4.1. Становление и развитие института конституционного контроля
Общепризнано, что фундаментальной основой функционирования государства является обеспечение верховенства Конституции. Все органы государственной власти, юридические и физические лица обязаны соблюдать предписания конституции, для чего во всех странах существует целая система, направленная на обеспечение верховенства основного закона, именуемая системой юридической охраны конституции. В настоящее время широкое развитие получил контроль за конституционностью законов и иных нормативных правовых актов. Его наличие стало обязательным атрибутом для любого государства, где соблюдение норм и принципов Конституции имеет непререкаемый характер.
Органы конституционного контроля решают, насколько новые или радикально обновленные общественные отношения в своем правовом регулировании отвечают конституционным требованиям. С одной стороны, конституционный контроль обеспечивает имплементацию в национальную правозащитную систему передовой мировой и зарубежной практики, связывая внутригосударственные конституционные императивы с межгосударственными универсальными нормами. С другой же, обеспечение конституционной законности в стране в области защиты прав человека, его законных прав и интересов основывается на внутригосударственной конституционной конструкции, формирующейся в русле исторической, политико-правовой парадигмы национального развития26.
В современных условиях можно выделить три модели конституционного контроля; американскую, континентальную и смешанную.
В американской модели конституционный контроль не выделяется из общего правосудия. Конституционный контроль, осуществляемый общими судами, главным образом получил распространение в странах англосаксонского права — США, Австралии, Аргентине, Бразилии, Малайзии, Мексике, Канаде, Индии, Японии, за исключением самой Великобритании. Аналогичная система контроля действует в Скандинавских странах — Дании, Исландии, Норвегии, Швеции,
В Великобритании принцип верховенства права никогда не был определен в каком-либо законодательном акте, поэтому суды не выполняют функции судебного контроля. Действия парламента, правительства и суда определяются неукоснительным соблюдением трех основополагающих принципов: разделения власти, верховенства парламента и господства права. Принцип верховенства парламента предполагает, что только парламент имеет право принимать законы и его законодательная компетенция ничем не ограничена. Защита конституционного строя, прав и свобод человека возложена на суды общей юрисдикции.
В США действует система конституционного контроля, основанная на судебном прецеденте. При рассмотрении судом уголовного и гражданского дела любая сторона в процессе может заявить о неконституционности применяемого закона. В этом случае начинается разбирательство о конституционности закона. Закон, признанный неконституционным, не применяется судами, административными и другими государственными органами.
Осуществление конституционного контроля не замыкается рамками судебного надзора — Основной Закон США содержит нормы, обосновывающие предпосылки для выполнения контрольных функций Конгрессом и Президентом.
Судебный конституционный контроль США:
имеет универсальный характер, ибо охватывает не только законы, но и все нормативно-правовые акты, правительственные распоряжения на всех уровнях осуществления власти;
контроль за конституционностью осуществляется деконцентрированно, то есть реализовывается время от времени, имеет сфокусированный характер, может производиться любым судом при рассмотрении любого дела, в котором затронут законный интерес гражданина;
закон имеет каузальную связь, то есть, возможен только при рассмотрении конкретного дела, когда налицо отсылка от конституции — проблема конституционности возникает подспудно, субсидиарно и является сопутствующей судебному процессу;
контроль имеет относительный характер, поскольку решения суда являются обязательными для спорящих сторон и не распространяются на всех субъектов правоприменительной деятельности27.
Континентальная (европейская) модель судебного конституционного контроля, имеющая существенные отличительные черты, именуемая в литературе «европейской» предполагает учреждение специализированных органов, организационно выделенных из судебной системы и рассматривающих исключительно конституционные вопросы. Так, в странах континентальной Европы конституционный контроль осуществляется с помощью специальных органов — конституционных судов и конституционных советов. Страны, относящиеся к европейской форме организации конституционного контроля, имеют более обширную базу нормативных форм, источников правового регулирования. В конституциях этих стран действует специальное законодательство, регламентирующее статус органов конституционного контроля. Данная модель в свою очередь имеет две основные разновидности: австрийскую континентальную модель, когда конституционные вопросы рассматриваются конституционными судами и французскую континентальную, основывающуюся на модели специального квазисудебного органа — Конституционного Совета.
