7.1. Общая характеристика национальной безопасности
Обеспечение национальной безопасности является главным условием развития Республики Казахстан как независимого суверенного государства. Закон «О национальной безопасности Республики Казахстан» от 26 июня 1998 года № 233-I определяет национальную безопасность как состояние защищенности национальных интересов страны от реальных и потенциальных угроз. К сожалению, до сих пор не выработан единый подход в определении системы органов безопасности и нет исчерпывающего перечня ее элементов.
Национальные интересы Республики Казахстан представляют собой совокупность политических, экономических, социальных и других потребностей Казахстана, от реализации которых зависит способность государства обеспечивать защиту конституционных прав человека и гражданина, ценностей казахстанского общества, основополагающих государственных институтов.
Национальными интересами Республики Казахстан являются:
обеспечение нрав и свобод человека и гражданина;
сохранение общественного согласия и политической стабильности в стране;
экономическое развитие на благо всего народа Казахстана;
воспитание казахстанского патриотизма и укрепление единства народа Казахстана;
сохранение и приумножение материальных и духовных ценностей казахстанского общества;
незыблемость конституционного строя Республики Казахстан, в том числе государственной независимости, унитарного устройства и президентской формы правления, целостности, неприкосновенности государственной границы и неотчуждаемости территории страны;
устойчивое функционирование государственных институтов, укрепление и повышение эффективности их деятельности;
обеспечение оснащенности и боевой готовности Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан;
безусловное исполнение законов и поддержание правопорядка;
развитие международного сотрудничества на основе партнерства.
Определяющим условием национальной безопасности Казахстана является территориальная целостность.
Согласно постановлению Конституционного Совета Республики Казахстан от 23 апреля 2003 г. N 4 «Об официальном толковании пункта 2 статьи 2 и пункта 3 статьи 6 Конституции Республики Казахстан» изменение унитарности и территориальной целостности республики не может быть предметом инициирования изменений и дополнений в Конституцию.
Территория государства представляет собой пространственный предел, в котором государство существует и действует как суверенная организация власти. Она есть высшая власть на этой территории, едина и независима. Земля, ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, которые охватывает пространство республики, находятся в публично-правовой собственности Казахстана.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Конституции Республики Казахстан государство обеспечивает целостность, неприкосновенность и неотчуждаемость своей территории, что следует понимать как недопустимость расчленения его территории, использования природных ресурсов без согласия государства и произвольного изменения статуса регионов Казахстана, нерушимость государственной границы и запрет на территориальные уступки в ущерб национальным интересам и суверенному равенству государства.
Земельные участки предоставляются иностранным государствам для размещения дипломатических представительств, аккредитованных в Республике Казахстан, в пользование на условиях аренды.
Обеспечение государством целостности, неприкосновенности и неотчуждаемости своей территории предполагает разработку и осуществление комплекса мер экономического, политического, военного, правового и организационного характера, направленных на:
укрепление иммунитета государства в экономическом взаимодействии;
юридическую невозможность односторонней уступки Республикой Казахстан части территории иному государству;
недопущение захвата, присоединения либо раздела территории республики;
запрет на создание и действие общественных объединений, цели или действия которых направлены на нарушение целостности Республики Казахстан;
отсутствие у органов государства на местах права ставить вопрос о выходе из состава государства и изменения своего правового статуса в одностороннем порядке;
возложение на органы государства обязанностей по принятию необходимых и достаточных мер по охране и защите суверенитета и территориальной целостности республики.
