52. Цивилизационный подход к типологии государств.
Впервые данный подход был сформулирован и всесторонне обоснован русским мыслителем Н.Я. Данилевским. В дальнейшем он получил развитие в трудах немецкого философа О. Шпенглер, английского историка А. Тойнби и др. Э
Цивилизационный подход отказывается от абсолютизации экономических факторов и определяет тип государства через духовно-культурные факторы.
Подход базируется на утвердившимся еще в эпоху Просвещения понятии «цивилизация».
Цивилизация - это локальная общественная система, обладающая общностью культурных, нравственных, религиозных, пространственно-географических и ряда других характеристик.
Таким образом, в отличие от формационного подхода цивилизационная теория доказывает зависимость развития государства от культурно-духовных факторов, таких как стереотипы поведения, менталитет, нормы морали, религия и т. п.
Цивилизационный подход выделяет три важных принципа соотношения государства и духовно-культурной жизни общества.
1. Сущность государства определяется не только реально существующим соотношением сил, но также накопленными в ходе исторического процесса и передаваемыми в рамках культуры представлениями о мире, ценностями, образцами поведения. Рассматривая государство, необходимо учитывать не только социальные интересы и действующие силы, но и устойчивые, нормативные образцы поведения, весь исторический опыт прошлого.
2. Государственная власть как центральное явление мира политики может рассматриваться в то же время как часть мира культуры. Это позволяет избежать схематизации государства и особенно проводимой им политики как результата отвлеченной игры сил и, наоборот, раскрыть связь государственной власти и престижа, морали, ценностных ориентации, сложившегося мировоззрения, символики и т. д.
3. Разнородность культур - во времени и пространстве - позволяет понять, почему некоторые типы государств, соответствующие одним условиям, останавливались в своем развитии в других условиях. В сфере государственной жизни особое значение придается различиям, вытекающим из своеобразия национальных культур и черт национального характера.
Достоинства цивилизационной типологии:
1) определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях (ведь не случайно выделяют религиозный и национальный подходы к сущности государства);
2) в связи с расширением диапазона духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более заземленная (географически адресная) типология государств.
Недостатки:
1) недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны;
2) выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы, по сути дела (вольно или невольно), дали типологию не столько государства, сколько общества. Государство - только политическая часть общества, которая имеет свою природу и характеризуется собственными параметрами, не совпадающими с критериями общества как более широкого и объемного понятия.
В цивилизационном подходе выделяют локально-цивилизационный и стадиально-цивилизационный.
Стадиально-цивилизационный подход
Понятие цивилизации как состояние общества, воплощающее в себе его вершинные достижения, появилось ещё в античную эпоху, когда этим понятием пользовались для определения качественного отличия античного общества от варварского окружения.
Позднее, в эпоху Просвещения и в XIX в., понятие цивилизации стало рассматриваться как универсальная высшая стадия в историческом развитии всех человеческих обществ согласно утвердившейся в то время в науке трехзвенной периодизации мировой истории, предполагающей последовательную смену трех стадий: «дикости», «варварства», «цивилизации».
Концепция восходящего движения общества от одной стадии к другой означает поступательное наращивание им своих достижений в сфере хозяйства, социальной самоорганизации и духовной культуры. В этой связи необходимо кратко рассмотреть основные содержательные характеристики этих стадий, отражающих хозяйственную, социальную и духовную эволюцию общества.
Признаки стадии «дикости».
- Хозяйство присваивающего типа, основанное на занятиях, представляющих собой экстенсивное взаимодействие с природой: собирательстве и охоте.
- Социальная самоорганизация в виде небольших автономных общин (в несколько сот человек), имеющих кровно-родственную основу и жёсткую поло-возрастную стратификацию.
- Духовная культура, главными и высшими формами выражения которой являются ритуал и ранние формы религии (тотемизм фетишизм, магия, анимизм), что обусловлено господством мифологического мировоззрения и отсутствием индивидуального сознания.
Признаки стадии «варварства».
- Хозяйственный уклад общества характеризуется переходом от экстенсивного взаимодействия с природой к интенсивному, в связи с чем присваивающая хозяйственная деятельности (собирательство и охота) сочетаются с элементами зарождающегося производящего хозяйства, включающего в себя земледелие, скотоводство, ремесло и торговлю.
- Социальная самоорганизация характеризуется переходом от кровно-родственных к территориально-политическим основам, складыванием масштабных межплеменных объединений.
- Духовная культура характеризуется появлением патриархальных семейно-родовых культов предка, культа вождей, культа племенных богов и формированием на этой основе политеизма (язычества), появлением рисуночного письма (пиктография).
Признаки стадии цивилизации.
- Развитая хозяйственная система, разделения труда в виде выделения в самостоятельные специализированные, виды хозяйственной деятельности земледелия, скотоводства, ремесленного производства, торговли.
- Устойчивый институт государства
- Духовная культура, базирующаяся на развитой письменной традиции, календарном летоисчислении и индивидуальном сознании.
- Город как новый тип поселения, выполняющий функции центра экономической, политической и культурной жизни общества.
Период цивилизации делится на выделяют агарную, индустриальную и постиндустриальную стадии, или агарную, индустриальную и постиндустриальную цивилизации.
Признаки аграрной цивилизации:
- создание обществом основных богатств в сфере аграрного производства (земледелии, скотоводстве), которая охватывает большую часть населения;
- использование в ремесленном производстве простых орудий труда и технологий, основанных на ручном труде;
- преобладание натуральных форм хозяйства;
- эмпирическое познание, господство мифов и религий;
- сохранение господства коллективистского сознания и связанной с ним сословной и патриархальной социальной самоорганизации.
Признаки индустриальной цивилизации:
- создание обществом основной доли богатств в сфере промышленного производства, где сосредотачивается основная часть населения;
- использование в промышленном производстве машинной технологии и фабричной организации труда;
- превращение массового рыночного производства в основу экономической жизни;
- рациональное восприятие мира и применение научного знания, центральная роль научно-технической деятельности;
- переход от коллективистского к индивидуализированному сознанию, тенденция к стиранию наследственных социальных различий, традиционных сословных привилегий и установлению равных гражданских прав и всеобщего равенства перед законом.
Признаки постиндустриальной цивилизации:
- появление принципиально новых технологий – ядерных, информационных, космических; превращение производства и использования научно-технической и других видов информации в главный фактор общественного развития;
- замена массового стандартизованного производства системой индивидуального производства, в основе которого лежит умственный труд, основанный на информации и супертехнологиях;
- новая система ценностей, ориентированная на децентрализацию, независимость, многообразие, индивидуализм.
Локально-цивилизационный подход
Локально-цивилизационный подход связан с пониманием цивилизации как локальной культуры, или локального крупномасштабного общества с выраженной социокультурной спецификой.
1. Рассмотрим теорию Н.Я. Данилевского. С его точки зрения, всё человечество состоит из различных «культурно-исторических типов» (цивилизаций). История человечества - это история отдельных цивилизаций со своими взлётами и падениями. Не существует никакого «общечеловеческого прогресса» как непрерывного, поступательного, единого в своих основных чертах для всех народов процесса.
В основе каждого культурно-исторического типа лежат свои основополагающие «начала», то есть его психические характеристики, культура, религия, политический и экономический строй. При этом, данные «начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Взаимодействие цивилизаций возможно и полезно, но только при сохранении народами своих самобытных основ. У других культурно-исторических типов можно и нужно перенимать элементы, лежащие вне сферы самобытных «начал»: «выводы и методы положительной науки, технические приёмы и усовершенствования искусств» и т. п. Любое же заимствование у иных цивилизаций в сфере самобытного исказит, уничтожит свои «начала» и породит жалкую карикатуру на опыт чужого народа. К данным самобытным началам Данилевский относил и политическое устройство общества.
2. Основные принципы и подходы в изучении развития общества с цивилизационных позиций разработаны английским историком, философом Арнольдом Тойнби, который определял цивилизацию как относительно замкнутое и локальное состояние общества, характеризующееся общностью культурных, географических, религиозных, экономических, психологических и иных факторов. Тойнби связывал своеобразие цивилизаций прежде всего с особенностями культуры, отражёнными в образе мышления. Экономические и политические факторы он считал не очень существенными для характеристики цивилизации. На основе своего подхода Тойнби выделял двадцать одну цивилизацию. Внутри каждой цивилизации могут существовать несколько государств, обладающих схожими основными характеристиками.
Влияние духовно-культурных условий жизни на государство Тойнби раскрывал, активно используя исторический фактор. Он считал, что состояние государства определяется не только существующими в настоящем факторами, но и накопленными и передаваемыми из поколения в поколение духовными ценностями, нормативами поведениями, историческим опытом в разных сферах жизни. Помимо этого, Тойнби само государство, государственную власть считал частью культуры, а не просто важнейшим элементом политической системы. В результате раскрывается возможность характеристики государственной власти конкретного общества, анализа её связей со сложившимся менталитетом, духовными ценностями, моралью общества. Характеристика государственной власти становится богаче, она уже предстаёт не только результатом борьбы и взаимодействия классовых, иных групповых интересов и сил. Особое значение при анализе государства Тойнби придавал национальным особенностям народов.
Все цивилизации учёный делил на первичные и вторичные.
Государства в первичных цивилизациях обладали уникальными чертами, делавшими их непохожими на государства иных цивилизаций. В то же время все государства первичных цивилизаций характеризуются двумя основными особенностями: они входят составными частями в базис общества, играя определяющую роль в социально-экономической жизни общества; они характеризуются теснейшей связью с религией, образуя единый государственно-религиозный политический институт. К первичным цивилизациям А. Тойнби относил древнеегипетскую, шумерскую, японскую, ассиро-вавилонскую и др.
