5.3. Патентно-информационный поиск при проведении патентных исследований (тематический, именной, нумерационный и др.)
Особенности проведения патентных исследований на стадиях и этапах жизненного цикла продукции.
Патентные исследования включают статистические, содержательные, конъюнктурные.
Наука России в цифрах: 2005. Cтат. сб. - М.: ЦИСН, 2005.
Предлагаемый сборник продолжает серию статистических публикаций Центра исследований и статистики науки (ЦИСН) и адресован широкому кругу читателей. В нем приведены основные показатели состояния и уровня развития научного потенциала России за 1998-2004 гг. и ряд прогнозных показателей на 2005 г., результаты инновационной деятельности в промышленности и сфере услуг и сведения об использовании информационно-коммуникационных технологий в экономике России за 2002-2004 гг. В сборник включены данные по международным сопоставлениям. Представленная информация базируется на современных методологических подходах к статистике науки и полностью отвечает требованиям международных статистических стандартов. При подготовке сборника использованы материалы Росстата, Минобрнауки России, Роснауки, Роспатента, ВАК России, Статкомитета СНГ, ОЭСР и собственные методические разработки ЦИСН. Приведенные данные в ряде случаев уточняют ранее опубликованные.
Термином жизненный цикл (ЖЦ) принято отражать совокупность процессов и этапов развития организмов живой природы, технических систем, продуктов производства от моментов зарождения или появления потребности их создания и использования до прекращения функционирования или применения. Это соответствует всеобщему закону развития любых изделий, событий или процессов между их началом и концом, которые определяют цикл их создания, существования и применения.
Все виды продукции, технологии и услуг имеют определенный жизненный цикл. Различают жизненный цикл продукции, отдельной компании и даже в целом целой отрасли, который, по сути, является суммарной величиной жизненных циклов соответствующей группы продукции-аналогов по физическим характеристикам или потребительскому назначению.
Жизненный цикл продукции (ЖЦП) — все этапы «жизни» продукции:
дизайнерская задумка,
конструкторская и технологическая подготовка производства,
изготовление,
обслуживание,
утилизация и т. п.
Типовая модель процессов жизненного цикла сложной системы начинается с концепции идеи системы или потребности в ней, охватывает проектирование, разработку, применение и сопровождение системы, и заканчивается снятием системы с эксплуатации. В основном, применяется по отношению к сложной наукоемкой продукции высокотехнологичных предприятий.
Модель жизненного цикла системы обычно разделяют на последовательные периоды реализации — стадии или этапы. Каждый подобный период включает основные реализуемые в нем процессы, работы и задачи, при завершении которых может потребоваться переход к следующему периоду реализации.
Общую модель жизненного цикла сложной системы обычно разделяют на следующие основные этапы с последующей адаптацией каждого из них в модели жизненного цикла конкретной системы:
определение потребностей;
исследование и описание основных концепций;
проектирование и разработка;
испытания системы;
создание и производство;
распространение и продажа;
эксплуатация;
сопровождение и мониторинг;
снятие с эксплуатации (утилизация).
Жизненный цикл продукции.
Гипотетический жизненный цикл продукции приведен на рис. 5.1.
Рис. 5.1. Жизненный цикл продукции.
Особенности проведения патентных исследований на стадиях и этапах жизненного цикла продукции.
Характеристики стадий и соответствующие действия предприятия приведены под каждой из стадий в табл. 5.1, 5.2.
Задачи службы маркетинга на каждой стадии жизненного цикла продукции должны быть направлены на максимальное приспособление своей деятельности к изменениям рыночной ситуации.
На начальной стадии жизненного цикла новой продукции потенциальным Потребителям “первопроходцам” необходимо объяснять, какую пользу им может принести новая идея, воплощенная в продукции и какую его потребность она может удовлетворить наилучшим способом.
На промежуточной и заключительных стадиях жизненного цикла вся деятельность службы должна быть направлена на “подавление” конкурирующих марок продукции. Главный упор должен делаться на преимуществах продукции предприятия относительно конкурирующей. Необходимо сделать всё, чтобы как можно дольше удерживать существующий объём продаж и завоеванную долю рынка.
Табл. 5.1
Табл. 5.2
На заключительных этапах жизненного цикла продукции внимание Потребителей “аутсайдеров” надо сконцентрировать на тех потерях, которые они смогут понести, если они не изменят свою точку зрения и не приобретут данную продукцию.
- Содержание
- 1. Интеллектуальная собственность.
- 1.1. Роль и место интеллектуальной собственности в развитии общества.
- 1.1.1. Определение понятий
- Интеллектуальная собственность
- Объект интеллектуальной собственности
- Интеллект
- Информация
- Собственность
- Управление
- 1.1.2. Ресурсы человечества.
- 1.1.3. Влияние интеллекта на развитие экономики и общества
- 1.2. Интеллектуальная собственность.
- 1.3. Авторское право и смежные права.
- 1.4. Промышленная собственность.
- 1.5. Законодательство в области интеллектуальной собственности.
- 1.6. Цели и задачи управления интеллектуальной собственностью.
- 2. Авторское право и смежные права
- 1. Произведения
- 2. Производные произведения
- 3. Компьютерные программы (все виды программ)
- 2.2. Ограничения имущественных прав
- 2.3. Срок действия авторского права
- 2.2. Служебные объекты авторского права.
- 2.3. Субъекты авторского права и смежных прав.