Конституционные суды действуют в Австрии, Италии, Испании, ФРГ. Румынии, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии, Македонии, странах СНГ (за исключением Казахстана). Вопросы, входящие в компетенцию конституционных судов, можно разделить на три группы.
Первая группа включает вопросы конституционности правовых актов. В федеративных государствах конституционному надзору подвергаются и другие нормативные акты, как федерации, так и штатов.
Вторую группу составляют вопросы конституционности действий должностных лиц. Помимо функций конституционного контроля суды выполняют и другие задачи: рассматривают споры о компетенции высших органов государства, в федерациях — споры о разграничении компетенции между федерацией и ее субъектами, следят за правильностью выборов президента республики (иногда и депутатов парламента) и проведения референдума, рассматривают обвинения, выдвигаемые против президента и членов правительства и т. д.
В третью группу входит надзор за решениями общих судов по конституционным вопросам28.
В отличие от Верховных Судов, конституционные суды не рассматривают уголовных и гражданских дел и формируются на основе смешанного представительства с тем, чтобы обеспечить более широкий подход к рассматриваемым вопросам.
Европейская .модель в противовес американской является:
централизованной (поскольку контроль осуществляется специальным и единственным судом);
абстрактной (поскольку суд выносит постановление по поводу закона независимо от всех прочих судебных разбирательств);
носящей предварительный характер — действующей a priori (поскольку контроль осуществляется над еще не утвержденными законами).
В Российской Федерации институт конституционного контроля имеет особую историю становления. Конституционный суд в Российской Федерации был впервые создан в 1991 году, но затем, из-за того что стал вторгаться в политические процессы, деятельность его Указом Президента 21 сентября 1993 года была временно приостановлена.
После существенной реорганизации и уточнения компетенции, в соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 года, деятельность Конституционного Суда в 1994 году была возобновлена Федеральным Конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Конституционный суд Российской Федерации включает в сферу своей компетенции контроль всех законодательных и иных нормативных актов на уровне высших органов государственной власти и его функционально — контрольные параметры, в общем и в целом соответствуют мировым стандартам конституционного контроля.
Следует заметить, что Конституция РФ предусматривает также проверку Конституционным судом конституционности закона в связи с конкретными судебными делами — к примеру, по индивидуальной или коллективной жалобе.
Европейская модель конституционного контроля в процессе своего развития в некоторых странах приобрела новые черты. В таких странах как Франция, Алжир, Марокко, Мозамбик, Сенегал, Нигер, Коста-Рика, Эфиопия функции контрольного органа возложены на специальные органы несудебного характера. Согласно Конституции Франции органом конституционного контроля с 1958 года является Конституционный Совет.
В отличие от общих и конституционных судов Конституционный Совет является квазисудебным органом. Он рассматривает вопрос о конституционности закона или административного акта не путем обсуждения по правилам судебной процедуры, а посредством обсуждения доклада. Во Франции обращение в Конституционный Совет строго лимитировано временными рамками. В частности, запрос допускается только в короткий промежуток времени между голосованием закона в парламенте и его промульгацией. Функции Конституционного Совета Франции не ограничиваются контролем за конституционностью актов. Конституционный Совет рассматривает также конституционность регламентов палат; подлежащие ратификации международные договоры и соглашения, заключенные в рамках французского сообщества; вопросы контроля, связанные с проведением референдумов и выборов президента Республики:
Таким образом, на Конституционный Совет возложена функция обязательного предварительного контроля за конституционностью органических законов и регламентов палат парламента, а также факультативного предварительного контроля конституционности обычных законов.
В Казахстане, после принятия 25 октября 1990 года Декларации «О государственном суверенитете Каз ССР» для успешного строительства нового государства возникла необходимость создания института конституционного контроля. Конституционный закон «О государственной независимости», принятый 16 декабря" 1991 года (ст. 10) закрепил, что высшим органом судебной защиты Конституции является Конституционный Суд Республики Казахстан, тем самым определил организационно-правовую форму органа конституционного контроля.
В соответствии с указанными положениями 5 июня 1992 года были приняты Конституционные законы «О Конституционном Суде Республики Казахстан» и «О конституционном судопроизводстве в Республике Казахстан». 2 июля 1992 года Верховным Советом 12 созыва были избраны Председатель, заместитель Председателя и девять членов Конституционного Суда.
Круг субъектов обращения в Конституционный Суд тогда был очень широк. Конституционный Суд имел право рассматривать такие вопросы, которые не были подведомственны судам общей юрисдикции. В частности, осуществлял контроль в отношении нормативных актов Верховного Совета, Президента, Правительства, а также министерств и иных государственных органов. Одним из подведомственных ему вопросов были проверка конституционности не вступивших в силу международных договоров и иных обязательств Республики.
В законодательстве также было установлено право возбуждения конституционного производства Конституционным Судом по собственной инициативе — подвергнуть проверке любой нормативный акт либо правоприменительную практику, затрагивающую конституционные права человека, гражданина на предмет их соответствия Основному Закону. Однако позже такая норма была отменена.
В целях обеспечения конституционной законности и верховенства Конституции разрешались споры о соответствии Конституции Республики Казахстан актов государственных органов, а также практики применения конституционного законодательства Республики Казахстан, заложившие начало конституционного контроля в Республике.
Однако авторы новой действующей Конституции, пришли к выводу, что в условиях президентского правления, когда верховным арбитром в государстве является Президент, оптимальной моделью органа по обеспечению конституционной законности может служить Конституционный Совет.
Конституция Республики Казахстан, принятая 30 августа 1995 года, учредила новый орган конституционного контроля — Конституционный Совет Республики Казахстан. На сегодня Казахстан является единственным государством среди стран СНГ, где конституционный контроль осуществляется специально созданным государственным квазисудебным органом, не входящим в традиционную систему разделения государственной власти.
- С.Н. Мухаметалин
- Глава 1 правоохранительная деятельность. Правоохранительные органы: понятие, основные признаки и задачи
- 1.1. Правоохранительная деятельность.
- 1.2. Предмет курса, его цели. Виды правоохранительных органов
- 1.3. Правовая политика государства по совершенствованию правоохранительной деятельности
- Глава 2 судебная власть в республике казахстан
- 2.1. Понятие и основные признаки судебной власти
- 2.2. Правосудие: понятие и его принципы
- 2.3. Судопроизводство с участием присяжных заседателей
- Глава 3 судебная система в республике казахстан
- 3.1. Судебная система в Республике Казахстан
- 3.2. Правовой статус судей
- 3.3. Высший Судебный Совет. Союз судей. Третейские суды
- 3.4. Органы, осуществляющие организационное обеспечение
- Глава 4 конституционный контроль в республике казахстан
- 4.1. Становление и развитие института конституционного контроля
- 4.2. Порядок формирования и состав Конституционного Совета
- 4.3. Компетенция Конституционного Совета и формы ее реализации
- Конституционный контроль за проведением выборов и референдума
- Официальное толкование норм Конституции
- 4.4. Конституционное производство. Права и обязанности участников конституционного производства
- Глава 5 органы юстиции республики казахстан
- 5.1. Основные задачи и система органов юстиции
- 5.2. Основные функции органов юстиции.
