§2.3. Конституционное право граждан на жилище
В российском законодательстве понятие "жилище" раскрывается не полно, что вызывает на практике различные споры. Термин "жилище" означает обычно особое сооружение или помещение, специально предназначенное для проживания людей, - жилой дом, квартира, комната вместе с соответствующей вспомогательной площадью (кухня, коридор, ванная комната, прихожая и т.п.), а также другие объекты жилого дома (лифт и лифтовое хозяйство, иное инженерное оборудование)*(57).
Право на жилище появилось в конституциях сравнительно недавно. В нашей стране оно впервые было установлено в Конституции СССР 1977 г., а затем нашло отражение в Конституции РСФСР и Конституции России, а также в кодифицированных жилищных законах (Основах жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик, Жилищном кодексе РСФСР и др.). В статье 40 Конституции России право на жилище определено иначе, чем в Конституции РСФСР 1978 г. Часть 2 статьи 40 Конституции России предусматривает, что органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Что же касается предоставления жилья бесплатно (или за доступную плату), то, согласно части 3 статьи 40 Конституции, такое жилье предоставляется только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище. Речь идет, в частности, об обеспечении жильем военнослужащих, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных обстоятельств, участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, инвалидов и некоторых других категорий граждан. Конституция, таким образом, отказалась от планово-распределительной системы обеспечения жилыми помещениями и монополии в этом деле государственного, муниципального и общественного жилищных фондов. Право граждан на жилище закреплено и в конституционных законах некоторых субъектов Российской Федерации*(58). Малоимущим, нуждающимся в жилище, оно предоставляется из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами*(59).
Как же должны быть истолкованы суть и содержание формулировки "каждый имеет право на жилище"? Прежде всего, ограничительно, без упоминания "реальной возможности". Действительно, в последнее время в юридической литературе довольно сдержанно, без громких фраз и эпитетов, говорится о смысле этого выражения*(60).
Выделим основные точки зрения и высказывания. Во-первых, как и прежде, конституционное право на жилище сводят к гарантированной государством возможности получения жилья. Например, В.Р. Скрипко отмечает: "Конституционное право на жилище означает гарантированную для каждого гражданина возможность быть обеспеченным постоянным жилищем. Это право предполагает юридическую возможность стабильного пользования имеющимся у гражданина жилым помещением, его неприкосновенность, недопущение произвольного лишения жилища, а также вероятность улучшения жилищных условий путем приобретения другого"*(61). Во-вторых, государство гарантирует каждому гражданину возможность пользоваться тем жильем, которое у него имеется, и принимает на себя обязанность содействовать тому, чтобы каждый гражданин был обеспечен жильем*(62). С.М. Корнеев, обоснованно выделяя два принципиальных положения, обращает внимание на то, что "остается не ясной сущность права на жилище. Ни в Конституции, ни в отдельных законах она не раскрывается"*(63). В-третьих, допускаются высказывания, которые сводят это право к трем юридическим возможностям:
а) стабильное, устойчивое, постоянное пользование жилым помещением;
б) содействие государства улучшению жилищных условий;
в) обеспечение здоровой среды обитания, жилой среды*(64). Итак, в первую очередь обращается внимание на "постоянное", "устойчивое" пользование имеющимся жилым помещением, т.е. на то, что "жилье неприкосновенно". Обоснованы суждения относительно содействия государства в улучшении жилищных условий. Обойдены или комментируются иначе выражения "реальная или гарантированная возможность получения", "государство гарантирует", которые в недавнем прошлом относили к самой сути права на жилище.
Право на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, а также на условиях аренды либо путем приобретения или строительства жилья за собственные средства без ограничения площади*(65). Гражданам, не обеспеченным жильем по установленным нормативам, государство оказывает помощь, развивая строительство домов государственного и муниципального жилищных фондов, предназначенных для предоставления жилых помещений по договору найма, а также используя систему компенсаций (субсидий) и льгот по оплате строительства, содержания и ремонта жилья.
Закрепление в Конституции права на жилище имеет большое значение, поскольку означает право каждого иметь жилище, иметь гарантированную возможность быть обеспеченным жилищем и не опасаться того, что гражданин может быть произвольно лишен своего жилища или кто-то проникнет в жилище вопреки воле проживающих в нем лиц. Тем самым Конституция создала конституционные основы стабильного пользования жилищем и возможность получения для улучшения жилищных условий другого жилища*(66). По своей юридической природе конституционное право на жилище является государственно-правовым институтом; вместе с тем конституционные положения о праве на жилище (ст. 40 Конституции РФ) служат юридической базой для развития и совершенствования жилищного законодательства, всей системы жилищных отношений, для пользования жилыми помещениями, совершения сделок и других юридически значимых действий с жилыми помещениями, организации управления и обеспечения сохранности жилищного фонда*(67).
Право на жилище носит многоаспектный характер и может быть сведено к нескольким основным юридическим возможностям, вытекающим из содержания статьи 40 Конституции России:
1) к возможности стабильного пользования занимаемым жилым помещением в домах государственного, муниципального и других жилищных фондов на условиях договора найма, участия в жилищных и жилищно-строительных кооперативах, путем индивидуального жилищного строительства, приобретения жилых помещений (домов) по договорам купли-продажи, дарения, мены, а также наследования, и по другим основаниям, предусмотренным законодательством;
2) к возможности улучшать свои жилищные условия, получать другое жилое помещение разными способами: для малоимущих лиц и иных указанных в законе граждан, нуждающихся в жилище, - путем получения жилья бесплатно или за доступную плату из государственного, муниципального или иного жилищного фонда в соответствии с установленными законом нормами; для других лиц - путем строительства или приобретения жилых помещений за счет собственных денежных средств с привлечением денежных субсидий государства и кредитов банка;
3) к возможности использовать жилое помещение не только для проживания гражданина - собственника этого помещения и членов его семьи, но и для передачи с целью проживания другим гражданам на основании договора (коммерческого найма и др.);
4) к обеспечению для жителей жилых домов (жилых помещений) здоровой среды обитания, жилой среды, достойной цивилизованного человека; недопустимости произвольного лишения граждан права на жилище.
С обеспечением конституционного права на жилище тесно связаны и нормы Конституции о неприкосновенности жилища и защите от проникновения в него других лиц помимо воли проживающих в нем (ст. 25), неприкосновенности частной жизни (ст. 23), право на судебную защиту (ст. 46) и др.
Право на жилище, согласно статье 17 Конституции, принадлежит каждому от рождения. В жилищном законодательстве это свойство проявляется, в частности, в том, что в состав членов семьи нанимателя, имеющих право на жилое помещение, включаются не только совершеннолетние лица, но и дети, причем в законе учитываются их особые интересы. Право на жилище, провозглашенное в статье 40 Конституции, относится к числу основных прав, и поэтому в силу статьи 17 Конституции этому праву свойственна неотчуждаемость: право на жилище не может быть изъято государством у гражданина либо ограничено в объеме, кроме случаев, прямо указанных в самой Конституции и в законе. Даже в случае введения на основании статьи 56 Конституции чрезвычайного положения право на жилище (как и другие основные права) не подлежит ограничению.
В целях обеспечения жилищных прав граждан Жилищный кодекс России устанавливает юридические гарантии этого права путем предоставления гражданам жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, а также иными способами.
Большое значение для обеспечения стабильного использования жилых помещений имеют положения статьи 27 Конституции о праве каждого, кто законно находится на территории России, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. При этом Конституция имеет в виду обе формы жительства - постоянное (место, где гражданин постоянно проживает) и преимущественное проживание (место, где гражданин проживает дольше, чем в других местах)*(68). В обоих случаях гражданин вправе иметь свое жилище. Поэтому точное определение места жительства гражданина имеет большое значение для охраны его прав, исполнения им обязанностей.
Положение статьи 35 Конституции о недопустимости лишения собственника его имущества иначе как по решению суда направлено на защиту права частной собственности, носит универсальный характер и подлежит применению во всех сферах жизни, в том числе и в жилищной области. По смыслу данной статьи это правило распространяется на всех граждан - будь то рядовой гражданин, либо гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, либо объединения граждан, включая юридических лиц как коллектив собственников*(69).
Гарантии права на жилище, предусмотренные Конституцией, носят экономический характер и выступают в виде тех обязанностей, которые приняло на себя государство для обеспечения предоставленного гражданам права: органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для реализации права граждан на жилище. Органы государственной власти и местного самоуправления обязаны обеспечить реализацию конституционного права граждан на получение жилого помещения различными способами (предоставлением жилых помещений из жилищного фонда социального использования, земельных участков для индивидуального жилищного строительства, льгот и субсидий для приобретения жилья и т.д.).
С целью реализации конституционного права гражданина на жилище закон устанавливает обстоятельства (юридические факты), при которых у него возникают субъективные права требования: предоставить жилое помещение из жилищного фонда социального использования, получить субсидию и т.д. Эти права возникают по воле самого гражданина, но реализуются при посредстве правоприменительной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, различных организаций. Конституционное право на жилище в данном случае можно считать реализованным с момента вынесения решения о предоставлении лицу конкретного жилого помещения и выдачи ордера на его заселение, в результате чего у гражданина возникает субъективное право на жилое помещение*(70).
