§1.6. Жилищная политика в России: прошлое и будущее
Современное жилье как элемент материальной культуры прошло длинный исторический путь: от естественных укрытий и пещер - первых пристанищ наших предков - до современных домов-небоскребов, оборудованных сложной инженерной техникой. На разных этапах развития общества по-разному решались вопросы обеспечения граждан жильем.
В дореволюционной России жилищное хозяйство находилось в основном в руках частных предпринимателей и было наиболее отсталым в мире. По низкому уровню благоустройства и уплотненности жилища, по антисанитарии Россия занимала первое место в Европе. По статистике, средняя обеспеченность жилой площадью в городах России в 1913 г. составляла 4,5 кв. м, фактическая же обеспеченность была еще ниже*(30).
Россия была аграрно-индустриальной страной, что и определяло состав ее населения: 82% жителей проживало в сельской местности и, как правило, в собственных избах без элементарных удобств*(31). Накануне Первой мировой войны жилищный фонд городов России составлял 180 млн. кв. м, из которых 80% составляли одноэтажные деревянные и малоразмерные дома, находившиеся в собственности граждан*(32).
В 1917 г. пришедшие к власти большевики немедленно приступили к решению жилищного вопроса в соответствии со своими программными документами, в частности с первой Программой партии 1903 г., в основе которых лежали идеи экспроприации домов буржуазии и переселения в них из трущоб и подвалов рабочих. Эти идеи были развиты В.И. Лениным в дополнении к проекту декрета Петроградского Совета "О реквизиции теплых вещей для солдат на фронте", которое называлось "О реквизиции квартир богатых для облегчения нужды бедных"*(33). В соответствии с ним домовым комитетам вменялось в обязанность взять на учет богатые квартиры, подлежащие реквизиции, а районным Советам рабочих и солдатских депутатов - утверждать списки и порядок занятия квартир беднотой. 20 ноября (3 декабря) 1917 г. В.И. Ленин составил "Тезисы закона о конфискации домов с сдаваемыми внаем квартирами"*(34), которые стали основой "жилищного передела" - выселения буржуазии из ее домов и заселения их семьями рабочих из подвалов, трущоб, казарм. В "Тезисах" предусматривалась также национализация всей городской земли; в них были намечены главные направления жилищной политики Советского государства и заложены принципы управления общественным жилищным фондом.
Изложенные в "Тезисах" идеи нашли дальнейшее отражение в декрете СНК РСФСР от 23 ноября (6 декабря) 1917 г. "Об отмене частной собственности на городские недвижимости" и декрете ВЦИК от 6 (29) декабря 1917 г. "О запрещении сделок с недвижимостью"*(35). На основе этих актов Советы рабочих и солдатских депутатов изымали из частного владения крупные капиталистические дома и строения и передавали их в ведение Советов. Критерием, определявшим право на экспроприацию, был минимум доходности жилых помещений, определяемый в зависимости от местных условий*(36). Право национализации домов предоставлялось местным Советам. Домовладения и другое недвижимое имущество, нажитое своим трудом, экспроприации не подлежали. В дальнейшем декретом от 25 мая 1920 г. "О мерах правильного распределения жилищ среди трудящегося населения" было установлено, что изъятию подлежала вся жилая площадь сверх норм, установленных исполкомами местных Советов, как у граждан, так и у учреждений. Декрет обязывал граждан содержать жилые помещения в надлежащем санитарном состоянии, а контролировали выполнение распоряжений особые отряды при местных Советах. Санитарные инспекции жилищно-земельных отделов местных Советов имели право подвергать наказанию в административном порядке граждан, допускавших антисанитарное состояние жилищ, портивших их, нарушавших правила общежития, а также лишать таких граждан свободы сроком до одного месяца или привлекать к принудительным работам сроком до трех месяцев*(37). Таким образом, в 1917-1921 гг. в стране были проведены крупные мероприятия, позволившие сосредоточить в руках местных Советов в городах около 18% жилых домов.
