logo
ОУИС - УМК / Теория / Теория

Интеллект

В настоящее время в литературе отсутствует единое определение «интеллекта». Более того, признается существова­ние трех видов интеллекта: биологического, социального и психометрического. Биологический интеллект обусловлен генетикой, создается в момент зачатия и служит физиологической основой познавательного поведения человека, тогда как социальный представляет собой результат взаимодействия человека с окружающей его средой. Единицей измерения биологического и социального интеллекта служит психометрический интеллект, измеряемый тестами на интеллект4.

4 Лобанов АЛ., Коптева СЛ. Актуальные проблемы психологии интеллекта: учеб.-метод. пособие: в 2 ч. Мн.: НЕССИ, 2000. Ч. 1. С. 4.

Из множества определений и толкований понятия «интеллект» остановимся на нескольких, наиболее полно раскрывающих содержание феномена мыслительной деятельности homo sapiens -человека разумного.

Философский энциклопедический словарь дает следующее определение: «Интеллект (от лат. intellectus - понимание, разум, ум, рассудок) - способность мышления, рационального познания, в отличие от таких, например, душевных способностей, как чувство, воля, интуиция, воображение и т.п.

Термин «интеллект» представляет собой латинский перевод древнегреческого понятия «нус» (ум) и по своему смыслу тождествен ему...»5.

Другое определение интеллекта подчеркивает такие его свойства, как «особая функция психической деятельности организмов с высокоразвитым и сложно дифференцированным мозгом; способность получать, хранить, преобразовывать и выдавать информацию, вырабатывать новые знания, принимать рационально обоснованные решения, формулировать цели и контролировать деятельность по их достижению, оценивать ситуации, возникающие в окружающем мире»6.

5 Философский энциклопедический словарь / ред. кол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. 2-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1989. С. 215.

6 Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Политиздат, 1991. С. 470.

Два приведенных определения в совокупности позволяют оставить представление об интеллекте как об особом свойстве человеческого мозга, отличающего его от мозга животных искусственного интеллекта.

Психологи, изучающие интеллект особенности, строят различные его модели, выделяя такие его, как:

7 Гамезо М.В., Домашенко ИЛ. Атлас по психологии: информ. - метод. пособие к курсу «Психология человека». М.: Пед. о-во России, 1999. С. 172.

Уникальными особенностями человеческого мышления, отличающими его от искусственного интеллекта, являются:

«Интеллект очевиднее всего проявляется в легкости научения, способности быстро и легко приобретать новые знания и умения, в преодолении неожиданных препятствий, в способности найти выход из нестандартной ситуации, умении адаптироваться к сложной, меняющейся, незнакомой среде, в глубине понимания происходящего, в творчестве. Высший уровень развития интеллекта определяется по уровню развития мышления, рассматриваемого в единстве с другими познавательными процессами - восприятием, памятью, речью и т.п.»9. Таким образом, интеллект несводим ни к мышлению, ни к другим познавательным процессам - восприятию, памяти и т.п.

8 Лобанов АЛ., Коптева СМ. Актуальные проблемы психологии интеллекта: учеб. - метод. Пособие: в 2 ч. Мн.: НЕССИ, 2000. Ч. 1. С. 5—11.

9 Новейший философский словарь / сост. А.А. Грицанов. Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. С. 269.