5.3. Структура и функции органов юстиции в сфере уголовно-исполнительной деятельности
Уголовно-исполнительная система органов юстиции Республики Казахстан — система органов и учреждений, осуществляющих исполнительные и распорядительные функции по обеспечению исполнения уголовных наказаний, назначенных судами, а также организаций, обеспечивающих жизнедеятельность органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания.
С вступлением приговора в законную силу государство в лице соответствующих учреждений и органов, исполняющих уголовное наказание, получает право применить к осужденному совокупность правоограничений, свойственных определенному наказанию, и меры исправительного воздействия. Объем этих правоограничений осужденного зависит от пола, гражданства, возраста, вида наказания, наличия предыдущей судимости. Следует учесть, что права и свободы осужденных могут быть ограничены лишь по приговору суда и только в той мере, в какой предусмотрено законодательством Республики Казахстан. Государство должно гарантировать охрану и защиту прав и законных интересов осужденных, а также их родственников, близких и других физических и юридических лиц, с которыми осужденный связан теми или иными законными отношениями.
Осужденные — иностранные граждане и лица без гражданства также пользуются правами и несут обязанности, которые установлены международными договорами Республики Казахстан о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, с изъятиями и ограничениями, предусмотренными законодательством Республики.
Деятельность всех правоохранительных органов государства, ведущих борьбу с преступностью, связана между собой. Эта взаимосвязь основывается на общей задаче — борьбе с преступностью в нашей стране. Исправительные учреждения и иные органы, исполняющие наказания, для эффективного выполнения поставленных перед ними задач должны активно сотрудничать с органами внутренних дел, следствия, прокуратуры и суда. Для надлежащего исполнения назначенного судом наказания государством созданы специальные учреждения и органы.
Важным нововведением за период независимости Казахстана стала передача всей пенитенциарной системы из ведения Министерства внутренних дел Министерству юстиции.
По состоянию на 1 января 2009 г. численность осужденных и следственно арестованных достигла 63 848. В структуру Комитета уголовно-исполнительной системы входят 15 территориальных управлений, 73 исправительных учреждений, 20 следственных изоляторов,1 218 уголовно-исполнительных инспекций, 3 республиканских государственных предприятия, 2 центра республиканской реабилитации для лиц, освобожденных из мест лишения свободы, Академия Комитета УИС и Павлодарский юридический колледж.
Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности, поэтому в Республике Казахстан принимаются меры по приближению пенитенциарной системы к международным нормам и стандартам.
За последнее десятилетие в рамках совершенствования уголовно-исполнительной системы в Республике Казахстан реализован ряд программ. Так, значительно расширены права осужденных, стала более эффективной социальная и правовая их защищенность, законодательно закреплена прогрессивная система отбывания наказаний, укрепляется материально-техническая база исправительных учреждений и следственных изоляторов, снижена плотность тюремного населения.
С момента передачи пенитенциарной системы в ведение Министерства юстиции сняты необоснованные ограничения и запреты на переписку, ношение часов, спортивной формы одежды в свободное время. Окна в камерах расширены, с них сняты металлические жалюзи с целью доступа дневного света и свежего воздуха, настланы деревянные полы. Лица, содержащиеся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, постоянно информируются об их правах и обязанностях. При этом формой информирования о правах и обязанностях является предоставление памяток осужденным, а также наглядная информация, разъясняющая требования законодательства и общечеловеческие ценности.
Подозреваемым, обвиняемым и осужденным предоставляется возможность отправлять религиозные обряды по возможности в специально оборудованных для этих целей помещениях в соответствии с религиозными традициями. Им разрешается иметь при себе и пользоваться религиозной литературой, предметами религиозного культа индивидуального пользования. Для оказания духовной помощи разрешается приглашение служителей культа.
В настоящее время во всех исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы функционирует 34 здания мечетей и церквей, 145 молельных комнат различных конфессий.
В целях урегулирования правового аспекта обеспечения соблюдения в деятельности уголовно-исполнительной системы прав лиц, содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах, проводится работа по расширению участия гражданского общества в деятельности пенитенциарной системы.
В частности, 29 декабря 2004 года подписан Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам органов юстиции», которым предусматривается организация общественного контроля за обеспечением соблюдения прав, свобод и законных интересов лиц, содержащихся в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания.
Для осуществления общественного контроля в 15 областях республики созданы общественные наблюдательные комиссии. Их деятельность осуществляется в непосредственном взаимодействии с подразделениями уголовно-исполнительной системы путем проведения различных мероприятий, семинаров по вопросу соблюдения прав человека. Кроме того, в целях осуществления общественного контроля на предмет обеспечения соблюдения прав и законных интересов осужденных регулярно осуществляются посещения учреждений уголовно-исполнительной системы, вырабатываются соответствующие рекомендации31.
Согласно Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858, в уголовно- исполнительной сфере предусмотрено принятие комплекса мер. В частности:
-создать условия для более широкого применения уголовно- правовых мер, не связанных с изоляцией от общества, в целях минимизации вовлечения граждан в сферу уголовной юстиции, экономии мер уголовной репрессии. При этом вырабатывать подходы в законодательстве и судебной практике, при которых выбор вида и меры уголовно-правового воздействия основывался бы, прежде всего, на учете данных наиболее вероятной ее эффективности в отношении конкретной личности. В то же время для более активного применения судами мер, альтернативных лишению свободы, добиваться повышения эффективности их исполнения, для чего требуется институциональное развитие специализированного органа, ответственного за исполнение таких мер.
-принимать меры, повышающие воспитательный компонент лишения свободы, а также направленные на дальнейшее развитие содержания, форм и методов исправительно-воспитательного воздействия на осужденных на основе принципа индивидуализации исполнения наказания.
- усилить меры по психолого-педагогическому обеспечению процесса исполнения (отбывания) уголовных наказаний, по повышению статуса и обеспечению социально-правовой защиты персонала уголовно-исполнительной системы.
-предусмотреть постепенный переход к камерному порядку содержания, при котором осужденный, имея в дневное время возможность передвижения и межличностного общения в пределах учреждения, в ночное время был бы изолирован в отдельном помещении.
-организовать системные меры, направленные на обеспечение целенаправленной государственной политики в сфере ресоциализации граждан, освободившихся из мест лишения свободы, как полноправных членов общества.
Признано актуальным решение проблем занятости осужденных к лишению свободы путем привлечения их к общественно- полезному труду и/или обучению, социальным программам ресоциализации, в том числе антинаркотического, антиалкогольного содержания, либо иным формам социально-активной деятельности. В целом систему исполнения уголовных наказаний следует и дальше приближать к общепризнанным международным стандартам.
Структуру уголовно-исполнительной системы образуют:
уполномоченный орган (ведомство центрального исполнительного органа);
территориальные органы уголовно-исполнительной системы;
учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания: уголовно-исполнительные инспекции; исправительные учреждения;
следственные изоляторы;
научно-исследовательские, лечебно-профилактические организации и организации образования;
организации, предназначенные для осуществления производственной деятельности в области уголовно-исполнительной системы и привлечения осужденных к труду, и их структурные подразделения;
центры реабилитации - организации уголовно-исполнительной системы, создаваемые в организационно-правовой форме государственного учреждения, предназначаемые для оказания содействия в трудовом и бытовом устройстве, правовой и психологической помощи освобожденным из мест лишения свободы в течение шести месяцев после освобождения.
Персонал уголовно-исполнительной системы составляют:
сотрудники уголовно-исполнительной системы, которым в установленном порядке присвоены специальные звания;
государственные служащие, занимающие должности в уголовно-исполнительной системе;
работники уголовно-исполнительной системы, состоящие в трудовых отношениях с учреждениями и органами уголовно- исполнительной системы.
На службу в уголовно-исполнительную систему принимаются граждане Республики Казахстан в возрасте не моложе восемнадцати лет, способные по своим личным, моральным, деловым, профессиональным качествам, состоянию здоровья и физическому развитию, уровню образования выполнять возложенные на них должностные обязанности.
На учебу в организации образования уголовно-исполнительной системы могут зачисляться лица, имеющие среднее образование, по состоянию здоровья годные к прохождению службы в уголовно- исполнительной системе. Время обучения на очных отделениях организаций образования уголовно-исполнительной системы приравнивается к прохождению воинской службы. При этом с лицами, поступившими на учебу в организации образования уголовно- исполнительной системы, заключается контракт, в котором предусматриваются условия и сроки дальнейшего прохождения службы в уголовно-исполнительной системе после окончания организации образования.
На должности рядового и младшего начальствующего состава уголовно-исполнительной системы принимаются лица в возрасте не старше тридцати двух лет, среднего и старшего начальствующего состава — не старше сорока лет. В индивидуальных случаях этот возрастной ценз может быть изменен решением Министра юстиции Республики Казахстан.
Военнообязанные, назначенные на должности рядового и начальствующего состава или зачисленные в кадры уголовно- исполнительной системы, включая слушателей организаций образования уголовно-исполнительной системы, снимаются в установленном порядке с воинского учета и состоят на специальном учете уголовно-исполнительной системы.
В сфере уголовно-исполнительной деятельности органы юстиции осуществляют:
исполнение приговоров, постановлений и определений судов в отношении осужденных, обеспечение соблюдения установленных законодательством порядка и условий отбывания наказания в учреждениях уголовно-исполнительной системы;
содержание подозреваемых и обвиняемых;
организацию размещения осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы в соответствии с приговорами, постановлениями и определениями судов;
обеспечение исправительного воздействия на осужденных, в том числе с использованием психолого-педагогических методов;
организацию трудовой занятости осужденных;
охрану органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, контроль за оперативной обстановкой в них, обеспечение безопасности персонала, подозреваемых, обвиняемых и осужденных, конвоирование;
обеспечение организации работы по подготовке осужденных к освобождению, исполнение актов амнистии и помилования, взаимодействие учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с другими правоохранительными органами, органами государственного управления и общественными объединениями по закреплению результатов исправления осужденных, их трудовому и бытовому устройству;
организацию и осуществление оперативно-розыскной деятельности и дознания в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
организацию общеобразовательного и профессионального обучения осужденных;
обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия и охраны здоровья лиц, содержащихся в учреждениях уголовно- исполнительной системы;
организацию и осуществление социальной адаптации и реабилитации лиц, отбывших уголовные наказания;
разработку и реализацию программ развития, укрепления и совершенствования уголовно-исполнительной системы;
привлечение общественных и религиозных объединений к деятельности уголовно-исполнительной системы;
обеспечение профессиональной подготовленности, правовой и социальной защиты персонала;
координацию научных исследований государственных органов и организаций в сфере уголовно-исполнительной деятельности.
- С.Н. Мухаметалин
- Глава 1 правоохранительная деятельность. Правоохранительные органы: понятие, основные признаки и задачи
- 1.1. Правоохранительная деятельность.
- 1.2. Предмет курса, его цели. Виды правоохранительных органов
- 1.3. Правовая политика государства по совершенствованию правоохранительной деятельности
- Глава 2 судебная власть в республике казахстан
- 2.1. Понятие и основные признаки судебной власти
- 2.2. Правосудие: понятие и его принципы
- 2.3. Судопроизводство с участием присяжных заседателей
- Глава 3 судебная система в республике казахстан
- 3.1. Судебная система в Республике Казахстан
- 3.2. Правовой статус судей
- 3.3. Высший Судебный Совет. Союз судей. Третейские суды
- 3.4. Органы, осуществляющие организационное обеспечение
- Глава 4 конституционный контроль в республике казахстан
- 4.1. Становление и развитие института конституционного контроля
- 4.2. Порядок формирования и состав Конституционного Совета
- 4.3. Компетенция Конституционного Совета и формы ее реализации
- Конституционный контроль за проведением выборов и референдума
- Официальное толкование норм Конституции
- 4.4. Конституционное производство. Права и обязанности участников конституционного производства
- Глава 5 органы юстиции республики казахстан
- 5.1. Основные задачи и система органов юстиции
- 5.2. Основные функции органов юстиции.