Однако камнем преткновения стал вопрос о том, как организовать эффективное управление и использование всех богатств общества, в том числе и в сфере жилищно-коммунального хозяйства. На практике испытывали разные механизмы. Например, управлять жилыми домами, принадлежавшими местным Советам, были обязаны домовые комитеты, которые избирались на общих собраниях жильцов. Главным в их деятельности было переселение рабочих из подвалов и трущоб в квартиры буржуазии, перераспределение и уплотнение жилой площади. Постановлением СНК РСФСР от 23 мая 1921 г. "О мерах улучшения жилищных условий трудящегося населения и о мерах борьбы с разрушением жилищ" предусматривалось привлечение проживавших в домах граждан к контролю над работой по управлению домовых комитетов и к повышению ответственности жителей за сохранность домов*(38). 18 июля 1921 г. был подписан декрет об обязательном привлечении средств жильцов для ремонта домов путем внесения денежных средств, личного труда или материалов в размерах, пропорциональных занимаемой площади*(39).
На основании постановления СНК РСФСР от 8 августа 1921 г. "Об управлении домами" руководство муниципализированным жилищным фондом оформляется в единую систему. В соответствии с этим постановлением к управлению муниципализированными домами привлекались трудящиеся, проживавшие в этих домах. Им предоставлялось право избирать на один год заведующих домами*(40).
С 1921 г. в городах создаются жилищные товарищества, которым передавались муниципализированные строения. Они становятся наиболее устойчивой формой управления жилищным хозяйством. В эти годы с помощью государства формируется и жилищная кооперация. С 1924 г. основной формой управления жилищным хозяйством становятся жилищно-арендные кооперативные товарищества - ЖАКТы, призванные восстанавливать хозяйство арендуемых у государства домов, содержать их в надлежащем состоянии и удовлетворять потребности членов товарищества в жилой площади.
Постановлением ЦИК и СНК СССР от 17 октября 1937 г. "О сохранении жилищного фонда и улучшении жилищного хозяйства в городах" управление всем государственным жилищным фондом было возложено на местные Советы и на государственные предприятия и учреждения, которые имели в своем ведении жилые дома*(41). Бурное развитие промышленности, транспорта, строительства, городского хозяйства вело к росту городского населения страны, что, в свою очередь, требовало больших капитальных вложений в государственное и кооперативное жилищное строительство. Уже к 1940 г. весь городской жилищный фонд СССР составлял 421 млн. кв. м общей площади*(42). Однако этого было недостаточно для того, чтобы улучшить жилищные условия граждан.
Великая Отечественная война затормозила развитие городского хозяйства в целом и жилищно-коммунального в частности, невозможно было выделить большие средства из бюджета на строительство и содержание жилищного фонда. Коренной перелом в решении жилищной проблемы произошел в 1960-е гг. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 31 июля 1957 г. "О развитии жилищного строительства в СССР" была поставлена задача в кратчайшие сроки достигнуть значительного прироста жилищного фонда страны*(43).
В третьей Программе партии на ближайшие 10-15 лет ставилась даже такая задача, как обеспечение каждой семьи, в том числе молодоженов, благоустроенной квартирой, отвечающей требованиям гигиены и культурного быта*(44). И хотя эти планы не были полностью выполнены, объемы жилищного строительства в 70-е гг. впечатляют. Жилищный фонд городов и рабочих поселков к 1971 г. по сравнению с дореволюционным периодом увеличился в 8,5 раза. Средняя обеспеченность жителя в этом же году составила 11 кв. м общей площади. По числу построенных квартир на тысячу человек населения Советский Союз занимал одно из первых мест в мире*(45). Тем не менее жилищная проблема оставалась острой.
К началу перестройки в СССР в очереди на получение жилья стояли 14 млн. семей (40 млн. человек). Больше всего нуждающихся в жилье было в РСФСР - более 8 млн. семей. При этом 30 млн. кв. м (17% всего жилищного фонда России) оказались размещенными в ветхих и аварийных строениях, более 14% государственного и муниципального жилищных фондов России нужно было срочно ремонтировать*(46).
С переходом к рыночной экономике основная ставка сделана на то, чтобы потребность в жилье удовлетворялась не за счет общественных фондов потребления, а за счет собственных средств граждан. Государство должно поощрять жилищное строительство и создавать условия для осуществления права граждан на жилище (ст. 40 Конституции России). В то же время провозглашается, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственного, муниципального и других жилищных фондов. Кроме того, поставлена задача - создать рынок жилья, преодолеть отрицательные последствия уравнительного распределения жилья. С этой целью была проведена приватизация жилых помещений, т.е. бесплатная передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах. В настоящее время приватизирована большая часть государственного и муниципального жилья*(47).
