logo
ОУИС - УМК / Теория / Теория

2.3. Субъекты авторского права и смежных прав.

Субъектом авторского права, как правило, является гражданин, творческим трудом которого создано произведение науки, литературы или искусства. Им может быть и гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста и душевнобольной. Так, авторские права детей, представленные на смотры или выставки детской или юношеской самодеятельности и т.д. защищаются авторским правом.

Но недееспособные, став субъектами авторского права, не имеют права самостоятельно совершать какие-либо сделки, связанные с использованием авторского права. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет могут самостоятельно осуществлять авторские права на свои произведения.

За авторами - гражданами РБ и их правопреемниками авторское право признается на все произведения независимо от места их обнародования или нахождения в какой-либо объективной форме.

Если произведение обнародовано либо не обнародовано, но существует на территории РБ в какой-либо объективной форме, то авторское право распространяется на такое произведение независимо от гражданства автора.

За гражданами других государств, обнародовавшими свои произведения за пределами РБ, авторское право признается в соответствии с международными договорами РБ.

Лицо, обозначенное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если отсутствует доказательство иного.

При обнародовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случаев, когда псевдоним автора не вызывает сомнения в его личности), издатель имя или наименование которого обозначено на произведении, при отсутствии доказательств иного, считается представителем автора и имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление.. Это положение действует до тех пор, пока автор не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.

Авторское право может принадлежать нескольким лицам - соавторам. Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц, принадлежит соавторам совместно, независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Соавторство всегда является результатом соглашения о совместной работе. По крайней мере, между соавторами должно быть хотя бы устное или подразумеваемое соглашение о создании коллективного произведения.

Недействительным является соавторство, навязанное автору лицам, от которого так или иначе зависит использование произведения.

Оказание автору технической помощи соавтора не порождает. При соавторстве должно быть творческое участие лиц в создании произведения.

В юридической литературе выделяют два вида соавторства: нераздельное и раздельное.

Нераздельное соавторство возникает в отношении произведения, составляющего одно неразрывное целое. При нераздельном соавторстве выделить долю каждого автора в произведении невозможно, поэтому все соавторы пользуются неделимым авторским правом на всё произведение в целом и на каждую его часть.

Раздельное соавторство возникает на одно произведение, каждая часть которого выполнена самостоятельным автором, и долю каждого из них можно легко установить (соавторство композитора и либреттиста, соавторство на учебник группы авторов и т.д.). В этом случае наряду с совместным и неделимым правом всех соавторов на произведение в целом каждый из авторов сохраняет свое право на созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение. Например, можно требовать указания своего авторства в отношении этой части и самостоятельно распоряжаться ее использованием, поскольку такое осуществление возможно отдельно от других частей, если иное не предусмотрено соглашением между соавторами.

Отношения между соавторами могут быть определены их соглашением. При отсутствии такого соглашения авторское право на коллективное произведение осуществляется всеми соавторами совместно. Споры между соавторами разрешаются судом.

Субъектами авторского права после смерти автора становятся наследники. Наследование авторских прав может происходить как по закону, так и по завещанию. Особенности наследования авторских прав следующие.

Прежде всего, по наследству к наследникам переходят не все авторские права, а только их часть. В законе указывается, что по наследству не переходят право авторства, право на авторское имя и право на защиту репутации автора.

Однако и в отношении этих прав к наследникам переходят права на защиту названных прав от нарушений со стороны третьих лиц, если только автор не назначил для этих целей специальное лицо.

В отличие от прав на произведения самих авторов, которые носят пожизненный характер, авторские права наследников ограничены установленным законом сроком. Авторские права наследников действуют в течение 50 лет после смерти автора, считая с 1 января года, следующего за годом смерти.

Из этого общего правила есть ряд исключений: а) если произведение создано в соавторстве, то 50-летний срок исчисляется после смерти последнего из соавторов; б) если произведение впервые выпущено в свет после смерти автора, то авторское право действует в течение 50 лет после выпуска его в свет; в) если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, то произведение охраняется 50 лет после реабилитации; г) если автор воевал или работал во время Великой Отечественной войны, то срок охраны увеличивается на четыре года и т.д.

Важной особенностью наследования авторских прав является то, что авторские права переходят к наследнику в бездолевом порядке, как единое целое, не подлежащее ни выделу, ни разделу. Это означает, что распоряжаться перешедшими по наследству авторскими правами наследники должны совместно и по взаимному согласию, а в случае спора - по решению суда.

Помимо наследников авторские права могут переходить к иным правопреемникам. В их роли выступают издательства, театры киностудии и другие организации, занимающиеся использованием произведений. Они приобретают авторские права на основании заключенных с авторами и наследниками авторских договоров.

Становясь обладателями авторских прав, эти организации используют произведения и распоряжаются ими такими способами, которые предусмотрены конкретными авторскими договорами, и в установленных ими пределах.

1. Субъекты смежных прав:

- исполнители, производители фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания

2. Сфера действия смежных прав:

- Исполнители – граждане и не граждане РБ, исполнения которых:

имеют место на территории РБ, или включены в фонограммы,, или не записаны на стенограмму, но содержатся в передачах организаций эфирного или кабельного вещания, охраняемые в соответствии с Законом.

3. Права исполнителя: на имя; на защиту репутации; на использование исполнения в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования исполнения.

- передавать в эфир или сообщать для всеобщего сведения по кабелю исполнение; записывать ранее не записанное исполнение; воспроизводить запись исполнения; передавать в эфир или по кабелю запись исполнения; распространять оригинал или экземпляры исполнения, записанного на фонограмму; сдавать в прокат оригинал или экземпляры записанного на фонограмму исполнения; сообщать для всеобщего сведения исполнение, записанное на фонограмму, по проводам или средствами беспроволочной связи.

4. Права производителя фонограммы: на использование ее в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования фонограммы: воспроизводство; переработку; распространение; импортирование; сдача в прокат; доведение до всеобщего сведения.

5. Использование фонограммы, опубликованной в коммерческих целях:

6. Права организаций эфирного вещания.

7. Права организаций кабельного вещания.

8. Ограничения прав исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного или кабельного вещания.

Допускается воспроизведение фонограмм: для включения в обзор о текущих событиях отрывков из исполнения, фонограммы, передачи организации эфирного или кабельного вещания; исключительно в целях обучения или научного исследования; для цитирования в форме отрывков из исполнения.

9. Защита авторского права и смежных прав в установленном порядке в судебных и других органах в соответствии с их компетенцией.

10. Способы обеспечения исков по делам о нарушении авторского права и смежных прав через суд: определение о запрещении, о наложении ареста и изъятии.

11. Коллективное управление имущественными правами обладателей авторского права и смежных прав в случаях, когда их трудно практически осуществить в индивидуальном порядке, могут осуществлять организации, порядок создания и деятельности которых определяется законодательством РБ.

Передача имущественных прав. Авторский договор.

В первом случае авторский договор разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам.

Во втором случае пользователю разрешается использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и с другими лицами, получившими разрешение на использование этого произведения таким же способом. Права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное.

Наиболее распространенные виды авторского договора:

- изобретательский,

- постановочный,

- сценарный,

- художественного заказа,

- об использовании в промышленности неопубликованного произведения декоративно-прикладного искусства.