14.6. Правоохранительные органы Японии
Япония — унитарное государство в Восточной Азии, разделенное на 47 префектур. Конституция от 3 мая 1947 года провозгласила «символом государства и единства нации» императора и установила конституционную парламентскую монархию. Император отстранен от самостоятельного решения вопросов государственной политики и не имеет реальной власти, в основном выполняет церемониальные функции. Высшим органом государственной власти является парламент, состоящий из двух палат, палаты представителей (Сюшин) и палаты советников (Ваншин). Они избираются на основе всеобщего избирательного права.
Высшим органом исполнительной власти в стране является правительство Японии — Кабинет министров, полномочия которого очень обширны. Местное управление осуществляют выборные собрания. Главные должностные лица в префектурах — губернаторы.
В Японии вся полнота судебной власти принадлежит Верховному суду и судам низших инстанций. Современная судебная система включает Верховный суд, высшие, территориальные, семейные и первичные суды.
Возглавляет японскую судебную систему Верховный суд, наделенный самыми широкими полномочиями в качестве высшей судебной инстанции, высшего органа конституционного надзора и как орган руководства всеми нижестоящими судами. В Верховный суд входят председатель и 14 членов суда. Верховный суд рассматривает на коллегиях (как правило, из 5 судей), в качестве последней инстанции жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов по гражданским и уголовным делам. Конституционный контроль может осуществляться не только Верховным судом, но и нижестоящими судами.
К разбирательству Верховным судом принимаются лишь жалобы по вопросам права, а не по оценке фактических обстоятельства дела. Верховный суд рассматривает в полном составе жалобы на неконституционность законодательных актов или административных актов, а также дела, по которым возникает необходимость толковать Конституцию или внести в нее изменения либо требуется изменить решения самого Верховного суда.
Высшие суды (их восемь, они расположены в крупнейших городах в разных частях страны) выступают, главным образом, в качестве судов апелляционной инстанции и рассматривают в коллегиях из трех судей жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов.
Важнейшим звеном судебной системы являются территориальные судьи расположенные в каждой префектуре. В этих судах дела рассматриваются единолично судьей, либо коллегией из трех судей, если рассматриваются дела о преступлениях, за которые предусмотрено наказание — лишение свободы сроком свыше одного года или большая сумма иска.
Семейные суды приравниваются к территориальным судам. Они разбирают споры семейно-брачного характера, а также дела о правонарушениях несовершеннолетних в возрасте до 20 лет. Если несовершеннолетним совершено серьезное преступление, то семейным судом проверяется обоснованность обвинения и передается в территориальный суд.
Первичные суды — это самые низшие суды, где рассматриваются гражданские дела с небольшой суммой иска и уголовные дела о преступлениях, караемых наказанием не более трех лет лишения свободы. Судов присяжных в Японии нет.
Прокуратура в Японии входит в систему министерства юстиции и представляет собой централизованную организацию, возглавляемую Генеральным прокурором. Структура прокуратуры приспособлена больше всего к судебной системе: имеются службы генеральной прокуратуры при Верховном суде, при высших, территориальных, семейных и других судах.
Прокуроры ведут следствие по ограниченному кругу наиболее важных уголовных дел, наблюдают за дознанием и расследованием, проводимым по всем остальным делам полицией, и за исполнением уголовных наказаний. Они вправе возбуждать при необходимости уголовное преследование и по окончании расследования составляют обвинительное заключение, передают его в суд и поддерживают там обвинение. Прокуроры Японии обладают чрезвычайно широкими дискреционными полномочиями. По действующим правилам судопроизводства прокурор не обязан предъявлять обвиняемому и его защитнику все доказательства, имеющиеся в его распоряжении. Прокурор также не обязан знакомить со всеми материалами дела до судебного разбирательства и судью, которому он передает лишь обвинительное заключение без каких-либо других документов.
Полицейская система Японии основана на сети управлений, размещенных в каждой префектуре и имеющих широкие оперативные полномочия и подчиняется Национальному полицейскому управлению. Префектуральные управления обеспечивают несение патрульной службы, сохранение безопасности на дорогах, работу криминальной полиции и т. д.
Согласно Конституции защита обвиняемого по уголовному делу может осуществляться адвокатом. Он может быть выбран самостоятельно либо назначен государством, если у обвиняемого нет возможности оплачивать юридические услуги.
В гражданском процессе малоимущим также может оказываться материальная помощь, но она сводится либо к отсрочке уплаты судебных расходов, либо к назначению бесплатного адвоката Японской ассоциацией правовой помощи681.
- С.Н. Мухаметалин
- Глава 1 правоохранительная деятельность. Правоохранительные органы: понятие, основные признаки и задачи
- 1.1. Правоохранительная деятельность.
- 1.2. Предмет курса, его цели. Виды правоохранительных органов
- 1.3. Правовая политика государства по совершенствованию правоохранительной деятельности
- Глава 2 судебная власть в республике казахстан
- 2.1. Понятие и основные признаки судебной власти
- 2.2. Правосудие: понятие и его принципы
- 2.3. Судопроизводство с участием присяжных заседателей
- Глава 3 судебная система в республике казахстан
- 3.1. Судебная система в Республике Казахстан
- 3.2. Правовой статус судей
- 3.3. Высший Судебный Совет. Союз судей. Третейские суды
- 3.4. Органы, осуществляющие организационное обеспечение
- Глава 4 конституционный контроль в республике казахстан
- 4.1. Становление и развитие института конституционного контроля
- 4.2. Порядок формирования и состав Конституционного Совета
- 4.3. Компетенция Конституционного Совета и формы ее реализации
- Конституционный контроль за проведением выборов и референдума
- Официальное толкование норм Конституции
- 4.4. Конституционное производство. Права и обязанности участников конституционного производства
- Глава 5 органы юстиции республики казахстан
- 5.1. Основные задачи и система органов юстиции
- 5.2. Основные функции органов юстиции.
- 5.3. Структура и функции органов юстиции в сфере уголовно-исполнительной деятельности
- 5.4. Права и обязанности сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Глава 6 органы прокуратуры республики казахстан
- 6.1. Основные исторические этапы развития прокуратуры
- 6.2. Принципы организации и правовые гарантии деятельности органов прокуратуры
- 6.3. Система и структура органов прокуратуры
- 6.4. Основные направления прокурорского надзора
- 6.5. Надзор за законностью в деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
- 6.6. Надзор за законностью в деятельности органов дознания и предварительного следствия
- 6.7. Участие прокурора в рассмотрении судом гражданских и уголовных дел
- 6.8. Надзор за законностью административного производства
- 6.9.Надзор за законностью исполнительного производства
- Глава 7 органы обеспечения национальной безопасности
- 7.1. Общая характеристика национальной безопасности
- Служба охраны Президента Республики Казахстан
- Служба внешней разведки «Сырбар»
- 7.2. Органы национальной безопасности. Задачи и функции
- 7.3. Права и обязанности органов национальной безопасности
- Глава 8 органы внутренних дел республики казахстан
- 8.1. Основные задачи, принципы и структура органов внутренних дел
- 8.2. Права и обязанности органов внутренних дел
- 8.3. Статус сотрудников органов внутренних дел
- Глава 9 органы выявления и расследования преступлений
- 9.1. Основные этапы становления и развития института органов расследования
- 9.2. Органы предварительного следствия
- 9.3. Органы дознания и их задачи
- 9.4. Органы оперативно-розыскной деятельности
- Глава 10 органы финансовой полиции республики казахстан
- 10.1. Основные задачи, система и организация деятельности органов финансовой полиции
- 10.2. Система и организация деятельности органов финансовой полиции
- 10.3. Правовое положение сотрудников органов финансовой полиции
- Глава 11 таможенные органы республики казахстан
- 11.1. Понятие и задачи таможенных органов
- 11.2. Принципы и система таможенных органов
- 11.3. Перемещение товаров и транспортных средств
- 11.4. Ответственность по таможенному праву. Обжалование решения, действий (бездействия) таможенного органа
- 11.5. Порядок прохождения службы в таможенных органах
- Глава 12 нотариат в республике казахстан
- 12.1. Становление и развитие нотариата в Республике Казахстан
- 12.2. Правовые основы и функции нотариата
- 12.3. Права, обязанности и ответственность нотариуса
- 12.4. Порядок совершения отдельных нотариальных действий
- Глава 13 адвокатура республики казахстан
- 13.1. Становление и развитие адвокатуры. Понятие и принципы ее организации и деятельности
- 13.2. Адвокат и его правовой статус. Организационная структура адвокатуры
- 13.3. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами
- Глава 14 правоохранительные органы зарубежных государств
- 14.1. Основные правовые системы мира
- 14.2. Правоохранительные органы Соединенных Штатов Америки
- 14.3. Правоохранительные органы Великобритании
- 14.4. Правоохранительные органы Франции
- 14.5. Правоохранительные органы Федеративной Республики Германии
- 14.6. Правоохранительные органы Японии
- 14.7. Правоохранительные органы стран снг
- Глава 15 международно-правовое сотрудничество правоохранительных органов
- 15.1. Правовая база международного сотрудничества. Значение и задачи международного сотрудничества с правоохранительными органами зарубежных стран
- 15.2. Международное сотрудничество правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью
- 15.3. Порядок рассмотрения поручений об оказании правовой помощи по уголовным делам
- Программа учебного курса
- Тема 3. Судебная система в Республике Казахстан
- Тема 4. Конституционный контроль в Республике Казахстан
- Тема 5. Органы юстиции Республики Казахстан
- Тема 6. Органы прокуратуры Республики Казахстан
- Тема 7. Органы обеспечения национальной безопасности
- Тема 8. Органы внутренних дел Республики Казахстан
- Тема 9. Органы, осуществляющие дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность
- Тема 10. Органы финансовой полиции
- Тема 11. Органы таможенного контроля Республики Казахстан
- Тема 12. Нотариат Республики Казахстан
- Тема 13. Адвокатура Республики Казахстан
- Тема 14. Правоохранительные органы зарубежных государств
- Тема 15. Международно-правовое сотрудничество правоохранительных органов
- Нормативные акты и литература
- Содержание
- Глава 1. Правоохранительная деятельность. Правоохранительные органы: понятие, основные признаки и задачи