В стране реализуется несколько программ жилищного строительства, основной из них является государственная целевая Программа "Жилище" 1993 г., которая предусматривала довести объемы жилищного строительства и ввода жилья в эксплуатацию к 1995 г. до 50-56 млн. кв. м*(48), однако она не была полностью выполнена, срок ее реализации продлен до 2001 г.*(49)
29 марта 1996 г. Президент России издал Указ "О новом этапе реализации государственной целевой Программы "Жилище"*(50), в котором поставлены следующие задачи:
- обеспечить возможность улучшения жилищных условий для семей со скромным и средним достатком путем внедрения в практику долгосрочных жилищных кредитов на приемлемых условиях, предоставления субсидий на строительство и приобретение жилья, оказания помощи в развитии индивидуального жилищного строительства и других мер государственной поддержки граждан, нуждающихся в жилье;
- увеличить объемы и повысить качество жилищного строительства;
- расширить права органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в улучшении жилищных условий граждан, в проведении жилищной реформы.
Разрешение жилищной проблемы в России осложняется необходимостью обеспечить жильем граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Для рационального регулирования потоков граждан, выезжающих из этих мест, 10 июля 1995 г. была принята федеральная Программа "Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"*(51), в которой предусмотрены два этапа решения этой проблемы, а также определены основные источники финансирования жилищного строительства: средства из федерального и муниципального бюджетов, из бюджета субъектов Российской Федерации северных территорий, личные средства северян, льготные кредиты, безвозмездные субсидии и др.
Принятие нового Жилищного кодекса ознаменовало собой новый этап развития жилищных отношений в России. Большинство норм Жилищного кодекса РСФСР 1983 г. уже давно устарело и не соответствовало стихийно развивающимся в русле рыночных преобразований жилищным отношениям. Реальность требовала соответствующего духу времени законодательного закрепления.
После принятия Жилищного кодекса России были признаны утратившими силу некоторые законы и иные нормативные правовые акты. Их списокприводится в конце учебника.
В Послании Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 2004 г. проблема качества и доступности жилья поставлена на первое место среди других социально-экономических задач, затрагивающих, как подчеркнул Президент, "практически каждого гражданина, каждую российскую семью".
В настоящее время приняты четыре составляющих оценки развития станы: реальные доходы граждан, обеспеченность жильем, уровень образования и здравоохранения. Два первых показателя тесно связаны с проблемой доступности жилья.
Проблема повышения обеспеченности граждан жильем делится на две взаимосвязанные задачи:
а) расширить объемы и улучшить качество жилищного строительства, т.е. увеличить предложение на рынке жилья;
б) повысить возможности граждан в приобретении жилья, т.е. увеличить платежеспособный спрос на рынке жилья.
Общий объем жилищного фонда России составляет 2,85 млрд. кв. м (19 млн. жилых строений). Однако из них 62,1% старше 30 лет, 3,1% (88,7 млн. кв. м) - это ветхий и аварийный фонд, в котором проживают более 2,5 млн. человек. Более 15 млн. человек проживают в панельных зданиях, построенных в 50-60 гг., около 40 млн. человек - в неблагоустроенных квартирах. Средняя обеспеченность жильем в России составляет 19,7 кв. м на человека. Это в 2-3 раза меньше, чем в развитых странах (например, Мадрид - 24, Париж, Лондон - 32, Стокгольм - 40 кв. м на человека).
Падение объемов строительства жилья связано с тем, что в условиях перехода к рынку доля капитальных вложений государства в данный сектор экономики сократилась с 85% в конце 80-х годов до 20% в настоящее время. При этом до сих пор не сформированы механизмы, обеспечивающие приток необходимого объема внебюджетных инвестиций. Главная причина - в административных и бюрократических барьерах, препятствующих внедрению рыночных механизмов в инвестиционно-строительную деятельность.
Велика зависимость инвесторов и строителей от местных администраций при выделении земельных участков под застройку. Требуют срочного решения проблемы, связанные с получением исходной разрешительной документации, согласованием и проведением экспертиз градостроительной и проектной документации. Не применяются конкурентные процедуры предоставления участков на торгах. От подачи заявки на предоставление земельного участка для строительства до утверждения акта приемки объекта в эксплуатацию и государственной регистрации права на объект недвижимости проходит от 1,5 до 3,5 лет. В этом процессе может быть задействовано от 25 до 40 различных инстанций, в которых надо получить до 200 подписей. Все это в конечном итоге приводит к удорожанию строительства и повышению цены жилья. В настоящее время наблюдается устойчивый рост цены на жилье на первичном и вторичном рынках (например, только за 2004 г. цены в регионах выросли на 26%, в Москве - на 45%). Средняя цена на первичном рынке в два-три раза превышает себестоимость строительства. Цена на вторичном рынке приближается к цене на первичном рынке, что свидетельствует о дефиците жилья.
