15.3. Порядок рассмотрения поручений об оказании правовой помощи по уголовным делам
Поручение компетентного учреждения иностранного государства, поступившее в Генеральную прокуратуру Республики Казахстан, при отсутствии причин, препятствующих его исполнению, направляется начальником Департамента международного сотрудничества либо его заместителем для организации исполнения в прокуратуру области, на чьей поднадзорной территории необходимо проведение поручаемых, процессуальных действий, о чем уведомляется для осуществления ведомственного контроля центральный аппарат соответствующего органа уголовного преследования и компетентного учреждения иностранного государства.
Поручения, поступившие в соответствии с международным договором в прокуратуры областей направляются прокурорами областей либо лицами, исполняющими их обязанности, в соответствующие поднадзорные органы, о чем информируется компетентное учреждение иностранного государства.
Прокуроры областей правомочны реализовывать в рамках своей компетенции положения Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, совершенной в Кишиневе 7 октября 2002 года, по вопросам, связанным с осуществлением процессуальных действий по уголовным делам; оперативно-розыскных мероприятий, требующих санкции прокурора, а также документам, относящимся к компетенции органов прокуратуры Республики Казахстан.
Прокуроры областей письменно информируют Генеральную прокуратуру Республики Казахстан об уголовных делах, возбужденных:
по признакам преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства;
по фактам терроризма, экстремизма и сепаратизма;
по фактам отмывания денежных средств и иного имущества, добытого незаконным путем;
по признакам преступлений, нанесших значительный ущерб государству;
по признакам преступлений, вызвавших широкий общественный резонанс;
в отношении лиц, занимающих ответственную государственную должность.
Данные информации направляются в Генеральную прокуратуру Республики Казахстан в течение двадцати четырех часов с момента поступления поручений.
Генеральная прокуратура Республики Казахстан, получив уведомление органа уголовного преследования об исполнении поручения, информирует об этом компетентное учреждение иностранного государства. Поручения рассматриваются в строгом соответствии с требованиями главы 55 УПК Республики Казахстан, при этом обращается внимание на соблюдение принципа взаимности при оказании правовой помощи с конкретным государством, обязательное наличие в поручении гарантий уполномоченного лица об оказании аналогичной правовой помощи при обращении казахстанской стороны с аналогичным запросом.
При невозможности удовлетворения ходатайства компетентного органа иностранного государства составляется заключение, утверждаемое начальником Департамента, и уголовное дело (материалы, поступившие для решения вопроса о возбуждении уголовного дела) возвращается должностными лицами с указанием причин, препятствующих его удовлетворению.
В случае удовлетворения ходатайства компетентного учреждения иностранного государства уголовное дело (материалы, поступившие для решения вопроса о возбуждении уголовного дела) направляется начальником Департамента международного сотрудничества для организации расследования (доследственной проверки) в прокуратуру области, на чьей поднадзорной территории необходимо проведение поручаемых процессуальных действий.
Вышестоящая прокуратура информируется о результатах:
уголовного преследования, осуществляемого по обращению компетентного учреждения иностранного государства — до принятия окончательного процессуального решения по уголовному делу;
розыска лица, осуществляемого по обращению компетентного учреждения иностранного государства о продолжении уголовного преследования.
Вышестоящая прокуратура к установленному ею сроку информируется о результатах доследственной проверки, проведенной по обращению компетентного учреждения иностранного государства о возбуждении уголовного дела.
Поручения органов уголовного преследования о производстве следственных и иных процессуальных действий направляются в компетентные учреждения иностранных государств через Генеральную прокуратуру Республики Казахстан или через уполномоченные областные прокуратуры, если иное не предусмотрено международными договорами. Поручение представляется в Генеральную прокуратуру с ходатайством прокурора области либо лица, исполняющего его обязанности, о его направлении в компетентные органы иностранного государства.
Направление уголовных дел, находящихся в производстве судов, в иностранное государство осуществляется в соответствии с совместным указанием Председателя Верховного Суда РК и Генерального Прокурора РК «О порядке направления уголовных дел, находящихся в производстве судов, в иностранное государство».