- 5.3. Структура и функции органов юстиции в сфере уголовно-исполнительной деятельности
- 5.4. Права и обязанности сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Глава 6 органы прокуратуры республики казахстан
- 6.1. Основные исторические этапы развития прокуратуры
- 6.2. Принципы организации и правовые гарантии деятельности органов прокуратуры
- 6.3. Система и структура органов прокуратуры
- 6.4. Основные направления прокурорского надзора
- 6.5. Надзор за законностью в деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
- 6.6. Надзор за законностью в деятельности органов дознания и предварительного следствия
- 6.7. Участие прокурора в рассмотрении судом гражданских и уголовных дел
- 6.8. Надзор за законностью административного производства
- 6.9.Надзор за законностью исполнительного производства
- Глава 7 органы обеспечения национальной безопасности
- 7.1. Общая характеристика национальной безопасности
- Служба охраны Президента Республики Казахстан
- Служба внешней разведки «Сырбар»
- 7.2. Органы национальной безопасности. Задачи и функции
- 7.3. Права и обязанности органов национальной безопасности
- Глава 8 органы внутренних дел республики казахстан
- 8.1. Основные задачи, принципы и структура органов внутренних дел
- 8.2. Права и обязанности органов внутренних дел
- 8.3. Статус сотрудников органов внутренних дел
- Глава 9 органы выявления и расследования преступлений
- 9.1. Основные этапы становления и развития института органов расследования
- 9.2. Органы предварительного следствия
- 9.3. Органы дознания и их задачи
- 9.4. Органы оперативно-розыскной деятельности
- Глава 10 органы финансовой полиции республики казахстан
- 10.1. Основные задачи, система и организация деятельности органов финансовой полиции
- 10.2. Система и организация деятельности органов финансовой полиции
- 10.3. Правовое положение сотрудников органов финансовой полиции
- Глава 11 таможенные органы республики казахстан
- 11.1. Понятие и задачи таможенных органов
- 11.2. Принципы и система таможенных органов
- 11.3. Перемещение товаров и транспортных средств
- 11.4. Ответственность по таможенному праву. Обжалование решения, действий (бездействия) таможенного органа
- 11.5. Порядок прохождения службы в таможенных органах
- Глава 12 нотариат в республике казахстан
- 12.1. Становление и развитие нотариата в Республике Казахстан
- 12.2. Правовые основы и функции нотариата
- 12.3. Права, обязанности и ответственность нотариуса
- 12.4. Порядок совершения отдельных нотариальных действий
- Глава 13 адвокатура республики казахстан
- 13.1. Становление и развитие адвокатуры. Понятие и принципы ее организации и деятельности
- 13.2. Адвокат и его правовой статус. Организационная структура адвокатуры
- 13.3. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами
- Глава 14 правоохранительные органы зарубежных государств
- 14.1. Основные правовые системы мира
- 14.2. Правоохранительные органы Соединенных Штатов Америки
- 14.3. Правоохранительные органы Великобритании
- 14.4. Правоохранительные органы Франции
- 14.5. Правоохранительные органы Федеративной Республики Германии
- 14.6. Правоохранительные органы Японии
- 14.7. Правоохранительные органы стран снг
- Глава 15 международно-правовое сотрудничество правоохранительных органов
- 15.1. Правовая база международного сотрудничества. Значение и задачи международного сотрудничества с правоохранительными органами зарубежных стран
- 15.2. Международное сотрудничество правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью
- 15.3. Порядок рассмотрения поручений об оказании правовой помощи по уголовным делам
- Программа учебного курса
- Тема 3. Судебная система в Республике Казахстан
- Тема 4. Конституционный контроль в Республике Казахстан
- Тема 5. Органы юстиции Республики Казахстан
- Тема 6. Органы прокуратуры Республики Казахстан
- Тема 7. Органы обеспечения национальной безопасности
- Тема 8. Органы внутренних дел Республики Казахстан
- Тема 9. Органы, осуществляющие дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность
- Тема 10. Органы финансовой полиции
- Тема 11. Органы таможенного контроля Республики Казахстан
- Тема 12. Нотариат Республики Казахстан
- Тема 13. Адвокатура Республики Казахстан
- Тема 14. Правоохранительные органы зарубежных государств
- Тема 15. Международно-правовое сотрудничество правоохранительных органов
- Нормативные акты и литература
- Содержание
- Глава 1. Правоохранительная деятельность. Правоохранительные органы: понятие, основные признаки и задачи