logo search
Богуславский М

§ 2. Иностранные юридические лица в рф

1. Правовое положение иностранных юридических лиц в РФ определяется как правилами нашего зако­нодательства, так и положениями международных до­говоров РФ с другими государствами.

Действующее законодательство исходит из того, что гражданская правоспособность иностранных юридиче­ских лиц определяется по праву страны, где учреждены юридическое лицо или организация (ч. I ст. 161 Основ гражданского законодательства 1991 г.).

Согласно многосторонней Конвенции о правовой по­мощи стран СНГ от 22 января 1993 г. правоспособ­ность юридического лица определяется законодатель­ством государства, по законам которого оно было учреж­дено.

В торговых договорах предусматривается взаимное предбставление определенного режима юридическим ли-

124

цам договаривающихся государств, а также взаимное признание правосубъектности юридических лиц. В этих целях в договорах содержатся и критерии определения национальности юридических лиц. Однако во взаимоот­ношениях РФ с другими странами определение нацио­нальности юридического лица не имеет того значения, которое оно имеет во взаимоотношениях других госу­дарств. Это объясняется тем, что под юридическими лицами всегда подразумеваются юридические лица, учрежденные по нашим законам и имеющие место пре­бывания на территории РФ. Участие иностранного капитала в совместных предприятиях, учрежденных в РФ, не меняет дела, поскольку все они являются юридическими лицами права России.

Вопрос об определении национальности иностран­ных юридических лиц возникает главным образом при признании их правосубъектности, что является необхо­димой предпосылкой для заключения с ними сделок.

Приведем ряд примеров из договорной практики. В ст. 10 торгового договора между СССР и Финлян­дией 1947 года говорится, что будет предоставляться определенный режим юридическим лицам, образованным согласно финляндским законам. Таким образом, в этом договоре, как и в ряде других, национальность юриди­ческого лица определяется по месту его учреждения.

Однако иногда используется и другой критерий. Так, в ст. 10 торгового договора между СССР и Австрией 1955 года указано, что соответствующие права предо­ставляются в одной стране юридическим лицам, имею­щим свое место пребывания на территории другой страны.

Таким образом, в советской договорной практике применялись обычно два критерия для определения на­циональности юридических лиц: место учреждения юри­дического лица и место его пребывания.

Итак, в торговых договорах, заключенных Советским Союзом с иностранными государствами, во-первых, опре­деляется, к какому государству относится соответст­вующее юридическое лицо, поскольку там устанавливает­ся принцип определения национальности юридических лиц; во-вторых, предусматривается взаимное признание правосубъектности этих юридических лиц, то есть в СССР признается соответствующее юридическое лицо,

125

созданное, например, в Финляндии, а в Финляндии при­знаются юридические лица, созданные в СССР; и нако­нец, в-третьих, содержатся правила о режиме юриди­ческих лиц, о режиме наибольшего благоприятствова­ния или национальном режиме. СССР, а затем РФ предоставляют по торговым договорам иностранным юридическим лицам режим наибольшего благоприятство­вания. Что же касается национального режима, то он-предоставляется в определенных сферах (право на судеб­ную защиту, в области торгового мореплавания). Если торговым договором предусматривается режим наиболь­шего благоприятствования, то это значит, что ко всем иностранным юридическим лицам должны применяться одинаковые положения. Никакой дискриминации в от­ношении иностранного юридического лица какого-либо государства, с которым заключен договор на основе прин­ципа наибольшего благоприятствования, не допускается.

2. Какими правами пользуются иностранные юри­дические лица в России и других странах СНГ? Ино­странные предприятия и организации могут без особого разрешения совершать в РФ сделки по внешней тор­говле и по связанным с ней расчетным, страховым и иным операциям с российскими предприятиями, органи­зациями. При совершении сделок иностранное юриди­ческое лицо не может ссылаться на ограничение пол­номочий его органа или представителя, неизвестных праву страны, в которой орган или представитель ино­странного юридического лица совершает сделку (ч. 2 ст. 161 Основ 1991 г.).

Иностранные юридические лица имеют право на су­дебную защиту своих прав (см. гл. 17).

Во всех этих случаях каких-либо особых разреше­ний иностранным фирмам для заключения сделок или же для обеспечения охраны их прав -не требуется. Иное положение имело место в отношении хозяйствен­ной деятельности иностранных фирм на территории СССР. В условиях социалистической системы хозяйст­венная деятельность иностранных юридических лиц осу­ществлялась только в разрешительном порядке. Этот порядок препятствовал проникновению иностранного ка­питала в советскую экономику на всех этапах разви­тия Советского государства. В то же время такой поря­док не исключал привлечения в необходимых случаях

126

иностранных фирм к осуществлению под контролем и с разрешения Советского государства определенной хозяй­ственной деятельности на территории СССР.