Система ипотечного жилищного кредитования разворачивается, ее составной частью являются надежные и прозрачные в финансовом отношении механизмы накопления средств гражданами в целях приобретения жилья. Однако при существующей законодательной базе возникающие во многих регионах России подобные схемы, в том числе схемы долевого участия в строительстве и жилищно-накопительные кооперативы, обладают повышенными рисками для граждан, поскольку отсутствуют механизмы, гарантирующие возвратность вложенных ими средств. Все это привело к тому, что:
- стоят в очереди на улучшение жилищных условий 4,43 млн. семей (8,6%);
- время ожидания в очереди на получение социального жилья малоимущими гражданами составляет 15-20 лет;
- число желающих улучшить жилищные условия - 61% (31,6 млн. семей);
- общая потребность в жилье составляет около 1,57 млрд. кв. м (55% имеющегося фонда);
- за 2003 г. улучшили жилищные условия 230 тыс. семей (0,7% желающих).
Из-за резкой дифференциации населения по уровню доходов разрешение жилищной проблемы для большинства желающих более чем затруднительно. При этом в очереди стоят не только малоимущие, но и те, кто в состоянии самостоятельно, используя кредит или частичную помощь государства, приобрести жилье.
В жилищном законодательстве существуют несомненные пробелы, сдерживающие:
1) спрос на рынке жилья, в том числе:
а) все еще высокие процентные ставки по ипотеке (11-13%);
б) высокие цены на жилье;
в) смешанный состав очереди на получение социального жилья;
г) высокие ограничения в области определения жилищных прав;
2) предложение на рынке жилья, в том числе:
а) большое количество согласований исходной разрешительной документации;
б) отсутствие земельных участков с инфраструктурой и процедур доступа к этим участкам.
По оценкам экспертов, наиболее тяжелая ситуация в этом вопросе сложится в 2007 г., поэтому муниципалитетам необходимо уже сегодня приступать к разрешению жилищной проблемы.
В основной своей части сектор жилищного строительства приватизирован - 90% строительных организаций являются частными компаниями. Требования рынка обусловили переход строительного комплекса на новые, более прогрессивные конструкционные системы, т.е. уменьшение доли крупнопанельного и преобладание кирпичного, каменного, монолитного и сборно-монолитного строительства.
Для существенного увеличения объемов и качества жилищного строительства, формирования рынка доступного жилья необходимо снять организационные, административные и нормативные правовые ограничения.
Новая редакция Градостроительного кодекса наряду с Земельным кодексом и другими федеральными законами должна обеспечить комплексность и взаимосогласованность норм, регулирующих деятельность по территориальному планированию, подготовке и реализации инвестиционных проектов в сфере жилищного и иного строительства, устранить препятствия, стоящие перед инвестированием в недвижимость и жилищное строительство, урегулировать деятельность в этой сфере государства, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц, выработать правила землепользования с целью застройки на территории муниципальных образований.
Более полутора десятков законопроектов направлены на снятие ограничений и развитие системы ипотечного жилищного кредитования и привлечение инвестиций в жилищное строительство, уменьшение транзакционных издержек, в том числе за счет отмены нотариального удостоверения договора ипотеки (сегодня - 1,5% от суммы сделки), на формирование кредитных историй и системы страхования ипотечных кредитных рисков.
Формирование и реализация государственной политики, направленной на решение жилищной проблемы, в настоящее время определяется Федеральной целевой программой "Жилище" на 2002-2010 гг. Программа устанавливает следующие количественные приоритеты:
а) сокращение времени ожидания в очереди на получение социального жилья малоимущими гражданами с 15-20 лет до 5-7 лет;
б) обеспечение такого уровня доступности приобретения жилья, при котором средняя стоимость стандартной квартиры размером 54 кв. м будет равна среднему совокупному денежному доходу семьи из трех человек за три года. В настоящее время Программа включает девять подпрограмм.
1. "Государственные жилищные сертификаты".
2. "Обеспечение жильем граждан Российской Федерации, подлежащих отселению с комплекса "Байконур".
3. "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного фонда".
