logo
Глава 2 АВТОРСКОЕ ПРАВО

Как обеспечивается иск по делам о нарушении авторских и смежных прав?

В целях обеспечения иска суд или судья единолично, а также арбитражный суд может вынести определение о запрещении ответчику либо лицу, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно явля ется нарушителем авторских и смежных прав, совершать определенные действия (изготовление, воспроизведение, продажу, сдачу в прокат, импорт или иное использование, а также транспортировку, хранение или владение с целью выпуска в гражданской оборот экземпляров произведений и фонограмм, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными).

Суд или судья единолично, а также арбитражный суд может- вынести определение о наложении ареста и изъятии всех экземпляров произведений и фонограмм, в от ношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также материалов и оборудования, предназначенных для их изготовления и воспроизведения. При наличии достаточных данных о нарушении автор ских или смежных прав орган дознания, следователь, суд или судья единолично обязаны принять меры для розыска и наложения ареста на экземпляры произведений и фо нограмм, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также на материалы и обо рудование, предназначенные для их изготовления и вос произведения указанных экземпляров произведений или фонограмм, включая в необходимых случаях меры по их изъятию и передаче на ответственное хранение.

Как решается вопрос о контрафактных экземплярах произведения или фонограммы?

Контрафактные экземпляры произведений или фоно грамм подлежат обязательной конфискации по решению суда или судьи единолично, а также по решению арбит ражного суда.

Конфискованные контрафактные экземпляры произ ведений или фонограмм подлежат уничтожению, за ис-ключением случаев передачи обладателю авторских или смежных прав по его просьбе.

Суд или судья единолично, а также арбитражный суд могут вынести решение о конфискации материалов и обо-рудования, используемых для изготовления и воспроиз водства контрафактных экземпляров произведений или фонограмм.

В течение какого срока можно обратиться с иском о защите нарушенных авторских и смежных прав?

В гражданском праве имеется понятие «исковая дав ность», под которой признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности в соответствии со ст. 196 ГК РФ установ лен в 3 года. Сроки исковой давности и порядок их ис числения не могут быть изменены соглашением сторон.

Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения.

Но следует учитывать, что требование о защите нару шенного права принимается к рассмотрению судом неза висимо от истечения срока исковой давности.

В исключительных случаях, когда суд признает уважи тельной причину пропуска срока исковой давности, нару шенное право подлежит защите (ст. 205 ГК РФ). Под уважительной причиной в этом случае понимаются преж де всего обстоятельства, связанные с личностью истца (тя желая болезнь, беспомощное состояние и т. п.).

На требования о защите личных неимущественных прав автора, в том числе права авторства, права на имя, на неприкосновенность произведения, исковая давность не распространяется.

Обеспечивается ли зашита авторских и смежных прав

при перемещении объектов интеллектуальной

собственности через таможню?

В соответствии с Положением о Государственном та моженном комитете России на таможенные органы воз ложены функции по защите прав на объекты интеллекту альной собственности. В этих целях ГТК России осущест вляет составление и рассылку списков товарных знаков, объектов авторского права и смежных прав, охраняемых на территории Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством (далее — списки), с целью выявления таможенными органами в ходе осущест вления таможенного контроля за перемещением товаров нарушений действующего законодательства по охране ин теллектуальной собственности. Указанные списки ГТК России формирует на основании обращений правообладателей, при подтверждении принадлежности им соответст вующих объектов авторского права, смежных прав или товарных знаков.

Перемещаемые для коммерческих целей товары, яв ляющиеся объектами интеллектуальной собственности (товары, маркированные товарными знаками, наклейки, этикетки, ярлыки, информационные вкладыши, печатные издания, магнитные, оптические и механические носители информации (аудио- и видеокассеты, компакт-диски, пластинки и т. д.), ГТК обязал проверять при осущест влении таможенного контроля по признакам каждого из объектов, приведенных в рассылаемых списках (Письмо ГТК РФ от 28. 10. 97 г. № 01-15/20508 «О мерах по за щите прав на интеллектуальную собственность»).

При обнаружении нарушений исключительных прав владельцев интеллектуальной собственности (выявленных по соответствию ввозимых товаров или их маркировки признакам какого-либо из объектов, включенных в спис ки) таможенные органы осуществляют необходимые ме роприятия, вплоть до направления материалов в органы прокуратуры.

Таможенные органы в обеспечение охраны объектов интеллектуальной собственности обязаны в полной мере использовать действующее таможенное, административное и уголовное законодательство. Согласно ст. 16, 36 и 48 Закона об авторском праве, импортировать экземпляры произведений и фонограмм в целях распространения (т. е. продажи, сдачи в прокат и т. д.) можно только с разре шения правообладателей.

В связи с этим возможно применение ряда положений Таможенного кодекса Российской Федерации, определя ющих эти действия как нарушения таможенных правил, если через границу перемещается большое количество, на пример, контрафактных компакт-дисков. Среди таких на рушений: перемещение товаров через таможенную грани цу Российской Федерации под видом товаров не для ком мерческих целей (ст. 275 ТК РФ); перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Рос сийской Федерации помимо таможенного контроля (ст. 276 ТК РФ); сокрытие от таможенного контроля то варов, перемещаемых через таможенную границу Россий ской Федерации (ст. 277 ТК РФ); перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Рос сийской Федерации с обманным использованием докумен тов или средств идентификации (ст. 278 ТК РФ) и др.

В каких случаях охраняются

авторские и смежные права российских авторов,

производителей фонограмм за рубежом?

Российский автор, производитель фонограмм может получить охрану своего произведения на территории другого государства в тех случаях, когда между Россией и данной страной имеется двусторонний договор о взаимном признании и защите авторских прав или оба государства являются участниками многосторонней конвенции, соглашения в этой сфере.

В том случае, когда произведение российского ав тора используется на территории страны, с которой Россию не связывают указанные выше виды договоров и соглашений, защита авторских прав может быть осу ществлена при наличии и в объеме авторского дого вора. Но ответственность по нему несут лишь его стороны, другие лица, использующие произведение, не несут обязательств.

С учетом указанных обстоятельств Российская Фе дерация (вслед за СССР) расширяет круг стран, с которыми заключены многосторонние или двусторон ние соглашения и договоры о взаимном признании и охране авторских прав.

В частности, Российская Федерация является пра вопреемником по всем заключенным СССР междуна родным договорам в области авторского права, в том числе о присоединении с 27. 05. 73 г. к Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве 1952 г., о вступлении с 1968 г. в члены Всемирной организации интеллектуальной собственности, об участии в Кон венции 1974 г. о распространении несущих программы

сигналов, передаваемых через спутники (Конвенция ра тифицирована ПВС СССР 12. 08. 88 г. и действует на территории СССР, а сейчас России, с 13. 11. 88 г.), и др.

С марта 1995 г. Россия является участницей:

— Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (в редакции 1971 г.), участниками которой на 1997 г. являлись около 120 стран мира;

— Всемирной конвенции об авторском праве (в редакции 1971 г.); 

— Конвенции 1971 г. об охране интересов произ водителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм, участниками которой являются 53 го сударства.