Угрозу национальной безопасности законодатель видит в определенных условиях, процессах и факторах, препятствующих реализации национальных интересов или создающих им опасность. Угрозами национальной безопасности Республики Казахстан являются:
ослабление законности и правопорядка, в том числе рост преступности, включая организованные ее формы, сращивание государственных органов с криминальными структурами, покровительство должностных лиц незаконному обороту капитала, коррупцию, незаконное обращение оружия и наркотических средств, способствующих снижению степени защищенности прав и свобод человека и гражданина;
деятельность, направленная на насильственное изменение конституционного строя, в том числе действия, посягающие на унитарное устройство Республики Казахстан, целостность, неприкосновенность, неотчуждаемость ее территории;
ослабление обороноспособности страны, угроза неприкосновенности государственной границы и применения силы в отношении Республики Казахстан, агрессия против нее;
разведывательная, террористическая, диверсионная и иная направленная на нанесение ущерба национальной безопасности Казахстана деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц;
дезорганизация деятельности государственных органов, нарушение их бесперебойного функционирования, снижение степени управляемости в стране;
политический экстремизм в любой его форме, в том числе разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой вражды или розни;
обострение социально-политической ситуации, выражающееся в межнациональных и межконфессиональных конфликтах, массовых беспорядках, несанкционированных собраниях, митингах, шествиях и демонстрациях, незаконных пикетах и забастовках;
создание не предусмотренных законодательством Республики Казахстан военизированных формирований;
резкое ухудшение экологической ситуации, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, эпидемии и эпизоотии;
нанесение ущерба экономической безопасности государства, включая использование стратегических ресурсов вопреки интересам страны, препятствование росту инвестиционной активности, в том числе притоку иностранных инвестиций в Республику Казахстан, неконтролируемый вывоз капитала за пределы страны;
ухудшение демографической ситуации, в том числе резкое снижение рождаемости, повышение смертности, возникновение неконтролируемых миграционных процессов;
ухудшение качества образования и интеллектуального потенциала страны;
несовершенство или отсутствие нормативных правовых актов по защите национальных интересов страны.
В законодательстве используются следующие основные понятия:
Внешняя безопасность — состояние защищенности национальных интересов Республики Казахстан от угроз, исходящих со стороны иностранных государств, организаций и граждан.
Военная безопасность — состояние защищенности Республики Казахстан от реальных и потенциальных угроз и посягательств военного характера на независимость и территориальную целостность страны.
Информационная безопасность состояние защищенности государственных информационных ресурсов, а также прав личности и интересов общества в информационной сфере.
Общественная безопасность — политико-правовая, духовно- нравственная, социальная защищенность жизни, здоровья и благополучия граждан Казахстана, а также ценностей казахстанского общества от возможных опасностей и угроз, способных нанести им ущерб.
Экологическая безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов и прав личности, общества и государства от угроз, возникающих в результате антропогенных и иных воздействий на окружающую среду.
Экономическая безопасность — состояние защищенности национальной экономики Республики Казахстан от внутренних и внешних условий, процессов и факторов, ставящих под угрозу ее устойчивое развитие и экономическую независимость.
Объектами национальной безопасности являются личность, ее права и свободы; общество, его материальные и духовные ценности; государство, его конституционный строй; независимость и территориальная целостность. Достижение безопасности обеспечивается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, реализацией системы мер экономического, политического, организационного и иного характера.
Основными принципами обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан являются:
соблюдение законности при осуществлении деятельности по обеспечению национальной безопасности;
оперативное взаимное информирование и согласованность действий сил обеспечения национальной безопасности;
единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов национальной безопасности;
приоритетность политических, экономических и информационных мер;
взаимная ответственность личности, общества и государства;
контроль за реализацией всей совокупности действий по защите национальной безопасности44.
Основными функциями системы обеспечения национальной безопасности являются:
прогнозирование и выявление угроз национальной безопасности;
разработка и осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по предупреждению и нейтрализации угроз национальной безопасности;
создание и поддерживание готовности сил в обеспечении национальной безопасности;
участие в обеспечении всеобщей и региональной безопасности в соответствии с международными договорами Республики Казахстан.
К силам обеспечения национальной безопасности относятся Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования Республики Казахстан, органы национальной безопасности, внутренних дел, внешней разведки, военной и финансовой полиции, Служба охраны Президента Республики Казахстан, налоговая и таможенная службы, службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Каждая из них обладает собственными задачами и компетенцией. Они взаимодействуют между собой в пределах, установленных законодательством, и взаимно информируют друг друга по вопросам, относящимся к их компетенции.
Общее руководство указанными органами возложено на Президента Республики, который обеспечивает согласованные действия всех ветвей государственной власти в области защиты национальных интересов страны.
