logo search
TGP

2.3 Теории происхождения государства

Теологическая (Ф. Аквинский) концепция рассматривает государство как результат проявления божественной воли, практического воплощения власти бога на земле. Любая светская власть производна от власти церкви. Народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли, как продолжению воли божественной.

Суть патриархальной теории (Аристотель, Филмер, Михайловский) - в том, что государство — наилучшая форма человеческого общения в целях общего блага. Это своеобразная разросшаяся семья. Власть монарха — естественное продолжение власти отца (патриарха), который заботится о членах своей семьи и обеспечивает их послушание.

Представители патримониальной теории (Галлер) считают, что государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей.

По мнению авторов договорной теории (Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк), в процессе развития человечества естественные права одних людей входят в противоречие с правами других, нарушается порядок, возникает насилие. Для обеспечения нормальной жизни люди передают часть своих прав государству как органу, представляющему их общие интересы, заключая между собой общественный договор о создании государства. Государство обязуется обеспечить права человека. Если же условия договора нарушаются, то народ приобретает право на революцию.

Согласно теории насилия (Дюринг, Гумплович, Каутский), государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными. Для подавления порабощенного племени создавался государственный аппарат, принимались законы. Теория проповедовала культ насилия завоевания, эксплуатации, порабощения одних народов другими и была воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии.

Психологическая (Л.И. Петражицкий, Фрейд, Цицерон) теория возникновение государства объясняет свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться.

Органическая теория (Блюнчли, Г. Спенсер, Вормс, Прейс) основана на распространении законов биологии (теории Дарвина о естественном отборе) на социальные процессы. В соответствии с органической теорией человечество возникло как результат эволюции животного мира — от низшего к высшему. Дальнейшее развитие привело к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм — государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы — внешние (оборона, нападение).

Представителями материалистической (марксистской) теории были К.Маркс, Ф. Энгельс, В.И.Ленин. По этой теории государство – это результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения антагонистических классов и обострения борьбы между ними. Оно выступает средством господства одного класса над другим, машиной для подавления эксплуатируемых. С уничтожением классов отмирает и государство.

Гидравлическая теория объясняет процесс происхождения государства в странах Востока, где для проведения ирригационных работ сгонялись большие массы людей, для управления которыми создавались специальные органы.

Теория инцеста (К.Л. Стросс) объясняет происхождение государства необходимостью запрета инцеста – кровосмешения, являющегося исходным фактором для в выделении человека из мира природы и структурализации общества. Для обеспечения реализации запрета инцеста необходимо было применять суровые меры пресечения, которые осуществлялись специально созданными органами[kgl]