Конституция гарантирует гражданам России беспрепятственное осуществление ими субъективного права на занимаемое ими жилое помещение (право пользования). Статья 40 Конституции прямо определяет, что никто не может быть произвольно лишен жилища. Это означает, что ни органы государственной власти, ни органы местного самоуправления, ни должностные лица не вправе осуществлять какие-либо действия, связанные с неправомерным лишением граждан права на жилище. Реализация права на жилище обеспечивается возможностью граждан свободно передвигаться и выбирать место пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27 Конституции). Законом РФ от 25 июня 1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"*(71)вместо прописки введен регистрационный учет граждан. Это право предполагает свободу выбора гражданином жилого помещения, в котором он постоянно или преимущественно проживает, либо собственником которого он является, либо которым он пользуется по договору найма или по иным основаниям, предусмотренным законом. Ограничения права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства могут быть установлены только федеральным законом*(72).
В соответствии со статьей 25 Всеобщей декларации прав человека "каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пишу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи"*(73). В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах говорится: "Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достойный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Государства-участники примут надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права, признавая большое значение в этом отношении международного сотрудничества, основанного на свободном согласии" (ст. 11).
- Е.С. Филиппова Жилищное право: Учебник для вузов
- Принятые сокращения
- Глава 1. Жилищное право - подотрасль гражданского права §1.1. Понятие и предмет жилищного права
- §1.2. Метод жилищного права
- §1.3. Основные принципы жилищного права
- §1.4. Источники жилищного права
- §1.5. Место жилищного права в гражданском праве и системе российского права
- §1.6. Жилищная политика в России: прошлое и будущее
- Глава 2. Жилищное законодательство России §2.1. Основные начала жилищного законодательства
- §2.2. Условия для осуществления права на жилище и порядок их обеспечения
- §2.3. Конституционное право граждан на жилище
- §2.4. Неприкосновенность жилища
- §2.5. Действие жилищного законодательства во времени и в пространстве и его применение по аналогии
- §2.6. Жилищное законодательство и нормы международного права
- §2.7. Ответственность в жилищном праве. Защита жилищных прав
- Глава 3. Жилищные правоотношения §3.1. Жилищные правоотношения: понятие, особенности, виды
- §3.2. Объекты жилищных правоотношений
- §3.3. Субъекты жилищных правоотношений
- §3.4. Основания возникновения жилищных прав и обязанностей
- §3.5. Содержание жилищных правоотношений
- §3.6. Компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений
- Глава 4. Жилое помещение §4.1. Жилое помещение: понятие и виды. Назначение и пользование жилым помещением
- §4.2. Государственная регистрация прав на жилые помещения
- Глава 5. Жилищный фонд §5.1. Жилищный фонд: понятие и виды
- Раздел I. Сведения о принадлежности.
- §5.3. Государственный жилищный фонд
- §5.4. Муниципальный жилищный фонд. Жилищный фонд социального использования
- §5.5. Специализированный жилищный фонд
- §5.6. Индивидуальный жилищный фонд. Жилищный фонд коммерческого использования
- §5.7. Порядок страхования жилых помещений
- Глава 6. Перевод жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое §6.1. Условия и порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение
- §6.2. Отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение
- Глава 7. Переустройство и перепланировка жилого помещения §7.1. Понятие и виды переустройства и перепланировки
- §7.2. Основания проведения переустройства и перепланировки
- §7.3. Отказ в согласовании переустройства или перепланировки
- §7.4. Завершение переустройства и перепланировки
- §7.5. Последствия самовольных переустройства и перепланировки
- Глава 8. Права и обязанности собственника жилого помещения и иных проживающих в нем лиц §8.1. Права и обязанности собственника жилого помещения
- §8.2. Права и обязанности граждан, проживающих совместно с собственником жилого помещения
- §8.3. Пользование жилым помещением, предоставленным по завещательному отказу
- §8.4. Пользование жилым помещением на основании договора пожизненного содержания с иждивением
- Глава 9. Общее имущество собственников в многоквартирном доме §9.1. Право собственности на общее имущество собственников в многоквартирном доме
- §9.2. Порядок определения и приобретения долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме
- §9.3. Содержание общего имущества в многоквартирном доме
- §9.4. Изменение границ помещений в многоквартирном доме
- §9.5. Содержание общего имущества в коммунальной квартире
- §9.6. Порядок определения долей в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире
- Глава 10. Предоставление жилого помещения по договору социального найма §10.1. Основания и порядок предоставления
- §10.2. Норма предоставления жилого помещения