Государства вторичных цивилизаций уже не имеют такого универсального характера, они перестают быть частью социально-экономического базиса общества, характеризуются не столь тесной связью с религией как государства первичных цивилизаций. К вторичным цивилизациям относят западноевропейскую, восточноевропейскую, североамериканскую и др.
Позиция А. Тойнби подвергалась критике не только в отечественной, но и в западной литиратуре из-за отсутствия четких критериев (уровень экономического развития, этнические особенности, религия, мораль, особенности культуры) типологии государства. А. Тойнби полагал, что по типу цивилизации можно выделить соответствующие типы государств. Однако, типологию государств по цивилизационному подходу он не разработал. В то же время заслугой А. Тойнби является попытка сделать цивилизационный подход всеобъемлющим методологическим инструментом познания истории развития общества.
Таким образом, и Данилевский, и Тойнби связывали особенности государств с типами цивилизаций и не выделяли типы государств в зависимости от этапов исторического развития. Их подходы представляют собой, прежде всего, типологию обществ, а не государств.
- Теоретические основы науки.
- 2. Правоведение в системе современной науки. Его особенности и состав.
- 3. Общая характеристика, объект, предмет и структура тгп.
- 5. Тгп в системе юридических наук..
- Соотношение предмета тгп с предметами иных юридических наук История правовых и политических учений
- История государства и права
- Отраслевые юридические науки
- 4. Соотношение тгп с другими науками, изучающими государство и право
- 6.Функции тгп.
- 7. Понятие, признаки и структура юридической практики.
- 1. Прецедент толкования
- 8. Виды юридической практики.
- 2. В советской правовой системе отчетливо различаются следующие три вида юридической практики (названия условные):
- 9. Функции юридической практики.
- 10. Взаимодействие юридической науки и практики.
- 11. Понятие метода и методологии в научном познании.
- 1. По сфере применения
- 2. По стадии применения (по уровню познавательного процесса)
- 12. Всеобщие методы.
- 13. Общенаучные методы.
- 14.Специальные (частнонаучные) и частноправовые методы.
- 15. Общество: понятие, социальные институты
- Институты
- Социальные институты
- Основные социальные институты
- 16. Власть как способ управления совместной деятельностью людей: понятие, особенности, формы (разновидности)
- 17. Структура власти.
- 18. Виды власти.
- 3) С точки зрения ее социального уровня можно различать:
- 4) По отношению к политике
- 5) По способу организации
- 8) По широте распространения выделяются следующие виды власти:
- 9) По способам взаимодействия субъекта и объекта власти выделяют власть:
- 19. Понятие и свойства государственной власти.
- 20. Догосударственное общество
- 21.Предпосылки происхождения государства
- 22.Многоообразие теорий происхождения государства и права
- 23.Современная наука о происхождении теории государства и права
- Теория специализации
- Восточный (азиатский) путь возникновения государства
- Западный путь возникновения государства
- 24.Основные закономерности развития государства и права
- 25. Плюрализм в понимании и определении государства
- 26. Государство: понятие, признаки.
- 27.Сущность государства
- 28.Соц.Назначение госва
- 29. Понятие политики. Системный подход к анализу политической жизни.
- 30. Политическая система: понятие, элементы.
- 31. Место и роль государства в политической системе.
- 34. Понятие, значение и объективный характер функций государства. Их соотношение с задачами и целями.
- Соотношение с задачами и целями
- Алгоритм:
- 35. Виды функций
- 36. Формы осуществления функций
- 37. Методы осуществления функций государства
- 38. Функции Российского государства, их эволюция
- 39. Государственный аппарат: понятие, особенности.
- 40. Принципы организации аппарата современного государства.
- 41. Органы государства: понятие, признаки, виды.
- 42. Структура аппарата современного государства
- 3. Законодательные органы
- 4. Исполнительные органы
- 5. Судебные органы
- 43. Понятие и элементы формы государства.
- 44. Форма правления.
- 45. Форма государственного устройства.
- 1. По способу образования субъектов федерации делятся на:
- 2. По способу централизации федерации делятся на:
- 3. По положению субъектов федерации:
- 4. По наличию права выхода из федерации:
- 5. По способу образования:
- 46. Межгосударственные союзы.
- 47. Политический режим
- Политический и государственный режим: соотношение
- Демократический режим
- Тоталитарный режим
- Авторитарный режим
- 48. Соотношение элементов формы государства.
- 49. Форма современного российского государства
- 2 Точки зрения
- 50. Подходы к классификации государств.
- 3) В настоящее время в юридической и иной литературе доминируют два основных подхода к типологии государств: формационный и цивилизованный.
- 51. Формационный подход к типологии государства.
- 52. Цивилизационный подход к типологии государств.
- 53. Понятие гражданского общества.