4. "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации".
5. "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф".
6. "Обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации".
7. "Обеспечение жильем молодых семей".
8. "Обеспечение жильем граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
9. "Мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан".
В 2004 г. закончился первый этап этой Программы, который можно назвать предварительным, когда было разработано большинство подпрограмм, накоплен первый опыт их реализации и координации. Программа финансируется и выполняется с превышением плановых показателей. Однако ясно определились и основные недостатки:
а) дефицит федеральных бюджетных ассигнований на выполнение обязательств государства по обеспечению жильем граждан России;
б) отсутствие концентрации федеральных бюджетных ассигнований на главных направлениях, их распыление по девяти подпрограммам и пяти государственным заказчикам, по всем регионам;
в) отсутствие консолидации бюджетных ассигнований федерального, регионального и муниципального уровней;
г) слабое использование внебюджетных источников финансирования Программы, в том числе личных средств граждан;
д) отсутствие конкретных мероприятий, направленных на увеличение объемов жилищного строительства.
С 2005 г. начался второй, основной, шестилетний этап Программы. С целью повышения ее эффективности необходимо:
а) изменить акцент Программы, подчеркнув направленность на решение проблемы формирования и развития рынка жилья;
б) учесть вопросы, связанные с принятием пакета законопроектов, направленных на развитие рынка доступного жилья, и необходимость разработки и принятия нормативных актов федерального и регионального уровней с целью реализации указанного пакета законопроектов;
в) выделить в Программе два основных блока подпрограмм, направленных на государственное стимулирование:
- спроса на рынке жилья путем адресной целевой поддержки отдельных категорий граждан, перед которыми государство имеет установленные законом обязательства;
- предложения на рынке жилья путем формирования инженерной инфраструктуры, участков для строительства жилья, а также реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства.
Опыт реализации Программы "Жилище" в качестве государственного заказчика-координатора позволяет сделать вывод о том, что наиболее эффективное использование средств федерального бюджета, предназначенных для выполнения установленных законом обязательств государства по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, достигается тогда, когда эти средства направляются в виде адресных целевых субсидий в форме государственных жилищных сертификатов.
Основу второго блока должна составить новая подпрограмма с рабочим названием "Формирование участков под жилищное строительство". В этой подпрограмме и частично в подпрограмме "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного фонда" в соответствии с новым Градостроительным кодексом необходимо разработать и реализовать механизм выделения и инженерного обустройства участков, имеющих комплект исходно-разрешительной документации для строительства жилья, и способы реализации таких участков инвесторам-застройщикам на конкурсной основе. Финансирование работ по формированию участков будет вестись на паритетных началах за счет регионального (муниципального) и федерального бюджетов, федеральные средства предоставляются на возвратной основе (например, беспроцентный кредит). При этом наносится серьезный удар по коррупции и взяткам в строительном процессе*(52).
Ежегодно на реализацию названных подпрограмм необходимо выделять из федерального бюджета не менее 8 млрд. руб., в том числе не менее 5 млрд. руб. по подпрограмме "Формирование инженерной инфраструктуры для строительства жилья". В качестве перспективы представляется возможным использовать на указанные цели займы международных финансовых организаций, в том числе средств Всемирного Банка. Представляется, что строительный комплекс России способен решить задачи, поставленные перед ним в Послании Президента России 2004 г. Сегодня ему для этого нужны земля, инженерная инфраструктура и воля руководителей всех уровней и ветвей власти. Необходимо совершенствовать региональное законодательство и нормативную базу в целом, формировать региональные программы и проекты, генеральные планы и планы застройки в соответствии с принятыми на федеральном уровне решениями.
С 1 января 2006 г. в России стартовал приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", рассчитанный на шесть лет (до 2012 г.). Он включает подготовительный (2005 г.), первый (2006-2007 гг.) и второй этапы (2008-2010 гг.). На первом этапе Президент России определил четыре приоритета:
- увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования;
- повышение доступности жилья;
- увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры;
- выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем установленных категорий граждан.
Каждый из них будет выполняться по-своему. Для реализации первого приоритета предусмотрены государственная поддержка системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов и развитие инфраструктуры рынка ипотечных ценных бумаг. Это позволит увеличить объем ипотечного кредитования и снизить процентную ставку.
В рамках второго приоритета будет оказываться государственная поддержка молодым семьям и молодым сельским специалистам в приобретении или строительстве индивидуального жилья с помощью ипотечных кредитов.
