logo search
ПОЗИС

40. Распределение интеллектуальных прав на объекты, созданные при выполнении работ по договору

Рыночные реформы в научно-технической сфере практически не сдвинулись с места, несмотря на начавшийся в ней стихийный процесс приватизации. Прикладные НИИ и КБ далеки от самообеспечения и по-прежнему главным образом зависят от государственного финансирования. Возможность найти дополнительные средства за счет высокого технического уровня и качества разрабатываемой научно-технической продукции крайне ограничена.

Объекты промышленной собственности в своей основной массе остаются бесхозными, а иногда и попросту разворовываются. Происходит это потому, что закон до сих пор не определил права предприятий на так называемые служебные объекты промышленной собственности. До недавнего времени не были регламентированы права государства на такие объекты, которые созданы при выполнении работ за счет государственного бюджета всех уровней.

Последнее весьма важно, так как более 95% НИОКР производится в России за счет бюджетного финансирования. Нарождающийся частный капитал не спешит вкладывать средства в науку из-за длительного срока окупаемости. По-видимому, такое положение сохранится еще долго. Поэтому для большинства создаваемых в стране объектов промышленной собственности государство следует рассматривать как субъект права собственности.

Ситуация в научно-технической сфере осложняется тем, что большинство прикладных НИИ и КБ сложились как независимые хозяйственные предприятия. За рубежом они, как правило, входят в состав фирмы наряду с заводами-изготовителями. Понятно, что построить рыночные отношения самостоятельным НИИ и КБ между собой и с заводами-изготовителями сложнее, чем решить эту проблему внутри одной фирмы.

Рыночная экономика требует коренного изменения отношения к собственности на продукты интеллектуального труда, которые должны выступать как товар на рынке со всеми вытекающими последствиями.

Рынок интеллектуальной продукции позволяет научным организациям:    возместить расходы на НИОКР и получить дополнительную прибыль от продажи результатов научно-технической деятельности третьим лицам, причем размер прибыли будет зависеть от уровня и качества разработки;     создать нормальную конкуренцию между учреждениями науки и предпосылки для их структурной перестройки.

Основные положения о собственности на объекты промышленной собственности изложены в Патентном законе Российской Федерации. Однако он, принимавшийся в обстановке тотального отказа от монопольной собственности государства на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, вообще не рассматривает государство как особый субъект права на объекты промышленной собственности, созданные на средства государственного бюджета.

Положения Патентного закона о том, что заказчик по договору может получить права на создаваемые в ходе работ объекты, по сути нельзя распространить на государственного заказчика по следующим причинам.

Негосударственный заказчикпри заключении договора рискует собственными средствами и при включении в договор дополнительных условий о передаче прав на объекты промышленной собственности исходит из своих интересов, связанных с перспективой их использования, необходимостью уплаты пошлин. В этом случае договорный характер решения вопроса о передаче прав на объекты промышленной собственности вполне оправдан.

Государственный заказчикпри заключении договора распоряжается не собственными, а государственными средствами. То есть после их реализации он не имеет своей доли дохода и не несет убытков. При заключении договора государственный заказчик при распределении прав на создаваемые объекты промышленной собственности должен руководствоваться единой государственной политикой в интересах всего общества, а не в интересах ведомства - государственного заказчика. Ему необходимо обеспечить баланс интересов всех заинтересованных и участвующих сторон: государства, работодателя, авторов.

По нашему мнению, такой баланс интересов заключается в:

предоставлении государственным заказчикам возможности контролировать сферу применения объектов промышленной собственности с целью соблюдения интересов государства, а также получения части дохода от их продажи третьим лицам;

предоставлении максимальных прав по хозяйственному использованию, в том числе и коммерческой реализации объектов промышленной собственности предприятиям-разработчикам, имеющим для этого наилучшие возможности;

получении авторами гарантированной законом доли дохода от использования инноваций.

Предприятие-разработчик и авторы, без участия которых объекты не могут быть созданы и защищены, должны получить достаточные экономические стимулы, чтобы им было выгодно соблюдать закон, а не нарушать его. Попытка государства отобрать у авторов и предприятий все права на использование объектов промышленной собственности неизбежно приведет к их сокрытию, оформлению прав на подставных лиц, отказу от правовой защиты. Государственная политика в этом вопросе должна быть стабильной, не зависеть от конъюнктуры и не меняться от заказа к заказу в зависимости от ее понимания и трактовки отдельными лицами, выступающими от имени министерства или ведомства.

Распределение прав на объекты интеллектуальной собственности должно найти отражение в законе и неукоснительно соблюдаться всеми государственными заказчиками при заключении ими договоров на создание научно-технической продукции. Именно поэтому 2 сентября 1999 г. Правительство Российской Федерации приняло постановление N 982 “Об использовании результатов научно-технической деятельности”[1].

Постановление предполагает в ближайшее время решить следующие задачи:    закрепить за государством исключительные права на результаты научно-технической деятельности, полученные за счет средств государственного бюджета;     ввести элементы рыночной экономики в систему охраны государственного приоритета на объекты интеллектуальной собственности;     создать правовые механизмы, не позволяющие передавать ноу-хау за рубеж за бесценок;     предотвратить “утечку мозгов”, а значит информации о результатах выполненных НИОКР, созданных за счет средств государства.

Естественно, что это потребует соответствующей перестройки всех сфер деятельности, так или иначе связанных с объектами промышленной собственности.