Как обеспечивается иск по делам о нарушении авторских и смежных прав?
В целях обеспечения иска суд или судья единолично, а также арбитражный суд может вынести определение о запрещении ответчику либо лицу, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно явля ется нарушителем авторских и смежных прав, совершать определенные действия (изготовление, воспроизведение, продажу, сдачу в прокат, импорт или иное использование, а также транспортировку, хранение или владение с целью выпуска в гражданской оборот экземпляров произведений и фонограмм, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными).
Суд или судья единолично, а также арбитражный суд может- вынести определение о наложении ареста и изъятии всех экземпляров произведений и фонограмм, в от ношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также материалов и оборудования, предназначенных для их изготовления и воспроизведения. При наличии достаточных данных о нарушении автор ских или смежных прав орган дознания, следователь, суд или судья единолично обязаны принять меры для розыска и наложения ареста на экземпляры произведений и фо нограмм, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также на материалы и обо рудование, предназначенные для их изготовления и вос произведения указанных экземпляров произведений или фонограмм, включая в необходимых случаях меры по их изъятию и передаче на ответственное хранение.
Как решается вопрос о контрафактных экземплярах произведения или фонограммы?
Контрафактные экземпляры произведений или фоно грамм подлежат обязательной конфискации по решению суда или судьи единолично, а также по решению арбит ражного суда.
Конфискованные контрафактные экземпляры произ ведений или фонограмм подлежат уничтожению, за ис-ключением случаев передачи обладателю авторских или смежных прав по его просьбе.
Суд или судья единолично, а также арбитражный суд могут вынести решение о конфискации материалов и обо-рудования, используемых для изготовления и воспроиз водства контрафактных экземпляров произведений или фонограмм.
В течение какого срока можно обратиться с иском о защите нарушенных авторских и смежных прав?
В гражданском праве имеется понятие «исковая дав ность», под которой признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности в соответствии со ст. 196 ГК РФ установ лен в 3 года. Сроки исковой давности и порядок их ис числения не могут быть изменены соглашением сторон.
Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
Но следует учитывать, что требование о защите нару шенного права принимается к рассмотрению судом неза висимо от истечения срока исковой давности.
В исключительных случаях, когда суд признает уважи тельной причину пропуска срока исковой давности, нару шенное право подлежит защите (ст. 205 ГК РФ). Под уважительной причиной в этом случае понимаются преж де всего обстоятельства, связанные с личностью истца (тя желая болезнь, беспомощное состояние и т. п.).
На требования о защите личных неимущественных прав автора, в том числе права авторства, права на имя, на неприкосновенность произведения, исковая давность не распространяется.
Обеспечивается ли зашита авторских и смежных прав
при перемещении объектов интеллектуальной
собственности через таможню?
В соответствии с Положением о Государственном та моженном комитете России на таможенные органы воз ложены функции по защите прав на объекты интеллекту альной собственности. В этих целях ГТК России осущест вляет составление и рассылку списков товарных знаков, объектов авторского права и смежных прав, охраняемых на территории Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством (далее — списки), с целью выявления таможенными органами в ходе осущест вления таможенного контроля за перемещением товаров нарушений действующего законодательства по охране ин теллектуальной собственности. Указанные списки ГТК России формирует на основании обращений правообладателей, при подтверждении принадлежности им соответст вующих объектов авторского права, смежных прав или товарных знаков.
Перемещаемые для коммерческих целей товары, яв ляющиеся объектами интеллектуальной собственности (товары, маркированные товарными знаками, наклейки, этикетки, ярлыки, информационные вкладыши, печатные издания, магнитные, оптические и механические носители информации (аудио- и видеокассеты, компакт-диски, пластинки и т. д.), ГТК обязал проверять при осущест влении таможенного контроля по признакам каждого из объектов, приведенных в рассылаемых списках (Письмо ГТК РФ от 28. 10. 97 г. № 01-15/20508 «О мерах по за щите прав на интеллектуальную собственность»).
При обнаружении нарушений исключительных прав владельцев интеллектуальной собственности (выявленных по соответствию ввозимых товаров или их маркировки признакам какого-либо из объектов, включенных в спис ки) таможенные органы осуществляют необходимые ме роприятия, вплоть до направления материалов в органы прокуратуры.