Для реализации третьего приоритета государство будет сокращать административные барьеры, предоставит государственные гарантии по кредитам на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой и будет субсидировать процентную ставку по таким кредитам.
В рамках четвертого приоритета государство интенсифицирует выполнение своих обязательств перед ветеранами и инвалидами, а муниципалитеты увеличат объемы предоставляемого социального жилья. Военнослужащим и некоторым другим категориям граждан будут предоставляться субсидии на приобретение жилья.
- Е.С. Филиппова Жилищное право: Учебник для вузов
- Принятые сокращения
- Глава 1. Жилищное право - подотрасль гражданского права §1.1. Понятие и предмет жилищного права
- §1.2. Метод жилищного права
- §1.3. Основные принципы жилищного права
- §1.4. Источники жилищного права
- §1.5. Место жилищного права в гражданском праве и системе российского права
- §1.6. Жилищная политика в России: прошлое и будущее
- Глава 2. Жилищное законодательство России §2.1. Основные начала жилищного законодательства
- §2.2. Условия для осуществления права на жилище и порядок их обеспечения
- §2.3. Конституционное право граждан на жилище
- §2.4. Неприкосновенность жилища
- §2.5. Действие жилищного законодательства во времени и в пространстве и его применение по аналогии
- §2.6. Жилищное законодательство и нормы международного права
- §2.7. Ответственность в жилищном праве. Защита жилищных прав
- Глава 3. Жилищные правоотношения §3.1. Жилищные правоотношения: понятие, особенности, виды
- §3.2. Объекты жилищных правоотношений
- §3.3. Субъекты жилищных правоотношений
- §3.4. Основания возникновения жилищных прав и обязанностей
- §3.5. Содержание жилищных правоотношений
- §3.6. Компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений
- Глава 4. Жилое помещение §4.1. Жилое помещение: понятие и виды. Назначение и пользование жилым помещением
- §4.2. Государственная регистрация прав на жилые помещения
- Глава 5. Жилищный фонд §5.1. Жилищный фонд: понятие и виды
- Раздел I. Сведения о принадлежности.
- §5.3. Государственный жилищный фонд
- §5.4. Муниципальный жилищный фонд. Жилищный фонд социального использования
- §5.5. Специализированный жилищный фонд
- §5.6. Индивидуальный жилищный фонд. Жилищный фонд коммерческого использования
- §5.7. Порядок страхования жилых помещений
- Глава 6. Перевод жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое §6.1. Условия и порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение
- §6.2. Отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение
- Глава 7. Переустройство и перепланировка жилого помещения §7.1. Понятие и виды переустройства и перепланировки
- §7.2. Основания проведения переустройства и перепланировки
- §7.3. Отказ в согласовании переустройства или перепланировки
- §7.4. Завершение переустройства и перепланировки
- §7.5. Последствия самовольных переустройства и перепланировки
- Глава 8. Права и обязанности собственника жилого помещения и иных проживающих в нем лиц §8.1. Права и обязанности собственника жилого помещения
- §8.2. Права и обязанности граждан, проживающих совместно с собственником жилого помещения
- §8.3. Пользование жилым помещением, предоставленным по завещательному отказу
- §8.4. Пользование жилым помещением на основании договора пожизненного содержания с иждивением
- Глава 9. Общее имущество собственников в многоквартирном доме §9.1. Право собственности на общее имущество собственников в многоквартирном доме
- §9.2. Порядок определения и приобретения долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме
- §9.3. Содержание общего имущества в многоквартирном доме
- §9.4. Изменение границ помещений в многоквартирном доме
- §9.5. Содержание общего имущества в коммунальной квартире
- §9.6. Порядок определения долей в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире
- Глава 10. Предоставление жилого помещения по договору социального найма §10.1. Основания и порядок предоставления
- §10.2. Норма предоставления жилого помещения
- §10.3. Учетная норма площади жилого помещения
- §10.4. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма
- §10.5. Принятие на учет и отказ в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях
- §10.6. Сохранение за гражданами права состоять на учете и снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях
- §10.7. Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях
- Глава 11. Социальный наем жилого помещения §11.1. Предмет и форма договора социального найма
- §11.2. Права, обязанности и ответственность наймодателя
- §11.3. Права, обязанности и ответственность нанимателя
- §11.4. Права и обязанности членов семьи нанимателя
- §11.5. Обмен жилыми помещениями
- §11.7. Временные жильцы
- §11.8. Изменение договора социального найма
- §11.9. Расторжение и прекращение договора социального найма
- §11.10. Выселение граждан из жилых помещений
- Глава 12. Договор найма специализированного жилого помещения §12.1. Понятие специализированных жилых помещений
- §12.2. Виды специализированных жилых помещений и основания их предоставления
- §12.3. Порядок заключения договора найма специализированного жилого помещения
- §12.4. Расторжение и прекращение договора найма специализированного жилого помещения
- §12.5. Выселение граждан из специализированных жилых помещений
- Глава 13. Порядок предоставления и пользования специализированным жилым помещением §13.1. Служебные жилые помещения
- §13.2. Жилые помещения в общежитиях
- §13.3. Жилые помещения маневренного фонда
- §13.4. Жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения и фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами
- Глава 14. Организация деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов §14.1. Организация и государственная регистрация жилищного кооператива
- §14.2. Право на вступление в жилищный кооператив
- §14.3. Органы управления жилищным кооперативом
- §14.4. Прием в члены жилищного кооператива и прекращение членства в нем
- §14.5. Реорганизация и ликвидация жилищного кооператива
- Глава 15. Правовое положение членов жилищных кооперативов §15.1. Предоставление жилого помещения в домах жилищного кооператива
- §15.2. Право на пай члена жилищного кооператива
- §15.3. Временные жильцы
- §15.4. Раздел жилого помещения в доме жилищного кооператива
- §15.5. Сдача внаем жилого помещения в доме жилищного кооператива
- §15.6. Право собственности члена жилищного кооператива на жилое помещение в многоквартирном доме
- §15.7. Обеспечение членов жилищного кооператива жилыми помещениями в связи со сносом дома
- Глава 16. Создание и деятельность товарищества собственников жилья §16.1. Понятие товарищества собственников жилья
- §16.2. Создание и государственная регистрация товарищества собственников жилья
- §16.3. Права и обязанности товарищества собственников жилья
- §16.4. Реорганизация товарищества собственников жилья
- §16.5. Ликвидация товарищества собственников жилья
- §16.6. Объединение товариществ собственников жилья
- Глава 17. Правовое положение членов товарищества собственников жилья §17.1. Членство в товариществе собственников жилья
- §17.2. Органы управления товариществом собственников жилья
- §17.3. Средства и имущество товарищества собственников жилья
- §17.4. Хозяйственная деятельность товарищества собственников жилья
- Глава 18. Плата за жилое помещение §18.1. Обязанность внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги
- §18.2. Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги
- §18.3. Порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги
- Глава 19. Размер платы за жилое помещение и коммунальные услуги §19.1. Размер платы за жилое помещение
- §19.2. Размер платы за коммунальные услуги
- §19.3. Расходы собственников помещений в многоквартирном доме
- §19.4. Предоставление субсидий и компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг
- Глава 20. Управление многоквартирным домом §20.1. Способы управления многоквартирным домом
- §20.2. Договор управления многоквартирным домом
- §20.3. Особенности управления многоквартирными домами
- Глава 21. Ипотечное жилищное кредитование в России §21.1. Понятие и сущность жилищной ипотеки
- §21.2. Нормативно-правовое регулирование ипотечного жилищного кредитования
- §21.3. Классификация ипотечных кредитов
- Способы рефинансирования ипотечных кредитов
- §21.4. Инструменты ипотечного жилищного кредитования
- §21.5. Система управления рисками ипотечного жилищного кредитования
- §21.6. Роль государства в системе ипотечного жилищного кредитования
- §21.7. Структура рынка ипотечного жилищного капитала
- §21.8. Основные модели ипотечного жилищного кредитования
- §21.9. Основные этапы ипотечного жилищного кредитования
- §21.10. Оформление договора ипотечного жилищного кредитования
- §21.11. Система обращения взыскания и реализации жилого помещения
- Словарь жилищных терминов
- Программа курса "Жилищное право"
- Примерный перечень тем дипломных и курсовых работ по курсу "Жилищное право"
- Примерный перечень вопросов к экзамену и зачету по курсу "Жилищное право"
- Рекомендуемая литература по курсу "Жилищное право"
- Список законов и иных нормативных правовых актов, утративших силу в связи с принятием нового Жилищного кодекса Российской Федерации: