logo search
KONSTIT_PR_GOS__VOPROS_2011

Конституционное право на собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.

Статья 31 Конституции Российской Федерации 1993 года определяет и закрепляет за каждым гражданином России право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования. Это положение Конституции соответствует международным стандартам в области политических прав человека.

Так, в ч. 1 ст. 20 Всеобщей декларации прав человека установлено, что «каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций»[1]. В ст. 21 Международного пакта о гражданских и политических правах «признается право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц»[2]. Согласно ст. 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, «каждый человек имеет право на свободу мирных собраний»[3].

Возникает вопрос: как на практике реализуется данное право? Называть российское общество аполитичным было бы некорректно. Вместе с тем говорить о политической активности в нашем обществе, и о гражданском обществе в частности, в том смысле, как мы его понимаем исходя из опыта зарубежных стран, преждевременно. Российская демократия еще слаба. И события, происходящие в настоящее время, являются своего рода лакмусовой бумагой. Многие граждане последний год с неподдельным интересом следят за политической ситуацией в стране.

В связи с проведением выборов в представительные органы власти, в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, а затем и выборов Президента России именно эта статья Конституции,

а также Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54‑ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»[4] не раз проверялись на прочность. Данный Закон направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования — публичные мероприятия. Под последними понимаются открытые, мирные, доступные каждому акции, осуществляемые по инициативе граждан России, политических партий, других общественных и религиозных объединений. Целью публичных мероприятий является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, культурной жизни страны и вопросам внешней политики. Для более точного и ясного представления о различиях форм публичных мероприятий необходимо обратиться к ст. 2 Закона, в которой даны их определения.

Собрание — это совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких‑либо общественно значимых вопросов.

К митингам относятся массовые присутствия граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

Демонстрации представляют собой организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.

Шествие — это массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким‑либо проблемам.

Пикетирование определяется как форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

Для проведения публичных мероприятий требуется соблюдение Конституции РФ, федеральных законов (в частности, ст. 31, а также положений п. 2 ст. 29: «Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду…»), иных законодательных актов РФ. Кроме этого, необходима четкая организация проведения публичных мероприятий, которая может быть выражена:

- в оповещении возможных участников публичного мероприятия и подаче уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления;

- в проведении предварительной агитации;

- в изготовлении и распространении средств наглядной агитации;

- в других действиях, не противоречащих законодательству Российской Федерации, совершаемых в целях подготовки и проведения публичного

мероприятия.Федеральное законодательство определяет множество критериев для организации публичных мероприятий. Во-первых, возрастной ценз, устанавливающий возможность принимать активное участие в публичных мероприятиях. Так, организаторами митингов и собраний могут быть лица, достигшие 16‑летнего возраста.

Организаторами же демонстраций, шествий и пикетирований — граждане, достигшие 18‑летнего возраста. По субъектному составу организаторами публичных мероприятий могут выступать политические партии, другие общественные и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия. Не могут быть организаторами публичных мероприятий лица, признанные судом недееспособными либо ограниченно дееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда; политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, деятельность которых приостановлена или запрещена либо которые ликвидированы в установленном законом порядке. Не так давно предлагалось внести поправки в соответствующий федеральный закон. Уже принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации, закон запрещал гражданам, имеющим административные взыскания за нарушения организации и проведения митингов, организовывать новые митинги. В конечном итоге Президент РФ Д. А. Медведев наложил вето на закон. Организаторы публичного мероприятия обязуются:

- подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия;

- не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия;

- обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления;

- требовать от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия. Лица, не подчинившиеся законным требованиям организатора публичного мероприятия, могут быть удалены с места проведения данного публичного мероприятия;

- обеспечивать в пределах своей компетенции общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», выполнять эту обязанность совместно с уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и уполномоченным представителем органа внутренних дел, выполняя при этом все их законные требования;

- приостанавливать публичное мероприятие или прекращать его в случае совершения его участниками противоправных действий;

- обеспечивать соблюдение установленной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления нормы предельной заполняемости территории (помеще-

ния) в месте проведения публичного мероприятия;

- обеспечивать сохранность зеленых насаждений, помещений, зданий, строений, сооружений, оборудования, мебели, инвентаря и другого имущества в месте проведения публичного мероприятия;

- довести до сведения участников публичного мероприятия требование уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о приостановлении или прекращении публичного мероприятия;

- иметь отличительный знак организатора публичного мероприятия. Уполномоченное им лицо также обязано иметь отличительный знак.

Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» устанавливает требования к уведомлению о проведении публичного мероприятия. В частности, такое уведомление

о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения. В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:

- цель публичного мероприятия;

- форма публичного мероприятия;

- место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников;

- дата, время начала и окончания публичного мероприятия;

- предполагаемое количество участников публичного мероприятия;

- формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;

- фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;

- фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;

- дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия (ст. 7 Закона).