Ходатайства органов, ведущих уголовный процесс, о направлении уголовных дел в компетентные учреждения иностранных государств для осуществления уголовного преследования выехавших за пределы Республики Казахстан обвиняемых, не являющихся гражданами Республики Казахстан, подлежат рассмотрению органами прокуратуры Республики Казахстан в срок не более тридцати суток. В течение такого же срока подлежат рассмотрению ходатайства органов уголовного преследования о направлении в компетентные учреждения иностранных государств материалов, необходимых для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении лиц, не являющихся гражданами Республики Казахстан.
По результатам рассмотрения ходатайства и изучения материалов уголовного дела начальником подразделения по надзору за законностью следствия и дознания совместно с помощником (старшим помощником) прокурора по надзору за применением международных договоров составляется заключение о законности принятого в соответствии со ст. 527 УПК Республики Казахстан решения о направлении уголовного дела в иностранное государство, которое утверждается прокурором области либо лицом, исполняющим его обязанности.
В случае удовлетворения ходатайства органа уголовного преследования, материалы уголовного дела, сроки следствия по которому заблаговременно и в установленном порядке продлены подразделением органов прокуратуры по надзору за законностью следствия и дознания не менее чем на 3 месяца, а также соответствующие заключения прокуратуры области, постановления о возобновлении производства предварительного следствия и направлении уголовного дела по подследственности, направляются в Генеральную прокуратуру с соответствующим ходатайством прокурора области.
Порядок направления в иностранное государство материалов, необходимых для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, направляются органом уголовного преследования в прокуратуру области и рассматриваются органами прокуратуры в порядке, аналогичном порядку изучения уголовных дел, подлежащих направлению в иностранное государство: в вышестоящую прокуратуру вместе с материалами, необходимыми для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, направляется удовлетворенное ходатайство. Генеральной прокуратурой Республики Казахстан в случае удовлетворения ходатайства прокурора области уголовное дело (материалы, необходимые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела) направляется с соответствующим поручением в компетентное учреждение иностранного государства с уведомлением прокуратуры области.
В случае возвращения уголовного дела из компетентного органа иностранного государства Департаментом международного сотрудничества составляется заключение, в котором излагаются причины и обоснованность оставления ходатайства об осуществлении уголовного преследования без удовлетворения. Прокуратура области при возвращении уголовного дела из Генеральной прокуратуры рассматривает вопрос о дисциплинарной ответственности сотрудников прокуратур, не обеспечивших надлежащий надзор за расследованием дела и не выявивших нарушения, послужившие основанием для его возвращения, о чем в месячный срок докладывается курирующему заместителю Генерального Прокурора.
- С.Н. Мухаметалин
- Глава 1 правоохранительная деятельность. Правоохранительные органы: понятие, основные признаки и задачи
- 1.1. Правоохранительная деятельность.
- 1.2. Предмет курса, его цели. Виды правоохранительных органов
- 1.3. Правовая политика государства по совершенствованию правоохранительной деятельности
- Глава 2 судебная власть в республике казахстан
- 2.1. Понятие и основные признаки судебной власти
- 2.2. Правосудие: понятие и его принципы
- 2.3. Судопроизводство с участием присяжных заседателей
- Глава 3 судебная система в республике казахстан
- 3.1. Судебная система в Республике Казахстан
- 3.2. Правовой статус судей
- 3.3. Высший Судебный Совет. Союз судей. Третейские суды
- 3.4. Органы, осуществляющие организационное обеспечение
- Глава 4 конституционный контроль в республике казахстан
- 4.1. Становление и развитие института конституционного контроля
- 4.2. Порядок формирования и состав Конституционного Совета
- 4.3. Компетенция Конституционного Совета и формы ее реализации
- Конституционный контроль за проведением выборов и референдума
- Официальное толкование норм Конституции
- 4.4. Конституционное производство. Права и обязанности участников конституционного производства
- Глава 5 органы юстиции республики казахстан
- 5.1. Основные задачи и система органов юстиции
- 5.2. Основные функции органов юстиции.