Таможенные органы в обеспечение охраны объектов интеллектуальной собственности обязаны в полной мере использовать действующее таможенное, административное и уголовное законодательство. Согласно ст. 16, 36 и 48 Закона об авторском праве, импортировать экземпляры произведений и фонограмм в целях распространения (т. е. продажи, сдачи в прокат и т. д.) можно только с разре шения правообладателей.
В связи с этим возможно применение ряда положений Таможенного кодекса Российской Федерации, определя ющих эти действия как нарушения таможенных правил, если через границу перемещается большое количество, на пример, контрафактных компакт-дисков. Среди таких на рушений: перемещение товаров через таможенную грани цу Российской Федерации под видом товаров не для ком мерческих целей (ст. 275 ТК РФ); перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Рос сийской Федерации помимо таможенного контроля (ст. 276 ТК РФ); сокрытие от таможенного контроля то варов, перемещаемых через таможенную границу Россий ской Федерации (ст. 277 ТК РФ); перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Рос сийской Федерации с обманным использованием докумен тов или средств идентификации (ст. 278 ТК РФ) и др.
В каких случаях охраняются
авторские и смежные права российских авторов,
производителей фонограмм за рубежом?
Российский автор, производитель фонограмм может получить охрану своего произведения на территории другого государства в тех случаях, когда между Россией и данной страной имеется двусторонний договор о взаимном признании и защите авторских прав или оба государства являются участниками многосторонней конвенции, соглашения в этой сфере.
В том случае, когда произведение российского ав тора используется на территории страны, с которой Россию не связывают указанные выше виды договоров и соглашений, защита авторских прав может быть осу ществлена при наличии и в объеме авторского дого вора. Но ответственность по нему несут лишь его стороны, другие лица, использующие произведение, не несут обязательств.
С учетом указанных обстоятельств Российская Фе дерация (вслед за СССР) расширяет круг стран, с которыми заключены многосторонние или двусторон ние соглашения и договоры о взаимном признании и охране авторских прав.
В частности, Российская Федерация является пра вопреемником по всем заключенным СССР междуна родным договорам в области авторского права, в том числе о присоединении с 27. 05. 73 г. к Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве 1952 г., о вступлении с 1968 г. в члены Всемирной организации интеллектуальной собственности, об участии в Кон венции 1974 г. о распространении несущих программы
сигналов, передаваемых через спутники (Конвенция ра тифицирована ПВС СССР 12. 08. 88 г. и действует на территории СССР, а сейчас России, с 13. 11. 88 г.), и др.
С марта 1995 г. Россия является участницей:
— Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (в редакции 1971 г.), участниками которой на 1997 г. являлись около 120 стран мира;
— Всемирной конвенции об авторском праве (в редакции 1971 г.);
— Конвенции 1971 г. об охране интересов произ водителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм, участниками которой являются 53 го сударства.
- Глава 2
- Что входит в систему источников российского законодательства об авторском праве?
- Какова сфера действия авторского права в России?
- В каком объеме охраняются авторские права по международным соглашениям?
- Имеют ли международные договоры приоритеты в сфере признания и охраны авторских прав?
- Какое значение имеют решения Судебной палаты по информационным спорам при Президенте Российской Федерации в сфере авторских прав?
- На какие объекты распространяются положения авторского права?
- Что понимается в авторском праве под литературным произведением?
- Являются ли произведения архитектуры объектами авторского права?
- Относятся ли к объектам авторского права переводы, сборники?
- Что следует понимать под программой эвм, охраняемой авторским правом?
- Что понимается под базой данных в авторском праве?
- Каков порядок регистрации программы для эвм и базы данных?
- В каких случаях проводится государственная регистрация баз данных?
- Обязательно ли произведение должно быть опубликовано, чтобы на него распространялись авторские права?
- Что следует понимать под обнародованием произведения?
- Существует ли авторское право на часть произведения?
- Какие произведения не являются объектами авторского права?
- Кто является носителем авторских прав?
- Может ли быть признано автором несовершеннолетнее или недееспособное лицо?
- В чем заключаются авторские права составителей сборников, антологий?
- Какие права принадлежат издателям журналов, газет, периодических сборников научных трудов?
- Признается ли авторское право переводчика и автора других переработанных произведений?
- Кто признается автором произведения архитектуры?
