2 Точки зрения
1. Некоторые учёные считают, что Россия является смешанной республикой, так как у Федерального собрания (Государственной Думы) имеются важные полномочия в отношении правительства.
Во-первых, Государственная Дума даёт согласие Президенту на назначение Председателя Правительства РФ (ст. 103,111).
Во-вторых, Государственная Дума утверждает разработанный Правительством федеральный бюджет, а также отчёт Правительства о его исполнении (ст. 114).
В-третьих, самое важное - Государственная Дума может выразить недоверие Правительству, в результате которого Правительство может быть отправлено в отставку (ст. 117).
2. Но есть и иная точка зрения, согласно которой Россия относится к президентским республикам, так как первые две особенности характерны для многих президентских республик. Например, в США Сенат даёт согласие на назначение всех глав исполнительных департаментов, но это не делает США смешанной республикой. Относительно третьего фактора, следует учитывать, что в этом случае Президент решает, отправлять ли Правительство в отставку. В случае если Государственная Дума в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу (ст.117).
Кроме того, Президент в соответствии со ст. 111 после трёхкратного отклонения представленных им кандидатур Председателя РФ Государственной Думой назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.
В связи с этим полномочия российского парламента в отношении правительства являются ограниченными и фактически не выходят за рамки, обычно устанавливаемые в президентских республиках, каковой и является Россия.
Форма государственного устройства.
Статья 1 Конституции России закрепляет федеративную форму её устройства. Российская Федерация состоит из 83 субъектов.
Основы конституционного строя в области государственного устройства Российской Федерации закреплены в статье 5 Конституции:
1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.
2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.
3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
Конституция устанавливает, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти и между собой все субъекты равноправны.
В то же время нормы самой Конституции РФ закрепляет определённое неравенство.
Во-первых, республики имеют статус государства, тогда как другие субъекты - лишь государственные образования.
Во-вторых, в республиках принимаются конституции, а в других субъектах - уставы.
В-третьих, республики вправе устанавливать свои государственные языки (наряду с русским).
В-четвёртых, ст. 11 Конституции устанавливает, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и её субъектов может осуществляться, в том числе, и договорами, а это означает возможность нарушения равноправия.
В силу изложенного многие характеризуют Россию как ассиметричную федерацию.
Федерация в России действует на основе ряда принципов: государственная целостность Российской Федерации, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти её субъектов, равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации (ст.5).
Важнейшее значение имеет принцип разграничения предметов ведения. В ведении Российской Федерации находятся наиболее важные вопросы, которые обеспечивают единство, целостность, суверенность России (ст.71). Выделяется также сфера совместного ведения Российской Федерации и её субъектов, в которой приоритет также отдан федерации в целом, её государственным органам (ст. 72). Субъекты федерации наделены сферой ведения по остаточному принципу (ст. 73). Акты субъектов федерации не могут противоречить федеральным актам, принятым по двум первым сферам, и, напротив, акты субъектов Российской Федерации, принятые в пределах ведения субъектов, имеют приоритет перед федеральными актами.
Конституционно-правовой статус России характеризуется тем, что она является суверенным государством, имеет свою Конституцию, единую правовую систему, обладает территориальным единством, общими для всей Федерации органами государственной власти, единым гражданством, единым экономическим пространством, единой денежной единицей, собственностью и т.д.
Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации характеризуется тем, что они обладают своей территорией, входящей в территорию Российской Федерации; имеют право самостоятельно устанавливать систему органов государственной власти на своей территории; формируют собственную систему законодательства, включающую принятые в пределах своего ведения законы и подзаконные акты; характеризуются собственным предметом ведения.
Политический режим.
Две точки зрения
1.Демократический
Политический режим современного российского государства характеризуется переходом от тоталитарного прошлого к демократическим институтам. На сегодняшний день существует достаточно развитая правовая основа, позволяющая характеризовать Россию как демократическое государство.
В самом начале Конституции, в ст. 1 указывается, что Россия есть демократическое государство. Российское государство как демократическое характеризует, прежде всего, выборность высшего представительного органа государственной власти, осуществляющего законодательную власть в стране, а также выборность всей системы представительных законодательных органов власть. Выборы осуществляются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Кроме того, в России, как и в других демократических государствах, осуществляется разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Как демократическое государство Россию характеризует отсутствие официальной обязательной для всех идеологии. Конституция закрепляет положение о том, что в России признаётся идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Для демократического государства характерно наличие в обществе множества создаваемых населением организаций. Наиболее распространённым политическим институтом в России являются общественное объединение - добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Все они, как это уже вытекает из самого определения «общественного объединения», характеризуются добровольностью создания, самоуправлением, некоммерческим характером деятельности.
Деятельность общественных объединений должна способствовать организации населения на основе интересов, вовлечению населения в решении социально значимых задач.
Особую роль среди общественных объединений играют политические партии. Они призваны выражать политические интересы различных слоёв и групп общества. В условиях идеологического многообразия, отсутствия государственного диктата политические парии в России действительно могут активно участвовать в политической жизни страны: свободно разрабатывать и пропагандировать свои программы экономического, политического, социального развития страны, бороться за их реализацию на практике.
