20. Догосударственное общество
Лазарев:
Экономика этого общества была основана на общественной собственности. При этом неукоснительно реализовывались два принципа (обычая): рецепроктность (все, что производилось, сдавалось в «общий котел») и редистрибуция (все сданное перераспределялось между всеми, каждый получал определенную долю). На иных основах первобытное общество просто не могло существовать, оно было бы обречено на вымирание.
В течение многих веков и тысячелетий производительность труда была крайне низкой, все, что производилось, потреблялось. Естественно, что в таких условиях не могли возникнуть ни частная собственность, ни эксплуатация. Это было общество экономически равных, но равных в бедности, людей.
Развитие экономики шло по двум связанным между собой направлениям:
– совершенствование орудий труда (грубые каменные орудия, более совершенные каменные орудия, орудия из меди, бронзы, железа и т.д.);
– совершенствование способов, приемов и организации труда (собирательство, рыбная ловля, охота, скотоводство, земледелие и проч., разделение труда, включая крупные общественные разделения труда и т.п.).
Структура первобытного общества. Основной единицей общества была родовая община – объединение на основе родственных связей людей, ведущих совместную хозяйственную деятельность.
Управление, власть. Все наиболее важные вопросы жизни рода решались общим собранием его членов. Каждый взрослый имел право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса. Для осуществления оперативного управления избирался старейшина – наиболее уважаемый член рода. Должность эта была не только выборной, но и сменяемой: как только появлялся более сильный (на ранних ступенях развития), более умный, опытный человек (на последующих стадиях), он заменял старейшину. Племя управлялось советом старейшин, представлявших соответствующие роды. Совет избирал племенного вождя. Эта должность также на ранних этапах общественного развития была сменяемой и не давала привилегий. Союз племен управлялся советом племенных вождей, который избирал вождя союза (иногда двух, один из которых был военным вождем).
Нормативное регулирование. Возникают устойчивые обычаи, которые передаются из поколения в поколение и соблюдаются в подавляющем большинстве добровольно, в силу привычки. В случае же нарушения они поддерживаются всем обществом, в том числе и мерами принуждения, вплоть до смерти или равносильного ей изгнания виновного. Первоначально закрепляется, видимо, система запретов (табу), на основе которых постепенно появляются обычаи, устанавливающие обязанности и права. Изменения в обществе, усложнение социальной жизни приводят к появлению и закреплению новых обычаев, увеличению их числа.
Важнейшей ступенью человеческого прогресса явилась неолитическая революция, имевшая место 10–15 тыс. лет тому назад. В этот период появились весьма совершенные, шлифованные каменные орудия, возникли скотоводство и земледелие. Произошло заметное повышение производительности труда: человек наконец-то стал производить больше, чем потреблял, появился избыточный продукт, возможность накопления общественных богатств, создания запасов. Человек стал меньше зависеть от капризов природы, и это привело к значительному росту населения. Но вместе с тем возникла и возможность эксплуатации человека человеком, присвоения накапливаемых богатств.
Именно в этот период, в эпоху неолита, начались разложение первобытно-общинного строя и постепенный переход к государственно организованному обществу.
Малько:
Общество (в широком смысле) есть совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; (в узком смысле) — исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений. Всякое общество представляет собой своего рода целостный социальный организм (систему), который отличается той или иной степенью организованности, урегулированности, упорядоченности общественных отношений. Из этого следует, что для каждого общества характерны определенная система управления (социальная власть) и регулирования поведения людей при помощи определенных общих правил (социальных норм).
Как только появляется общество, сразу же возникает потребность в управлении, ибо каждый отдельный член его имел собственные интересы.
Для первобытнообщинного строя были характерны следующие черты:
наличие лишь примитивных орудий и неспособность человека без помощи всего рода выжить и обеспечить себя пищей, одеждой, жилищем. Но даже работая совместно, коллективно, люди не могли произвести больше, чем потребляли. Поэтому в таком обществе не было излишков продуктов, не было частной собственности и, соответственно, бедных и богатых. Экономически все были равны;
экономическое равенство обусловливало и политическое равенство. Все взрослое население рода — и мужчины, и женщины — имели право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса, связанного с деятельностью рода.
Признаки социальной власти, существовавшей в догосударственный период, состоят в том, что:
1) она распространялась только в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях;
была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, самоуправления (т.е. субъект и объект власти совпадали);
органами власти выступали как само общество в целом (родовые собрания, вече), так и его представители (старейшины, военачальники, вожди, жрецы и т.п.), которые решали все важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества.
Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода, регулировали определенные способы добывания пищи и брачносемейные отношения. Их называли «мононормами», ибо они по большому счету выражали главный интерес того общества — выжить.
Признаки норм, существовавших в догосударственный период
состоят в следующем:
они существовали в поведении и в сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения;
обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода);
были продиктованы «естественно-природной» основой присваивающего общества, в котором и человек являлся частью природы;
выражали интересы всех членов рода и племени;
отношения в первобытном обществе регулировались главным образом обычаями (т.е. исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени);
• ведущим способом регулирования выступал запрет (система табу), отсутствие собственно прав и обязанностей;
- Теоретические основы науки.
- 2. Правоведение в системе современной науки. Его особенности и состав.
- 3. Общая характеристика, объект, предмет и структура тгп.
- 5. Тгп в системе юридических наук..
- Соотношение предмета тгп с предметами иных юридических наук История правовых и политических учений
- История государства и права
- Отраслевые юридические науки
- 4. Соотношение тгп с другими науками, изучающими государство и право
- 6.Функции тгп.
- 7. Понятие, признаки и структура юридической практики.
- 1. Прецедент толкования
- 8. Виды юридической практики.
- 2. В советской правовой системе отчетливо различаются следующие три вида юридической практики (названия условные):
- 9. Функции юридической практики.
- 10. Взаимодействие юридической науки и практики.
- 11. Понятие метода и методологии в научном познании.
- 1. По сфере применения
- 2. По стадии применения (по уровню познавательного процесса)
- 12. Всеобщие методы.
- 13. Общенаучные методы.
- 14.Специальные (частнонаучные) и частноправовые методы.
- 15. Общество: понятие, социальные институты
- Институты
- Социальные институты
- Основные социальные институты
- 16. Власть как способ управления совместной деятельностью людей: понятие, особенности, формы (разновидности)
- 17. Структура власти.
- 18. Виды власти.
- 3) С точки зрения ее социального уровня можно различать:
- 4) По отношению к политике
- 5) По способу организации
- 8) По широте распространения выделяются следующие виды власти:
- 9) По способам взаимодействия субъекта и объекта власти выделяют власть:
- 19. Понятие и свойства государственной власти.
- 20. Догосударственное общество
- 21.Предпосылки происхождения государства
- 22.Многоообразие теорий происхождения государства и права
- 23.Современная наука о происхождении теории государства и права
- Теория специализации
- Восточный (азиатский) путь возникновения государства
- Западный путь возникновения государства
- 24.Основные закономерности развития государства и права
- 25. Плюрализм в понимании и определении государства
- 26. Государство: понятие, признаки.
- 27.Сущность государства
- 28.Соц.Назначение госва
- 29. Понятие политики. Системный подход к анализу политической жизни.
- 30. Политическая система: понятие, элементы.
- 31. Место и роль государства в политической системе.
- 34. Понятие, значение и объективный характер функций государства. Их соотношение с задачами и целями.
- Соотношение с задачами и целями
- Алгоритм:
- 35. Виды функций
- 36. Формы осуществления функций
- 37. Методы осуществления функций государства
- 38. Функции Российского государства, их эволюция
- 39. Государственный аппарат: понятие, особенности.
- 40. Принципы организации аппарата современного государства.
- 41. Органы государства: понятие, признаки, виды.
- 42. Структура аппарата современного государства
- 3. Законодательные органы
- 4. Исполнительные органы
- 5. Судебные органы
- 43. Понятие и элементы формы государства.
- 44. Форма правления.
- 45. Форма государственного устройства.
- 1. По способу образования субъектов федерации делятся на:
- 2. По способу централизации федерации делятся на:
- 3. По положению субъектов федерации:
- 4. По наличию права выхода из федерации:
- 5. По способу образования:
- 46. Межгосударственные союзы.
- 47. Политический режим
- Политический и государственный режим: соотношение
- Демократический режим
- Тоталитарный режим
- Авторитарный режим
- 48. Соотношение элементов формы государства.
- 49. Форма современного российского государства
- 2 Точки зрения
- 50. Подходы к классификации государств.
- 3) В настоящее время в юридической и иной литературе доминируют два основных подхода к типологии государств: формационный и цивилизованный.
- 51. Формационный подход к типологии государства.
- 52. Цивилизационный подход к типологии государств.
- 53. Понятие гражданского общества.