Президент Республики Казахстан издает акты по вопросам обеспечения национальной безопасности; образует Совет Безопасности, определяет его задачи и полномочия, утверждает Концепцию национальной безопасности Республики Казахстан; определяет реальную, потенциальную угрозу национальной безопасности и принимает необходимые меры по обеспечению безопасности всех граждан, общества и государства с учетом мнения Совета Безопасности; осуществляет иные необходимые полномочия по вопросам обеспечения национальной безопасности в соответствии с Конституцией и законами Республики Казахстан.
Совет Безопасности, который возглавляет Глава государства, определяет его задачи и полномочия, утверждает Концепцию национальной безопасности Республики Казахстан. Совет Безопасности Республики Казахстан действует на основе Положения о Совете Безопасности Республики Казахстан, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 20 марта 1999 г. № 88.
Совет Безопасности является консультативно-совещательным органом, образуемым Президентом Республики Казахстан для выработки решений и содействия реализации главой государства полномочий по обеспечению обороноспособности и национальной безопасности, сохранению государственного суверенитета, независимости и территориальной целостности Республики Казахстан, поддержанию социально-политической стабильности в стране, защите конституционных прав и свобод граждан.
Членами Совета Безопасности по должности являются: Председатель Сената Парламента, Председатель Мажилиса Парламента, Премьер-Министр, Руководитель Администрации Президента, помощник Президента — Секретарь Совета Безопасности, Председатель Комитета национальной безопасности, Министр иностранных дел, Министр обороны Республики Казахстан.
Решения, принятые Советом Безопасности, являются обязательными для исполнения государственными органами Республики Казахстан. В случае необходимости решения Совета Безопасности могут реализовываться актами Президента или Правительства Республики Казахстан.
Парламент Республики Казахстан в этой части имеет следующие полномочия: принимает законы по вопросам обеспечения национальной безопасности, вносит изменения и дополнения к ним; решает вопросы войны и мира; принимает по предложению Президента Республики Казахстан решение об использовании Вооруженных Сил республики для выполнения международных обязательств по поддержке мира и безопасности; проводит парламентские слушания по вопросам обеспечения национальной безопасности; осуществляет: иные полномочия по вопросам обеспечения национальной безопасности, возложенные Конституцией Республики Казахстан.
Правительство Республики Казахстан вносит в Мажилис Парламента Республики Казахстан проекты законов и обеспечивает исполнение законов в области национальной безопасности; организует разработку Концепции национальной безопасности Республики Казахстан; руководит деятельностью центральных и местных исполнительных органов по обеспечению национальной безопасности; формирует перечни стратегических объектов, переданных в уставный капитал и или находящихся в собственности национальных холдингов и национальных компаний либо их аффилированных лиц, а также иных юридических лиц с участием государства, а также стратегических объектов, находящихся в собственности юридических лиц, не аффилированных с государством и физических лиц.
Правительство Республики также принимает решение о выдаче разрешения или отказе в выдаче разрешения на совершение гражданско-правовой сделки, которая может создать угрозу для национальных интересов Республики Казахстан, со стратегическим объектом, принадлежащим физическим и юридическим лицам, на основании рекомендаций комиссии по стратегическим объектам при Правительстве Республики Казахстан; осуществляет иные необходимые полномочия по Вопросам национальной безопасности в соответствии с Конституцией, законами и актами Президента.
Местные представительные и исполнительные органы областей (города республиканского значения, столицы), организации, независимо от форм собственности, в пределах своей компетенции принимают меры и организуют работу по обеспечению национальной безопасности в соответствующих административно- территориальных единицах; обеспечивают сохранность мобилизационных мощностей и мобилизационных резервов (ресурсов), установленных Правительством Республики Казахстан.
В целях обеспечения безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Республики
Казахстан в необходимых случаях закон предусматривает условия, основания и порядок введения чрезвычайного положения." Чрезвычайное положение в соответствии с Законом Республики Казахстан от 8 февраля 2003 года № 387-II «О чрезвычайном положении» вводится в случае, когда демократические институты, независимость и территориальная целостность, политическая стабильность Республики Казахстан, безопасность ее граждан находятся под серьезной и непосредственной угрозой и нарушено нормальное функционирование конституционных органов государства. Чрезвычайное положение на всей территории Республики Казахстан или в отдельных ее местностях вводится Президентом Республики Казахстан соответствующим указом после официальных консультаций с Премьер-Министром и председателями палат Парламента Республики Казахстан с незамедлительным информированием Парламента Республики Казахстан.