Авторитарный, характеризующийся определенными внешними, формальными атрибутами демократии.
Было бы неправильно отрицать и некоторые достижения проводимых реформ, прежде всего связанные с рядом таких демократических завоеваний, как выборы Президента, депутатов Государственной Думы и региональных законодательных органов, проведение референдумов, свобода слова, расширение отдельных политических прав для граждан, утверждение идей парламентаризма и политического плюрализма, наличие многопартийности, политической оппозиции, специфического разделения властей, института импичмента и т.п.
Но демократические институты и нормы имеют во многом формальный характер и сам факт их существования еще не свидетельствует о настоящей демократии.
Весьма специфична многопартийность. Многие партии и движения находятся в большей мере в виртуальном, а не реальном мире. Часто общественное объединение представляет лишь самих лидеров да небольшую группу лиц.
В сегодняшней России есть парламент - Федеральное Собрание. Вместе с тем полномочия его палат (Государственной Думы РФ и Совета Федерации) весьма ограничены и не позволяют полноценно влиять на политическую ситуацию. В частности, у нынешнего парламента по Конституции контрольные функции явно занижены.
Точно так же можно квалифицировать и ситуацию по поводу установленного в Конституции РФ института импичмента. Осуществить его реально практически невозможно - слишком много на его пути законодательных и бюрократических препятствий.
- Теоретические основы науки.
- 2. Правоведение в системе современной науки. Его особенности и состав.
- 3. Общая характеристика, объект, предмет и структура тгп.
- 5. Тгп в системе юридических наук..
- Соотношение предмета тгп с предметами иных юридических наук История правовых и политических учений
- История государства и права
- Отраслевые юридические науки
- 4. Соотношение тгп с другими науками, изучающими государство и право
- 6.Функции тгп.
- 7. Понятие, признаки и структура юридической практики.
- 1. Прецедент толкования
- 8. Виды юридической практики.
- 2. В советской правовой системе отчетливо различаются следующие три вида юридической практики (названия условные):
- 9. Функции юридической практики.
- 10. Взаимодействие юридической науки и практики.
- 11. Понятие метода и методологии в научном познании.
- 1. По сфере применения
- 2. По стадии применения (по уровню познавательного процесса)
- 12. Всеобщие методы.
- 13. Общенаучные методы.
- 14.Специальные (частнонаучные) и частноправовые методы.
- 15. Общество: понятие, социальные институты
- Институты
- Социальные институты
- Основные социальные институты
- 16. Власть как способ управления совместной деятельностью людей: понятие, особенности, формы (разновидности)
- 17. Структура власти.
- 18. Виды власти.
- 3) С точки зрения ее социального уровня можно различать:
- 4) По отношению к политике
- 5) По способу организации
- 8) По широте распространения выделяются следующие виды власти:
- 9) По способам взаимодействия субъекта и объекта власти выделяют власть:
- 19. Понятие и свойства государственной власти.
- 20. Догосударственное общество
- 21.Предпосылки происхождения государства
- 22.Многоообразие теорий происхождения государства и права
- 23.Современная наука о происхождении теории государства и права
- Теория специализации
- Восточный (азиатский) путь возникновения государства
- Западный путь возникновения государства
- 24.Основные закономерности развития государства и права
- 25. Плюрализм в понимании и определении государства
- 26. Государство: понятие, признаки.
- 27.Сущность государства
- 28.Соц.Назначение госва
- 29. Понятие политики. Системный подход к анализу политической жизни.
- 30. Политическая система: понятие, элементы.
- 31. Место и роль государства в политической системе.
- 34. Понятие, значение и объективный характер функций государства. Их соотношение с задачами и целями.
- Соотношение с задачами и целями
- Алгоритм:
- 35. Виды функций
- 36. Формы осуществления функций
- 37. Методы осуществления функций государства
- 38. Функции Российского государства, их эволюция
- 39. Государственный аппарат: понятие, особенности.
- 40. Принципы организации аппарата современного государства.
- 41. Органы государства: понятие, признаки, виды.
- 42. Структура аппарата современного государства
- 3. Законодательные органы
- 4. Исполнительные органы
- 5. Судебные органы
- 43. Понятие и элементы формы государства.
- 44. Форма правления.
- 45. Форма государственного устройства.
- 1. По способу образования субъектов федерации делятся на:
- 2. По способу централизации федерации делятся на:
- 3. По положению субъектов федерации:
- 4. По наличию права выхода из федерации:
- 5. По способу образования:
- 46. Межгосударственные союзы.
- 47. Политический режим
- Политический и государственный режим: соотношение
- Демократический режим
- Тоталитарный режим
- Авторитарный режим
- 48. Соотношение элементов формы государства.
- 49. Форма современного российского государства
- 2 Точки зрения
- 50. Подходы к классификации государств.
- 3) В настоящее время в юридической и иной литературе доминируют два основных подхода к типологии государств: формационный и цивилизованный.
- 51. Формационный подход к типологии государства.
- 52. Цивилизационный подход к типологии государств.
- 53. Понятие гражданского общества.