4.3 Основные исторические типы государства
«Восточный» тип государства был первым в истории человеческой цивилизации. Первые государства возникли в зонах поливного земледелия около 4—5 тыс. лет назад (Египет, индийские, китайские государства). Строительство оросительных систем требовал сохранения общины: одна семья не могла обеспечить проведения объемных ирригационных работ. Поэтому там не появилась частная собственность на землю, не возникли классы — собственники средств производства. Восточные государства:
— основаны на государственной и общественной собственности на основные средства производства (землю), что определяет разделение общества по его положению в иерархической государственной системе;
— обладают мощным чиновничьим бюрократическим аппаратом, который является фактически собственником средств производства;
— государственный аппарат строго централизован, строится по образцу пирамиды, во главе его находится абсолютный монарх, олицетворяющий само государство и одновременно являющийся воплощением Бога на земле или верховным жрецом;
— правовые системы таких государств в большинстве неразвиты и име-ют «божественную основу», закреплены в религиозно-нравственных догмах и нередко поддерживаются традициями, «культом предков» и т. п.;
- подобные государства имеют застойный характер, очень медленно изменяются в ходе исторического развития.
Рабовладельческое государство. Первые рабовладельческие государства европейского типа возникли в IX — VIII вв. С распадом общины возникла частная собственность на землю. Произошел распад общества на антагонистические классы. Экономическую основу данного общества составляла частная собственность рабовладельцев на средства производства и рабов. Рабы были полностью бесправны. Основным способом установления рабства был захват мирных жителей чужих территорий, продажа свободных граждан в рабство за долги. Власть монопольно принадлежала господствующему классу.
Основные функции рабовладельческого государства: создание и поддержание условий для эксплуатации рабов и свободных неимущих граждан; охрана рабовладельческой собственности; подавление сопротивления рабов и других угнетенных масс; захват чужих территорий, порабощение других народов; оборона страны от внешних врагов и др.
Феодальные государства возникли в Европе в VI—IX вв. до н.э. Экономическую основу феодального общества составляла частная собственность феодалов на землю. Крестьяне имели мелкое единоличное хозяйство на земле феодала и за это должны были отдавать ему часть урожая и безвозмездно работать на него (оброк и барщина).либо выплачивать денежную ренту. Постепенно крестьяне прикреплялись к земле и не могли покинуть свое хозяйство, становились крепостными. Социальное неравенство закреплялось законом. Государственная власть безраздельно принадлежала феодалам.
Функции государства заключались в удержании крепостных крестьян в полной зависимости и подчинении классу феодалов; в закреплении и охране феодальной собственности на землю и другие средства производства; в идеологической обработке и духовном подавлении трудящихся масс; в создании благоприятных условий для осуществления господства и эксплуатации крестьян и ремесленников.
Буржуазные государства возникли в Европе и Северной Америке 200—300 лет назад. Капиталистический способ производства требовал работника, свободно продающего свой труд. Поэтому буржуазия шла к власти под лозунгом «Свобода, равенство и братство». Во французской Декларации прав человека и гражданина провозглашалось равенство прав человека. Сословное неравенство, повсеместно существовавшее до этого, заменилось неравенством социальным, поскольку одни владели средствами производства, а другие, лишенные их, должны были продавать свою рабочую силу.
В своем развитии буржуазное общество прошло ряд стадий, менялось и государство. В современном мире за счет все усиливающегося акционирования постепенно сокращается доля «чистой» частной собственности, т.е. меняется экономическая основа общества. Большинство рабочих образуют вместе с другими слоями общества «средний» класс. Хотя государственная власть находится в руках класса буржуазии, повышается влияние на нее остальной части общества, поскольку всеобщее избирательное право дает возможность отдать предпочтение той или иной политической партии, тому или иному политическому деятелю. Это усиливает борьбу за голоса избирателей, приводит к дальнейшим уступкам народу, как в политическом, так и в экономическом плане. Все большее значение приобретают право и законность: идет определенное продвижение к реальному формированию социального и правового государства. Государство стало активно вмешиваться в экономику путем планирования, размещения государственных заказов, кредитования и т.д.
Основу социалистического государства составила общенародная (государственная) собственность на средства производства. Частная собственность отрицалась. Появление социалистического государства связывалось с осуществлением социальной революции, возглавляемой рабочим классом, со сломом старой государственной машины, установлением диктатуры пролетариата. Предполагалось, что это приведет к росту народного благосостояния, культуры, сделают всех трудящихся активными строителями новой жизни. Государство, которое не будет угнетать большинство в интересах меньшинства, перестанет быть собственно государством, отомрет, будет заменено органами народного самоуправления. Большинство этих прогнозов на практике не подтвердилось.
Переходное государство - государство, возникающая в результате национально-освободительной борьбы зависимых народов и опирающееся на разнотипные производственные отношения. В дальнейшем, по мере преобладания господствующей формы собственности, подобные государства должны примкнуть к определенному историческому типу государства, капиталистическому или социалистическому. Концепцию переходного государства разработал В. И. Ленин. Он сделал вывод о возможности перехода отдельных стран к социализму, минуя капиталистическую стадию. Эти страны, опираясь на поддержку мирового социализма, могут осуществить переход к социализму, «перешагнув» традиционные этапы общественного развития. Основные черты: 1) обычно возникает в результате социальных потрясений: революций, войн, неудавшихся реформ; 2) содержит в себе несколько вариантов дальнейшего развития; 3) многоукладность экономики при преобладании примитивных форм собственности — экономическая основа данных государств; резкое изменение сложившихся экономических связей, временное расстройство экономики; падение уровня жизни населения; 4) временное ослабление социальных и политических основ государства в силу происходящей переоценки социально-политических ценностей; 5) доминирование в системе государственной власти исполнительной власти, ослабление законодательной и судебной власти; органическое сочетание в государственном механизме старого и нового; 6) повышение роли субъективных факторов в развитии государства и права; 7) периодическая смена государственных форм и режимов в этот период. [kgl]
- 1.1 Предмет теории государства и права
- 1.2 Функции теории государства и права
- 1.3 Место теории государства и права в системе социальных и юридических наук
- 1.4 Методы теории государства и права
- [Gl]Тема 2. Происхождение государства [:]
- 2.1 Общая характеристика экономики, структуры и власти первобытного общества
- 2.2 Возникновение государства
- 2.3 Теории происхождения государства
- [Gl]Тема 3. Понятие и сущность государства [:]
- 3.1 Государственная власть как особая разновидность социальной власти
- 3.2 Понятие и признаки государства
- [Gl]Тема 4. Типология государств [:]
- 4.1 Понятие типа государства и значение типологии государств
- 4.2 «Формационный» и «цивилизационный» подход к типологии государств
- 4.3 Основные исторические типы государства
- [Gl] Тема 5. Функции государства [:]
- 5.1 Понятие и признаки функций государства
- 5.2 Классификация функций государства
- 5.3 Основные внутренние функции государства
- 5.4 Основные внешние функции государства
- 5.5 Формы осуществления функций государства
- [Gl]Тема 6. Форма государства [:]
- 6.1 Понятие и структура формы государства
- 6.2 Форма правления государства: понятие и виды
- 6.3 Форма государственного устройства: понятие и виды
- 6.4 Государственный (политический) режим: понятие и виды
- [Gl] Тема 7. Механизм государства [:]
- 7.1 Понятие механизма государства и его структура
- 7.2 Понятие, признаки и виды государственных органов
- 7.3 Принципы организации и деятельности механизма государства
- [Gl] тема 8. Политическая система [:]
- 8.1 Понятие и структура политической системы
- 8.2 Функции и типы политической системы
- 8.3 Субъекты политической системы
- 8.4 Государство в политической системе общества. Нормативная основа политической системы
- [Gl] тема 9. Государство и гражданское общество [:]
- 9.1 Понятие, признаки и этапы становления гражданского общества
- 9.2 Институты гражданского общества
- 9.3 Гражданское общество, государство и право
- [Gl] Тема 10. Правовое государство [:]
- 10.1 Становление и развитие идеи правового государства в истории политико-правовой мысли
- 10.2 Понятие и признаки правового государства
- [Gl] Тема 11. Возникновение права [:]
- 11.1 Причины возникновения права
- 11.2 Основные теории происхождения права
- [Gl] Тема 12. Понятие, принципы и функции права [:]
- 12.1 Понятие, сущность и признаки права
- 12.2 Принципы права
- 12.3 Функции права
- 12.4 Право, экономика и политика
- 12.5 Ценность права
- [Gl] Тема 13. Право в системе социальных норм [:]
- 13.1 Понятие и виды социальных норм
- 13.2 Право и технические нормы
- 13.3 Соотношение права и других социальных норм
- [Gl] Тема 14. Правовые системы [:]
- 14.1 Право и правовая система
- 14.2 Исторические типы права
- 14.3 Классификация правовых систем
- 14.4 Романо-германская правовая семья
- 14.5 Семья общего права
- 14.6 Социалистическая правовая семья
- 14.7 Религиозная правовая семья
- 14.8 Обычно-традиционная семья