logo
Правоохр орг РК новые лекции

11.4. Ответственность по таможенному праву. Обжалование решения, действий (бездействия) таможенного органа

За совершение правонарушений в сфере таможенного дела законодательством предусмотрены различные виды ответствен­ности: административная, уголовная, дисциплинарная, матери­альная. Институт таможенно-правовой ответственности носит комплексный характер, поскольку включает в себя разные виды ответственности, предусмотренные нормами различных отраслей права (административного, трудового, уголовного, финансового, налогового).

Уголовная ответственность предусмотрена за преступления в сфере таможенного дела за контрабанду, уклонение от уплаты та­моженных платежей, незаконные валютные операции и иные дея­ния с валютными ценностями. Так, перемещение в крупном раз­мере через таможенную границу Республики Казахстан товаров или иных предметов, за исключением указанных в статье 250 УК, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств тамо­женной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием запрещенных или ограни­ченных к перемещению через таможенную границу товаров, ве­щей и ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу является эконо­мической контрабандой. Лицо, виновное в совершении экономи­ческой контрабанды привлекается к уголовной ответственности по ст. 209 УК РК.

Деяния, предусмотренные ст. 209 УК РК, признаются совер­шенными в крупном размере, если стоимость перемещенных това­ров превышает одну тысячу месячных расчетных показателей.

Перемещение через таможенную границу государства, совер­шенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием наркотических средств, психо­тропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радио­активных или взрывчатых веществ, вооружения, военной техни­ки, взрывных устройств, огнестрельного оружия и боеприпасов, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения, материалов и оборудования, которые могут быть использованы для создания оружия массового поражения, яв­ляется контрабандой изъятых из обращения предметов или пред­метов, за что виновное лицо несет ответственность по ст. 250 УК РК.

Незаконный экспорт технологий, научно-технической инфор­мации и услуг, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники и в отношении которых установлен специальный экспортный контроль, содержит состав преступления, предусмо­тренного ст. 243 УК РК. К иным преступлениям в сфере таможен­ного деча отнесены уклонения от уплаты таможенных платежей. Так, за уклонение от уплаты таможенных пошлин, налогов, тамо­женных сборов, сборов на выдачу лицензии или других таможен­ных платежей в крупных размерах виновное лицо может быть при­влечено к уголовной ответственности по ст. 214 УК РК.

Таможенные органы для решения возложенных на них задач в соответствии с Законом «Об оперативно-розыскной деятельно­сти» имеют право на осуществление оперативно-розыскных ме­роприятий. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется таможенными органами в целях выявления, предупреждения и пресечения преступлений, отнесенных законом к их компетенции, таких как контрабанда, незаконный оборот наркотиков и оружия, уклонение от уплаты таможенных платежей и др. Для таможенных органов Республики Казахстан характерно применение таких тех­нических средств обнаружения тайников с предметами контрабан­ды, как стационарные и переносные рентгеновские аппараты, при­боры по обнаружению металлов, а также кинологическая служба. В числе оперативно-розыскных мероприятий таможенные органы, как правило, используют контролируемые поставки.

Для проведения оперативно-розыскных мероприятий необхо­димы законные основания. Под основаниями понимаются факти­ческие данные, указывающие на подготовку либо совершение пре­ступления. Результаты оперативно-розыскной деятельности тамо­женных органов могут служить поводом и основанием для возбуж­дения уголовного дела. Поводом к возбуждению уголовного дела служат сведения, полученные в ходе осуществления таможенного контроля, при проверке документов, досмотре транспорта, грузов, личного досмотра.

Начальник соответствующего таможенного органа, являясь начальником органа дознания, рассматривает материалы о нару­шении таможенных правил и при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, либо сам возбуждает уголовное дело, либо поручает дознание одному или нескольким дознавателям. Дознание производится в десятидневный срок с мо­мента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела до передачи уголовного дела прокурору для направления его в суд. Этот срок может быть продлен начальником органа дознания до тридцати суток.

Как указано выше, расследование преступления в форме до­знания таможенные органы производят по делам о преступлениях, отнесенных законом к их компетенции, в частности, по делам о преступлениях, предусмотренных ч.1 ст. 214 УК РК (за уклонение от уплаты таможенных платежей и сборов). Также дознание по де­лам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 209 УК РК (эконо­мическая контрабанда), ч. 1 ст. 250 УК РК (контрабанда изъятых из обращения предметов или предметов, обращение которых огра­ничено) производится возбудившим уголовное дело таможенным органом.

Любое лицо, а также его представители вправе обжаловать в таможенные органы, в том числе, в вышестоящий таможенный ор­ган либо уполномоченный орган по вопросам таможенного дела и (или) в суд, решение, действия (бездействие) таможенного ор­гана и (или) должностного лица таможенного органа, если таким решением и (или) действиями (бездействием) нарушены права и интересы этого лица, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность.

Жалоба подается в письменной форме. К жалобе прилагаются документы и (или) материалы (при их наличии), подтверждающие неправомерность решения, действий (бездействия) таможенного органа и (или) должностного лица таможенного органа. Жалоба должна быть рассмотрена и по ней должно быть принято реше­ние в срок не позднее пятнадцати дней начиная с даты регистра­ции жалобы, за исключением жалоб, требующих дополнительного изучения и (или) проверки. Жалоба, требующая дополнительного изучения и (или) проверки, должна быть рассмотрена в срок до одного месяца со дня ее регистрации.

По результатам рассмотрения жалобы вышестоящий таможен­ный орган или уполномоченный орган по вопросам таможенного дела принимает соответствующее решение и направляет копию решения, принятого по результатам рассмотрения жалобы лицу, обратившемуся с жалобой.

В упрощенном порядке могут быть обжалованы решение, дей­ствия (бездействие) таможенного органа и должностного лица таможенного органа, если стоимость товаров и транспортных средств, в связи с перемещением которых было принято решение, совершены действия (бездействие), а также иные действия, обжа­луемые лицом и повлекшие, по мнению лица, к неправомерным расходам, не превышают ста месячных расчетных показателей, установленных законом о республиканском бюджете на соответ­ствующий финансовый год.

Жалоба, поданная в упрощенном порядке, подлежит незамедли­тельному рассмотрению, и решение по ней должно быть принято в день подачи жалобы. Акт о рассмотрении жалобы подписывается руководителем таможенного органа, рассматривающим жалобу, и лицом, обратившимся с жалобой. Копия акта о рассмотрении жа­лобы вручается лицу, обратившемуся с жалобой.

Таможенные органы за нарушение таможенного законодатель­ства Республики Казахстан несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан. Вред, причиненный в результа­те издания таможенными органами актов, не соответствующих за­конодательным актам Республики Казахстан, подлежит возмеще­нию в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан. За неправомерные решения, действия (бездействие) должностные лица таможенных органов несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответ­ствии с законами Республики Казахстан.