§2.7. Ответственность в жилищном праве. Защита жилищных прав
Ответственность в жилищных правоотношениях обладает определенной спецификой. В законодательстве, а также в теории и на практике принято обращать более пристальное внимание не на ответственность в жилищном праве, а на защиту жилищных прав граждан, что лишний раз подтверждает вещный характер прав пользователей жилых помещений.
Правовая ответственность - это обеспеченная государственным принуждением обязанность правонарушителя нести отрицательные последствия правонарушения, выражающиеся в лишениях личного, организационного или имущественного характера. Гражданско-правовая ответственность, будучи разновидностью правовой ответственности, подпадает под приведенное определение, но при этом важно отразить те особенности, которые характерны именно для нее, что позволит отграничить гражданско-правовую ответственность и от ответственности, предусмотренной нормами иных отраслей права, и от других средств принудительного воздействия гражданско-правового характера (в частности мер защиты). К характерным чертам гражданско-правовой ответственности относятся:
1) имущественный характер;
2) преимущественно компенсационный (восстановительный) характер;
3) построение на началах юридического равенства сторон;
4) возможность ее добровольной реализации самим нарушителем, без вмешательства судебных или иных государственных органов, в силу лишь одной возможности применения государственного принуждения (добровольная уплата пени за просрочку внесения квартплаты, возмещение причиненного ущерба жилищному фонду и т.д.).
В жилищном праве может иметь место как договорная, так и деликтная гражданско-правовая ответственность, а в соответствующих случаях - административная и уголовная. Например, ранее статья 154 ЖК РСФСР предусматривала, что уголовную, административную или иную ответственность в соответствии с законодательством*(79)несут лица, виновные:
1) в нарушении порядка постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, снятия с учета и предоставления гражданам жилых помещений;
2) в несоблюдении установленных сроков заселения жилых домов и жилых помещений;
3) в нарушении правил пользования жилыми помещениями, санитарного содержания мест общего пользования, лестничных клеток, лифтов, подъездов, придомовых территорий;
4) в самовольном переоборудовании и перепланировке жилых домов и жилых помещений и использовании их не по назначению;
5) в нарушении правил эксплуатации жилых домов, жилых помещений и инженерного оборудования, в бесхозяйственном их содержании, в порче жилых домов, жилых помещений и их оборудования.
Одним из необходимых условий наступления ответственности за нарушение жилищных обязательств является наличие вреда, за исключением случаев, когда ответственность наступает в виде неустойки или пени за нарушение сроков уплаты квартплаты и коммунальных платежей. Нарушением жилищных обязательств может быть причинен имущественный (например, разрушение и порча жилого помещения) и моральный вред (например, создание обстановки невозможности совместного проживания).
Субъективным основанием гражданско-правовой ответственности за нарушение жилищных обязательств является вина правонарушителя. Жилищное законодательство не предусматривает ответственности независимо от вины. Однако в отношении наймодателей (арендодателей), обязанных предоставлять в соответствии с договором найма (аренды) пользователям коммунальные и иные услуги, Федеральный закон "О защите прав потребителей" содержит правило об ответственности независимо от вины. В ряде случаев закон оговаривает специальные условия ответственности, например: систематичность нарушений, безрезультатность применения к правонарушителю мер предупреждения и общественного воздействия.
Жилищному законодательству свойственно применение большого количества мер защиты субъективных жилищных прав. В отличие от мер ответственности, меры защиты - это правовые средства принудительного воздействия, направленные на охрану и защиту прав и законных интересов их носителей, применяемых к субъектам независимо от вины и не влекущих для них некомпенсируемые лишения личного или имущественного характера (например, признание недействительным обмена жилого помещения, выселение лиц, самоуправно занявших жилое помещение).
Защита - это деятельность, возникающая при наличии конкретного (совершенного) правонарушения, либо устранение такого состояния, которое приведет к наступлению негативных последствий, а также направленная на восстановление нарушенного права. Когда возникает необходимость защиты, как правило, уже присутствуют правонарушитель и лицо, чье право ограничено виновными действиями. Конституционный механизм защиты прав человека состоит из четырех элементов: субъектов и объектов защиты, конституционно-правовых норм (оснований защиты) и процессуальных действий (форм защиты).
Не все меры защиты в жилищных правоотношениях связаны с правонарушением лиц, к которым они применяются (например, вселение лиц в результате ошибки и последующее выселение их из помещения). Меры защиты в жилищном праве могут выступать как меры самозащиты (например, для ограждения неприкосновенности жилища), меры оперативного воздействия (например, когда наймодатель отказывает недобросовестному нанимателю в продлении договора на новый срок или когда наниматель засчитывает стоимость проведенного им капитального ремонта жилого помещения, являющегося обязанностью наймодателя, в счет взимаемой с него квартирной платы), меры государственно-принудительного воздействия (например, досрочное расторжение договора при виновном поведении нанимателя, выселение из жилого помещения по основаниям ст. 35 ЖК РФ).
В соответствии со статьей 11 ЖК РФ защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством. Защита жилищных прав в административном порядке имеет место только в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом или другими федеральными законами. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в судебном порядке.
Защита жилищных прав осуществляется путем:
1) признания жилищного права;
2) восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения;
3) признания судом полностью или частично не действующими нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих Жилищному кодексу или принятым в соответствии с ним федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;
4) неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих Жилищному кодексу или принятым в соответствии с ним федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;
5) прекращения или изменения жилищного правоотношения;
6) иными способами, предусмотренными Жилищным кодексом или другими федеральными законами.
К компетенции*(80)органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся (ст. 12 ЖК РФ):
1) определение порядка государственного учета жилищных фондов;
2) установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах; оснований признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; порядка предоставления малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда России гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом;
3) определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации;
4) установление оснований предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; порядка организации и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов и правового положения их членов, в том числе порядка предоставления им жилых помещений в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов; порядка организации и деятельности товариществ собственников жилья, правового положения их членов;
5) определение условий и порядка переустройства и перепланировки жилых помещений, оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания; признание в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда России непригодными для проживания;
6) установление правил пользования жилыми помещениями; оснований, порядка и условий выселения граждан из жилых помещений;
7) правовое регулирование некоторых видов сделок с жилыми помещениями; установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы; осуществление контроля над использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений фонда установленным санитарным и техническим правилам, нормам и иным требованиям законодательства;
8) иные вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией, Жилищным кодексом и другими федеральными законами.
К компетенции органов государственной власти субъекта Федерации в области жилищных отношений относятся (ст. 13 ЖК РФ):
1) государственный учет жилищного фонда субъекта Российской Федерации;
2) установление порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда субъекта; порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
3) определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта Федерации;
4) установление порядка предоставления по договорам социального найма определенным законом субъекта Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда этого субъекта;
5) признание жилых помещений жилищного фонда субъекта Федерации непригодными для проживания;
6) определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
7) контроль над использованием и сохранностью жилищного фонда субъекта Федерации, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; иные вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти субъектов Федерации в области жилищных отношений Конституцией, Жилищным кодексом и другими федеральными законами и не входящие в компетенцию органов государственной власти России и органов местного самоуправления.
К компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся (ст. 14 ЖК РФ):
1) учет муниципального жилищного фонда;
2) установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
3) ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
4) определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
5) принятие решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения; согласование переустройства и перепланировки жилых помещений; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания;
6) контроль над использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; иные вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией, Жилищным кодексом и другими федеральными законами, а также законами субъектов Федерации.
В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - перечни отнесенных Жилищным кодексом к компетенции органов местного самоуправления вопросов, которые решают органы местного самоуправления на территориях каждого из этих городов, определяются законами данных субъектов. Иные вопросы, отнесенные Жилищным кодексом к компетенции органов местного самоуправления и не включенные в приведенные выше перечни, решают органы государственной власти данных субъектов.
- Е.С. Филиппова Жилищное право: Учебник для вузов
- Принятые сокращения
- Глава 1. Жилищное право - подотрасль гражданского права §1.1. Понятие и предмет жилищного права
- §1.2. Метод жилищного права
- §1.3. Основные принципы жилищного права
- §1.4. Источники жилищного права
- §1.5. Место жилищного права в гражданском праве и системе российского права
- §1.6. Жилищная политика в России: прошлое и будущее
- Глава 2. Жилищное законодательство России §2.1. Основные начала жилищного законодательства
- §2.2. Условия для осуществления права на жилище и порядок их обеспечения
- §2.3. Конституционное право граждан на жилище
- §2.4. Неприкосновенность жилища
- §2.5. Действие жилищного законодательства во времени и в пространстве и его применение по аналогии
- §2.6. Жилищное законодательство и нормы международного права
- §2.7. Ответственность в жилищном праве. Защита жилищных прав
- Глава 3. Жилищные правоотношения §3.1. Жилищные правоотношения: понятие, особенности, виды
- §3.2. Объекты жилищных правоотношений
- §3.3. Субъекты жилищных правоотношений
- §3.4. Основания возникновения жилищных прав и обязанностей
- §3.5. Содержание жилищных правоотношений
- §3.6. Компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений
- Глава 4. Жилое помещение §4.1. Жилое помещение: понятие и виды. Назначение и пользование жилым помещением
- §4.2. Государственная регистрация прав на жилые помещения
- Глава 5. Жилищный фонд §5.1. Жилищный фонд: понятие и виды
- Раздел I. Сведения о принадлежности.
- §5.3. Государственный жилищный фонд
- §5.4. Муниципальный жилищный фонд. Жилищный фонд социального использования
- §5.5. Специализированный жилищный фонд
- §5.6. Индивидуальный жилищный фонд. Жилищный фонд коммерческого использования
- §5.7. Порядок страхования жилых помещений
- Глава 6. Перевод жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое §6.1. Условия и порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение
- §6.2. Отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение
- Глава 7. Переустройство и перепланировка жилого помещения §7.1. Понятие и виды переустройства и перепланировки
- §7.2. Основания проведения переустройства и перепланировки
- §7.3. Отказ в согласовании переустройства или перепланировки
- §7.4. Завершение переустройства и перепланировки
- §7.5. Последствия самовольных переустройства и перепланировки
- Глава 8. Права и обязанности собственника жилого помещения и иных проживающих в нем лиц §8.1. Права и обязанности собственника жилого помещения
- §8.2. Права и обязанности граждан, проживающих совместно с собственником жилого помещения
- §8.3. Пользование жилым помещением, предоставленным по завещательному отказу
- §8.4. Пользование жилым помещением на основании договора пожизненного содержания с иждивением
- Глава 9. Общее имущество собственников в многоквартирном доме §9.1. Право собственности на общее имущество собственников в многоквартирном доме
- §9.2. Порядок определения и приобретения долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме
- §9.3. Содержание общего имущества в многоквартирном доме
- §9.4. Изменение границ помещений в многоквартирном доме
- §9.5. Содержание общего имущества в коммунальной квартире
- §9.6. Порядок определения долей в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире
- Глава 10. Предоставление жилого помещения по договору социального найма §10.1. Основания и порядок предоставления
- §10.2. Норма предоставления жилого помещения
- §10.3. Учетная норма площади жилого помещения
- §10.4. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма
- §10.5. Принятие на учет и отказ в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях
- §10.6. Сохранение за гражданами права состоять на учете и снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях
- §10.7. Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях
- Глава 11. Социальный наем жилого помещения §11.1. Предмет и форма договора социального найма
- §11.2. Права, обязанности и ответственность наймодателя
- §11.3. Права, обязанности и ответственность нанимателя
- §11.4. Права и обязанности членов семьи нанимателя
- §11.5. Обмен жилыми помещениями
- §11.7. Временные жильцы
- §11.8. Изменение договора социального найма
- §11.9. Расторжение и прекращение договора социального найма
- §11.10. Выселение граждан из жилых помещений
- Глава 12. Договор найма специализированного жилого помещения §12.1. Понятие специализированных жилых помещений
- §12.2. Виды специализированных жилых помещений и основания их предоставления
- §12.3. Порядок заключения договора найма специализированного жилого помещения
- §12.4. Расторжение и прекращение договора найма специализированного жилого помещения
- §12.5. Выселение граждан из специализированных жилых помещений
- Глава 13. Порядок предоставления и пользования специализированным жилым помещением §13.1. Служебные жилые помещения
- §13.2. Жилые помещения в общежитиях
- §13.3. Жилые помещения маневренного фонда
- §13.4. Жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения и фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами
- Глава 14. Организация деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов §14.1. Организация и государственная регистрация жилищного кооператива
- §14.2. Право на вступление в жилищный кооператив
- §14.3. Органы управления жилищным кооперативом
- §14.4. Прием в члены жилищного кооператива и прекращение членства в нем
- §14.5. Реорганизация и ликвидация жилищного кооператива
- Глава 15. Правовое положение членов жилищных кооперативов §15.1. Предоставление жилого помещения в домах жилищного кооператива
- §15.2. Право на пай члена жилищного кооператива
- §15.3. Временные жильцы
- §15.4. Раздел жилого помещения в доме жилищного кооператива
- §15.5. Сдача внаем жилого помещения в доме жилищного кооператива
- §15.6. Право собственности члена жилищного кооператива на жилое помещение в многоквартирном доме
- §15.7. Обеспечение членов жилищного кооператива жилыми помещениями в связи со сносом дома
- Глава 16. Создание и деятельность товарищества собственников жилья §16.1. Понятие товарищества собственников жилья
- §16.2. Создание и государственная регистрация товарищества собственников жилья
- §16.3. Права и обязанности товарищества собственников жилья
- §16.4. Реорганизация товарищества собственников жилья
- §16.5. Ликвидация товарищества собственников жилья
- §16.6. Объединение товариществ собственников жилья
- Глава 17. Правовое положение членов товарищества собственников жилья §17.1. Членство в товариществе собственников жилья
- §17.2. Органы управления товариществом собственников жилья
- §17.3. Средства и имущество товарищества собственников жилья
- §17.4. Хозяйственная деятельность товарищества собственников жилья
- Глава 18. Плата за жилое помещение §18.1. Обязанность внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги
- §18.2. Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги
- §18.3. Порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги
- Глава 19. Размер платы за жилое помещение и коммунальные услуги §19.1. Размер платы за жилое помещение
- §19.2. Размер платы за коммунальные услуги
- §19.3. Расходы собственников помещений в многоквартирном доме
- §19.4. Предоставление субсидий и компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг
- Глава 20. Управление многоквартирным домом §20.1. Способы управления многоквартирным домом
- §20.2. Договор управления многоквартирным домом
- §20.3. Особенности управления многоквартирными домами
- Глава 21. Ипотечное жилищное кредитование в России §21.1. Понятие и сущность жилищной ипотеки
- §21.2. Нормативно-правовое регулирование ипотечного жилищного кредитования
- §21.3. Классификация ипотечных кредитов
- Способы рефинансирования ипотечных кредитов
- §21.4. Инструменты ипотечного жилищного кредитования
- §21.5. Система управления рисками ипотечного жилищного кредитования
- §21.6. Роль государства в системе ипотечного жилищного кредитования
- §21.7. Структура рынка ипотечного жилищного капитала
- §21.8. Основные модели ипотечного жилищного кредитования
- §21.9. Основные этапы ипотечного жилищного кредитования
- §21.10. Оформление договора ипотечного жилищного кредитования
- §21.11. Система обращения взыскания и реализации жилого помещения
- Словарь жилищных терминов
- Программа курса "Жилищное право"
- Примерный перечень тем дипломных и курсовых работ по курсу "Жилищное право"
- Примерный перечень вопросов к экзамену и зачету по курсу "Жилищное право"
- Рекомендуемая литература по курсу "Жилищное право"
- Список законов и иных нормативных правовых актов, утративших силу в связи с принятием нового Жилищного кодекса Российской Федерации: