logo
TGP

8.3 Субъекты политической системы

В политической системе действуют различные субъекты, объединяю­щие людей.

Политическая партия - это формализованная политическая организация, выражающая интересы определенных классов, социальных слоев или групп, объединяющая наиболее активных их представителей и ставящая своей зада­чей завоевание государственной власти для реа­лизации своей политической программы, социальных, экономических, поли­тических преобразований, достижение неких целей и идеалов, основанная на строгом членстве, имеющая четкую структуру и территориальный масштаб деятельности.

Классификация партий может осуществляться по разным критериям.

1) По социальному назначению и целям деятельности:

- классовые - представляющие интересы различных социальных групп, различающихся по своему месту в структуре производственных отношений (крестьянские, рабочие, предпринимательские);

- государственно-патриотические – ориентирующиеся на мобилизацию представителей все социальных слоев и групп на обеспечение целостности и стабильности государства. Такие партии появляются в исторические моменты, когда возникает реальная угроза жизнеспособности общества и государства, сохраняют свое влияние в пределах существования этой угрозы;

- формирующиеся вокруг популярной политической фигуры и действующие как группы его поддержки;

- национальные, религиозные, выражающие интересы той или иной национальной, этнической или конфессиональной группы;

- проблемные – вызванные решением какой-либо актуальной социальной проблемы (экологические).

2) По способам завоевания власти:

- парламентские партии – ставящие завоевания власти путем участия в парламентской деятельности;

- революционные – ставящие целью насильственный захват власти и насильственные преобразования общества (партия большевиков).

3) По участию в делах государства:

- правящие партии, которые получили власть и осуществляют ее (составляют большинство в парламенте, представлены в исполнительных структурах);

- оппозиционные – не представленные в парламенте и других органах, либо составляющие там меньшинство, стоящие в оппозиции к официальной власти.

4) По отношению к налоговому вопросу:

- консервативные партии (правые), выступающие за низкие ставки налогов, что позволяет работодателям повышать зарплату своим работникам и улучшать их уровень жизни;

- социал-демократические, социалистические, коммунистические партии (левые), выступающие за высокие налоговые ставки, что позволяет государству осуществлять социальные программы и помогать бедным;

- либерально-демократические (центристские) партии, выступают за умеренные налоговые ставки, что выгодно и государству, и хозяйствующим субъектам.

5) По правовой основе деятельности:

- легальные партии, зарегистрированные государством и осуществляющие свою деятельность законным путем;

- нелегальные партии, незарегистрированные, действующие незаконно.

Субъектами политической системы выступают политические, национальные движения - менее формализованные общественные образования. Они, как правило, не имеют строго членства, структура их размыта: у них есть региональные отделения, от их имени выступают лишь руководя­щие органы (оргкомитеты, президиумы). Но нередко такие движения потом перерастают в политические партии.

Не менее сложные в рамках политической системы су­ществуют и отношения государства с профсоюзными и другими об­щественными организациями. Первоначально профсоюзы появились в качестве организаций, выра­жающих и защищающих определенные корпоративные интересы (ремеслен­ников). В настоящее время защита трудовых и пр. социальных интересов различных групп населения (трудящихся) продолжает оставаться в качестве их главного назначения. Вместе с тем, они превратились в мощную экономиче­скую и политическую силу, способную оказывать существенное влияние на процесс управления обществом.

В истории политических систем особняком стоит вопрос о соотношении государства и церкви. История знает теократиче­ские и светские государства, воинственно-атеистические и конфес­сионально-плюралистические, соответственно и разные политиче­ские системы.

Демократические политические системы исключили формально церковь из своего состава, произошло отделение государства от церкви. Этот принцип закреплялся конституционно, государство формально не вмешивается в дела церкви, а церковь, имея перед собой благо­родную цель нравственно-религиозного, духовного воспитания, не вмешивается в государ­ственную жизнь, в политику. В таком взаимоотношении реализуется принцип свободы совести, вероисповедальной свободы и автономии религии. В тоталитарных политических системах существует формальное невмешательство государства в дела церкви, но фактически - государственный контроль над ней, гонения на служителей культа, воинствующий атеизм. Верующие люди ограничиваются в правах. А в обществах, где господствуют некоторые религиозные системы, например ислам, религиозные организации оказывают воздействие на функционирование государ­ственных институтов, задают и определяют социальные цели и смыслы общественной, политической жизни, выступают фактически важным институтом политической системы.

Субъектом политической системы выступают СМИ. Их роль заключается в формировании политических взглядов у населения. Через средства массовой информации все другие субъекты пропагандируют свою идеологию, свои программы и задачи.

В системе институтов властеотношений выделяется особое зве­но, которым выступает государство. Его роль и место в это системе не отож­дествляется с ролью и местом, с одной стороны, правящей партии, а с другой - иных звеньев этой системы.