- §10.3. Учетная норма площади жилого помещения
- §10.4. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма
- §10.5. Принятие на учет и отказ в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях
- §10.6. Сохранение за гражданами права состоять на учете и снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях
- §10.7. Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях
- Глава 11. Социальный наем жилого помещения §11.1. Предмет и форма договора социального найма
- §11.2. Права, обязанности и ответственность наймодателя
- §11.3. Права, обязанности и ответственность нанимателя
- §11.4. Права и обязанности членов семьи нанимателя
- §11.5. Обмен жилыми помещениями
- §11.7. Временные жильцы
- §11.8. Изменение договора социального найма
- §11.9. Расторжение и прекращение договора социального найма
- §11.10. Выселение граждан из жилых помещений
- Глава 12. Договор найма специализированного жилого помещения §12.1. Понятие специализированных жилых помещений
- §12.2. Виды специализированных жилых помещений и основания их предоставления
- §12.3. Порядок заключения договора найма специализированного жилого помещения
- §12.4. Расторжение и прекращение договора найма специализированного жилого помещения
- §12.5. Выселение граждан из специализированных жилых помещений
- Глава 13. Порядок предоставления и пользования специализированным жилым помещением §13.1. Служебные жилые помещения
- §13.2. Жилые помещения в общежитиях
- §13.3. Жилые помещения маневренного фонда
- §13.4. Жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения и фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами
- Глава 14. Организация деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов §14.1. Организация и государственная регистрация жилищного кооператива
- §14.2. Право на вступление в жилищный кооператив
- §14.3. Органы управления жилищным кооперативом
- §14.4. Прием в члены жилищного кооператива и прекращение членства в нем
- §14.5. Реорганизация и ликвидация жилищного кооператива
- Глава 15. Правовое положение членов жилищных кооперативов §15.1. Предоставление жилого помещения в домах жилищного кооператива
- §15.2. Право на пай члена жилищного кооператива
- §15.3. Временные жильцы
- §15.4. Раздел жилого помещения в доме жилищного кооператива
- §15.5. Сдача внаем жилого помещения в доме жилищного кооператива
- §15.6. Право собственности члена жилищного кооператива на жилое помещение в многоквартирном доме
- §15.7. Обеспечение членов жилищного кооператива жилыми помещениями в связи со сносом дома
- Глава 16. Создание и деятельность товарищества собственников жилья §16.1. Понятие товарищества собственников жилья
- §16.2. Создание и государственная регистрация товарищества собственников жилья
- §16.3. Права и обязанности товарищества собственников жилья
- §16.4. Реорганизация товарищества собственников жилья
- §16.5. Ликвидация товарищества собственников жилья
- §16.6. Объединение товариществ собственников жилья
- Глава 17. Правовое положение членов товарищества собственников жилья §17.1. Членство в товариществе собственников жилья
- §17.2. Органы управления товариществом собственников жилья
- §17.3. Средства и имущество товарищества собственников жилья
- §17.4. Хозяйственная деятельность товарищества собственников жилья
- Глава 18. Плата за жилое помещение §18.1. Обязанность внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги
- §18.2. Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги
- §18.3. Порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги
- Глава 19. Размер платы за жилое помещение и коммунальные услуги §19.1. Размер платы за жилое помещение
- §19.2. Размер платы за коммунальные услуги
- §19.3. Расходы собственников помещений в многоквартирном доме
- §19.4. Предоставление субсидий и компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг
- Глава 20. Управление многоквартирным домом §20.1. Способы управления многоквартирным домом
- §20.2. Договор управления многоквартирным домом
- §20.3. Особенности управления многоквартирными домами
- Глава 21. Ипотечное жилищное кредитование в России §21.1. Понятие и сущность жилищной ипотеки
- §21.2. Нормативно-правовое регулирование ипотечного жилищного кредитования
- §21.3. Классификация ипотечных кредитов
- Способы рефинансирования ипотечных кредитов
- §21.4. Инструменты ипотечного жилищного кредитования
- §21.5. Система управления рисками ипотечного жилищного кредитования
- §21.6. Роль государства в системе ипотечного жилищного кредитования
- §21.7. Структура рынка ипотечного жилищного капитала
- §21.8. Основные модели ипотечного жилищного кредитования
- §21.9. Основные этапы ипотечного жилищного кредитования
- §21.10. Оформление договора ипотечного жилищного кредитования
- §21.11. Система обращения взыскания и реализации жилого помещения
- Словарь жилищных терминов
- Программа курса "Жилищное право"
- Примерный перечень тем дипломных и курсовых работ по курсу "Жилищное право"
- Примерный перечень вопросов к экзамену и зачету по курсу "Жилищное право"
- Рекомендуемая литература по курсу "Жилищное право"
- Список законов и иных нормативных правовых актов, утративших силу в связи с принятием нового Жилищного кодекса Российской Федерации: