14.5. Правоохранительные органы Федеративной Республики Германии
Германия по форме государственного устройства — федерация, в составе которой 16 земель. У каждой земли — собственная конституция, выборный законодательный орган — однопалатный ландтаг (за исключением Баварии, где 2-х палатный) и правительство во главе с премьер-министром. Конституция принята 23 мая 1949 г. Германия по форме правления — парламентская республика. Органами законодательной власти является Бундестаг и Бундесрат. Исполнительную власть осуществляет Федеральное правительство ФРГ, во главе которого находится Федеральный канцлер.
Федеральный Президент представляет Германию в международно-правовых отношениях. В соответствии со ст. 92 Основного закона судебная власть в Федеративной Республике Германия осуществляется Федеральным конституционным судом, федеральными судьями и судами земель.
Члены Федерального конституционного суда избираются поровну Бундестагом ФРГ и Бундесратом ФРГ. Федеральный конституционный суд разрешает спорные вопросы толкования Конституции, споры по поводу соотношения с Конституцией других федеральных законов и законов, изданных властями земель. Важная функция Федерального конституционного суда — рассмотрение жалоб общин и отдельных граждан на нарушение органами власти их основных конституционных прав.
В ФРГ действует сложная система судов, состоящая из нескольких самостоятельных ветвей (уровней). Конституция ФРГ различает пять основных областей юстиции (общая, трудовая, социальная, финансовая и административная) и учреждает соответствующие им пять систем судов, каждая из которых возглавляется собственным высшим судебным органом.
Верховный федеральный суд возглавляет систему общих судов. В состав Верховного федерального суда входят 11 сенатов по гражданским, 5 — по уголовным делам и 7 для рассмотрения специальных вопросов (по делам картелей, по делам адвокатов, нотариусов и др.). В компетенцию Верховного федерального суда по гражданским делам входит рассмотрение кассационных жалоб на решения, вынесенные высшими судами земли.
Высшие суды земли выступают в качестве апелляционных и кассационных инстанций и как суды первой инстанции.
Суды земли слушают дела по первой инстанции и по второй инстанции. В составе каждого суда земли, возглавляемого его председателем, образуются палаты по гражданским делам и по уголовным делам.
Участковые суды представляют собой низовое звено системы общих судов. Они могут состоять из одного или нескольких участковых судей. Суд шеффенов заседает в составе участкового судьи и двух шеффенов, составляющих единую коллегию. Ими рассматриваются уголовные дела о преступлениях, не отнесенных к исключительной компетенции судов земли или высших судов земли, но при условии, чтобы выносимое ими наказание не превышало трех лет лишения свободы. В систему общих судов в качестве самостоятельных подразделений включены суды по делам несовершеннолетних.
Среди специализированных судов, функционирующих в ФРГ наряду с общими, важное место занимают суды по трудовым делам. Система судов по социальным вопросам создана для рассмотрения конфликтов, связанных с социальным страхованием, выплатой пособий безработным и т.п. Также существует система финансовых судов для рассмотрения дел, связанных с уплатой налогов и таможенных сборов. Система административной юстиции в ФРГ создана для рассмотрения жалоб физических и юридических лиц на действия и акты органов государственного управления, а также споров между органами местного самоуправления, если эти жалобы и споры не относятся к компетенции иных судов. Эту систему возглавляет Федеральный административный суд.
Прокуратура в Германии создана как орган, должный беспристрастно исследовать истину и осуществлять правоохранительные функции. Организационная структура прокуратуры совпадает со структурой судебной системы и подразделяется на федеральную и земельную. При каждом суде общей компетенции должна состоять конкретная прокуратура. При Верховном федеральном суде функции прокуратуры осуществляют генеральный федеральный прокурор и подчиненные ему федеральные прокуроры, которые действуют под общим руководством министра юстиции ФРГ. В то же время прокуратура функционально независима от суда и отделена от него организационно.
Генеральный федеральный прокурор назначается президентом ФРГ с согласия Бундесрата. Генеральный прокурор назначает обер-прокуроров, на которых распространяется Закон о государственных служащих. Главной задачей прокуратуры является осуществление уголовного преследования. Прокуратура может истребовать от любого государственного органа необходимую информацию, может осуществлять расследование самостоятельно либо поручить выполнение следственных действий службам полиции. Прокурор вправе проводить допрос обвиняемого, свидетелей, эксперта и завершить расследование либо путем подачи публичного иска в суд с предъявлением обвинения либо прекращать дела. Прокуратура в ФРГ выполняет и задачи координации деятельности правоохранительных органов.
Согласно Закону о судоустройстве, в компетенцию Федерального генерального прокурора входит также расследование особо важных дел (политических и государственных), слушание которых проходит в Федеральном верховном суде. Прокурору предоставляется возможность выбора любого суда, который он считает компетентным рассматривать возбужденное им дело. Прокуроры выполняют возложенные на них законом функции совершенно независимо от судей. Они принимают участие в главном судебном разбирательстве, вносят протест на решения судьи, выполнение действий по приведению в исполнение решения суда.
В ФРГ предварительное следствие проводится в форме дознания и осуществляется до возбуждения уголовного дела. Уголовные преступления расследуются главным образом полицейскими службами, находящимися в подчинении федеральных властей или министра внутренних дел соответствующей земли. По основной массе дел дознание проводит полиция. Задачей дознания является выяснение вопроса о наличии подозрения, чтобы судить о возможности возбуждения публичного обвинения. Полиция выполняет все действия с ведома прокуратуры. В Германии нет стадии возбуждения уголовного дела. Первоначальные следственные действия означают начало производства по уголовному делу.
Общий порядок избрания меры пресечения в виде содержания под стражей следующий: прокурор обращается к участковому судье с соответствующим ходатайством, который выдает (или отказывает в выдаче) письменный ордер на арест в зависимости от наличия «серьезного подозрения».
Прокуратура возбуждает публичное обвинение путем направления в суд обвинительного акта, если проведенное дознание дает для этого достаточный повод. Право ознакомиться с материалами дела имеет только защитник. Вопрос о предании обвиняемого суду решает судебный орган. До рассмотрения дела судья или председательствующий вручает обвиняемому обвинительный акт и разъясняет, что он в течение установленного срока вправе заявить ходатайство об истребовании дополнительных доказательств или возражений против открытого судебного разбирательства67.
Защиту обвиняемых по уголовным делам, а также интересов сторон по иным категориям дел осуществляют адвокаты. Адвокаты должны представлять интересы сторон в судах высших инстанций по трудовым делам и могут выступать в судах по социальным вопросам, в финансовых и административных судах. Каждый адвокат в ФРГ обязан открыть свое бюро при том определенном высшем суде земли или суде земли, в котором он допущен к адвокатской практике. Все существующие в ФРГ коллегии адвокатов объединены в Федеральную ассоциацию.
- С.Н. Мухаметалин
- Глава 1 правоохранительная деятельность. Правоохранительные органы: понятие, основные признаки и задачи
- 1.1. Правоохранительная деятельность.
- 1.2. Предмет курса, его цели. Виды правоохранительных органов
- 1.3. Правовая политика государства по совершенствованию правоохранительной деятельности
- Глава 2 судебная власть в республике казахстан
- 2.1. Понятие и основные признаки судебной власти
- 2.2. Правосудие: понятие и его принципы
- 2.3. Судопроизводство с участием присяжных заседателей
- Глава 3 судебная система в республике казахстан
- 3.1. Судебная система в Республике Казахстан
- 3.2. Правовой статус судей
- 3.3. Высший Судебный Совет. Союз судей. Третейские суды
- 3.4. Органы, осуществляющие организационное обеспечение
- Глава 4 конституционный контроль в республике казахстан
- 4.1. Становление и развитие института конституционного контроля
- 4.2. Порядок формирования и состав Конституционного Совета
- 4.3. Компетенция Конституционного Совета и формы ее реализации
- Конституционный контроль за проведением выборов и референдума
- Официальное толкование норм Конституции
- 4.4. Конституционное производство. Права и обязанности участников конституционного производства
- Глава 5 органы юстиции республики казахстан
- 5.1. Основные задачи и система органов юстиции
- 5.2. Основные функции органов юстиции.
- 5.3. Структура и функции органов юстиции в сфере уголовно-исполнительной деятельности
- 5.4. Права и обязанности сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Глава 6 органы прокуратуры республики казахстан
- 6.1. Основные исторические этапы развития прокуратуры
- 6.2. Принципы организации и правовые гарантии деятельности органов прокуратуры
- 6.3. Система и структура органов прокуратуры
- 6.4. Основные направления прокурорского надзора
- 6.5. Надзор за законностью в деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
- 6.6. Надзор за законностью в деятельности органов дознания и предварительного следствия
- 6.7. Участие прокурора в рассмотрении судом гражданских и уголовных дел
- 6.8. Надзор за законностью административного производства
- 6.9.Надзор за законностью исполнительного производства
- Глава 7 органы обеспечения национальной безопасности
- 7.1. Общая характеристика национальной безопасности
- Служба охраны Президента Республики Казахстан
- Служба внешней разведки «Сырбар»
- 7.2. Органы национальной безопасности. Задачи и функции
- 7.3. Права и обязанности органов национальной безопасности
- Глава 8 органы внутренних дел республики казахстан
- 8.1. Основные задачи, принципы и структура органов внутренних дел
- 8.2. Права и обязанности органов внутренних дел
- 8.3. Статус сотрудников органов внутренних дел
- Глава 9 органы выявления и расследования преступлений
- 9.1. Основные этапы становления и развития института органов расследования
- 9.2. Органы предварительного следствия
- 9.3. Органы дознания и их задачи
- 9.4. Органы оперативно-розыскной деятельности
- Глава 10 органы финансовой полиции республики казахстан
- 10.1. Основные задачи, система и организация деятельности органов финансовой полиции
- 10.2. Система и организация деятельности органов финансовой полиции
- 10.3. Правовое положение сотрудников органов финансовой полиции
- Глава 11 таможенные органы республики казахстан
- 11.1. Понятие и задачи таможенных органов
- 11.2. Принципы и система таможенных органов
- 11.3. Перемещение товаров и транспортных средств
- 11.4. Ответственность по таможенному праву. Обжалование решения, действий (бездействия) таможенного органа
- 11.5. Порядок прохождения службы в таможенных органах
- Глава 12 нотариат в республике казахстан
- 12.1. Становление и развитие нотариата в Республике Казахстан
- 12.2. Правовые основы и функции нотариата
- 12.3. Права, обязанности и ответственность нотариуса
- 12.4. Порядок совершения отдельных нотариальных действий
- Глава 13 адвокатура республики казахстан
- 13.1. Становление и развитие адвокатуры. Понятие и принципы ее организации и деятельности
- 13.2. Адвокат и его правовой статус. Организационная структура адвокатуры
- 13.3. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами
- Глава 14 правоохранительные органы зарубежных государств
- 14.1. Основные правовые системы мира
- 14.2. Правоохранительные органы Соединенных Штатов Америки
- 14.3. Правоохранительные органы Великобритании
- 14.4. Правоохранительные органы Франции
- 14.5. Правоохранительные органы Федеративной Республики Германии
- 14.6. Правоохранительные органы Японии
- 14.7. Правоохранительные органы стран снг
- Глава 15 международно-правовое сотрудничество правоохранительных органов
- 15.1. Правовая база международного сотрудничества. Значение и задачи международного сотрудничества с правоохранительными органами зарубежных стран
- 15.2. Международное сотрудничество правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью
- 15.3. Порядок рассмотрения поручений об оказании правовой помощи по уголовным делам
- Программа учебного курса
- Тема 3. Судебная система в Республике Казахстан
- Тема 4. Конституционный контроль в Республике Казахстан
- Тема 5. Органы юстиции Республики Казахстан
- Тема 6. Органы прокуратуры Республики Казахстан
- Тема 7. Органы обеспечения национальной безопасности
- Тема 8. Органы внутренних дел Республики Казахстан
- Тема 9. Органы, осуществляющие дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность
- Тема 10. Органы финансовой полиции
- Тема 11. Органы таможенного контроля Республики Казахстан
- Тема 12. Нотариат Республики Казахстан
- Тема 13. Адвокатура Республики Казахстан
- Тема 14. Правоохранительные органы зарубежных государств
- Тема 15. Международно-правовое сотрудничество правоохранительных органов
- Нормативные акты и литература
- Содержание
- Глава 1. Правоохранительная деятельность. Правоохранительные органы: понятие, основные признаки и задачи