logo
TGP

10.1 Становление и развитие идеи правового государства в истории политико-правовой мысли

Проблемы правового государства всегда волновали прогрессивных людей всех времен и народов. Зачатки теории правового государства в виде идей гуманизма, демократизма, установления и сохранения свободы, господства права и закона прослеживаются еще в трудах мыслителей-философов, историков, юристов Древней Греции, Рима , Китая и др.

Тирания, неизбежно приходящая, по мнению Платона, на смену демократии, есть наихудший вид устройства, где царят беззаконие, произвол и насилие. 'Только там, «где закон - владыка над правителями, а они – его рабы», он усматривал спасение государства.

По Аристотелю государственная власть, признающая право и одновременно ограниченная им, считается справедливой государственностью. Он считает, что там, где отсутствует «власть закона», нет места и какой-либо форме государственного строя.

Государство, по мнению Цицерона, с точки зрения его соотношения с правом, есть не что иное как «общий правопорядок». В основу права он неизменно вкладывал присущие человеческой природе, разум и справедливость, исходил из того, что права человека не даруются и не устанавливаются кем-либо, а принадлежат ему по самой природе.

Гуманистические мотивы, идеи духовной свободы всех людей выражены в трактатах Сенеки. Все люди равны между собой в том смысле, что они являются «сотоварищами по рабству», одинаково находясь во власти судьбы.

Макиавелли предпринял попытку объяснить принципы политики, движущие силы развития политической жизни с тем, чтобы набросать контуры идеального государства. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности для каждого, отдавал предпочтение республике, в наибольшей мере отвечающей требованиям равенства и свободы. Боден определяет государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.

Гроций был первым теоретиком школы «естественного права». Согласно его теории, существует право естественное и волеустановленное. Источником естественного права является человеческий разум. Волеустановленное право, исходящее от государства, должно всецело соответствовать принципам естественного права. Цель государства - охрана частной собственности, обеспечение каждому человеку свободное пользование своим достоянием. Источником государства является общественный договор, при создании государства народ может избрать любую форму правления.

Спиноза дал теоретическое обоснование демократического государства, которое, будучи, связано законами, обеспечивает действительные права и свободы человека. Гоббс обосновал формальное равенство людей перед законом, незыблемость договоров, отстаивал понимание свободы человека как права делать все то, что не запрещено законом.

Согласно учению Локка, государство создается для охраны естественных прав человека, устанавливает законы для устройства и учреждения собственности, использует общественные силы для исполнения этих законов и для защиты от внешних нападений. Монтескье установление правовой государственности объяснял необходимостью политической свободы в гражданском обществе, которая заключается в безопасности граждан государства. Для предотвращения злоупотреблений властью необходимо строгое соблюдение законов всеми.

Джефферсон, автор «Декларации независимости Соединенных Штатов Америки», практически воплощает идеи правового государства на американском континенте. Он подверг критике монархическую форму правления, отстаивал принцип народного суверенитета, провозгласил неотчуждаемость прав человека.

Кант обосновал и детально разработал философскую доктрину правового государства. Важнейшим принципом права он считал прерогативу народа требовать своего участия в установлении правопорядка путем принятия конституции, выражающей его волю. Верховенство народа обусловливает свободу, равенство граждан, государство выступает как «объединение множества людей, подчиненных правовым законам. Возможность правовой организации Кант непосредственно связывает с идеей разделения властей.

Государство, по Гегелю, это наиболее совершенная организация общественной жизни, строящаяся на правовой основе, представляющая царство реализованной свободы.