- 2.4. Принципы и условия возникновения, реализации и защиты авторских и смежных прав.
- 2.5. Управление имущественными правами авторов и обладателей смежных прав на коллективной основе.
- 2.6. Авторский договор
- 3. Промышленная собственность
- 3.2. Служебные объекты промышленной собственности.
- 3.3. Субъекты права промышленной собственности.
- 3.4. Система выдачи охранных документов.
- 3.5. Условия патентоспособности объектов промышленной собственности.
- 4. Патентная информация
- 4.1. . Патентная информация, ее видовой состав и особенности.
- 4.2. Стандартизация в патентной документации.
- 4.3. Официальные издания патентных ведомств. Структура официальных бюллетеней и описания изобретений к патентам.
- 4.4. Электронные патентно-информационные ресурсы и базы данных.
- 13/04 Реакций с отдельным резервуаром
- 13/14 Корпус которого разбивается шпеньком
- 4.6. Справочно-поисковый аппарат.
- 4.7. Использование патентной информации. Патентно-информационное обеспечение.
- 5. Патентные исследования
- 5.1. Исследование технического уровня и тенденций развития объектов техники, их патентоспособности, патентной чистоты, конкурентоспособности на основе патентной и другой информации.
- I. Исследование технического уровня и тенденций развития объектов техники.
- II. Оценка патентоспособности новых технических решений.
- III. Проверка патентной чистоты объектов техники.
- IV. Анализ конкурентоспособности объектов техники.
- 5.2. Особенности проведения патентных исследований (статистических, содержательных, конъюнктурных) на стадиях и этапах жизненного цикла продукции.
- 5.3. Патентно-информационный поиск при проведении патентных исследований (тематический, именной, нумерационный и др.)
- Патентно-информационный поиск при проведении патентных исследований.
- 6. Введение объектов интеллектуальной собственности в гражданский оборот
- 6.1.1. Основные способы введения объектов интеллектуальной собственности (оис) в гражданский оборот
- 6.1.1.1. Использование оис владельцем при изготовлении, продаже продукта, изделия.
- 6.1.1.2. Передача прав на использование по лицензионным договорам.
- 6.1.1.3. Формирование уставного капитала юридического лица, уступка прав.
- 6.1.2. Необходимые условия для введения объектов интеллектуальной собственности в гражданский оборот и их коммерческого использования.
- 6.2. Введение объектов интеллектуальной собственности в гражданский оборот. Методы оценки стоимости объектов интеллектуальной собственности (затратный, доходный, рыночный).
- 6.2.1. Методы оценки стоимости объектов интеллектуальной собственности (затратный, доходный, рыночный).
- 6.2.2. Методы оценки стоимости объектов интеллектуальной собственности (затратный)
- 6.2.3. Методы оценки стоимости объектов интеллектуальной собственности (доходный)
- 6.2.4. Методы оценки стоимости объектов интеллектуальной собственности (рыночный)
- 6.2.5. Метод восстановительной стоимости
- 6.2.6. Учет изменения стоимости во времени
- 6.3. Постановка объектов интеллектуальной собственности на бухгалтерский учет в качестве нематериальных активов.
- 6.4. Учет, налогообложение и экономический анализ объектов интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов организации.
- 7. Коммерческое использование объектов интеллектуальной собственности
- 7.1. Основные формы передачи прав на объекты интеллектуальной собственности.
- 7.2. Классификация договоров, их структура и содержание.
- 7.3. Лицензионный договор.
- 7.3. Виды лицензий.
- 7.4. Организация работ по продаже лицензий.
- 7.5. Договор уступки.
- 7.6. Государственная регистрация договоров.
- 8. Защита прав авторов и правообладателей
- 8.1. Разрешение споров в области интеллектуальной собственности.
- 8.2. Досудебное урегулирование споров по вопросам охраноспособности объектов промышленной собственности в патентном органе.
- 8.3. Нарушения прав интеллектуальной собственности.
- 8.4. Гражданско-правовые способы защиты прав авторов и правообладателей.
- 8.5. Административная и уголовная ответственность за нарушение авторских, смежных и патентных прав.
- 8.6. Судебный порядок рассмотрения споров в области интеллектуальной собственности.
- 8.7. Какие органы и организации могут проверять соблюдение авторских прав
- 9.1. Государственное управление интеллектуальной собственностью
- 9.1.1. Система государственного управления интеллектуальной собственностью в Республике Беларусь.
- 9.1.2. Патентное ведомство.
- 9.1.3. Патентные службы.
- 9.1.4. Патентные поверенные.
- 9.1.5. Патентные пошлины.
- 9.1.6. Зарубежное патентование.
- 9.2.1. Многосторонние договоры в рамках воис.
- 9.2.2. Многосторонние договоры в рамках Содружества независимых государств.
- 9.2.3. Двусторонние межправительственные договоры.
- 9.2.4. Двусторонние межведомственные договоры
- 9.2.5. Двусторонние договоры межведомственного характера по обмену документацией (информацией) в области охраны интеллектуальной собственности).
- 9.2.6. Государственное стимулирование организаций и предприятий, создающих и использующих объекты интеллектуальной собственности.
- 9.2.7. Стимулирование авторов и лиц, содействующих созданию объектов интеллектуальной собственности в порядке выполнения служебного задания.
- 9.2.8. Рационализаторская деятельность на предприятиях и в организациях.
- Литература
- Перечень нормативных правовых актов Международные договоры