- 5.3. Структура и функции органов юстиции в сфере уголовно-исполнительной деятельности
- 5.4. Права и обязанности сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Глава 6 органы прокуратуры республики казахстан
- 6.1. Основные исторические этапы развития прокуратуры
- 6.2. Принципы организации и правовые гарантии деятельности органов прокуратуры
- 6.3. Система и структура органов прокуратуры
- 6.4. Основные направления прокурорского надзора
- 6.5. Надзор за законностью в деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
- 6.6. Надзор за законностью в деятельности органов дознания и предварительного следствия
- 6.7. Участие прокурора в рассмотрении судом гражданских и уголовных дел
- 6.8. Надзор за законностью административного производства
- 6.9.Надзор за законностью исполнительного производства
- Глава 7 органы обеспечения национальной безопасности
- 7.1. Общая характеристика национальной безопасности
- Служба охраны Президента Республики Казахстан
- Служба внешней разведки «Сырбар»
- 7.2. Органы национальной безопасности. Задачи и функции
- 7.3. Права и обязанности органов национальной безопасности
- Глава 8 органы внутренних дел республики казахстан
- 8.1. Основные задачи, принципы и структура органов внутренних дел
- 8.2. Права и обязанности органов внутренних дел
- 8.3. Статус сотрудников органов внутренних дел
- Глава 9 органы выявления и расследования преступлений
- 9.1. Основные этапы становления и развития института органов расследования
- 9.2. Органы предварительного следствия
- 9.3. Органы дознания и их задачи
- 9.4. Органы оперативно-розыскной деятельности
- Глава 10 органы финансовой полиции республики казахстан
- 10.1. Основные задачи, система и организация деятельности органов финансовой полиции
- 10.2. Система и организация деятельности органов финансовой полиции
- 10.3. Правовое положение сотрудников органов финансовой полиции
- Глава 11 таможенные органы республики казахстан
- 11.1. Понятие и задачи таможенных органов
- 11.2. Принципы и система таможенных органов
- 11.3. Перемещение товаров и транспортных средств
- 11.4. Ответственность по таможенному праву. Обжалование решения, действий (бездействия) таможенного органа
- 11.5. Порядок прохождения службы в таможенных органах
- Глава 12 нотариат в республике казахстан
- 12.1. Становление и развитие нотариата в Республике Казахстан
- 12.2. Правовые основы и функции нотариата
- 12.3. Права, обязанности и ответственность нотариуса
- 12.4. Порядок совершения отдельных нотариальных действий
- Глава 13 адвокатура республики казахстан
- 13.1. Становление и развитие адвокатуры. Понятие и принципы ее организации и деятельности
- 13.2. Адвокат и его правовой статус. Организационная структура адвокатуры
- 13.3. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами
- Глава 14 правоохранительные органы зарубежных государств
- 14.1. Основные правовые системы мира
- 14.2. Правоохранительные органы Соединенных Штатов Америки
- 14.3. Правоохранительные органы Великобритании
- 14.4. Правоохранительные органы Франции
- 14.5. Правоохранительные органы Федеративной Республики Германии
- 14.6. Правоохранительные органы Японии
- 14.7. Правоохранительные органы стран снг
- Глава 15 международно-правовое сотрудничество правоохранительных органов
- 15.1. Правовая база международного сотрудничества. Значение и задачи международного сотрудничества с правоохранительными органами зарубежных стран
- 15.2. Международное сотрудничество правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью
- 15.3. Порядок рассмотрения поручений об оказании правовой помощи по уголовным делам
- Программа учебного курса
- Тема 3. Судебная система в Республике Казахстан
- Тема 4. Конституционный контроль в Республике Казахстан
- Тема 5. Органы юстиции Республики Казахстан
- Тема 6. Органы прокуратуры Республики Казахстан
- Тема 7. Органы обеспечения национальной безопасности
- Тема 8. Органы внутренних дел Республики Казахстан
- Тема 9. Органы, осуществляющие дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность
- Тема 10. Органы финансовой полиции
- Тема 11. Органы таможенного контроля Республики Казахстан
- Тема 12. Нотариат Республики Казахстан
- Тема 13. Адвокатура Республики Казахстан
- Тема 14. Правоохранительные органы зарубежных государств
- Тема 15. Международно-правовое сотрудничество правоохранительных органов
- Нормативные акты и литература
- Содержание
- Глава 1. Правоохранительная деятельность. Правоохранительные органы: понятие, основные признаки и задачи