Организационные формы участия иностранных фирм в хозяйственной деятельности в СССР не оставались неизменными. Они обусловливались задачами, стоящими перед народным хозяйством СССР на определенных этапах его развития.

С начала 20-х годов-допускались концессии, кото­рые не сыграли большой роли в развитии эко­номики страны. Условия концессий определялись дого­вором, заключаемым концессионером с государством.

В конце 20-х годов появилась другая форма допу­щения в СССР иностранных фирм. В годы первой пятилетки стал осуществляться ввоз иностранного обо­рудования для строительства и оснащения предприятий. С целью организации монтажа оборудования, образо­вания складов запасных частей в СССР стали созда­ваться представительства некоторых иностранных фирм.

Увеличение объема внешнеторговых операций с СССР, а главное, заключение ряда долгосрочных конт­рактов, постоянное и длительное сотрудничество с нашей страной привели к расширению числа крупных иностранных фирм, открывших свои представительства в СССР. В конце 60-х и в начале 70-х годов в Москве были открыты представительства японских, итальянских, французских, западногерманских, а затем и американ­ских фирм. Стали функционировать представительства банков.

Открытие представительств иностранных фирм в СССР осуществлялось в соответствии с Положением о порядке открытия и деятельности в СССР предста­вительств иностранных фирм, банков и организаций, утвержденным постановлением № 1074 Совета Мини­стров СССР от 30 ноября 1989 г. Правила, предусмот­ренные этим постановлением об открытии представи­тельств иностранными юридическими лицами, продолжа­ют действовать в России. Согласно Положению, иност­ранные фирмы, банки и организации могут открывать представительства в РФ не иначе как с особого разреше­ния, выдаваемого в зависимости от характера их деятель­ности Министерством внешней торговли. Центральным банком. Министерством юстиции, Торгово-промышлен-

127

ной палатой РФ, а также другими министерствами и ве­домствами. В разрешении указываются цель открытия представительства; условия, на которых фирме разреша­ется это сделать; срок, на который выдается разрешение;

количество сотрудников представительства из числа иностранных граждан — служащих фирм. Представи­тельство выступает от имени и по поручению представ­ляемой им фирмы и осуществляет свою деятельность в. соответствии с законодательством РФ. Представительст­ва открываются, как правило, на срок не свыше 3 лет, который может быть продлен.

Разрешение на открытие представительства РФ выда­валось иностранным фирмам, известным на мировом рынке; положительно зарекомендовавшим себя в качест­ве партнеров наших организаций по сотрудничеству в различных сферах; заключившим с нами крупномас­штабные сделки; осуществляющим промышленную ко­операций с нашими предприятиями и организациями;. заключившим с нашими организациями наиболее важ­ные соглашения о научно-техническом сотрудниче­стве.

Деятельность представительства прекращается с ис­течением срока разрешения; прекращением деятельности фирмы; прекращением действия межправительственно­го соглашения, на основании которого было открыто представительство; по решению самой фирмы, а также по решению соответствующего министерства и ведом­ства, при котором было аккредитовано представитель­ство (в случае нарушения представительством усло­вий его деятельности).

В определенных вопросах иностранное юридическое лицо будет подчиняться законам страны своей нацио­нальности. Речь идет о вопросах, которые определяются личным статутом этого юридического лица, в частности относительно его учреждения и ликвидации. Если соот­ветствующее юридическое лицо за границей будет ликви­дировано, то и в РФ оно или его отделение тоже будет считаться ликвидированным. По другим же вопросам действует российское законодательство.

При осуществлении деятельности в РФ юридическое лицо должно подчиняться соответствующим нормам на­шего права, а также положениям торгового договора, заключенного РФ с соответствующим государством.

128

Наряду с представительствами иностранные юри­дические лица могут создать на территории РФ свои филиалы. В соответствии с Законом об иностранных инвестициях от 4 июля 1991 г. иностранные юриди­ческие лица могут создать на территории России пред­приятия с долевым участием российских и иностранных инвестиций (совместные предприятия) и предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам.

Из действующего законодательства РФ можно сде­лать вывод, что иностранное юридическое лицо может осуществлять на территории России предприниматель­скую деятельность лишь путем создания каких-либо организационно-правовых структур. Согласно Закону о предприятиях и предпринимательской деятельности от 25 декабря 1990 г., субъектами такой деятельности в России могут быть граждане иностранных государств и лица без гражданства «в пределах правомочий, уста­новленных законодательством РСФСР». Статус предпри­нимателя приобретается посредством государственной регистрации предприятия, то есть, иными словами, речь применительно к иностранному предпринимателю может идти о создании им принадлежащего иностранцу пред­приятия.