- Кто является обладателем авторских прав на программу для эвм и базу данных?
- Кому принадлежат авторские права на произведения, созданные с помощью эвм?
- Кто обладает авторскими правами на аудиовизуальные произведения?
- Какие права у изготовителя аудиовизуального произведения?
- В чем заключается право на защиту репутации автора?
- Какие имущественные права имеет автор?
- В каком порядке определяется размер авторского вознаграждения?
- Начисляется ли авторское вознаграждение при бесплатном для зрителя (слушателя) публичном исполнении произведения?
- Учитываются ли при налогообложении произведенные автором расходы на создание своего произведения?
- Какие дополнительные исключительные права имеют авторы архитектурного, дизайнерского проектов?
- Какие дополнительные права имеет автор произведения изобразительного искусства?
- Имеет ли право автор произведения вывезти его за пределы России?
- Могут ли быть ограничены исключительные права автора на использование произведения и на каком правовом основании?
- Возможно ли воспроизведение произведения в личных целях без согласия автора?
- Можно ли использовать произведения путем репродуцирования без согласия автора?
- Разрешается ли без разрешения автора использование произведений, постоянно расположенных в местах, открытых для свободного посещения?
- Каков порядок свободного воспроизведения программ для эвм и баз данных?
- Возможно ли декомпилирование (преобразование) программы для эвм без согласия автора?
- В течение какого периода времени действуют авторские права?
- Каков срок охраны права авторства, права на имя?
- Возможен ли переход авторского права по наследству?
- В каком порядке осуществляется передача имущественных прав автора?
- Какие условия должны лежать в основе авторского договора?
- Как определяется размер вознаграждения в авторском договоре?
- В какой форме может быть заключен авторский договор и каков порядок его заключения?
- Авторское право и смежные права
- В каком порядке передаются имущественные права на программу для эвм или базу данных?
- Существуют ли особенности при заключении договоров на использование программ для эвм и базы данных?
- Особенности авторского договора заказа
- Возможно ли изменение или расторжение авторского договора?
- Предусмотрена ли ответственность по авторскому договору?
- Что является объектом смежных прав?
- Кто относится к субъектам смежных прав?
- Что составляет правовую основу смежных прав?
- Когда возникают смежные права?
- Какова сфера действия смежных прав в части признания прав исполнителя?
- В каких случаях признаются смежные права производителя фонограммы?
- Какие возможны изъятия из исключительных прав исполнителя?
- Имеются ли особенности при заключении исполнителем договора на создание аудиовизуального произведения?
- Какие права у производителя фонограммы?
- Каковы права организации эфирного вещания?
- В чем заключаются исключительные права организации кабельного вещания?
- В каких случаях возможно использование записи краткосрочного пользования исполнения, постановки, передачи без разрешения носителей смежных прав?
- В течение какого срока действуют смежные права?
- Каков порядок передачи полномочий на управление имущественными правами на коллективной основе?
- Каковы основные функции организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе?
- В каком порядке определяется вознаграждение исполнителям за использование исполнения (постановки)?
- Какова система оплаты вознаграждения исполнителям за использование исполнения (постановки)?
- Порядок предоставления лицензий на использование объектов авторского права и смежных прав
- В каких случаях наступает уголовная ответственность за нарушение авторских и смежных прав?
- Каков порядок уголовного преследования зя нарушение авторских и смежных прав?
- Какова административная ответственность при нарушении авторских и смежных прав?
- Авторское право и смежные права
- Что такое коитрафактные экземпляры произведения и фонограммы?
- В какие органы следует обращаться за защитой авторских и смежных прав?
- Что такое пиратство в сфере интеллектуальной собственности?
- Согласованные комплексные меры по борьбе с нарушениями авторских и смежных прав
- Кто может быть ответчиком по иску об авторстве?
- Каким образом и в каком размере возмещаются автору убытки, причиненные в результате неправомерного использования произведения?
- В каких случаях с автора может быть взыскано авторское вознаграждение?
- Кто возмещает судебные издержки по искам, вытекающим из авторских правоотношений?
- Как обеспечивается иск по делам о нарушении авторских и смежных прав?
- Какой объем прав у российских авторов при использовании их произведения за рубежом?
- Имеется ли договор о взаимном признании и охране авторских прав между государствами — членами снг?