logo search
ОУИС - УМК / Теория / Теория

Информация

Не менее сложным, чем интеллект, является понятие информации. Несмотря на то, что Закон Республики Беларусь «Об информатизации» определяет ее как «...сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах» (ст. 1), современные представления об информации выходят далеко за рамки понимания информации как сведений о чем-то или о ком-то.

Информация, (от латинского informatio - разъяснение, осведомление, изложение) понимается как отражение реального мира с помощью сообщений, а сообщение - как форма представления информации, например, в виде текста, с помощью которого информация передается от источника информации к ее получателю. Информация не является ни материей, ни энергией. Это третья фундаментальная категория, изменившая представления о картине мира. Информация не зависит от способа ее передачи, системы запоминания и хранения в силу нематериальности ее природы.

B течение последних десятилетий в философии конкурируют две противостоящие друг другу концепции информации. Одна из них рассматривает информацию как свойство всех материальных объектов, или атрибут материи (атрибутивная концепция), другая - как функцию только самоорганизующихся систем (функциональная концепция). Обе концепции можно считать двумя частями одной и той же концепции, рассматривая информацию, с одной стороны, как свойство материального объекта, независимое от способа его использования, а с другой - как использование этого свойства в динамике информационных процессов самоорганизующихся, в том числе живых, систем.

«Встав в один ряд с таким фундаментальными категориями, как материя и энергия, информация превратилась в необычайно широкое понятие и продолжает раскрываться все шире и глубже. В зависимости от области исследований информация имеет множество определений:

10 Новейший философский словарь / сост. А.А. Грицанов. Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. С; 275.

Важным свойством информации является уменьшение степени неопределенности, неполноты знаний об объектах и явлениях окружающей среды, изменяющее наши представления о них.

В контексте рассматриваемой нами проблемы результативности интеллектуальной деятельности человека мы будем рассматривать информацию как содержание сообщений, получаемых человеком в процессе изучения явлений внешнего мира (по Винеру), в результате которого устраняется неопределенность мышления (по Шеннону) и продуцируется новое знание, которое, в свою очередь, преобразуется в информацию в результате перевода идеального мысленного образа, сохраняющегося в мозгу человека, в объективную форму (устную, письменную и др.).

Мозг человека является, несомненно, самой сложной и совершенной системой обработки информации из всех известных. Объем информации, перерабатываемой ежедневно человеческим мозгом, эквивалентен 1024 бит с учетом как осознанных, так и бессознательных информационных процессов человеческого организма. Если принять во внимание, что общая сумма информации, собранной во всех библиотеках мира, оценивается в 1018 бит, то общий объем перерабатываемой человеческим мозгом информации в течение одного дня в миллион раз больше суммы человеческих знаний, накопленных за всю историю человечества. Любопытно отметить, что статистическая плотность информации в молекулах ДНК равна 1,88 х 1021 бит/см3, тогда как плотность хранения информации современного мегачипа составляет 4,2 х 107 бит/см3 или в 4,5х1013 раз меньше, чем у молекулы ДНК. Если бы удалось записать всю информацию, хранящуюся во всех библиотеках мира, объемом 1018 бит на носителе, допускающем такую же плотность записи информации, как молекула ДНК, для нее хватило бы одного процента объема булавочной головки. Если же вся эта информация была бы записана с помощью мегачипов, то высота их, сложенных в стопку, была бы больше расстояния от Земли до Луны. Другими словами, молекула ДНК эффективней лучших произведений человеческой мысли в 45 миллионов раз11.

11 Werner Gitt // Siemens Review. Nov/Dec 1989. Vol. 56. № 6.

Знание

Совершенно очевидно, что информация сама по себе имеет важное значение в процессах мышления, которые приводят к возникновению нового знания, выраженного в полученном автором результате интеллектуальной деятельности. Она является тем «топливом», без которого невозможно получение нового результата. Также очевидно, что конечной целью процесса творчества является получение не информации, как таковой, а нового знания.

В повседневном понимании знание - это «обладание какими-либо сведениями, осведомленность в какой-либо области... Сведения, познания в какой-либо области... Проверенный практикой результат познания действительности, ее верное отражение в сознании человека...»12.

12Словарь русского языка: в 4 т. /АН СССР, Ин-т рус. яз.; под ред. А.П. Евгеньевой. 2-е изд., испр. и доп. М.: Русский язык, 1981. Т. 1. С. 616.

В научном понимании знание - это селективная, упорядоченная, определенным способом полученная, в соответствии с какими-либо критериями оформленная информация, имеющая социальное значение и признаваемая в качестве именно знания определенными социальными субъектами и обществом в целом. Различают два типа знаний - повседневное и научное знание, а также структуры явного и неявного (латентного) знания.

Исключительно сложный и важный для практики вопрос о соотношении знания и информации является в настоящее время предметом исследований и споров философов. Одним из возможных толкований этого соотношения является понимание информации как превращенной формы знания. Согласно такому подходу информация - «это отчужденное от непосредственного владельца и обобществленное путем вербализации и закрепления на материальном носителе знание»13.

13 Интеллект, человек и компьютер: сб. ст. / отв. ред. И.С. Ладенко. Новосибирск: Ин-т интеллектуал, инноваций и проблем консультирования, 1994. С. 80.

Таким образом, знание есть полезная часть информации, воспринимаемая и усваиваемая человеком. Очевидным образом, носитель информации - книга, CD-ROM и т.п. - не может ничего «знать». Знание возникает в мозгу человека как результат обработки («превращения») информации. В свою очередь новое знание, генерированное мозгом человека, превращается в информацию путем отчуждения от его создателя и закрепления на материальном носителе. Переход знание - информация - новое знание лежит в основе продуцирования человеком результатов интеллектуальной деятельности, накопления и совершенствования знаний.

Заметим, что под «полезной частью информации» следует понимать те сведения, которые могут быть использованы данным человеком для выработки нового знания. Так, очень хорошая книга по педиатрии совершенно бесполезна для специалиста по металлургии. Равным образом педиатр, прочитавший эту книгу, вовсе необязательно станет автором статьи, содержащей новые знания в данной области, хотя и почерпнет для себя из нее кое-что полезное.

Новое знание относительно. То, что ново для одного субъекта (человека, организации, страны), может быть уже известно другому. Абсолютно новое знание возникает, как правило, на уровне открытия или изобретения, составляет содержание новых наук и научных направлений. Удельный вес нового знания в общем объеме информации весьма незначителен, а абсолютно нового знания - ничтожно мал.