором и работодате лем.

При определении произведения служебным, т. е. со зданным в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания, следует учитывать следующие обстоятельства:

— произведение может считаться созданным в поряд ке выполнения служебного задания только в случае, когда содержанием задания является именно создание произве дения. Если ставилась иная задача, то произведение не может считаться служебным;

— сам по себе факт использования автором для со здания произведения материалов организации, с которой он находится в трудовых отношениях, не может служить основанием для вывода, что выполненная работа является плановой, и для признания произведения служебным;

— если создание произведения сотрудником творчес кой организации не связано непосредственно с его функ циональными обязанностями по службе, оно не может быть признано служебным.

Распространяются ли авторские права на созданные

в порядке выполнения служебных обязанностей

периодические сборники научных трудов, энциклопедии,

журналы и иные периодические издания?

На созданные в порядке выполнения служебных обя занностей или служебных заданий работодателя энциклопедии, энциклопедические словари, периодические и про должающиеся сборники научных трудов, газеты, журналы и другие периодические издания правовой статус служебных произведений не распространяется (п. 4 ст. 14 Закона об авторском праве). Это обусловлено тем, что относительно указанных произведений издателю принадлежат исключительные права на использование таких изданий в целом.

Авторские права распространяются лишь на отдельные произведения, включенные в энциклопедию, периодичес кое издание.

С учетом этого лицо, осуществляющее по трудовому договору с работодателем функции по подго товке периодических изданий, не имеет правовых основа ний требовать для себя авторского права на указанное издание в целом. Ему могут принадлежать авторские права на созданные им произведения, опубликованные в подготовленном им же периодическом издании.

Объем авторских прав

Исключительность авторских прав

В связи с созданием как обнародованного, так и не обнародованного творческого произведения автор (имеют ся в виду не только авторы оригиналов произведений, но и производных и составных произведений) приобретает определенные личные права неимущественного и имуще ственного характера. Международным и российским зако нодательством указанные права признаются исключитель ными, поскольку только у автора или его правопреемника имеются особые полномочия по использованию произве дения.

Каковы личные неимущественные права автора?

В соответствии со ст. 15 Закона об авторском праве автору в отношении его произведения принадлежат следующие основные личные неимущественные права:

право авторстваправо признаваться автором произведения. Право авторства может принадлежать толь ко действительному создателю произведения и не может передаваться ни по каким основаниям, в том числе и по завещанию. От данного права нельзя и отказаться, поскольку оно возникает у автора в связи с созданием им произведения;

право на имя, т. е. право использовать или разре шать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, т. е. анонимно. Указанное право также является личным пра вом автора, которое не может кому-либо передаваться, но реализуется только при обнародовании произведения. При подготовке произведения в порядке выполнения слу жебного задания наряду с непосредственным автором может быть обозначено и наименование организации, по поручению которой выполнена данная работа;

право на обнародование, т. е. право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме.

Автор имеет право отказаться от ранее принятого ре шения об обнародовании произведения (право на отзыв) при условии возмещения пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду. Если произведение уже было обнародовано, автор обязан публично оповестить о его отзыве. При этом он вправе изъять за свой счет из обращения ранее изготовленные экземпляры произведения. При создании служебных про изведений право на отзыв автором не применяется, но он реализует свое право на обнародование в форме передачи своего произведения работодателю;

право на защиту репутации автора, т. е. право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора.

Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав, сохраняются за ним даже в случае уступки исключительных прав на ис пользование произведения и охраняются бессрочно. Они не могут перейти и не могут быть переданы иным лицам, в том числе по наследству, по авторскому и иному дого вору, поскольку по смыслу норм закона являются неот чуждаемыми.