Чрезвычайное положение вводится в случае невозможности урегулирования сложившейся ситуации применением иных мер. В целях незамедлительного решения вопросов и проведения мероприятий по ликвидации обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, Президентом Республики Казахстан могут создаваться специальные органы государственного управления по обеспечению режима чрезвычайного положения, к которым относятся: Государственная комиссия по обеспечению режима чрезвычайного положения при Президенте Республики Казахстан; комендатура местности.
Республика обеспечивает свою национальную безопасность всеми имеющимися в ее распоряжении средствами и методами, в том числе экономическими, политическими, военными, правовыми, специальными (разведка, контрразведка), применяемыми односторонне или в соответствии с международными договорами. Обеспечение национальной безопасности состоит в достижении и поддержании необходимого уровня защищенности национальных интересов путем определения основных направлений деятельности государства в этой сфере.
Главные ориентиры в этой работе обозначены в Стратегии национальной безопасности Республики Казахстан. Реализуя положения этого и других документов, основные усилия направлены на организацию эффективной системы мер по защите экономических интересов страны. В частности, осуществляется информационное обеспечение государственных органов о латентных и реальных угрозах экономической безопасности, оказывается содействие в решении задач по развитию экономических, научно-технических, кредитно-финансовых и транспортно-коммуникационных связей на международном уровне.
Обеспечение национальной безопасности состоит в достижении и поддержании необходимого уровня защищенности национальных интересов путем:
определения основных направлений деятельности государства в этой сфере;
выявления и прогнозирования угроз национальной безопасности;
осуществления комплекса оперативных и долговременных мер по предупреждению и нейтрализации угроз национальной безопасности, в том числе по устранению причин и условий, порождающих эти угрозы;
мобилизации сил и средств обеспечения национальной безопасности в случаях возникновения непосредственной угрозы национальным интересам, посягательства на них, в том числе в случаях экстремальных и чрезвычайных ситуаций внутригосударственного, трансграничного и глобального характера;
безотлагательного принятия решений и действий по защите национальных интересов, пресечения незаконной деятельности, посягающей на национальную безопасность, осуществления иных правоограничительных мер;
локализации и ликвидации последствий, связанных с посягательствами на национальные интересы, осуществления комплекса восстановительных мер.
- С.Н. Мухаметалин
- Глава 1 правоохранительная деятельность. Правоохранительные органы: понятие, основные признаки и задачи
- 1.1. Правоохранительная деятельность.
- 1.2. Предмет курса, его цели. Виды правоохранительных органов
- 1.3. Правовая политика государства по совершенствованию правоохранительной деятельности
- Глава 2 судебная власть в республике казахстан
- 2.1. Понятие и основные признаки судебной власти
- 2.2. Правосудие: понятие и его принципы
- 2.3. Судопроизводство с участием присяжных заседателей
- Глава 3 судебная система в республике казахстан
- 3.1. Судебная система в Республике Казахстан
- 3.2. Правовой статус судей
- 3.3. Высший Судебный Совет. Союз судей. Третейские суды
- 3.4. Органы, осуществляющие организационное обеспечение
- Глава 4 конституционный контроль в республике казахстан
- 4.1. Становление и развитие института конституционного контроля
- 4.2. Порядок формирования и состав Конституционного Совета
- 4.3. Компетенция Конституционного Совета и формы ее реализации
- Конституционный контроль за проведением выборов и референдума
- Официальное толкование норм Конституции
- 4.4. Конституционное производство. Права и обязанности участников конституционного производства
- Глава 5 органы юстиции республики казахстан
- 5.1. Основные задачи и система органов юстиции
- 5.2. Основные функции органов юстиции.
- 5.3. Структура и функции органов юстиции в сфере уголовно-исполнительной деятельности
- 5.4. Права и обязанности сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Глава 6 органы прокуратуры республики казахстан
- 6.1. Основные исторические этапы развития прокуратуры
- 6.2. Принципы организации и правовые гарантии деятельности органов прокуратуры
- 6.3. Система и структура органов прокуратуры
- 6.4. Основные направления прокурорского надзора
- 6.5. Надзор за законностью в деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
- 6.6. Надзор за законностью в деятельности органов дознания и предварительного следствия
- 6.7. Участие прокурора в рассмотрении судом гражданских и уголовных дел
- 6.8. Надзор за законностью административного производства
- 6.9.Надзор за законностью исполнительного производства
- Глава 7 органы обеспечения национальной безопасности
- 7.1. Общая характеристика национальной безопасности
- Служба охраны Президента Республики Казахстан
- Служба внешней разведки «Сырбар»
- 7.2. Органы национальной безопасности. Задачи и функции
- 7.3. Права и обязанности органов национальной безопасности
- Глава 8 органы внутренних дел республики казахстан
- 8.1. Основные задачи, принципы и структура органов внутренних дел
- 8.2. Права и обязанности органов внутренних дел
- 8.3. Статус сотрудников органов внутренних дел
- Глава 9 органы выявления и расследования преступлений
- 9.1. Основные этапы становления и развития института органов расследования
- 9.2. Органы предварительного следствия
- 9.3. Органы дознания и их задачи
- 9.4. Органы оперативно-розыскной деятельности
- Глава 10 органы финансовой полиции республики казахстан
- 10.1. Основные задачи, система и организация деятельности органов финансовой полиции
- 10.2. Система и организация деятельности органов финансовой полиции
- 10.3. Правовое положение сотрудников органов финансовой полиции
- Глава 11 таможенные органы республики казахстан
- 11.1. Понятие и задачи таможенных органов
- 11.2. Принципы и система таможенных органов
- 11.3. Перемещение товаров и транспортных средств
- 11.4. Ответственность по таможенному праву. Обжалование решения, действий (бездействия) таможенного органа
- 11.5. Порядок прохождения службы в таможенных органах
- Глава 12 нотариат в республике казахстан
- 12.1. Становление и развитие нотариата в Республике Казахстан
- 12.2. Правовые основы и функции нотариата
- 12.3. Права, обязанности и ответственность нотариуса
- 12.4. Порядок совершения отдельных нотариальных действий
- Глава 13 адвокатура республики казахстан
- 13.1. Становление и развитие адвокатуры. Понятие и принципы ее организации и деятельности
- 13.2. Адвокат и его правовой статус. Организационная структура адвокатуры
- 13.3. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами
- Глава 14 правоохранительные органы зарубежных государств
- 14.1. Основные правовые системы мира
- 14.2. Правоохранительные органы Соединенных Штатов Америки
- 14.3. Правоохранительные органы Великобритании
- 14.4. Правоохранительные органы Франции
- 14.5. Правоохранительные органы Федеративной Республики Германии
- 14.6. Правоохранительные органы Японии
- 14.7. Правоохранительные органы стран снг
- Глава 15 международно-правовое сотрудничество правоохранительных органов
- 15.1. Правовая база международного сотрудничества. Значение и задачи международного сотрудничества с правоохранительными органами зарубежных стран
- 15.2. Международное сотрудничество правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью
- 15.3. Порядок рассмотрения поручений об оказании правовой помощи по уголовным делам
- Программа учебного курса
- Тема 3. Судебная система в Республике Казахстан
- Тема 4. Конституционный контроль в Республике Казахстан
- Тема 5. Органы юстиции Республики Казахстан
- Тема 6. Органы прокуратуры Республики Казахстан
- Тема 7. Органы обеспечения национальной безопасности
- Тема 8. Органы внутренних дел Республики Казахстан
- Тема 9. Органы, осуществляющие дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность
- Тема 10. Органы финансовой полиции
- Тема 11. Органы таможенного контроля Республики Казахстан
- Тема 12. Нотариат Республики Казахстан
- Тема 13. Адвокатура Республики Казахстан
- Тема 14. Правоохранительные органы зарубежных государств
- Тема 15. Международно-правовое сотрудничество правоохранительных органов
- Нормативные акты и литература
- Содержание
- Глава 1. Правоохранительная деятельность. Правоохранительные органы: понятие, основные признаки и задачи