- 5.3. Структура и функции органов юстиции в сфере уголовно-исполнительной деятельности
- 5.4. Права и обязанности сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Глава 6 органы прокуратуры республики казахстан
- 6.1. Основные исторические этапы развития прокуратуры
- 6.2. Принципы организации и правовые гарантии деятельности органов прокуратуры
- 6.3. Система и структура органов прокуратуры
- 6.4. Основные направления прокурорского надзора
- 6.5. Надзор за законностью в деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
- 6.6. Надзор за законностью в деятельности органов дознания и предварительного следствия
- 6.7. Участие прокурора в рассмотрении судом гражданских и уголовных дел
- 6.8. Надзор за законностью административного производства
- 6.9.Надзор за законностью исполнительного производства
- Глава 7 органы обеспечения национальной безопасности
- 7.1. Общая характеристика национальной безопасности
- Служба охраны Президента Республики Казахстан
- Служба внешней разведки «Сырбар»
- 7.2. Органы национальной безопасности. Задачи и функции
- 7.3. Права и обязанности органов национальной безопасности
- Глава 8 органы внутренних дел республики казахстан
- 8.1. Основные задачи, принципы и структура органов внутренних дел
- 8.2. Права и обязанности органов внутренних дел
- 8.3. Статус сотрудников органов внутренних дел
- Глава 9 органы выявления и расследования преступлений
- 9.1. Основные этапы становления и развития института органов расследования
- 9.2. Органы предварительного следствия
- 9.3. Органы дознания и их задачи
- 9.4. Органы оперативно-розыскной деятельности
- Глава 10 органы финансовой полиции республики казахстан
- 10.1. Основные задачи, система и организация деятельности органов финансовой полиции
- 10.2. Система и организация деятельности органов финансовой полиции
- 10.3. Правовое положение сотрудников органов финансовой полиции
- Глава 11 таможенные органы республики казахстан
- 11.1. Понятие и задачи таможенных органов
- 11.2. Принципы и система таможенных органов
- 11.3. Перемещение товаров и транспортных средств
- 11.4. Ответственность по таможенному праву. Обжалование решения, действий (бездействия) таможенного органа
- 11.5. Порядок прохождения службы в таможенных органах
- Глава 12 нотариат в республике казахстан
- 12.1. Становление и развитие нотариата в Республике Казахстан
- 12.2. Правовые основы и функции нотариата
- 12.3. Права, обязанности и ответственность нотариуса
- 12.4. Порядок совершения отдельных нотариальных действий
- Глава 13 адвокатура республики казахстан
- 13.1. Становление и развитие адвокатуры. Понятие и принципы ее организации и деятельности
- 13.2. Адвокат и его правовой статус. Организационная структура адвокатуры
- 13.3. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами
- Глава 14 правоохранительные органы зарубежных государств
- 14.1. Основные правовые системы мира
- 14.2. Правоохранительные органы Соединенных Штатов Америки
- 14.3. Правоохранительные органы Великобритании
- 14.4. Правоохранительные органы Франции
- 14.5. Правоохранительные органы Федеративной Республики Германии
- 14.6. Правоохранительные органы Японии
- 14.7. Правоохранительные органы стран снг
- Глава 15 международно-правовое сотрудничество правоохранительных органов
- 15.1. Правовая база международного сотрудничества. Значение и задачи международного сотрудничества с правоохранительными органами зарубежных стран
- 15.2. Международное сотрудничество правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью
- 15.3. Порядок рассмотрения поручений об оказании правовой помощи по уголовным делам
- Программа учебного курса
- Тема 3. Судебная система в Республике Казахстан
- Тема 4. Конституционный контроль в Республике Казахстан
- Тема 5. Органы юстиции Республики Казахстан
- Тема 6. Органы прокуратуры Республики Казахстан
- Тема 7. Органы обеспечения национальной безопасности
- Тема 8. Органы внутренних дел Республики Казахстан
- Тема 9. Органы, осуществляющие дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность
- Тема 10. Органы финансовой полиции
- Тема 11. Органы таможенного контроля Республики Казахстан
- Тема 12. Нотариат Республики Казахстан
- Тема 13. Адвокатура Республики Казахстан
- Тема 14. Правоохранительные органы зарубежных государств
- Тема 15. Международно-правовое сотрудничество правоохранительных органов
- Нормативные акты и литература
- Содержание
- Глава 1. Правоохранительная деятельность. Правоохранительные органы: понятие, основные признаки и задачи